КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эргономичность интерфейса
Цель создания эргономичного интерфейса состоит в том, чтобы сделать работу за монитором конечного пользователя (прежде всего) максимально удобной и комфортной. Для этого вводят критерии эргономичного интерфейса, включающие: естественность (интуитивность), последовательность (непротиворечивость), выделение элементов для привлечения внимания пользователя, организация системы навигации, поддержка пользователя, гибкость. Естественность диалога – это такое его свойство, при котором пользователю не приходится существенно изменять свои традиционные способы решения задачи. Включает следующие принципы: 1) интерфейс должен поддерживаться на родном языке пользователя (в случае применения текстовых подписей и полей), причем возможно употребление профессионального жаргона; 2) подписи, подсказки и другие текстовые надписи, которые появляются по ходу ведения диалога, не должны требовать дополнительных пояснений, им следует быть однозначными для интерпретации пользователем; 3) порядок ведения диалога должен соответствовать порядку, в котором обычно пользователь обрабатывает информацию в процессе решения задачи; 4) должна быть исключена предварительная обработка данных перед их вводом пользователем. Это обеспечивает быстрый диалог и уменьшение ошибок со стороны пользователя. Последовательность ведения диалога гарантирует единство общих принципов работы с системой. Критерий включает: 1) последовательность в интерпретации команд: разные по смыслу команды должны иметь разное мнемоническое обозначение, а одинаковые команды – одинаковое обозначение; 2) последовательность в использовании форматов данных – аналогичные поля всегда должны представляться в одном формате; 3) последовательность в размещении информации на экране – в разных ситуациях на экране в привычных (одинаковых) местах должны появляться однотипные сообщения, чтобы пользователь знал, где найти или где ожидать вывода необходимой информации. При этом информация, на которую следует обратить внимание, должна всегда отображаться в видном месте, чтобы захватить внимание пользователя, например, предупреждающие сообщения и сообщения об ошибках. В то же время, информация, которая необходима не очень часто (например, справка) не должна отображаться, но должна быть доступна, когда потребуется. Выделение элементов интерфейса используется для привлечения внимания пользователя. При этом следует помнить, что большое количество выделенных элементов может вызвать у пользователя дискомфорт.
Способы выделения элементов: 1) движение (мигание или изменение позиции). Очень эффективный метод, поскольку глаз имеет специальный детектор для движущихся элементов; 2) яркость. Не очень эффективный метод, поскольку люди могут обнаружить всего лишь несколько уровней яркости; 3) цвет. Очень эффективный метод. Основное его назначение – создание интерфейсов, более интересных для пользователя. Он используется для группировки информации, выделения различий между информацией, выделения простых сообщений (ошибки, состояния). Важно отметить, что 9% людей не различают цвета (обычно красно-зеленые сочетания). Однако эти люди могут отличать черно-белые оттенки, поэтому проектировщики интерфейса должны проверять, не нарушает ли восприятие пользователей этой категории использование различных цветов. Принципы использования цвета: Ø необходимо ограничить число цветов на экране до 4 и до 7 – для последовательности экранов. При этом для неактивных экранов нужно использовать бледные цвета; Ø если цвет используется для колировки информации, необходимо удостовериться, что пользователь правильно понимает код, например, просроченные счета выделяются красным цветом, а непросроченные - зеленым; Ø необходимо использовать цвета согласно представлениям пользователя, например, для картографа зеленый – лес, желтый – пустыня, синий – вода. Для химика красный – горячий, синий – холодный; Ø можно использовать цвет для отображения состояния: красный – опасность или стоп, зеленый – нормально или продолжение работы, желтый - предостережение; Ø для привлечения внимания наиболее эффективны белый, желтый и красный цвета; Ø для упорядочения данных можно использовать спектр семи цветов радуги; Ø для разделения данных необходимо выбрать цвета из различных частей спектра (красный – зеленый, синий – желтый, любой цвет – белый); Ø для группировки данных, объединения и подобия нужно использовать цвета, которые являются соседями в спектре (оранжевый – желтый, синий - фиолетовый). 4) форма (вид символа, шрифт, начертание, размер). Используется для того, чтобы отличить различные категории данных. Обычно применяют увеличение в 1,5 раза. Некоторые принципы, которыми надо руководствоваться при создании текстовых сообщений: Ø текст в нижнем регистре читается на 13% быстрее, чем текст, который полностью напечатан в верхнем регистре; Ø символы верхнего регистра наиболее эффективны для информации, которая должна привлечь внимание; Ø выровненный по правому краю текст читать труднее, чем равномерно распределенный текст с не выровненным правым краем; Ø оптимальный интервал между строками равен или немного больше, чем высота символов; 5) оттенение (различная текстура объектов); 6) окружение (подчеркивание, рамки, инвертированное изображение).
