Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области торговли

 

17.1. Осуществление государственного контроля деятельности

субъектов товарных рынков

 

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ о ГРТД государственный контроль (надзор) за соблюдением требований закона, а также муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения в области организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) над деятельностью субъектов товарных рынков регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <1>. Этот Закон создает общую базу правового регулирования государственного контроля во всех видах предпринимательской деятельности, включая коммерческие отношения. Им, в частности, устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на его осуществление при организации и проведении проверок, права и обязанности государственных и муниципальных органов и их должностных лиц при проведении подобных проверок.

---------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

 

Особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за оборотом оружия, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ устанавливаются другими Федеральными законами, например ст. 33 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" <1>, Федеральным законом N 150-ФЗ "Об оружии" <2>, ст. 17 Федерального закона N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" <3>, п. 3 ст. 8.1 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <4>, Федеральным законом N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <5>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

<2> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

<3> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

<4> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<5> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150; 2009. N 1. Ст. 21.

 

Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами посредством: 1) организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 2) принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; 3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований; 4) анализа и прогнозирования состояния исполнения этих требований.

Государственный контроль в сфере торговли в зависимости от уровня делится на: 1) федеральный - деятельность федеральных органов исполнительной власти; 2) региональный - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 3) муниципальный - деятельность органов местного самоуправления.

Государственный контроль деятельности субъектов товарных рынков осуществляется посредством:

1) разработки и реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере торговли;

2) организации и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности;

3) принятия административных регламентов проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) организации и проведения мониторинга эффективности государственного контроля (надзора) в области торговли.

Оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными потребительскими товарами в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности <1> и перечнем, установленным Правительством РФ <2>, может осуществляться только после предоставления уведомления о ее начале юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

--------------------------------

<1> Постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" (вместе с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)) // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3823.

 

В целях государственного контроля на основании разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов проводятся плановые проверки не чаще чем один раз в три года. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и выездной проверки. В случаях поступления в органы государственного и муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) могут также проводиться внеплановые проверки деятельности субъектов товарных рынков. По отношению к субъектам малого или среднего предпринимательства внеплановая проверка может производиться только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в специальном порядке <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые могут привести к установлению на товарном рынке правил ведения торговой деятельности, отличных от установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях защиты прав субъектов торговой деятельности запрещаются:

1) возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, обязанностей по участию в повторной проверке качества и безопасности товаров, системе идентификации качества товаров;

2) понуждение в прямой или косвенной форме хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к участию в прохождении контрольных или разрешительных процедур, являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, например аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация торговых объектов (товаров, торгового процесса);

3) понуждение в прямой или косвенной форме хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, осуществлять продажу товаров по ценам, устанавливаемым в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, когда такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары);

4) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров;

5) введение ограничений продажи отдельных видов товаров;

6) обеспечение заключения в приоритетном порядке договоров о приобретении товаров хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, у определенных поставщиков товаров;

7) дискриминация хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры;

8) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих определенные товары.

 

17.2. Техническое регулирование товаров

 

Определение технического регулирования содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <1> (далее - ЗоТР), регламентирующем отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований и требований, принятых на добровольной основе, к продукции или к связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценке ее соответствия.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

 

В целях предмета коммерческого права под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований и требований, применяемых на добровольной основе, к товарам или к связанным с ними процессам их хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки их соответствия.

ЗоТР пришел на смену нескольким важным законодательным актам: Закону РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <1> и Закону РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" <2>, а также непосредственно связанными с ними актам федерального законодательства. При этом в переходный период возросла роль некоторых федеральных законов, в числе которых Федеральный закон от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" <3>, Закон РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" <4>, Федеральные законы от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" <5> и от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" <6>. В соответствии со ст. 46 ЗоТР указанными актами до принятия соответствующих технических регламентов осуществляется техническое регулирование в области применения ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер, в области ядерной и радиационной безопасности.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.

<2> СЗ РФ. N 25. Ст. 917.

<3> СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3008.

<4> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 857.

