КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Превращение информации в ресурс общества
В современном обществе постепенно формируется такая его часть, предметом труда которой становится не материальный объект, а информация. В этой связи происходит постепенное перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу
АИ, КИ, УИ ПИ, НИ, ОИ
АИ, КИ, УИ ПИ, НИ, ОИ
Рис. 1.4 - Взаимосвязь функций управления по уровням
информационного обслуживания: так, в начале 20 века информационной деятельностью занимались 10% населения, в конце 20 века – около 50%. В постиндустриальной экономике традиционная промышленность по показателям занятости и доле в национальном продукте постепенно уступает ведущее место сфере услуг, которая основывается преимущественно на обработке информации и производстве знаний. Основной сферой накопления и использования капиталовложений во все большей мере становится человеческий капитал, как движущая сила бесконечных по своей природе информационных ресурсов (в отличие от ограниченных природных ресурсов). Вспомним в этой связи ряд характерных черт информации: ее возможность накапливаться, когда одно знаний порождает другое, – именно это является основой прогресса и в области науки, и в области техники; ее способность повышать ценность других ресурсов, в частности, трудовых, и вызывать к жизни новые производства. Важнейшее положение, характеризующее сущность "нового экономического порядка" в информационном обществе, таково: отныне конкурентоспособность и процветание предприятий любых отраслей зависят не столько от материальных ресурсов (занимаемой территории, количества зданий и цехов, производительности станков и машин), сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования. Превращение информации в ресурс выражается в следующих фактах: Ø резко уменьшилось время накопления знаний: удвоение накопленных знаний происходит за 2 – 3 года; Ø знания, полученные специалистом в высшей школе, устаревают за 5 – 7 лет; Ø материальные затраты общества на информационные процессы уже превышают затраты в целом на энергетику. Эти тенденции заставляют по-новому относиться к процессу накопления, хранения и использования информации. Если информация становится предметом труда, то в результате этой трудовой деятельности возникает новый вид ресурса – информационный. Возникают производства, занятые выпуском информации (рис. 1.5):
Цель Осведомляющая информация Входной информационный Готовая продукция- поток информационный ресурс
Ресурс Технологии
Рис. 1.5 - Структура информационного производства
Информационный ресурс отражает интеллектуальный потенциал общества и переходит в экономическую категорию. Его уровень определяет эффективность развития практически всех отраслей экономики любой страны: это означает, что он приобретает национальный характер. Отличительными особенностями информационного ресурса являются следующие: Ø он оказывается основой развития наукоемкого производства, результаты которого проявляются в изделиях, превышающих по своим параметрам мировые образцы. Можно сказать, что ценность этих изделий повысилась за счет материализованного в них нового знания; Ø он может проявляться в виде не овеществленной продукции, т.е. в лицензиях, патентах и т.д.; Ø это единственный вид ресурса, который, увеличиваясь и качественно совершенствуясь, содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а иногда и созданию новых. Таким образом, информация становится стратегическим ресурсом общества в целом. Его использование возможно за счет информатизации общества, для чего должны быть выполнены условия: использование средств вычислительной техники во всех общественно значимых сферах общества; поднятие престижа интеллектуальной деятельности в информационной сфере общества; охват информацией всех слоев общества. Различают два вида информационных ресурсов – данные и знания. Данные – это полученные эмпирическим путем и зафиксированные факты, дискретно описывающие источник информации (говорят – предметную область ПО), т.е. характеризующие отдельные его свойства. Знания – это закономерности источника информации (понятия, сведения, принципы, связи, законы), полученные или приобретенные в результате обучения, практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой предметной области. Формирование данных и знаний отвечает гносеологической[1] цепочке приобретения знаний: факт – обобщенный факт – эмпирический закон – теоретический закон. Такой подход полностью согласуется со структурой самого знания, которое имеет два уровня: эмпирический (наблюдения, явления, т.е. факты) и теоретический (абстракции, обобщения, законы).
Примером данных могут служить сведения о результатах сдачи сессии некоторой учебной группой и о последующих решениях деканата по тому или иному студенту по поводу его последующего обучения: это факты, имеющие место в некоторой предметной области, в роли которой выступает конкретный деканат, определенная учебная группа и результаты сдачи ею сессии. Так, например, студент Х имеет двойку по дисциплине Y; студента Х отчислили из вуза. Обобщенный факт – это результат абстрагирования от конкретных характеристик предметной области: результаты сдачи любой сессии любой учебной группой являются основанием для решений произвольного деканата по каждому из студентов группы по поводу его дальнейшей судьбы в вузе. Например, студент имеет двойку по какой-либо дисциплине; студента отчислили из вуза. Эмпирический закон определяет общие правила, которыми руководствуется деканат, выявленные в результате анализа обобщенных фактов. Например, студент не сдал экзамен; студента отчисляют из вуза.[2]. Теоретический закон означает еще большее обобщение: он записывается с использованием кванторов «всегда», «иногда»: для каждого студента, не сдавшего экзамен, выполняется его отчисление из вуза.
Таким образом, данные – это простейший первичный уровень представления информации, который создает условия для получения знаний – высшей, наиболее ценной формы информации. Методы получения информации можно разбить на три группы: эмпирические методы или методы получения эмпирических данных; теоретические методы или методы построения различных теорий; эмпирико-теоретические методы (смешанные) или методы построения теорий на основе полученных эмпирических данных. Эмпирические методы включают: § наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении; § сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного; § измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов; § эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств. Кроме классических форм их реализации, в последнее время используются опрос, интервью, тестирование и другие. Эмпирико-теоретические методы включают: § абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных; § анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей; § декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением; § синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей; § композиция — соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением; § индукция – получение знания о целом по знаниям о частях; § дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом; § эвристики, использование эвристических процедур – получение знания о целом по знаниям о частях и по наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению; § моделирование (простое моделирование), использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели или приборов; § исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой; § логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении; § макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде; § актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей (а следовательно, и целого) из статического состояния в динамическое состояние; § визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления. Кроме указанных классических форм реализации эмпирико-теоретических методов часто используются и мониторинг (система наблюдений и анализа состояний), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание) и другие формы. Теоретические методы включают: § восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении; § идеализация – получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности; § формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление); § аксиоматизация – получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений; § виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.
Например, для построения модели планирования и управления производством в рамках страны, региона или крупной отрасли нужно решить следующие проблемы: § определить структурные связи, уровни управления и принятия решений, ресурсы; при этом чаще используются методы наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента, анализа и синтеза, дедукции и индукции, эвристический, исторический и логический методы, макетирование и др.; § определить гипотезы, цели, возможные проблемы планирования; наиболее используемые методы – наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, индукция, эвристический, исторический, логический и др.; § выполнить конструирование эмпирических моделей; наиболее используемые методы – абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, идеализация и др.; § осуществить поиск решения проблемы планирования и просчета различных вариантов, директив планирования, поиск оптимального решения; используемые чаще методы – измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, актуализация, макетирование, визуализация, виртуализация и др. Глава 2. Понятие информационной системы
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |