Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирования конкурентной среды на товарных рынках




В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Глава 12. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

 

12.1. Основные понятия конкурентного права

 

12.1.1. Понятие и роль конкуренции на товарных рынках

 

"Термин "конкуренция" (от лат. concurrentia - сталкиваться) означает соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка, это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли" <1>.

--------------------------------

<1> Владимирова П.М. Конкуренция в российском законодательстве: историко-правовой аспект // История государства и права. 2007. N 17. С. 8.

 

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. Конкуренция "правит" рыночной экономикой и выступает необходимым ее элементом.

Конкуренция определяется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 ЗоЗК).

Под конкуренцией в широком смысле слова предлагается понимать процесс соперничества (борьбы) хозяйствующих субъектов за преимущества на рынке с использованием различных методов. В узком смысле слова (в целях законодательства) конкуренция может быть определена как "процесс соперничества на рынке между хозяйствующими субъектами (группами лиц) за достижение преимуществ с целью получения наиболее выгодных условий сбыта товаров в пределах, установленных законом" <1>. Конкуренция возникает, если хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность на определенном товарном рынке исходя из принципа соперничества и при условии, что каждый из них должен единолично влиять на общие условия такого рынка.

--------------------------------

<1> Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. М., 2008. С. 23 - 24.

 

Добросовестная конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов.

Принципы правового регулирования конкурентных отношений определены Конституцией РФ:

1. Статья 8 Конституции РФ закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции.

2. Пункт 2 ст. 34 Конституции РФ устанавливает запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

3. Статья 74 Конституции РФ запрещает на территории Российской Федерации установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, признавая существование единого экономического пространства в государстве необходимым условием поддержания конкуренции.

В целях установления правовых основ регулирования конкурентных отношений и пресечения недобросовестной конкуренции на товарных рынках принят ряд Законов: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. <1> N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон от 17 августа 1995 г. <2> N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

--------------------------------

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ от 18 апреля 1991 г. N 16. Ст. 499 (в настоящее время практически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

<2> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

 

Условия возникновения конкуренции на товарных рынках:

1) наличие на рынке большого количества продавцов товаров. Конкуренция в отличие от монополии предполагает существование на рынке нескольких взаимодействующих между собой субъектов, тогда как монополизированный рынок, как правило, представлен только одним субъектом;

2) свобода выбора коммерческой деятельности продавцов товаров. Каждый из продавцов может вступать в связи с теми субъектами рынка и в том порядке и на таких условиях, какие представляются ему наиболее выгодными с коммерческой точки зрения;

3) соответствие спроса предложению. Продавец должен выходить с товаром на рынки, которые обеспечены потребительским спросом, и, напротив, покупатели должны иметь выбор различных товаров различных производителей. Дефицит товара ограничивает свободу конкуренции.

Функции конкуренции на рынках товаров:

1. Функция регулирования. Конкуренция призвана регулировать ассортиментные и качественные характеристики товаров с целью достижения их наибольшего соответствия требованиям покупателей на конкретном рынке. Конкуренция является важнейшим ценообразующим фактором рынка.

2. Функция мотивации. Конкуренция, с одной стороны, предоставляет продавцам шанс извлечения прибыли, большей, чем у конкурентов, что является серьезным внутренним стимулом для развития товарного рынка. С другой стороны, продавец постоянно подвержен риску, связанному с неверной оценкой рыночной ситуации, изменением спроса покупателей и общей экономической ситуации на макроуровне, что сдерживает его от неоправданной рискованной торговой политики. Конкуренция позволяет стимулировать предпринимателей к выпуску наилучшей по качеству и цене продукции и снижению издержек производства. Также и торговля конкурентоспособной продукцией позволяет оптовым продавцам в условиях конкуренции получать наибольшую прибыль. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.

3. Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди цепочки продавцов, посредников и покупателей на оптовых рынках, включенных в процесс продвижения товара от производителей к конечным потребителям. Это соответствует существующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

4. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономические возможности каждого продавца на торговом рынке. В то же время конкуренция в отличие от монополии предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Конкурентный механизм не позволяет какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свои условия. Чем совершеннее конкуренция, тем объективнее ценообразование.

5. Функция учета интересов потребителей. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. В условиях конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы - что, зачем и для кого производить.

6. Функция расщепления экономической власти. В условиях монополии потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые монополизированным рынком условия, либо остаться без необходимого ему товара. На конкурентном рынке экономическая власть расщеплена, потребитель контактирует с большим количеством поставщиков аналогичных товаров и может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

7. Стимулирующая функция. Посредством конкуренции оптовые продавцы контролируют деятельность друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек торговли, улучшению качества обслуживания и внедрению в практику торговой деятельности достижений научно-технического прогресса.

