Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. 3 страница




1) брокеры, которые заключают биржевые сделки в интересах третьих лиц по поручению своих клиентов. В соответствии со ст. 3 Закона "О рынке ценных бумаг" <1> брокерской признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

2) дилеры, которые осуществляют деятельность, не являющуюся посреднической, т.е. приобретают биржевой товар не в интересах третьих лиц, а в собственных интересах, от своего имени и за свой счет. В соответствии со ст. 4 Закона "О рынке ценных бумаг" дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Особыми субъектами биржевой деятельности являются биржевые маклеры и биржевые брокеры.

Маклер - это лицо, являющееся посредником между продавцом и покупателем товаров, либо лицо, постоянно (систематически) и профессионально осуществляющее посреднические функции при покупке или продаже товаров, страховых услуг либо ценных бумаг, способствующее заключению договоров купли-продажи путем сведения контрагентов (потенциальных партнеров) по сделке. Маклер является только коммерческим посредником и не имеет права заключать сделки самостоятельно и от своего имени. Задача маклера состоит в содействии, так называемом сопровождении сделки, направленном на скорейшее заключение договора между потенциальным продавцом и покупателем, осуществляемое за маклерское вознаграждение, выплачиваемое продавцом или покупателем. Размер вознаграждения маклера напрямую зависит от суммы сделки, заключенной сторонами договора.

В России под маклером понимается сразу несколько видов деятельности.

1. Биржевой маклер - по сути, представитель биржи. Он выполняет информационную функцию: оглашает предложения, фиксирует сделки, следит за деятельностью брокеров. Маклер на бирже осуществляет аудиторские функции: проверяет правильность и законность сделок.

2. Риелторы - посредники между продавцом и покупателем в сделках с недвижимостью. Риелторская деятельность в силу особенностей предмета продажи не относится к коммерческой деятельности.

3. Страховой маклер - юридическое или физическое лицо, посредник между страхователем и страховщиком. Страховой маклер, исполняя функции посредника, оказывает услуги страхователю в получении страхового возмещения. Одновременно страховой маклер состоит в отношениях по договору комиссии со страховщиком, получая от него комиссионное вознаграждение за уплату страхователем страховой премии. В соответствии с п. 2 ст. 184 ГК РФ подобное одновременное коммерческое представительство страхового маклера должно осуществляться с одновременного согласия обеих сторон страхового правоотношения. Главное отличие маклера от страхового агента - независимость его мнения от интересов страховой компании. Страховые маклеры могут принимать участие в коммерческой деятельности, если предметом страхования является товар.

Из всех видов маклеров только биржевых маклеров можно признать полноценными субъектами коммерческой деятельности. К биржевому маклеру предъявляются жесткие требования: он должен иметь высшее профессиональное образование и дополнительную специальную подготовку или среднее профессиональное образование, дополнительную специальную подготовку и стаж работы по специальности не менее двух лет. Кроме этого маклер должен знать законодательные акты, нормативные и методические материалы, касающиеся коммерческой деятельности, рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, правила организации и ведения бизнеса, виды биржевых сделок, навыки делового общения, методы изучения конъюнктуры рынка, его потенциала и тенденций развития, организацию деловых контактов и биржевых сделок, основы социальной психологии, методы определения качества и порядок установления цен на сырье, оборудование, продукцию, имущество, услуги, правила определения размера комиссионных выплат по заключаемым договорам, порядок составления документации при оформлении сделок, гражданское и трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда <1>.

--------------------------------

<1> Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37). 4-е изд., доп. // СПС "Гарант".

 

В прямые обязанности маклера входит: 1) оказание посреднических услуг при заключении коммерческих сделок, осуществляемых на биржах; 2) обеспечение сокращения срока реализации сделки и получение максимального дохода; 3) изучение коммерческой информации, качественных характеристик сырья, оборудования, продукции, являющихся предметом сделки; 4) анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, информации о продаваемых товарах, требований покупателей; 5) прогноз изменения цен и спроса на товары; 6) осуществление переговоров с клиентами о заключении договоров, осмотр товаров, оценка их стоимости; 7) участие в экспертизе и проверке качества сырья, материалов, продукции, определении и согласовании цены, условий купли-продажи и ее оформление; 8) обеспечение соответствия заключаемых договоров правовым нормам, надлежащее оформление необходимых документов согласно требованиям, установленным законом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Татарников М.А. Сборник должностных инструкций работников торговли и общественного питания. М.: Инфра-М, 2005.

 

Особенности правового положения биржевых маклеров заключаются в следующем: 1) маклер является должностным лицом биржи; 2) маклер выступает от имени и за счет биржи; 3) маклер может содействовать обоим контрагентам; 4) маклер должен выполнять поручение добросовестно, беспристрастно, соблюдая интерес равно обеих сторон.

Маклерская деятельность может осуществляться не только в условиях биржи, но и вне ее - на торговых рынках. Субъекты, осуществляющие такую деятельность, называются товарными маклерами. В законодательствах Франции, Германии, Швейцарии, Италии посреднические отношения маклеров урегулированы нормами о маклерском договоре. К его особенностям относятся: 1) разовость оказания услуг; 2) ограничение деятельности маклера стадиями подготовки и заключения договора; 3) отсутствие представительских полномочий. В Германии деятельность маклера регламентирована Разделом 8 Книги I ГТУ (Германское торговое уложение), и согласно определению, содержащемуся в § 93 ГТУ, им является "тот, кто для других лиц, не являясь постоянно уполномоченным ими на основе договорных отношений, профессионально принимает на себя посредничество при договорах о приобретении или отчуждении товаров или ценных бумаг, о страховании, о грузовых перевозках, о найме судов либо о прочих объектах торгового оборота, имеет права и обязанности маклера" <1>.

--------------------------------

<1> Германское право: Германское торговое уложение и другие законы: Ч. 2 / Пер. с нем.; науч. конс. А.С. Комаров. М.: МЦФЭР, 1996. С. 42 - 43.

 

Деятельность торгового маклера внешне сходна с деятельностью торгового представителя (агента), но имеет ряд существенных отличий: 1) торговый агент (представитель) уполномочен на торговое представительство постоянно, тогда как торговый маклер не связан со своим контрагентом длительными взаимоотношениями <1>; 2) торговый маклер, так же как и торговый агент, работает на результат, но в отличие от последнего маклер вправе требовать вознаграждения от обеих сторон контракта, если иное не вытекает из соглашения, либо местного обычая; 3) торговый маклер в отличие от торгового агента, посредничая, не заключает договоры. Он готовит текст договора, согласовывает его со сторонами и представляет сторонам на подпись в окончательном виде. Вместе с тем маклер несет ответственность перед сторонами за убытки, причиненные по его вине.

--------------------------------

<1> Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб.: Питер, 2003. С. 68.

 

ГК РФ, так же как и специальные акты гражданского законодательства, не содержит норм, регламентирующих правовое регулирование маклерского договора, несмотря на то, что посреднические операции такого рода широко распространены в отечественном торговом обороте.

Распространенный вид биржевых посредников - брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. Законом РФ "О товарных биржах" (ст. 9) брокерская деятельность определяется как деятельность по совершению биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОТ в качестве брокера, т.е. участника торгов, действующего в интересах и за счет другого лица, может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Главным отличием брокера от маклера является характер его деятельности: если маклер является только коммерческим посредником, то брокер может выполнять функции как посредника, так и представителя, т.е. может являться стороной в торговых сделках, совершая как фактические, так и юридические действия. Фактические действия выражаются, как правило, в поиске будущего контрагента, проведении предварительных переговоров, сведении сторон. Юридические действия (сделки, договоры) могут совершаться брокерами от собственного имени, но в интересах и за счет клиента.

На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

В соответствии со ст. 10 Закона "О товарных биржах" <1> на биржах действуют три типа брокеров:

--------------------------------

<1> Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" // СЗ РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

 

1) брокерские фирмы - организации, профессионально, на постоянной основе занимающиеся биржевым посредничеством, т.е. коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании соответствующей лицензии;

2) брокерские конторы, которые являются, как правило, филиалами брокерских фирм и могут в пределах предоставленных им полномочий выполнять от имени фирмы определенные функции. С позиций ГК РФ брокерская контора как филиал юридического лица не является самостоятельным участником гражданских правоотношений и не может выступать в качестве стороны по сделкам, а также быть доверенным лицом, выполняющим поручения своих клиентов. Таким лицом может быть лишь организация, создавшая филиал или другое обособленное подразделение. Поэтому некоторые авторы не относят брокерские конторы к числу самостоятельных биржевых посредников <1>;

--------------------------------

<1> Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 61.

 

3) независимые брокеры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые приобрели право на участие в биржевой торговле в качестве члена биржи или постоянного посетителя.

Деятельность биржевых брокеров подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование деятельности биржевых брокеров осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле" <1>. Выдача лицензий участникам биржевой деятельности предусматривает наличие у них свидетельств о соответствующей государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, для независимых брокеров - п. 4 ст. 10 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле") или юридических лиц (например, брокерские фирмы - п. 1 ст. 11 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле"; ср. п. 1 ст. 8 и п. п. 1 и 2 ст. 9 законопроекта "О биржах и биржевой деятельности"). Поэтому без такой предварительной государственной регистрации лицензия считается незаконно выданной, а биржевая деятельность - незаконно осуществляемой.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3982.

 

Вне бирж посреднические услуги брокеров также достаточно распространены. Брокеры, осуществляющие свою деятельность вне товарных бирж на товарных рынках, называются товарными брокерами. Товарные брокеры также не состоят в длительных договорных отношениях с покупателями и продавцами, которым они оказывают услуги. Преимущества товарных брокеров заключаются в детальном знании рынка, на котором они специализируются, широких деловых связях, способности быстро выполнить отдельные поручения.

Размеры комиссионных, выплачиваемых брокерам, различаются между собой в зависимости не только от типа посредника, но и от вида продукции, ими реализуемой. Самые низкие комиссионные имеют брокеры, занимающиеся сбытом технически несложной, однородной продукции, прежде всего сырьевых товаров. На рынке машин, оборудования и комплектующих изделий вознаграждение, получаемое ими, существенно выше, однако этот рынок отличается и более высокими операционными расходами <1>.

--------------------------------

<1> Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999. Ч. I: Основы теории и организации. С. 72.

 

Брокерская деятельность осуществляется брокерской фирмой, брокерской конторой или независимым брокером посредством совершения биржевых сделок посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет, а также от своего имени и за счет клиента.

Брокерская деятельность осуществляется брокерской фирмой, брокерской конторой или независимым брокером. Несмотря на то что Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" <1> устанавливает, что брокерская деятельность осуществляется на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок, Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" не определяет конкретные виды договоров, оформляющих брокерскую деятельность. Поэтому на товарных биржах в отличие от валютных и фондовых в брокерском посредничестве может использоваться любая из договорных моделей представительства, предусмотренных в ГК РФ, включая их смешанные варианты, а также непоименованные типы договорных конструкций, например специальный договор на брокерское обслуживание.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

Брокерское посредничество предусматривает оказание услуг на условиях, выработанных контрагентами. Объем и характер посредничества брокера определяются договорной конструкцией, используемой сторонами для осуществления посреднической деятельности:

1) если отношения основаны на договоре поручения, поверенный совершает определенные юридические действия от имени и за счет доверителя (ст. 971 ГК РФ);

2) если используется договор комиссии, то комиссионер заключает сделки от собственного имени в интересах комитента (ст. 990 ГК РФ);

3) при осуществлении посредничества путем заключения договора агентирования агент выполняет юридические и иные действия:

от своего имени, но за счет принципала;

от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Дайте общую характеристику системы посредничества в коммерческих отношениях.

2. Как соотносятся категории "посредничество" и "представительство"?

3. В чем состоят особенности посредничества в торговом обороте и какие выделяют его виды?

4. Сопоставьте договоры поручения, комиссии и агентирования.

5. Что входит в содержание биржевого посредничества?

6. Назовите виды биржевых сделок.

 

Рекомендуемая литература

 

Авилов Т.Е. Агентирование (гл. 52) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Тексты, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996.

Андреева Л.В. Торговое посредничество: понятие и правовые формы осуществления // Российская юстиция. 1994. N 7.

Андреева Л.В. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

Белов А.П. Посредничество во внешней торговле // Право и экономика. 1998. N 8.

Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных государств ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ). М., 2009.

Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М., 2001.

Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. N 3.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг" (книга 3) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание исправленное и дополненное).

 

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М., 2004.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Н.Г. Вилковой "Договорное право в международном обороте" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2004.

 

Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002.

Договоры в предпринимательской деятельности // Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М.: Статут, 2008.

Егоров А.В. Понятие посредничества в гражданском праве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2002.

Егоров А.В. Предмет договора комиссии // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2002. Вып. 5.

Илюшина М.Н. О новых договорных конструкциях в коммерческом обороте // Вестник Российской правовой академии. 2007. N 3.

Кархалев Д. Обязательство из действий в чужом интересе без поручения // Законность. 2008. N 12.

Комаров А.С. Правовые формы внешнеэкономической деятельности // Совместные предприятия, международные объединения и организации на территории СССР. М., 1989.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А Хохлова. М., 1996.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2004.

Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб., 2003.

Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб., 1999.

Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997.

Ли А.С. Разграничение сделок представительства и посредничества // Законодательство и экономика. 1995. N 11 - 12.

Некоторые вопросы договорного права России и зарубежных стран / Отв. ред. д.ю.н., проф. Т.Е. Абова. М., 2003.

Обсуждение проблемных вопросов договора комиссии // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

Орлова О.А. Место и роль договора коммерческой концессии в системе гражданско-правовых договоров // Законодательство и экономика. 2003. N 6.

Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / Рук. авт. кол. д.ю.н. В.В. Залесский. М., 1999.

Петросян Э.С. Понятие и классификация биржевых сделок // Право и экономика. 2003. N 8.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2010.

Райников А.С. Соотношение договора коммерческой концессии со смежными гражданско-правовыми институтами // Вестник гражданского права. 2008. N 3.

Руденко А.В. О дистрибьюторском договоре // Юрист. 2006. N 8.

Саркисян М.Р. Институт торгового посредничества // Журнал российского права. 2002. N 3.

Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8.

Сафиуллина Г.Д. Предмет агентского договора и основные идеи представительства: сравнительно-правовой аспект // Цивилистические записки: Межвузовский сборник научных трудов. М.; Екатеринбург, 2005. Вып. 4.

Сирик Н.В. Особенности договора агентирования в туристской деятельности // Современное право. 2006. N 9.

Сойфер Т.В. Сделки в биржевой торговле: Автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 1996.

Сохновский А.Ф. Правоотношения торгового посредничества между социалистическими организациями // Правоведение. 1976. N 5.

Станкевич А.В. Договор комиссии: проблемы правоприменения // Право и экономика. 2008. N 8.

Суханов Е.А. Агентский договор // Вестник ВАС РФ. 1999. N 12.

Трахтенгерц Л. Договор коммерческой концессии (новая концепция) // Хозяйство и право. 2007. N 4.

Яковлев В.Ф. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.В. Садиков. М., 2004. Гл. 24 - 27.

 

Глава 10. СЕРВИСНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

 

10.1. Понятие и система сервисных обязательств

 

Оптовая торговля не состоит исключительно из цепочки последовательных перепродаж товара от его производителя до конечного потребителя. В процессе осуществления торговой деятельности товар нуждается в физическом перемещении в пространстве, накапливании на складах, определенных условиях хранения, сортировке в партии, погрузке, охране и многих других необходимых действиях, без осуществления которых доставка его до конечного потребителя в итоге оказалась бы невозможной. Все эти действия в сфере торговли, где действуют профессиональные предприниматели, осуществляются на договорной основе. Гражданско-правовые договорные конструкции составляют не только ядро операций по купле-продаже товаров, но также совершенно необходимы для обеспечения реализации товаров на оптовых рынках. Эти договоры выполняют функции обслуживания потребностей рыночных торговцев, поэтому их можно характеризовать как "сервисные" (обслуживающие) торговые обязательства.

В связи с тем что договорные конструкции, предстающие в торговом обороте как сервисные обязательства, широко используются в гражданском праве, следует отметить ряд их отличительных особенностей в коммерческом праве:

1) объектом сервисных договорных обязательств в торговле являются различные действия, не направленные непосредственно на реализацию товаров, т.е. на заключение и исполнение отчуждательных договоров. Таким образом, все договорные модели, направленные на передачу имущества в собственность или во временное пользование, поименованные в ГК РФ, не включаются в систему сервисных торговых договоров. Ряд обязательств, широко используемых в торговле, направлен на выполнение работ (например, маркетинговые работы, такелажные работы и др.). Другие виды сервисных договоров по своей правовой природе являются обязательствами по оказанию услуг (хранение, страхование, логистика и т.д.);

2) материальным предметом сервисных торговых обязательств всегда является предмет отчуждательных коммерческих договоров - товар. Этот признак является критериальным для дифференциации торгового обязательства от обязательства иного вида. Эти виды договоров не просто связаны с торговым оборотом, но и обслуживают те виды имущества, которые являются предметами торгового обращения;

