Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Превращение информации в ресурс общества




В современном обществе постепенно формируется такая его часть, предметом труда которой становится не материальный объект, а информация. В этой связи происходит постепенное перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу


 

Тактический уровень    
Оперативный уровень    
Стратегический уровень    
Информация о внешней среде
Контроль
Учет
Нормирование
Планирование
Организация
АИ
НИ
КИ
ПИ
УИ
Анализ
Учет
Нормирование
Планирование
Организация
АИ
НИ
КИ
ПИ
УИ
Анализ
Планирование
Организация
АИ
НИ
КИ
ПИ
УИ
ОУ
ОИ
ОИ
ОИ
Цель
Осведомительная информация
Анализ
Информация о состоянии ОУ
Управляющая информация
Контроль
Контроль
Учет
Нормирование

 


 

 

АИ, КИ, УИ ПИ, НИ, ОИ

 

АИ, КИ, УИ ПИ, НИ, ОИ

 

 

Рис. 1.4 - Взаимосвязь функций управления по уровням

 

информационного обслуживания: так, в начале 20 века информационной деятельностью занимались 10% населения, в конце 20 века – около 50%.

В постиндустриальной экономике традиционная промышленность по показателям занятости и доле в национальном продукте постепенно уступает ведущее место сфере услуг, которая основывается преимущественно на обработке информации и производстве знаний.

Основной сферой накопления и использования капиталовложений во все большей мере становится человеческий капитал, как движущая сила бесконечных по своей природе информационных ресурсов (в отличие от ограниченных природных ресурсов). Вспомним в этой связи ряд характерных черт информации: ее возможность накапливаться, когда одно знаний порождает другое, – именно это является основой прогресса и в области науки, и в области техники; ее способность повышать ценность других ресурсов, в частности, трудовых, и вызывать к жизни новые производства.

Важнейшее положение, характеризующее сущность "нового экономического порядка" в информационном обществе, таково: отныне конкурентоспособность и процветание предприятий любых отраслей зависят не столько от материальных ресурсов (занимаемой территории, количества зданий и цехов, производительности станков и машин), сколько от эффективности их организации и управления, наличия развитых средств коммуникации и кооперации с клиентами и партнерами, объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможностей их интенсивного использования.

Превращение информации в ресурс выражается в следующих фактах:

Ø резко уменьшилось время накопления знаний: удвоение накопленных знаний происходит за 2 – 3 года;

Ø знания, полученные специалистом в высшей школе, устаревают за 5 – 7 лет;

Ø материальные затраты общества на информационные процессы уже превышают затраты в целом на энергетику.

Эти тенденции заставляют по-новому относиться к процессу накопления, хранения и использования информации.

Если информация становится предметом труда, то в результате этой трудовой деятельности возникает новый вид ресурса – информационный. Возникают производства, занятые выпуском информации (рис. 1.5):

 

Производство
Информация о внешней среде

 

Цель Осведомляющая информация

Входной информационный Готовая продукция-

поток информационный ресурс

 

Ресурс Технологии

 

Рис. 1.5 - Структура информационного производства

 

Информационный ресурс отражает интеллектуальный потенциал общества и переходит в экономическую категорию. Его уровень определяет эффективность развития практически всех отраслей экономики любой страны: это означает, что он приобретает национальный характер.

Отличительными особенностями информационного ресурса являются следующие:

Ø он оказывается основой развития наукоемкого производства, результаты которого проявляются в изделиях, превышающих по своим параметрам мировые образцы. Можно сказать, что ценность этих изделий повысилась за счет материализованного в них нового знания;

Ø он может проявляться в виде не овеществленной продукции, т.е. в лицензиях, патентах и т.д.;

Ø это единственный вид ресурса, который, увеличиваясь и качественно совершенствуясь, содействует наиболее рациональному и эффективному использованию всех остальных ресурсов, их сбережению, а иногда и созданию новых.

Таким образом, информация становится стратегическим ресурсом общества в целом. Его использование возможно за счет информатизации общества, для чего должны быть выполнены условия: использование средств вычислительной техники во всех общественно значимых сферах общества; поднятие престижа интеллектуальной деятельности в информационной сфере общества; охват информацией всех слоев общества.

Различают два вида информационных ресурсов – данные и знания.

Данные – это полученные эмпирическим путем и зафиксированные факты, дискретно описывающие источник информации (говорят – предметную область ПО), т.е. характеризующие отдельные его свойства.

Знания – это закономерности источника информации (понятия, сведения, принципы, связи, законы), полученные или приобретенные в результате обучения, практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой предметной области.

Формирование данных и знаний отвечает гносеологической[1] цепочке приобретения знаний: факт – обобщенный факт – эмпирический закон – теоретический закон. Такой подход полностью согласуется со структурой самого знания, которое имеет два уровня: эмпирический (наблюдения, явления, т.е. факты) и теоретический (абстракции, обобщения, законы).