<5> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

<6> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

 

Кроме того, в современных условиях в Российской Федерации действуют и иные нормативно-правовые акты, касающиеся сферы технического регулирования и устанавливающие процедуру осуществления государственного контроля в коммерческих отношениях, в том числе и за соблюдением обязательных требований к товарам, являющимся объектами технического регулирования: Федеральные законы от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" <1>; от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" <2>; от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <3>; от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <4>; от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <5>; от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" <6>; от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" <7>; решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 883 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на масложировую продукцию" (вместе с "ТР ТС 024/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на масложировую продукцию") <8>; от 9 декабря 2011 г. N 882 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (вместе с "ТР ТС 023/2011. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей") <9>; от 9 декабря 2011 г. N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции") <10>, и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715.

<2> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

<3> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<4> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<5> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<6> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6223.

<7> СЗ РФ. N 24. Ст. 2801.

<8> http://www.tsouz.ru/15.12.2011.

<9> Там же.

<10> Там же.

 

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) <1>. В товарном обороте этот государственный орган выполняет следующие функции:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.

 

1) размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров;

2) организует проведение в установленном порядке поверки средств измерений в Российской Федерации, сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, обязательную метрологическую экспертизу содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;

3) осуществляет опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов и уведомлений об утверждении национального стандарта и перечня национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение; введение в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

4) контролирует введение единой информационной системы по техническому регулированию; перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия <1>; реестра зарегистрированных деклараций о соответствии; единого реестра выданных сертификатов <2>; единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации <3>; федерального каталога продукции для государственных нужд <4>; государственного кадастра гражданского и военного оружия и патронов к нему; общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации <5>.

--------------------------------

<1> Номенклатура продукции, подлежащей декларированию соответствия. М.: ИПК "Изд-во стандартов", 2002.

<2> Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 201 "О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений" // СЗ РФ. 2006. N 16. Ст. 1740.

<3> Приказ Минпромэнерго России от 25 декабря 2007 г. N 570 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации" // БНА ФОИС. 2008. N 21.

<4> Приказ Минпромторга России от 12 декабря 2009 г. N 56 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по ведению федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд" // БНА ФОИС. 2009. N 19.

<5> Приказ Минпромторга России от 28 апреля 2009 г. N 328 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по принятию, введению в действие общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, вносимых в них изменений и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" // БНА ФОИС. 2009. N 28.

 

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367.

 

17.3. Установление технических регламентов

на отдельные группы товаров

 

Технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст. 2 ЗоТР).

В соответствии со ст. 6 ЗоТР целями принятия технических регламентов являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей товаров. В целях соблюдения этого положения Закона технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования к товарам, обеспечивающие: 1) безопасность излучений; 2) биологическую безопасность товаров; 3) взрывобезопасность товаров; 4) их механическую и пожарную безопасность; 5) химическую и электрическую безопасность товаров; 6) их ядерную и радиационную безопасность; 7) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования и др. (ст. 7 ЗоТР).

Под безопасностью продукции и процессов понимается такое состояние товаров, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ст. 2 ЗоТР).

В силу п. 1 ст. 9 ЗоТР технические регламенты устанавливаются федеральным законом или постановлением Правительства РФ, к числу их относятся: технические регламенты на соковую продукцию из фруктов и овощей <1>, на масложировую продукцию <2>, на молоко и молочную продукцию <3>. Ряд технических регламентов регламентирован постановлениями Правительства РФ: технические регламенты о безопасности машин и оборудования <4>, о безопасности колесных транспортных средств <5>, о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков <6>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4984.

<2> Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009.

<3> Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801.

<4> Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Об утверждении Технического регламента о безопасности машин и оборудования" // Российская газета. 2009. 25 сентября.

<5> Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" // Российская газета. 2009. 23 сентября.

<6> Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. N 307 "Об утверждении Технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" // СЗ РФ. 2009. N 16. Ст. 1936.

 

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность. Ветеринарно-санитарными и фитосанитарными мерами могут предусматриваться требования к продукции, методам ее обработки и производства, процедурам испытания продукции, инспектирования, подтверждения соответствия, карантинные правила, в том числе требования, связанные с перевозкой животных и растений, необходимые для обеспечения жизни или здоровья животных и растений во время их перевозки материалов, а также методы и процедуры отбора проб, методы исследования и оценки риска и иные содержащиеся в технических регламентах требования (п. 9 ст. 7 ЗоТР).

Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такие технические регламенты разрабатываются, принимаются и отменяются в порядке, принятом в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

17.4. Проведение стандартизации товаров

 

В целях коммерческого права под стандартизацией товаров понимается деятельность компетентных государственных органов по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения товаров и повышение их конкурентоспособности.

Одной из новелл ЗоТР явилось отнесение стандартов к разряду добровольно применяемых документов. Согласно Закону РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" <1> стандарты являлись обязательными документами для всех государственных органов управления, предприятий, предпринимателей и общественных объединений. В соответствии со ст. 11 ЗоТР стандартизация товаров направлена не на обеспечение их безопасности, а на повышение уровня безопасности. Минимально необходимый уровень безопасности товаров гарантирован разработкой, принятием, применением и исполнением технических регламентов. Стандарты же должны содержать требования, позволяющие стимулировать повышение уровня безопасности в сравнении с действующим, предусмотренным техническими регламентами.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 917.

 

Стандартизация товаров осуществляется в целях: 1) повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 2) повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений; 3) обеспечения конкурентоспособности и качества товаров; 4) взаимозаменяемости технических средств; 5) технической и информационной совместимости товаров; 6) проведения анализа характеристик товаров; 6) исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия товаров; 7) создания систем каталогизации товаров и систем обеспечения их качества; 8) содействия проведению работ по унификации товаров.

Для осуществления стандартизации товаров используются 1) национальные стандарты <1>: 2) правила стандартизации <2>; 3) нормы и рекомендации в области стандартизации <3>; 4) применяемые в установленном порядке классификации <4>; 5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации <5>; 6) стандарты организаций <6>; 7) своды правил <7>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594 "Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации" // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773.

<2> Правила стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов" // Официальное издание Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. М.: Стандартинформ, 2006.

<3> Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 6 ноября 2008 г. N 266 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по учету национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечению их доступности заинтересованным лицам" // БНА ФОИС. 2009. N 3.

<4> Постановление Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" // СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. II). Ст. 4472.

<5> Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000. Введен Постановлением Госстандарта России от 17 мая 2000 г. N 138-ст // СПС "Гарант".

<6> См., например: Приказ Гохрана России от 22 сентября 2008 г. N 76 "О введении в действие стандартов организации" // СПС "Гарант".

<7> Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5608.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 <1> функции национального органа по стандартизации товаров осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2575.

 

Национальные стандарты на отдельные группы товаров разрабатываются в порядке, установленном ст. 15 ЗоТР, и применяются на добровольной основе. Национальные стандарты на товары, утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области, подтверждаются знаком соответствия национальному стандарту (ст. 22 ЗоТР).

Перечень национальных стандартов и сводов правил опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию <1>.

--------------------------------

<1> Приказы Ростехрегулирования от 28 апреля 2009 г. N 1540 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" // СПС "КонсультантПлюс"; от 1 сентября 2008 г. N 2804 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118" // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2008. N 10; распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2008 г. N 2008-р // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 300; от 31 октября 2008 г. N 3469 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2008. N 11; от 31 октября 2008 г. N 3468 "Об утверждении Перечня национальных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2008. N 11.

 

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к товарам, условиям их хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Правила <1> разработки и утверждения сводов правил определяются Правительством РФ.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5608.

 

Стандарты коммерческих организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества товаров. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

 

17.5. Подтверждение соответствия отдельных групп товаров

 

Подтверждение соответствия товаров осуществляется в целях документального удостоверения их соответствия техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров, условиям их хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также повышения их конкурентоспособности на российском и международном рынках и создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации.

Прообразом понятия "подтверждение соответствия" явился термин "сертификация продукции", определение которому было дано в утратившем ныне силу Законе РФ "О сертификации продукции и услуг" <1>. ЗоТР, устанавливающий в ст. 18 понятие "подтверждение соответствия", был принят для обеспечения свободного перемещения товаров в пределах Российской Федерации и выхода их на мировой рынок, для чего необходимо было устранить технические барьеры в торговле и обеспечить признание взаимных результатов оценки соответствия. Кроме того, "техническая гармонизация" российских стандартов, снятие административных барьеров в процессе установления обязательных и добровольных требований к товарам, формирование унифицированных требований к отечественным и импортным товарам в совокупности должны обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных товаров на российском и мировом рынках. Таким образом, основной целью подтверждения соответствия является гарантия соблюдения требований технических регламентов, стандартов и условий договоров.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 26. Ст. 966.

 

Подтверждение соответствия товаров может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, которая, как правило, осуществляется по желанию производителя товара или его продавца. Исходя из добровольного характера подтверждения соответствия товара проведение добровольной сертификации не может повлечь никаких юридических последствий: товар не может быть снят с продажи, а за нарушение правил добровольной сертификации законом не предусмотрены меры ответственности. В случае если такая сертификация производится авторитетным продавцом или изготовителем, конкурентоспособность товара резко возрастает. Поэтому продавцы заинтересованы в осуществлении добровольного подтверждения соответствия продаваемых товаров. Законом не предусмотрено обязательное проведение регистрации системы добровольной сертификации. Однако система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Орган по сертификации, подтвердив соответствие товара по форме добровольной сертификации, выдает заявителю сертификат на его соответствие, а в некоторых случаях и право на применение знака соответствия, если применение такого знака предусмотрено для этого органа сертификации.

Порядок регистрации системы добровольной сертификации товаров и размер платы за регистрацию регламентируются Положением о регистрации системы добровольной сертификации <1>. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации товаров <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 23 января 2004 г. N 32 "О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации" // СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 371.

<2> Приказ Минпромэнерго России от 25 декабря 2007 г. N 570 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации" // БНА ФОИС. 2008. N 21.

 

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах: принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации (ст. 20 ЗоТР). Объектами обязательного подтверждения соответствия могут быть только товары, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации. Ряд товаров, требующих обязательного подтверждения соответствия, установлен федеральными законами. Например, в принятых Госдумой Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию <1> (ст. ст. 24 - 31), Техническом регламенте на масложировую продукцию <2> (ст. ст. 22 - 23), Техническом регламенте на соковую продукцию из фруктов и овощей <3>, Техническом регламенте на табачную продукцию <4> прямо предусмотрено обязательное подтверждение соответствия указанной продукции требованиям каждого из этих регламентов. Подобные императивные требования к определенным видам товаров установлены и подзаконными нормативными актами.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801.

<2> Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009.

<3> Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4984.

<4> Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6223.

 

В соответствии с п. 3 ст. 46 ЗоТР Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Например, Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 687 утвержден Список табачной продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации <1>; Министерством промышленности и энергетики РФ от 25 января 2008 г. N 26 утвержден порядок ведения перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия <2>. Госстандарт России Постановлением от 30 июля 2002 г. N 64 <3> утвердил Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация, и Номенклатуру продукции, подлежащей декларированию соответствия.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4239.

<2> Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 25 января 2008 г. N 26 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии исполнения государственной функции по ведению перечня продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия" // БНА ФОИС. 2008. N 31.

<3> Постановление Госстандарта России от 30 июля 2002 г. N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии" // Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов. 2002. N 51.

 

Декларирование соответствия - это форма обязательного подтверждения соответствия товаров требованиям технических регламентов (ст. 20 ЗоТР). Постановлением Правительства РФ <1> были утверждены Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, и Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: 1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; 2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием третьей стороны - органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (п. 1 ст. 24 ЗоТР). При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам может включать в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), а также предоставлять сертификат системы менеджмента качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 766 "Об утверждении Перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3746.

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 <1> "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, входят: вода питьевая, расфасованная в емкости, масла смазочные (нефтяные), смазки пластичные и суспензии для нанесения твердых смазочных покрытий, ножовки по дереву, посуда хозяйственная стальная эмалированная для взрослых, посуда из коррозионно-стойкой стали для взрослых, приборы столовые и принадлежности кухонные из коррозионно-стойкой стали (включая детские), фольга алюминиевая для упаковки, посуда из мельхиора, латуни, нейзильбера с хромовым или никелевым покрытием, посуда и приборы столовые из мельхиора, нейзильбера с золотым или серебряным покрытием, посуда хозяйственная из листового алюминия, соль каменная кормовая, удобрения минеральные, пленка полиэтиленовая, изделия хозяйственного обихода, кухонные принадлежности, емкости и вспомогательные изделия для хранения и переноски продуктов, изделия санитарно-гигиенического назначения, предметы личной гигиены и изделия для их хранения, изделия детского ассортимента, галантерейные изделия из пластмасс, детские изделия из пленочных материалов и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6096.

 

Форма декларации о соответствии утверждается Ростехнадзором РФ <1>. Оформленная заявителем в соответствии с п. 5 ст. 24 ЗоТР декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ <2>. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 845 <3> ведение единого реестра деклараций о соответствии и сертификатов соответствия осуществляет Росаккредитация.

--------------------------------

<1> Приказ Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. N 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов" (вместе с Рекомендациями по заполнению формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов) // БНА ФОИС. 2006. N 21.

<2> Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1028 "Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 228; Приказ Минпромторга России от 11 ноября 2009 г. N 1020 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии" // БНА ФОИС. 2010. N 8.

<3> СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 6079.

 

Обязательная сертификация отдельных видов товаров была введена Законом РФ "О защите прав потребителей", другими законами РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ в период перехода от плановой экономики к рыночной как защитная мера от поступления на рынок некачественных и опасных товаров и услуг. В соответствии с перечнем товаров, установленным тем же Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 <1>, в частности, подлежат обязательной сертификации масла моторные универсальные для автомобильных карбюраторных двигателей, масло вазелиновое медицинское, парафины нефтяные твердые, газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления, газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта, посуда хозяйственная стальная эмалированная детская, посуда из коррозионно-стойкой стали детская и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.

 

Однако в связи с укреплением рыночных отношений в России и в соответствии с мировыми тенденциями стала очевидной избыточность установленной этим Постановлением Правительства РФ обязательной сертификации с одновременным увеличением количества видов продукции, соответствие которых должно подтверждаться декларацией соответствия. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента; например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2008 г. N 954 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия" <1> молоко и молочные продукты исключаются из перечней продовольственных товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия. Данная продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента на молоко и молочную продукцию.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 51. Ст. 6175.

 

Подобный правовой режим существует и для обязательного подтверждения соответствия лекарственных средств. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. N 255 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72" <1> с 1 января 2007 г. сертификация лекарственных средств была заменена декларированием соответствия. В связи с переходом к декларированию продукции с начала 2007 г. аптечные и лечебно-профилактические учреждения перестали запрашивать у поставщиков сертификаты соответствия на получаемые ими лекарственные средства. При этом не требуется предоставлять и саму декларацию. Вся ответственность за качество поставляемой продукции стала возлагаться на изготовителей и на продавцов лекарственных средств. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития установлен Перечень испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке на техническую компетентность и независимость и осуществляющих экспертизу качества лекарственных средств при подтверждении их соответствия в форме декларирования <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 2014.

<2> См.: Письмо Росздравнадзора от 24 февраля 2011 г. N 04И-99/11 "О декларировании соответствия лекарственных средств" // СПС "КонсультантПлюс".

 

17.6. Регламентация метрологических требований к товарам

 

Метрологические требования - это требования к влияющим на результат и показатели точности измерений характеристик (параметров) товаров, их стандартных образцов, средств измерений, а также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены (ст. 2 Федерального закона N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" <1> (далее - Закон о единстве измерений)).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3021.

 

Согласно п. 5 ст. 5 Закона о единстве измерений федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в отдельных областях деятельности, регламентированных п. п. 3 и 4 ст. 1 Закона о единстве измерений, по согласованию с Минпромторгом России определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. Росстандарт России ведет единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (п. 6 ст. 5 Закона о единстве измерений).

В соответствии с рекомендациями ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования <1> при осуществлении торговли и товарообменных операций, а также выполнении работ по расфасовке товаров установлены обязательные метрологические требования к измерению длины при торговых операциях, измерению массы при торговле и товарообменных операциях, измерению количества жидкости, измерению расхода, температуры, перепада температуры при товарообменных операциях, связанных с учетом параметров теплоносителя, измерению количества природного газа, объема моторных масел, объема сжиженного газа, объема светлых нефтепродуктов, объема спирта и спиртосодержащих жидкостей, давления в таре с напитками, плотности, влажности и концентрации в торговле, измерению теплоты сгорания при контроле калорийности топлива, измерению массы драгоценных металлов, массы грузов, проходящих через таможенные терминалы.

--------------------------------

<1> Составление перечней измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, с указанием обязательных требований к ним. Рекомендация. МИ 3198-2009 (утв. ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования 25 декабря 2008 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

 

17.7. Установление санитарных требований к товарам

 

Санитарные меры, призванные обеспечивать здоровье людей и животных, могут реализовываться по-разному, например, иметь форму требования о поставке продуктов исключительно из районов, свободных от заболеваний, либо о специальной обработке (переработке) продуктов или об их инспектировании; могут проводиться в виде установления допустимых максимальных уровней остаточного содержания пестицидов либо разрешения использовать определенный перечень пищевых добавок. К числу санитарных мер относятся: 1) все законы, постановления, правила, требования и процедуры, охватывающие в том числе требования к конечному продукту; 2) методы обработки и производства; 3) процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения; 4) карантинные правила <1> (включая нормы, связанные с перевозкой животных, растений или материалов, необходимых для их жизнедеятельности во время перевозки); 5) положения в отношении соответствующих статистических методов, процедур отбора проб и методов оценки риска; 6) требования к упаковке и маркировке, непосредственно направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов <2>.

--------------------------------

<1> Приказ Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований" // Российская газета. 2009. 3 июня.

<2> См.: Смбатян А. Применение санитарных и фитосанитарных мер: обеспечение безопасности и недопущение протекционизма // Корпоративный юрист. 2007. N 4. С. 18.

 

В целях совершенствования системы правового регулирования в сфере защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, дальнейшей гармонизации с международными стандартами действующих на территории Российской Федерации санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительство РФ постановило, что правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, должны подлежать экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций и приведению в соответствие с международными стандартами <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами" // Российская газета. 2009. 2 октября.

 

Функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) <1>, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой области общественных отношений. Кроме того, должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор <2>. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством РФ <3>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.

<2> Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 "О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

<3> Пункт 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

 

Основным федеральным законодательным актом в регулировании санитарных требований к товарам является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1>, который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 37 данного Закона контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения, их регистрацию и систематизацию, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ <2>, которое устанавливает систему санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<2> Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.

 

В области торгового оборота нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые регламентируют единые санитарно-эпидемиологические требования к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд <1>, потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, пищевым продуктам <2>, пищевым добавкам <3>, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, питьевой воде <4>. Санитарные правила, утвержденные Роспотребнадзором, подлежат государственной регистрации.

--------------------------------

<1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. N 51 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 апреля 2003 г.) // БНА ФОИС. 2003. N 33.

<2> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.33.2.1324-03", утв. Главным государственном врачом РФ 21 мая 2003 г.) // Российская газета. 2003. 20 июня.

<3> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. N 50 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). СанПиН 2.3.2.1290-03", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 апреля 2003 г.) // Российская газета. 2003. 5 июня.

<4> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 марта 2002 г. N 12 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1116-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15 марта 2002 г.) // БНА ФОИС. 2002. N 20.

 

Для установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, а также в целях установления соответствия товаров предъявляемым им санитарным требованиям специализированными организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств проводятся санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок (ст. 42 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") в порядке, предусмотренном Роспотребнадзором <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" // БНА ФОИС. 2007. N 31.

 

На основании Федеральных законов "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <1> и "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <2> санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" <3> установлены гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов. Подобного рода правовое регулирование распространяется и на пищевые добавки <4>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

<2> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<3> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.) // БНА ФОИС. 2002. N 22, N 23.

<4> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2009 г. N 24 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2508-09" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.2508-09 "Дополнения и изменения N 2 к СанПиН 2.3.2.1293-03 "Гигиенические требования по применению пищевых добавок") (зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2009 г. N 13938) // БНА ФОИС. N 22.

 

С целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений среди населения Российской Федерации Главным санитарным врачом РФ разработаны и утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов <1>, которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Эти правила, в частности, определяют требования к размещению организаций торговли, приему и хранению пищевых продуктов, их реализации, а также гигиенические требования к мелкорозничной сети.

--------------------------------

<1> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г.) // БНА ФОИС. 2001. N 41.

 

17.8. Осуществление государственного контроля

над уровнем цен на рынке

 

Государственное регулирование рынка и цен - это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В коммерческой деятельности | Условные знаки и информационно-графический синтаксис цифровой карты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.313 сек.