3) все виды сервисных договорных обязательств являются дополнительными (вспомогательными) по отношению к обязательствам, связанным с отчуждением товаров. Однако это означает, что все эти договоры носят признаки акцессорных (зависимых) сделок по отношению к договорам купли-продажи. Из этого следует важный вывод, что действительность сервисных договоров не зависит от действительности соответствующих договоров купли-продажи. С другой стороны, сервисные обязательства могут являться элементами составных договорных конструкций, например договоров в пользу третьего лица или обязательств с участием третьего лица, таких, к примеру, как договор перевозки грузов;

4) важным отличием сервисных обязательств является то, что они не имеют непосредственного отношения к смене собственников товара. Эти обязательства протекают параллельно с обязательствами по купле-продаже, абсолютно не соприкасаясь с ними в сфере вещных прав собственности на товары;

5) сервисные договоры соответствуют всем признакам коммерческих договоров: это обязательства возмездные, встречные, направленные на извлечение прибыли, обеими сторонами которых являются профессиональные предприниматели;

6) эти обязательства отличаются тем, что они направлены на достижение специальной цели - продвижение товаров на оптовых рынках, которое осуществляется посредством: физического перемещения товаров; обеспечения их сохранности, качества и безопасности; организации товаропотоков и оптимизации сбыта товаров.

По юридико-экономическому признаку, а также по своей направленности сервисные обязательства бывают двух видов: направленные на выполнение работ и на оказание услуг. Работы в свою очередь могут иметь материальный результат (отчет при проведении маркетинговых исследований, рекламный продукт), а могут и не иметь такового (такелажные работы, погрузочные работы). Услуги, осуществляемые в сфере торговли, могут представлять собой деятельность по хранению товаров, их страхованию, по перевозке грузов, логистике, транспортной экспедиции, коммерческой концессии и др.

Более наглядной является классификация сервисных торговых обязательств по их функциональной направленности:

1) транспортные обязательства. К этой группе относятся все виды грузовых перевозок, такелажные и погрузочно-разгрузочные работы, а также связанные с этим договоры транспортной экспедиции. К разряду транспортных обязательств в торговле также относятся транспортные услуги транспортных организаций за перевозку товаров (перевозка, подача вагонов, взвешивание грузов и пр.); услуги организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, экспедиционные операции и другие услуги;

2) обязательства, направленные на обеспечение материальных интересов собственников товаров. Эта группа сервисных обязательств имеет целью сохранение товаров в процессе их продвижения к конечному потребителю. Сохранность товаров находится в непосредственной связи с обеспечением их безопасности, которая включает не только необходимость соблюдения требований, связанных непосредственно с хранением товаров, но также и услуги по их охране. Существенное значение в обеспечении качества товаров должно уделяться условиям их хранения и транспортировки, исполнению требований государственных стандартов и регламентов, установленных законом. Материальные интересы собственников защищаются не только посредством обеспечения сохранности товара, но и путем осуществления услуг по их страхованию, а также по страхованию ответственности как самих продавцов, так и коммерческих представителей и исполнителей сервисных обязательств;

3) обязательства, направленные на организацию товаропотоков и осуществление контроля движения товаров. Основу этой группы договоров составляют так называемые организационные договоры <1>, целью которых является обеспечение общих условий взаимосвязанной деятельности субъектов торговли. К такого рода обязательствам относятся договоры о взаимосвязанной деятельности субъектов рынка, договоры на организацию сбыта товаров и обеспечение материальными ресурсами, обязательства по организации перевозок и узловые соглашения, соглашения органов государственной и муниципальной власти с субъектами рынка по организации торговой деятельности и многие другие виды соглашений. Особым видом этой группы отношений являются услуги в области логистики, направленные на управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения;

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 313 - 321.

 

4) обязательства, направленные на информационное обеспечение торговли. К числу таких сервисных обязательств относятся работы по проведению маркетинговых исследований возможности осуществления и оптимизации продаж различных видов товаров; разработка, производство и распространение рекламной продукции, информационно-консультативное обеспечение торговой деятельности, направленное на доведение информации до субъектов торговой деятельности, проведение консультаций и экспертиз в отношении различных видов товаров и коммерческой деятельности; а также договор коммерческой концессии, предназначенный для передачи делового опыта, навыков и знаний в определенной области коммерческой деятельности с предоставлением возможности пользования фирменным наименованием, товарными знаками и ноу-хау их правообладателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.