8. Охранительная функция. Конкуренция выполняет также специфическую функцию обеспечения безопасности предпринимателей. Наличие на том или ином рынке значительного количества конкурентов не позволяет одному из конкурентов физически уничтожить остальных своих оппонентов, делая эту задачу бессмысленной. Напротив, в условиях монополизма криминализация рынка повышается и борьба за сферы влияния ведется вооруженным путем.

 

Классификация торговых рынков

по степени развитости конкуренции

 

По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Степень свободы субъектов торговых рынков определяется в свою очередь их моделью.

При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. По степени развитости конкуренции на товарных рынках выделяется четыре основные модели рынка:

Рынок со свободной (совершенной) конкуренцией. Подобную модель рынка можно также именовать мультиполией, подчеркивая многополярность возможных воздействий большого количества продавцов на потенциальных потребителей. Для такого рынка характерно максимальное расщепление экономической власти его субъектов, а механизмы конкуренции работают с наибольшей эффективностью. На таких рынках взаимодействует множество продавцов, которые не имеют возможности диктовать свою волю потребителям. Товарный рынок со свободной конкуренцией характеризуется:

а) торговлей стандартными товарами;

б) отсутствием препятствий для вступления в него;

в) полной доступностью экономической информации о рынке;

г) отсутствием контроля над ценообразованием;

д) примером такого рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.

Рынок монополистической конкуренции, на котором функционирует много продавцов, однако много действительных или воображаемых различий товаров, поэтому каждый из продавцов обладает небольшой частичкой монопольной власти <1>. Специфика такого рынка определяется тем, что:

--------------------------------

<1> См.: Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. М., 2002. С. 221.

 

а) на нем действует большое количество продавцов, посредников и покупателей товаров;

б) товары носят дифференцированный характер;

в) условия вступления в такой рынок достаточно простые;

г) доступность экономической информации несколько ограничена;

д) в сравнительно узких рамках осуществляется незначительный контроль над ценообразованием;

е) примером такого рынка может служить рынок товаров легкой промышленности.

Рынок с ослабленной конкуренцией (олигополия). Для таких рынков характерны следующие особенности:

а) торговля стандартными или дифференцированными товарами;

б) субъекты торговли имеют существенные препятствия для своего вступления в эти рынки;

в) существенно ограничена доступность экономической информации на товарных рынках;

г) на них осуществляется ограниченный взаимной зависимостью субъектов рынка контроль над ценой, особенно значительный при их сговоре;

д) примерами таких рынков являются, например, рынки по торговле сталью, автомобилями, бытовыми электроприборами и др.

4. Рынок, на котором конкуренция отсутствует (монополия). Монополия фактически означает наличие на рынке только одного центра, единолично осуществляющего все функции рынка. Монополии присущи:

а) уникальный характер товара, не имеющего близких ему по характеристикам заменителей;

б) условия вступления других субъектов торговли на такой рынок блокированы;

в) на нем абсолютно недоступна какая бы то ни было экономическая информация о рынке;

г) на таком рынке осуществляется полный или значительный контроль над ценой на все товары;

д) примером монополии являются рынки естественных монополий, например нефти и газа.

Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия относятся к несовершенным видам рыночной конкуренции. Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. Конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям потребителей. В этом отношении конкуренция служит одним из главных инструментов определения того, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный момент обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

 

12.1.2. Недобросовестная конкуренция

 

Понятие конкуренции раскрывается шире при его систематическом толковании с дефиницией недобросовестной конкуренции. Определение понятия "недобросовестная конкуренция", данное в ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1>, в основном воспроизведено в п. 9 ст. 4 ЗоЗК, согласно которому недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1991. N 16. Ст. 499.

 

К методам недобросовестной конкуренции относятся:

1) стремление достигнуть монопольных позиций на рынке с помощью соглашения, сговора, согласованных действий, направленных против отдельных конкурентов;

2) использование дискриминационных цен или коммерческих условий (демпинг);

3) применение некорректных приемов рекламы;

4) нарушение стандартов, условий и качества поставки товаров и услуг;

5) недобросовестное использование имени или фирменного знака конкурента;

6) дискредитация деловой практики конкурента, незаконное использование деловых достижений конкурента;

7) незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8) вмешательство в деловые отношения конкурента;

9) использование предоставленных субсидий, компенсационных льгот, скидок для достижения преимущества перед конкурентами;

10) злоупотребление доминирующим положением на определенном сегменте рынка;

11) коррупция и взяточничество с целью повышения конкурентоспособности на рынке и получения коммерческих преимуществ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Совместная декларация "О противодействии недобросовестной конкуренции и ликвидации барьеров на международном автомобильном транспорте государств - участников СНГ" (принята на XXIV заседании КТС СНГ 17 июня 2004 г., г. Астана) // Транспорт России. 2004. N 27. 5 - 11 июля.

 

Характеристиками недобросовестной конкуренции, вытекающими из приведенного определения, являются:

1) наличие действия хозяйствующего субъекта или группы лиц;

2) направленность действия на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

3) противоречие действия законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

4) наличие действительных или потенциальных убытков у хозяйствующего субъекта - конкурента, возникших вследствие осуществленных действий;

5) наличие действительного или потенциального вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта - конкурента вследствие осуществленных действий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М.: Статут, 2008. С. 5.

 

12.1.3. Дискриминационные условия доступа на товарный рынок

 

В соответствии с п. 8 ст. 4 ЗоЗК дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Дискриминационные условия деятельности отдельных субъектов коммерческой деятельности на товарных рынках могут находить свое выражение в:

1) отсутствии организации и проведения торгов на право заключения договоров в тех случаях, когда законодательство требует их <1>;

--------------------------------

<1> См.: Деревягина О.Е. Крупный ущерб как криминообразующий признак недопущения, ограничения или устранения конкуренции // Российский следователь. 2008. N 16. С. 26.

 

2) ценовой дискриминации - предоставление скидок для одних потребителей и отказ в них для других; установление различных премий и вознаграждений особым потребителям; освобождение от уплаты обязательных платежей (например, платы за вход);

3) продаже товара только в определенном ассортименте, продаже в нагрузку, в условиях поставки (например, поставка оборудования только вместе с услугами по проведению его пуско-наладочных работ; продажа компьютеров только вместе с программным обеспечением и расходными материалами; ограничения на осуществление каких-либо действий; неоплачиваемая реклама и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Национальная экономика". М.: Омега-Л, 2006. С. 246.

 

Статья 15 ЗоЗК в качестве дискриминационных условий рассматривает акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов, ограничения в осуществлении ими отдельных видов деятельности, и запрещает их принятие.

Понятие дискриминационных условий в некоторых случаях несколько расширяется, и тогда под дискриминационными условиями понимаются также случаи, когда дискриминация осуществляется в формах монополистической деятельности либо такие действия осуществляются с использованием действий, соглашений или согласованных действий органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию <1>.

--------------------------------

<1> Концепция правовой политики ТПП РФ на период до 2008 г. (утв. ТПП РФ) // СПС "Гарант".

 

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ЗоЗК в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <1>, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. На сегодняшний день в некоторых отраслях экономики уже действуют Правила недискриминационного доступа <2>. Необходимы такие правила для регламентирования конкурентных отношений и в сфере торговли.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 июля 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<2> См., например: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 710 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования" // СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4680.

 

Уточнение содержания Правил недискриминационного доступа направлено на повышение уровня доступности информации для потребителей, на определение условий доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, на применение типовых договоров, что позволит ограничить возможности дискриминации в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 3 ст. 10 ЗоЗК Правила недискриминационного доступа должны содержать:

1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, о стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, о возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом ч. 3 ст. 10 ЗоЗК, на производство и реализацию соответствующих товаров и организацию доступа на товарный рынок;

5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в абзаце первом ч. 3 ст. 10 ЗоЗК, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством Российской Федерации;

6) существенные условия договоров и типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и к товарам хозяйствующих субъектов;

7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на товарные рынки и к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и реализуемом хозяйствующими субъектами, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

8) условия доступа на товарный рынок, и к товарам, и к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов, а в установленных случаях - требования об осуществлении технологических и технических мероприятий, в том числе при технологическом присоединении;

9) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

12.1.4. Доминирующее положение на товарных рынках

 

Согласно ст. 5 ЗоЗК доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

При этом субъект будет признан занимающим доминирующее положение, если его доля на рынке определенного товара составляет 50 или более процентов, или даже в том случае, когда его доля составляет на определенном рынке от 35 до 50%, если антимонопольным органом будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о доминировании субъекта на таком рынке. Закон также устанавливает понятие коллективного доминирования на рынке (п. 3 ст. 5 ЗоЗК), смысл которого заключается в том, что доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которым выполняются в совокупности три условия:

1) совокупная доля всех и каждого из этих субъектов на рынке превышает установленную законом;

2) относительные размеры этих долей на рынке стабильны в течение длительного промежутка времени;

3) товар, реализуемый такими субъектами, должен отвечать ряду требований, предъявляемых к нему законом:

а) он не может быть заменен другим товаром при потреблении;

б) рост цены товара не должен обусловливать соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар;

в) информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке должна быть доступна неопределенному кругу лиц.

При определении доминирующего положения можно выделить два вида признаков такого положения: качественные и количественные.

К качественным признакам доминирующего положения субъектов товарных рынков относятся:

1) возможность устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

2) наличие у субъекта товарного рынка статуса субъекта естественной монополии;

3) возможность субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке;

4) возможность субъекта затруднять доступ на товарный рынок другим субъектам торгового рынка.

Количественные признаки доминирующего положения субъектов товарного рынка определяются занимаемой ими долей рынка определенного товара, выраженной в процентах <1>. По количественному признаку субъект признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если:

--------------------------------

<1> Под долей хозяйствующего субъекта на рынке понимается "процентное отношение реализованного хозяйствующим субъектом третьим лицам товара (продукции, работ, услуг) к объему (сумме) реализации товара на данном рынке всеми продавцами". См., например: Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии: правовые аспекты регулирования. М., 1996. С. 45.

 

1) его доля на этом рынке превышает 50%. Однако субъект рынка, согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 ЗоЗК, может пытаться доказать, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим, представив в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим (п. 4 ст. 5 ЗоЗК);

2) его доля на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, но доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом. В этих случаях в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 5 ЗоЗК помимо доли хозяйствующего субъекта на определенном товарном рынке антимонопольный орган обязан установить:

а) неизменную или подверженную малозначительным изменениям долю хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

б) относительность размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам;

в) возможность доступа на этот товарный рынок новых конкурентов;

3) не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара менее 35%. Однако это правило имеет два исключения:

а) признается доминирующим положение каждого из субъектов коллективного доминирования (п. 3 ст. 5 Закона);

б) случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%, могут быть установлены федеральными законами.

 

12.1.5. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

 

В соответствии со ст. 8 ЗоЗК согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. При квалификации согласованных действий также учитываются: поведение на рынке до повышения цены; одномоментность поведения по повышению цены; поведение хозяйствующих субъектов по повышению и удержанию цены на определенном уровне; одномоментное снижение цены <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гурин Н.В. Соглашения и согласованные действия в соответствии с антимонопольным законодательством // Туризм: право и экономика. 2007. N 5. С. 31.

 

Согласованные действия субъектов рынка следует отделять от соглашений, направленных на ограничение конкуренции, например, так называемых картельных соглашений или картельных сговоров. Совершение лицами вышеназванных действий по соглашению в соответствии с действующим законодательством о защите конкуренции не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Согласованные действия - это способ координации конкурирующими на рынке субъектами своей деятельности без заключения соглашения о создании картеля.

Примерами антиконкурентных согласованных действий могут быть:

1) "регулярный информационный обмен (например, по факсу) между гостиницами-конкурентами о планируемых ценах на ближайший период с указанием количества номеров, уже забронированных клиентами по таким ценам. Раскрытие конкурентами такой информации друг для друга исключает их соперничество на рынке гостиничных услуг, поскольку снижение любым из участников рынка цены будет немедленно "наказано" остальными участниками (они также снизят цену) и, следовательно, приведет к потерям как для инициатора снижения цены, так и для остальных участников;

2) согласование ценового поведения на товарном рынке за счет анонсирования некоторыми участниками "принципа ценообразования", в основу которого кладется размер цены, установленный конкурентом. Например, компания может установить фиксированную скидку в 5% по сравнению с ценой товара у конкурента - лидера рынка; объявить, что цена на товар не будет повышаться до конца года, если только конкурент - лидер рынка не повысит цену на свой товар;

3) размещение на едином информационном ресурсе в сети Интернет многими участниками рынка информации о направлении и объемах поставок товаров, а также планируемых ценах. Например, если авиакомпании разместят на одном сайте информацию о планируемых на следующее полугодие направлениях перевозок по маршрутам, марках самолетов на маршрутах и ценах на авиабилеты, это позволит им полностью согласовать ценовую политику и помаршрутно разделить рынок пассажирских авиационных перевозок" <1>.

--------------------------------

<1> Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 188.

 

12.2. Конкурентная среда и ее роль в товарном обороте

 

В качестве основополагающих принципов организации конкурентной среды выступают расщепление экономической власти, равенство принципов хозяйствования, многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов и наличие рыночной власти как условие реализации предпринимательской функции. Конкурентная среда, с одной стороны, являясь способом поддержания соревновательного взаимодействия субъектов рынка, должна обеспечивать условия равенства, с другой стороны, она представляет собой процесс реализации имеющихся у этих субъектов преимуществ. Такое противоречие является внутренней пружиной развития конкуренции. Поэтому наиболее оптимальным является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды государством на законодательной основе становится объективным фактором ее существования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Дружинин Л. Конкурентная среда выдавливает интеллигентов из экономики // Конкуренция и рынок. 2005. N 28.

 

Формирование конкурентной среды на товарных рынках как одной из составляющих рыночных отношений имело свои особенности на разных этапах реформирования экономики. На начальной стадии реформ в современной России одновременное проведение мероприятий по приватизации и демонополизации, а также ряд других преобразований привели к ликвидации крупных хозяйственных монополий федерального масштаба и появлению частного предпринимательства, в том числе малого, что послужило основой для создания конкурентной среды на товарных рынках. Вследствие распада СССР разрыв традиционных хозяйственных связей, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации в условиях неравного социально-экономического положения отдельных регионов и некоторые другие факторы способствовали фактическому разделению экономического пространства страны на отдельные, относительно замкнутые региональные и локальные товарные рынки, формированию монополизма на местном и локальном уровнях. На этом этапе региональные власти приоритетным направлением считали удовлетворение потребительского спроса за счет насыщения местных рынков товарами, для чего запрещали вывоз из регионов.

Постепенное насыщение рынков товарами, а также объективные законы развития бизнеса, определяющие стремление к расширению сферы деятельности, способствуют, с одной стороны, ужесточению конкуренции на региональных и локальных рынках в связи с ограниченностью спроса на них, с другой - развитию разнообразных интеграционных процессов. В результате расширились границы товарных рынков: увеличилось число рынков, включающих территории соседних регионов, региональные рынки были преобразованы в межрегиональные. На этой основе и сегодня формируется единое экономическое пространство страны.

Целью государственной политики развития межрегиональных связей и межрегиональных товарных рынков является создание единого экономического пространства Российской Федерации на основе оживления местного производства и оптовой торговли, повышения их конкурентоспособности, расширения ассортимента и увеличения объемов взаимных поставок между регионами.

А.Н. Варламова разделяет все законодательные меры, направленные на возникновение, развитие и поддержку конкуренции, на общие и специальные <1>.

--------------------------------

<1> См.: Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. М., 2008. С. 27.

 

Общие меры в свою очередь делятся на стимулирующие, ограничительные и защитные. Стимулирующие конкуренцию меры выражаются в: 1) увеличении количества хозяйствующих субъектов; 2) использовании конкурсных способов заключения договоров; 3) стимулировании повышения качества; 4) во внедрении рыночного механизма предоставления государственной помощи и др. Специальные меры (регулирование цен, лицензирование, создание правил недискриминационного доступа) применяются в отраслях, в которых наряду с конкурентными видами деятельности присутствуют и естественно-монопольные. Применение специальных мер оказывается оправданным также в отраслях, в которых в силу тех или иных причин необходим более жесткий государственный контроль.

Сегодня контроль за состоянием конкурентной среды на рынках осуществляется на основании Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" <1> (далее - Порядок 2010). Современный Порядок анализа и оценки состояния конкурентной среды представляет собой новую редакцию действовавших ранее Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 <2>, Приказом МАП России от 20 декабря 1996 г. N 169 <3>, и Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных Приказом ГКАП России от 26 октября 1993 г. N 112 <4>. В качестве его положительных особенностей можно отметить введение этапов определения характеристик товарного рынка, организацию более жесткой структуры аналитического отчета, введение системы критериев, позволяющих принимать однозначные решения по определению границ товарного рынка; уточнены категории продавца и покупателя, потенциальных продавца и покупателя, оптовых и розничных рынков, смежных рынков и вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, взаимозаменяемых по производству товаров. Кроме того, положения нового Порядка определяют условия, которые могут признаваться ограничивающими конкуренцию, а также уточняют, что может рассматриваться в качестве положительного эффекта от совершаемых сделок в социально-экономической сфере.

--------------------------------

<1> БНА ФОИС. 2010. N 34.

<2> БНА ФОИС. 2006. N 32.

<3> БНА ФОИС. 1997. N 3.

<4> Приказ ГКАП России от 26 октября 1993 г. N 112 "О Методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков" // Экономика и жизнь. 1993. N 48.

 

В связи с увеличением роли государства в регулировании конкурентных отношений в России сегодня важную роль играет понятие "государственная конкурентная политика", которая представляет собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом (субъектами) в отношении определенных объектов с определенной целью, и предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил хозяйствующими субъектами <1>. Современное состояние государственной конкурентной политики характеризуется рядом особенностей:

--------------------------------

<1> См.: Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. N 9. С. 18 - 32.

 

1) в структуре органов российской государственной власти нет единого органа, который был бы ответствен за осуществление всего комплекса мер, направленных на создание и развитие конкуренции;

2) в функции ФАС России не входит формирование и осуществление конкурентной политики в части создания и развития конкуренции;

3) нормативные правовые акты в этом отношении не содержат конкретных мер по развитию конкуренции и носят в большей степени декларативный характер;

4) в сфере регулирования конкуренции основной акцент делается на защитных мерах.

Основными направлениями развития конкурентной среды сегодня являются:

1) активное развитие конкуренции на товарных рынках;

2) дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов;

3) поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка;

4) повышение уровня качества продукции;

5) формирование системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов, отсутствие пропаганды рыночных конкурентных отношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. 2007. N 5.

 

12.3. Стимулирование развития конкуренции

на товарных рынках

 

Стимулирование конкуренции - это активное формирование государством условий для создания, развития и поддержания конкуренции.

Комплексные меры стимулирования конкурентных отношений осуществляются путем реализации двух основных видов программ:

1) отраслевых и региональных программ демонополизации и развития конкуренции, которые на сегодняшний день, к сожалению, пока не содержат точно выверенных механизмов стимулирования конкуренции;

2) программ структурной реформы отдельных отраслей экономики, для регулирования которых необходим учет их особенностей, прежде всего в случаях, когда речь идет о субъектах естественных монополий, например газовой и нефтедобывающей отраслях экономики.

Законодательные меры, стимулирующие становление и развитие конкурентных отношений, разнообразны по механизму правового и экономического воздействия. Стимулирование конкуренции на товарных рынках может осуществляться посредством <1>:

--------------------------------

<1> Классификация приводится по: Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис.... д-ра. юрид. наук. М., 2008. С. 29 - 32.

 

1. Применения мер, направленных на увеличение количества конкурентоспособных хозяйствующих субъектов. Развитие малого и среднего предпринимательства должно быть непосредственно связано с иными стимулирующими конкуренцию мерами. В программах реструктуризации товарных рынков могут быть конкретизированы сферы деятельности малых и средних предприятий. Льготная политика по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства должна исходить из особенностей реструктурируемых хозяйственных отраслей. Меры тарифного и нетарифного регулирования, направленные на поддержку отечественных производителей, должны сочетаться с продуманной конкурентной стратегией самих хозяйствующих субъектов и не создавать необоснованных ограничений движению товаров зарубежных производителей.

2. Развития конкурентных отношений в монополизированных отраслях экономики путем принудительного разукрупнения хозяйствующих субъектов. Принудительное разукрупнение как мера антимонопольного законодательства применяется в случае, если хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке, совершил два или более нарушения положений ЗоЗК, касающихся злоупотребления доминирующим положением на рынке. Принудительное разукрупнение может применяться не просто как мера ответственности, но прежде всего как способ влияния на компанию, которая монополизирует рынок в целях нормализации конкурентных отношений. В законодательстве предусмотрены гарантии прав разукрупняемого юридического лица. Решение о принудительном разукрупнении коммерческих организаций принимается при наличии совокупности следующих условий: возможности организационного и территориального обособления ее структурных единиц; отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи; возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

3. Стимулирования повышения качества продаваемой продукции. Контроль за качеством продукции можно рассматривать как специальную меру, применяемую в отдельных отраслях. Повышение качества товаров является одной из общих мер стимулирования конкурентных отношений. Одной из серьезных проблем в регулировании качества товаров и в развитии конкуренции остается отсутствие принятых на настоящий момент необходимых технических регламентов. Использование стандартов организаций и проведение добровольной сертификации могут существенно способствовать повышению конкурентоспособности товаров.

4. Использования конкурсных способов заключения договоров. На развитие конкурентных отношений могут положительно оказывать влияние возможности субъектов товарных рынков, связанные с применением конкурсных способов заключения договоров, например, посредством биржевой торговли или заключения договора на торгах. В этом отношении важную роль играют организаторы товарных рынков. Так, заключение договора на торгах может признаваться конкурентным способом продажи, а при проведении конкурсов в части размещения заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, используется конкурсный способ продажи, а с другой - происходит конкурентное распределение государственных средств.

5. Внедрения рыночного механизма предоставления государственной и муниципальной помощи. Последствия влияния предоставления государственной и муниципальной помощи могут быть двух видов: при продуманной процедуре предоставления государственной помощи она может способствовать развитию конкурентных отношений, при недостатках законодательного регулирования данного вопроса может привести к ограничению конкуренции вплоть до ее устранения. ЗоЗК установлен порядок предоставления только отдельных видов государственной помощи. Сегодня необходима дополнительная законодательная регламентация иных мер государственной и муниципальной поддержки товарных рынков, например, в налоговой сфере, в части закрепления государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также предоставления субвенций и субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В зависимости от выявленных причин неразвитости конкуренции действия антимонопольных органов, стимулирующие конкуренцию, могут быть направлены на:

1) увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке путем:

а) снижения барьеров входа на рынок, и прежде всего меры по активизации инвестиционного процесса;

б) содействия развитию межрегиональной и международной торговли;

в) разделения хозяйствующих субъектов, уличенных в антиконкурентных действиях;

г) содействия предпринимателям, желающим вступить на данный товарный рынок;

д) принятия решений, ограничивающих процессы слияний, соглашений между действующими на рынке субъектами и т.п.;

2) повышение конкурентоспособности действующих на данном товарном рынке субъектов;

3) ограничение рыночного потенциала субъектов рынка, в случае если эти субъекты занимают на рынке доминирующее положение.

 

12.4. Ограничение конкуренции на товарных рынках

 

Все виды мер правового воздействия, ограничивающих конкуренцию, условно можно разделить на две большие группы: 1) меры, законодательно ограничивающие деятельность, которая может препятствовать формированию конкурентной среды; 2) меры, императивно запрещающие такую деятельность.

И та, и другая группа мер направлены на развитие конкуренции путем введения ограничений на деятельность субъектов рынка, которые могут препятствовать добросовестной конкуренции. Существенным их отличием друг от друга является различный правовой режим. Меры, ограничивающие деятельность, препятствующую формированию конкурентных отношений на рынке, носят характер позитивных обязываний субъектов коммерческой деятельности, которые могут выражаться в:

1) установлении специальных правил, связанных с различными видами объединений субъектов на рынках, которые могут нанести вред конкуренции (например, для деятельности групп лиц, их объединений или отдельных видов лиц на рынке, а также для заключения соглашений между ними);

2) контроле государства над деятельностью субъектов рынка (например, контроле над формированием цен на рынках);

3) выявлении и предупреждении незаконной деятельности (например, формирования доминирующего положения субъектов на рынках);

4) установлении порядка совершения некоторых действий:

а) заключения отдельных видов договоров;

б) проведения торгов, конкурсов и аукционов;

5) ведении специального реестра лиц, занимающих доминирующее положение на рынке.

Меры, запрещающие деятельность, способствующую торможению развития конкурентных отношений на рынке, носят характер общих запретов. На них распространяется разрешительный правовой режим гражданско-правового регулирования - "запрещено все, кроме прямо разрешенного". К такого рода запретам относятся:

1) запреты на монополистическую деятельность:

а) запрет на злоупотребление субъектом рынка его доминирующим положением;

б) запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия субъектов рынка;

2) запрет на недобросовестную конкуренцию;

3) запрет на принятие актов государственных и муниципальных органов, которые могут принести вред конкуренции.

Меры запретительного характера иногда рассматриваются в качестве "мер защиты конкуренции".

 

12.4.1 Меры, ограничивающие деятельность,

направленную на причинение вреда конкуренции

 

1. Установление специальных правил, связанных

с различными видами объединений субъектов на рынках

 

1. Группа лиц. В рамках законодательства о конкуренции понятие "группа лиц" рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Понятие "группа лиц" призвано установить такие взаимосвязи между участниками рынка, которые позволяют рассматривать их как единого хозяйствующего субъекта, имеющего единый экономический интерес. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

Статья 9 ЗоЗК устанавливает широкий перечень условий, применяемых при формировании группы лиц, который складывается из различного вида отношений: распорядительных, договорных, управленческих, профессионально-управленческих, родственных, организационно-правовых и смешанных, содержащих в себе элементы перечисленных выше видов отношений <1>. Исходным в таком базовом отношении является критерий контроля одного лица над другим в различных формах: 1) в форме владения контрольным пакетом акций; 2) в форме осуществления функций единоличного исполнительного органа; 3) в форме возможности дачи обязательных указаний на основании договора; 4) в форме назначения исполнительного лица общества и т.п.

--------------------------------

<1> См.: Денискова О.В. Новая группа лиц в российском антимонопольном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. N 6.

 

Таким образом, исходным в определении группы лиц является вертикальное отношение, основанное на принципе контроля; в таком отношении всегда присутствуют лишь два лица - контролирующее и подконтрольное <1>.

--------------------------------

<1> См.: Паншенский И. Определение группы лиц по Закону о защите конкуренции // Корпоративный юрист. 2007. N 7. С. 38.

 

Федеральным антимонопольным органом утверждена форма <1> представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу. Антимонопольный орган осуществляет государственный контроль над экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, путем рассмотрения и размещения на официальном сайте ФАС России в сети Интернет перечня лиц, входящих в одну группу, на основании вышеуказанной формы перечня этих лиц <2>.

--------------------------------

<1> Приказ ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" // БНА ФОИС. 2006. N 51.

<2> Приказ ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457 "Об утверждении Регламента Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц" // СПС "КонсультантПлюс".

 

2. Аффилированные лица. Под аффилированными лицами Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках <1> понимает физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на работу юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона (приложение N 12)). Понятия "аффилированные лица" и "группа лиц" относятся друг к другу как общее к частному, поскольку лица могут быть признаны аффилированными и по иным критериям, а не только в связи с принадлежностью к группе лиц. Понятие "аффилированное лицо" раскрывается в Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках путем перечисления его общих признаков и приведения перечня лиц, относимых к числу аффилированных. К общим признакам аффилированных лиц относится: состав аффилированных лиц, основания аффилированности, степень зависимости одних лиц от других и правовая форма этой зависимости.

--------------------------------

<1> Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // БНА. 1992. N 2.

 

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица. Данная зависимость может иметь место:

1) в случае принадлежности юридическому или физическому лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в органе управления с правом голоса;

2) в случае, когда физическое лицо в силу своей должности (например, член совета директоров, генеральный директор общества), а юридическое лицо в силу своего правового статуса (например, управляющий инвестиционным фондом) имеют право давать обязательные для исполнения обществом указания и (или) имеют возможность иным образом определять его действия;

3) в случае наличия определенных семейных связей между физическими лицами <1>.

--------------------------------

<1> Взаимозависимые и аффилированные лица / Под ред. В.В. Семинихина // СПС "Гарант".

 

Аффилированными лицами юридического лица являются:

1) член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

2) лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

3) лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

4) юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

5) если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

1) лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

2) юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

 

2. Контроль государства над деятельностью субъектов рынка

 

1. Государственный контроль за экономической концентрацией. В соответствии с п. 21 ст. 4 ЗоЗК под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Государственный контроль за экономической концентрацией на товарных рынках осуществляется путем осуществления антимонопольным органом следующих групп действий:

Предоставление предварительного согласия антимонопольного органа на создание и реорганизацию коммерческих организаций (ст. 27 ЗоЗК), которые проводятся посредством:

а) слияния коммерческих организаций;

б) присоединения коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации;

в) создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации;

г) создания коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации.

Предоставление предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок с акциями, долями или имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций (ст. 28 ЗоЗК).

Принятие антимонопольным органом обязательных уведомлений о совершении некоторых категорий сделок, установленных ст. 30 ЗоЗК.

Антимонопольный орган осуществляет контроль над деятельностью группы лиц в сфере экономической концентрации при совершении сделок:

а) по приобретению голосующих акций акционерного общества или долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;

б) по получению в собственность, пользование или во владение основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации);

в) по приобретению прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности, или условий, позволяющих осуществлять функции его исполнительного органа.

Статья 31 ЗоЗК позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

1) сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий <1>;

--------------------------------

<1> Приказ ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 "Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц" // БНА ФОИС. 2006. N 5.

 

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов. Согласно п. 1 ст. 35 ЗоЗК субъекты торговых рынков, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии ЗоЗК, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства, предоставив в антимонопольный орган документы и сведения в соответствии с Перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом <1>.

--------------------------------

<1> Приказ ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении Перечня документов и сведений, представляемых в антимонопольный орган при представлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение" // БНА ФОИС. 2007. N 31.

 

В течение 30 дней с даты поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган может отказать заявителю в утверждении такого соглашения в случаях, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (п. 1 ст. 11 ЗоЗК).

В действующем измененном законодательстве о защите конкуренции запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами, если:

1) такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

2) такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распростра




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.419 сек.