Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтетический романтизм

План

Творчество М.Ю. Лермонтова

ЛЕКЦИЯ № 4

(1814–1841)

1. Биография М.Ю. Лермонтова

2. Проблема творческого метода.

3. Раннее творчество Лермонтова. Ранние романтические поэмы.

4. Поздние поэмы Лермонтова.

5. Роман «Герой нашего времени»: главный герой, особенности композиции, соотношение реализма и романтизма.

1. Биография М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А.Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.

По отцовской линии предком поэта был шотландец Георг Лермонт, в начале XVII в. перебравшийся в Россию. С материнской стороны писатель приходился родственником Арсеньевым и богатым помещикам Столыпиным.

В 1828 г. он зачислен в Московский университетский благородный пансион.

В 1830 г. по распоряжению Николая I Московский университетский пансион преобразован в гимназию, после чего Лермонтов оттуда отчислился и поступил в Московский университет.

В 1832 г. Лермонтов ушел из университета по собственному желанию и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. В 1834 г. он произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

В 1837 г. после дуэли А. С. Пушкина с Ж. Дантесом Лермонтовым было написано стихотворение «Смерть поэта», содержавшее выпады в адрес высших кругов. Это стихотворение мгновенно разошлось по Петербургу и стало поводом для ареста Лермонтова, а потом для перевода в Нижегородский драгунский полк и ссылки на Кавказ в качестве наказания. Ссылка продлилась с весны до осени 1837 г.

В феврале 1840 г. Лермонтов участвовал в дуэли с сыном французского посла Э. де Барантом. Из-за дуэли Лермонтов был переведен в Тенгинский пехотный полк и опять отправлен в ссылку на Кавказ.

В июле 1841 г., находясь на лечении в Пятигорске, Лермонтов поссорился

с Н. С. Мартыновым, который вызвал поэта на дуэль. Дуэль закончилась смертью Лермонтова, Мартынов отделался разжалованием и коротким пребыванием на гауптвахте.

 

2. Проблема творческого метода

Относительно художественного метода Лермонтова среди исследователей не сложилось единого мнения. Есть три точки зрения, каждая из которых имеет своих сторонников.

1. Сначала Лермонтов был романтиком, после 1837 г. в его творчестве появились реалистические принципы изображения мира и человека.

Эта схема была популярна преимущественно в советские времена, когда романтизм воспринимался как некий подготовительный этап на пути к подлинной творческой зрелости, т. е. к реалистическому искусству. В рамках данной концепции игнорируются романтические произведения, написанные Лермонтовым после 1837 г. (поэмы «Мцыри», «Демон»), а также не учитывается присутствие романтических элементов даже в тех произведениях, которые можно отнести к числу реалистических (роман «Герой нашего времени»).

2. Лермонтов – романтик, и всегда им был.

Сторонники этой точки зрения отрицают наличие элементов реализма в творчестве Лермонтова 2-й половины 1830-х гг.

3. До середины 1830-х гг. в творчестве Лермонтова преобладают романтические тенденции, во второй половине 1830-х гг. появляются элементы реализма, органически сочетающиеся с романтизмом.

Эта концепция наименее противоречива, потому что учитывает и присутствие романтизма в зрелом творчестве Лермонтова (после 1837 г.), и появление и усиление реалистических черт в его произведениях конца 1830-х гг.

Творчество Лермонтова относится ко второму этапу развития русского романтизма (после 1825 г.), который отмечен пессимистическими настроениями в связи с поражением декабрьского восстания.

Романтизм Лермонтова представляет собой самостоятельное течение в рамках русского романтизма. По характеру это синтетический романтизм, как и романтизм Пушкина, сочетающий в себе сразу несколько составляющих.

– Влияние декабристов.

1. Отстаивание политических свобод («Жалобы турка» (1829)).

2. Идея народности как осознание национальной специфики (в отдельных произведениях подчеркивается героизм русских как их национальное качество (например, в «Бородино»), большое внимание уделяется воссозданию национального кавказского колорита в соответствующих произведениях).

3. Концепция избранничества, уверенность в собственном уникальном предназначении, типичная для психологии членов декабристских тайных организаций.

– Философская составляющая.

1. Серьезное воздействие на мировоззрение Лермонтова оказало русское шеллингианство, т. е. трансформация на русской почве учения немецкого философа Ф. В. Шеллинга. С шеллингианцами Лермонтов контактировал во время учебы в Московском университете и в университетском пансионе.

2. Одной из важнейших в творчестве Лермонтова является тема самопознания, философского осмысления личности.

3. Мир в произведениях писателя показан как совокупность предметов и явлений, между которыми необходимо нащупать взаимосвязь.

4. Приоритетной в человеке признается духовная составляющая.

– Влияние Дж. Г. Байрона.

1. Основным типом, представленным в произведениях Лермонтова, особенно в поздних, является «байронический герой» (одинокая, бунтующая, разочарованная в жизни личность).

2. Национальная обусловленность характера, национальный колорит по образцу произведений Байрона.

3. Страсти байроновского типа как движущая сила действия.

4. Лермонтов в ранних произведениях достаточно часто заимствовал сюжеты у Байрона (например, заимствования из «Восточных поэм» Байрона широко представлены в ранних поэмах Лермонтова).

– Влияние А. С. Пушкина.

Главным образом, это влияние заметно в раннем творчестве, когда Лермонтов активно заимствует сюжеты и мотивы пушкинских произведений (преобладает историческая и кавказская тематика).

Творчество Лермонтова традиционно принято делить на раннее и зрелое. Водораздел между двумя периодами пролегает по середине 1830-х гг. Своеобразным рубежом исследователи считают стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное под впечатлением от смерти А. С. Пушкина на дуэли. Как уже говорилось выше, в раннем творчестве Лермонтова преобладали романтические элементы и присутствовала тяга к некоторой подражательности, шаблонности, тогда как зрелое творчество отличается проникновением реалистических черт, а также гораздо более самостоятельно и демонстрирует нестандартный подход к романтическим штампам, авторское осмысление романтических мотивов и образов.

Едва ли к чему-либо так пристрастилось сердце Лермонтова, как к Кавказу. На него он излил всю свою любовь, им он дышал. Кавказ открыл ему свои объятия, величественные, как душа поэта, и объятия эти заменили ему ласки рано умершей матери, а позднее - любовь родной души, дружбу близких и далекую родину. «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, вы носили меня на своих одичалых хребтах; облаками меня одевали; вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе...".

В 1830 году в упомянутых черновых тетрадях через несколько страниц после воззвания к Кавказу он посвящает ему же еще стихотворение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программные системы IDEF0 | Люблю я Кавказ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.