 

Примером данных могут служить сведения о результатах сдачи сессии некоторой учебной группой и о последующих решениях деканата по тому или иному студенту по поводу его последующего обучения: это факты, имеющие место в некоторой предметной области, в роли которой выступает конкретный деканат, определенная учебная группа и результаты сдачи ею сессии. Так, например, студент Х имеет двойку по дисциплине Y; студента Х отчислили из вуза. Обобщенный факт – это результат абстрагирования от конкретных характеристик предметной области: результаты сдачи любой сессии любой учебной группой являются основанием для решений произвольного деканата по каждому из студентов группы по поводу его дальнейшей судьбы в вузе. Например, студент имеет двойку по какой-либо дисциплине; студента отчислили из вуза. Эмпирический закон определяет общие правила, которыми руководствуется деканат, выявленные в результате анализа обобщенных фактов. Например, студент не сдал экзамен; студента отчисляют из вуза.[2]. Теоретический закон означает еще большее обобщение: он записывается с использованием кванторов «всегда», «иногда»: для каждого студента, не сдавшего экзамен, выполняется его отчисление из вуза.

 

Таким образом, данные – это простейший первичный уровень представления информации, который создает условия для получения знаний – высшей, наиболее ценной формы информации.

Методы получения информации можно разбить на три группы: эмпирические методы или методы получения эмпирических данных; теоретические методы или методы построения различных теорий; эмпирико-теоретические методы (смешанные) или методы построения теорий на основе полученных эмпирических данных.

Эмпирические методы включают:

§ наблюдение – сбор первичной информации об объекте, процессе, явлении;

§ сравнение – обнаружение и соотнесение общего и различного;

§ измерение – поиск с помощью измерительных приборов эмпирических фактов;

§ эксперимент – преобразование, рассмотрение объекта, процесса, явления с целью выявления каких-то новых свойств.

Кроме классических форм их реализации, в последнее время используются опрос, интервью, тестирование и другие.

Эмпирико-теоретические методы включают:

§ абстрагирование – выделение наиболее важных для исследования свойств, сторон исследуемого объекта, процесса, явления и игнорирование несущественных и второстепенных;

§ анализ – разъединение целого на части с целью выявления их связей;

§ декомпозиция – разъединение целого на части с сохранением их связей с окружением;

§ синтез – соединение частей в целое с целью выявления их взаимосвязей;

§ композиция — соединение частей целого с сохранением их взаимосвязей с окружением;

§ индукция – получение знания о целом по знаниям о частях;

§ дедукция – получение знания о частях по знаниям о целом;

§ эвристики, использование эвристических процедур – получение знания о целом по знаниям о частях и по наблюдениям, опыту, интуиции, предвидению;

§ моделирование (простое моделирование), использование приборов – получение знания о целом или о его частях с помощью модели или приборов;

§ исторический метод – поиск знаний с использованием предыстории, реально существовавшей или же мыслимой;

§ логический метод – поиск знаний путем воспроизведения частей, связей или элементов в мышлении;

§ макетирование – получение информации по макету, представлению частей в упрощенном, но целостном виде;

§ актуализация – получение информации с помощью перевода целого или его частей (а следовательно, и целого) из статического состояния в динамическое состояние;

§ визуализация – получение информации с помощью наглядного или визуального представления состояний объекта, процесса, явления.

Кроме указанных классических форм реализации эмпирико-теоретических методов часто используются и мониторинг (система наблюдений и анализа состояний), деловые игры и ситуации, экспертные оценки (экспертное оценивание), имитация (подражание) и другие формы.

Теоретические методы включают:

§ восхождение от абстрактного к конкретному – получение знаний о целом или о его частях на основе знаний об абстрактных проявлениях в сознании, в мышлении;

§ идеализация – получение знаний о целом или его частях путем представления в мышлении целого или частей, не существующих в действительности;

§ формализация – получение знаний о целом или его частях с помощью языков искусственного происхождения (формальное описание, представление);

§ аксиоматизация – получение знаний о целом или его частях с помощью некоторых аксиом (не доказываемых в данной теории утверждений) и правил получения из них (и из ранее полученных утверждений) новых верных утверждений;

§ виртуализация – получение знаний о целом или его частях с помощью искусственной среды, ситуации.

 

Например, для построения модели планирования и управления производством в рамках страны, региона или крупной отрасли нужно решить следующие проблемы:

§ определить структурные связи, уровни управления и принятия решений, ресурсы; при этом чаще используются методы наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента, анализа и синтеза, дедукции и индукции, эвристический, исторический и логический методы, макетирование и др.;

§ определить гипотезы, цели, возможные проблемы планирования; наиболее используемые методы – наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, индукция, эвристический, исторический, логический и др.;

§ выполнить конструирование эмпирических моделей; наиболее используемые методы – абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, идеализация и др.;

§ осуществить поиск решения проблемы планирования и просчета различных вариантов, директив планирования, поиск оптимального решения; используемые чаще методы – измерение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, актуализация, макетирование, визуализация, виртуализация и др.


Глава 2. Понятие информационной системы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.