Система навигации обеспечивает пользователю способность перемещаться между различными экранами, информационными единицами и подпрограммами в ходе ведения диалога. Тип системы навигации существенно зависит от принятого вида интерфейса: для интерфейса языка команд очень мало способов обеспечения полноценной навигации; в интерфейсах с меню можно использовать иерархически структурированные меню, которые будут «направлять» пользователя. Общие принципы проектирования системы навигации включают: использование заголовков страниц для каждого экрана; использование номеров страниц, номеров строк и столбцов; отображение текущего имени файла вверху страницы. Поддержка пользователя во время диалога - это мера помощи, которую диалог оказывает пользователю при его работе с системой. Включает: 1) инструкции пользователю - необходимы для направления пользователя в нужную сторону, подсказок и предупреждений для выполнения необходимых действий на пути решения задачи. Инструкции могут быть обеспечены в форме диалога, экранных заставок, справочной информации и т.п. Они могут предложить пользователю: выбрать из предложенных альтернатив некую опцию или набор опций; ввести некоторую информацию; выбрать опцию из набора опций, которые могут изменяться в зависимости от текущего контекста; подтвердить фрагмент введенной информации перед продолжением ввода. Инструкции могут быть помещены в модальные диалоговые окна, которые вынуждают пользователя ответить на вопрос прежде, чем может быть предпринято любое другое действие, потому что все другие средства управления заморожены. Это может быть полезно, когда система должна вынудить пользователя принять решение перед продолжением работы. Немодальные диалоговые окна позволяют работать с другими элементами интерфейса, в то время как само окно может игнорироваться; 2) подтверждение действий системы - используется, чтобы пользователь мог убедиться, что система выполняет, выполнила или будет выполнять требуемое действие (либо требуемые действия по каким-то причинам не выполнены). В полноценной системе пользователь также может всегда получить информацию о состоянии системы, процесса или активной подпрограмме; 3) сообщения об ошибках - должны объяснить, в чем ошибка, и указать, как ее исправить. Ошибки могут быть классифицированы следующим образом: 1) ошибки, основанные на неправильном понимании действия или порядка действий; 2) ошибки, которые возникли случайно (непреднамеренно), например, опечатка при вводе текста. Это ошибки могут подразделяться на виды: · ошибки неточности выбора опции, например, пользователь случайно нажал кнопку «Выход» и программа закрылась; · ошибки управления данными (например, присвоение ошибочного имени файла из-за неточности отображения последнего); · ошибки ассоциативного характера (например, сохранение файла с именем какого-либо человека, т.к. пользователь думал о нем в момент сохранения); · ошибки потери активности, когда пользователь забывает необходимую последовательность действий для продолжения работы; · ошибка режима или состояния, когда пользователь думает, что находится в одном состоянии, но фактически – в другом, например, режим вставки взамен режима печати поверх текста в текстовом процессоре. Техника защиты от ошибок включает в себя аспекты: 1) принудительные действия в системе, которые предотвращают или затрудняют появление ошибок; 2) обеспечение хороших и информативных сообщений об ошибках; 3) использование обратимых действий, которые позволяют пользователям исправлять их собственные ошибки; 4) обеспечение нормальной диагностики системы, в процессе которой пользователю объясняется, в чем суть ошибки и пути ее исправления. Обработка ошибок в формах ввода включает обеспечение следующих действий: 1) посимвольного редактирования введенных записей для исправления ошибок ввода (опечаток); 2) если ошибка обнаружена системой, желательно вернуть курсор в поле с ошибочными данными и каким-либо образом выделить это поле визуально; 3) обеспечить значимые сообщения об ошибках, использующие стиль языка пользователя и соответствующую терминологию; 4) обеспечить сообщения об ошибках, которые объясняют и предлагают пути устранения.
Гибкость диалога - это мера того, насколько хорошо диалог соответствует различным уровням подготовки и производительности труда пользователя. При этом диалог может подстраивать свою структуру или входные данные. Гибкость диалога проявляется в способности диалоговых систем адаптироваться либо с помощью пользователя, либо самостоятельно к любому возможному уровню подготовки оператора. Существует три уровня адаптации: фиксированная, полная, косметическая. При фиксированной адаптации пользователь сам явно выбирает уровень диалоговой поддержки, оценивая свою компетентность как новичка или эксперта. При полной адаптации диалоговая система строит модель пользователя, которая меняется по мере работы его с системой и определяет стиль диалога. При этом главная проблема – распознавание характеристик пользователя, что является очень трудной практической задачей. Косметическая адаптация является промежуточной адаптацией: гибкость обеспечивается без учета поведения пользователя и без однозначного выбора им конкретного стиля диалога.
Это достигается применением специальных приемов: · сокращений. Примером сокращений может быть использование шаблонов имен файлов в командном языке MS DOS. Так, для определения множества документов MS Word используется шаблон *.doc; · частично совпадающих данных. Используются метрики, позволяющие определить «расстояние» между входными данными и каждым из возможных ответов. Выбираются те, которые ближе всего к входным данным. Пример такого алгоритма - поиск англоязычных имен по их произношению с использованием фонетической близости различных символов: Ø удаляются все небуквенные символы, например _, &,!; Ø сохраняется первая буква имени; удаляются буквы A, E, I, O, U, W, H, Y; Ø оставшимся буквам присваиваются цифры по следующим правилам: 1®B, F, P, V 4®L 2®G, J, K, Q, S, X, Z 5®M, N 3®D, T 6®R Ø соседние одинаковые цифры объединяются; Ø формируется код из первой буквы и первых 3 цифр имени (если осталось менее 3 цифр, недостающие позиции дополняются нулями); Ø ищутся такие же коды, соответствующие другим именам, в памяти системы. В случае неоднозначного совпадения система запрашивает подтверждения у пользователя. Например, вводится имя FORBES. Оно преобразуется в код F612. Пусть в системе есть имена FARBES, FFORBES, FORBOUYS, которые имеют такие же числовые коды. Поскольку возникла неоднозначность, пользователю поступает запрос на ее снятие. · синонимов. Пользователь выбирает то, что ему ближе. Например, команды MS DOS del и erase удаляют файлы. Пользователь волен выбрать любую (если его не волнует возможность последующего восстановления удаленных файлов). Одна из форм синонимичности – ввод сообщений, набранных любой комбинацией строчных и прописных букв; · опережающих вводов ответов; · использования ответов по умолчанию и макросов; · многоуровневой помощи.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 204788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |