Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль Древнего мира




ВТО

Лекция

Если заемщики – не государства, то заем должен быть прогарантирован государством.

В большинстве случаев кредиты долгосрочны (20-30 лет).

%-ные ставки – 5-6% + ежегодные комиссии (0,75 %).

Общий кредитный портфель МБРР – 183 млрд. $ (комиссии за 2003 г. – 3 млрд. $)/

Организационная структура МБРР:

1) Совет управляющих – по 1 представителю от каждого государства-члена;

2) Совет директоров;

3) Президент.

Система голосования – взвешенная (количество акций зависит от экономической мощи государства, чем больше акций, тем больше голосов). У каждого государства – 250 базовых голосов + 1 голос за каждую акцию. Сейчас в МБРР – 183 государства (РФ – с начала 90-х).

В начале 60-х развивающиеся государства подвергли МБРР критике (низкие кредиты и сроки мешали развитию) → МБРР изменил политику (кредиты стали долгосрочными, а %-ные ставки - дифференцированными). В МБРР было создано 2 агентства:

Международная финансовая корпорация (МФК - IFC):

МФК имеет ту же структуру, что и МБРР и тех же участников. Цель – обеспечение притока частных иностранных инвестиций путем своего участия в частных проектах, созданных на территории развивающихся государств (один только факт участия крупного м/н инвестора стимулирует иностранных частных инвесторов).

Ресурсы: собственные (т.е. данные МБРР) и занятые (у МБРР).

Отличительные особенности МФК:

1. Использует свои или занятые у банков средства;

2. Капиталовложения МФК не требуют гарантий правительств принимающих государств;

3. МФК участвует в капитале, а не только предоставляет кредиты (т.е. прямые инвестиции);

В РФ МФК является одним из крупнейших инвесторов (наряду с ЕБРР - EBRD).

Международная ассоциация развития (МАР - IDA):

МАР создана в 1960 г. с целью оказания льготной финансовой помощи наиболее бедным странам путем предоставления им льготных кредитов. Сейчас в ней – 164 государства.

Структура – та же, что и у МБРР.

Займы предоставляются сроком до 50 лет (отсрочка выплаты займа и % - до 10 лет), %-ной ставки по кредитам нет.

Но эти займы не финансовая помощь ООН – они возвратны и платны (0,75 % за обслуживание кредита).

Под термином «Всемирный банк» понимают либо МРРР, либо МБРР и 2 его агентства.

Под термином «Группа Всемирного банка» (World Bank Group) понимают МБРР и 2 организации:

Вашингтонский Центр по рассмотрению инвестиционных споров.

Создан на основе Венской конвенции 1965 г. «О рассмотрении инвестиционных споров». Участвует 139 государств.

Задача – создать инструмент, доступный и заслуживающий доверия, для рассмотрения споров между частными иностранными инвесторами и государствами, куда осуществлены инвестиции.

Идея – вывести инвестиционные споры из-под национальной юрисдикции на международный уровень.

Сути – это м/н коммерческий арбитраж, созданный в виде м/н организации с особой специализацией (на 2003 г. подано и зарегистрировано 26 дел).

РФ присоединилась к Венской конвенции 1965 г., но не ратифицировала ее → не участвует в Вашингтонском Центре.

Многостороннее агентство по страхованию иностранных инвестиций.

Создано в начале 90-х гг. в рамках Сеульской конвенции создании данного агентства, 1985 г.

Фактически это – страховая компания, страхующая инвестиции от некоммерческих рисков (т.е. от экспроприации, действий государственных органов, неконвертируемости валюты).

Страхуются инвестиции из развитых стран в развивающихся государствах или странах с переходной экономикой.

Это Агентство очень активно действует на территории РФ.

 

 

ВТО!!

Высший орган - - министерская конференция ВТО.(не реже, чем 1 раз в 2 года.)

Генеральный совет- в его подчинении:

Комиссия по торговой политике стран участников

Совет по торговле

 

__________________________________________________________

 

 

После 2-й мировой войны, предполагалось создание организации, которая регулировала международную торговлю.

Предполагалось создание МТО(международной торг организ), был даже разработан её устав.(1946-1947гг).

Но пока создавалось МТО, был запущен как временное соглашение Генеральное соглашение о торговле тарифов.(ГАТТ) – скоординированное, постепенное снижение тарифов.

После краха идеи МТО, это временное ГАТТ, стало постоянным. Образовался секритариат.

В 80-м годам система ГАТТ стала напоминать международную организацию.

Состоялось несколько раундов, на которых были заключены некоторые соглашения.

Уругвайский раунд - обсуждение о создании ВТО. =>

Маракешские соглашения(1994г) - принятие решения о создании ВТО.

В 1995 году ВТО создается как субъект международного права.

НО!!! Ранние соглашения, отменены не были. Поэтому часто встречаютсч формулировки: ГАТТ ВТО

Задачи ВТО:

v Запрет на дискриминацию международной торговли(исключение: таможенные союзы, зоны свободной торговли(региональные – н-р, НАФТА –(Канада, США, Мексика))

v Поощрение конкуренции. Т.е. ужесточение конкуренции, увеличение товаров, качества. Снижение цены.

v Поощрение инвестиций

v Предсказуемость (как свойство международной торговли). Об изменении режима торговли необходимо уведомлять своих партнеров.

v Запрет торговых войн => должно быть справедливое рассмотрение торговых споров.

До 1995 года любое государство могло:

1) подать жалобу в коллегию экспертов, против государства члена ГАТТ.(это не судьи и не арбитры).

Эти эксперты назначаются секретариатом специалистами в области права и международной торговли.

Они готовят решение, которое должно быть подтверждено всеми государствамит-членами ГАТТ КОНСЕНСУАЛЬНО!!

+ не было конкретных сроков рассмотрения дела.

С 1995 года, система является более стойной и больше напоминает суд. Поэтому эта система называется КВАЗИСУДЕБНОЙ(т.к. есть коллегия и апелляционный орган).

Создается Специальный орган – в рамках ГАТТ – ОРС(ДСБ) (орган рассмотрения споров).

1. Поступает жалоба.

2. Создается также коллегия экспертов(3 ч-ка), созданная секритариатом

3. Для принятия решения устанавливаются жесткие сроки(в теч 1 года)

4. Решение ДОЛЖНО быть утверждено. Консенсус.

5. Возможность подать апелляцию на решение.

6. Апелляционный орган (АО; АВ – решение апелляционного органа.)

Революционный характер Апелляционнрого органа:

1. Состав из 7 человек на 4 года, с правом переназначения(репутация+ очевидные экспертные знания в междунородном праве и медж торговле), действующих постоянно.

Деятельность:

он принимает жалобы и выносит решения. Устраняет очевидные ошибки права допущенные панелистами). + создается последовательную, устойчивую судебную практику рассмотрения торговых споров.

Stare decisis - то что уже устоялось – принято и не изменяется.

Т.е. если апелляционный орган отменил решение коллегии экспертов, созывается новый коллегиальный оргна, который снова принимает решение. Апелляционный орган принуждает коллегию следовать его решению.

 

Почему это Квазисудебный орган??

По ГаТТ ВТО государство может отменить решение =>

не согласиться с решение суда (т.е. отличие от суда – решение к исполнению не обязательно).

Но если государство не отменило решение, то могут применяться «возмездные действия», т.е. можно установить для этого государства ограничения.

 

Крупные государства могут откупиться от принятых решений.

Наиболее активные сторонники этой системы, которые участвуют в 80% всех споров – это США.

 

Дело, которое было рассмотрено в данной системе (длилось 16 лет, законченло в 2009году) – «дело о бананах».

Суть дела: до 1993 года страны ЕС ввозили бананы самостоятельно, т.е. каждая страна определяла свои правила ввоза. Самыми активными «бананожуями» были Немцы, т.к. они ввозили бананы беспошлинно.

В мире бананы делятся на 2 вида: 1) долларовые(Колумбия, Эквадор); 2) не долларовые (мелкие бананы).

Проблема в 1993 году, цель завершение создания единого торгового рынка.

Немцы понимают, что доллоровые бананы стоят больше им начинают предлагать недолларовые. Немцы пожаловались в суд, на нарушение регламента.

Судебнеый процесс:

До 1993 года – колумбия и … пожаловались в ГАТТ (когда решения принимались консенсусом). ЕС признает, что решение не принято.

Но в 1995 году, т.к. создаются новые правила принятия решений.

США заявляет, что жти решения подрывают всю торговлю в целом.

??? А может ли государство, которое в принципе не пострадало от этих мер(США) обращаться с жалобой.

ДА!!!

1)Коллегия признает виновным

2) дело передается в апелляционный орган

Решение принято.

 

ЕС дается 15 месяцев, чтобы отменить решение.

Тут ЕС, заявляет о том, что они приняли новый регламент.

США не выдержало, и поэтому оно наложило санкции (возмездные ограничения на многую продукцию).

Вывод: 7 раз это дело проходило процедуру.

Дело было законченно понимает, что ЕС проигрывает. В 2009 году подписано соглашение от поэтапной отмене запрета ввоза бананов.

 

Орган рассмотрения споров:

Экологизация международной торговли(дело о тунзах и дельфинах, дело о креветках и черепахах) Т.к. это исчерпаемые ресурсы.

 

Историю политических учений в литературе традиционно подразделяют на четыре этапа: 1) политические учения Древнего мира; 2) политические учения Средневековья и эпохи Возрождения; 3) политические учения Нового времени; 4) политическая мысль ХХ в.

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам выдающиеся памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зароастризм). Уже древние философы имели определенные взгляды на политическое устройство общества. Каждый автор в таких случаях, как правило, обосновывал свой политический идеал, критиковал оппонентов.

Так, Конфуций (551–479 до н.э., Китай) развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей.

Конфуций высоко ценил благо гражданского мира, отвергал бунты и борьбу за власть, был сторонником ненасильственных методов правления, призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Для Конфуция и его последователей характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существующим порядкам. Вместе с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении принципов добродетели выгодно отличает его учение и от типичной для политической истории Китая практики деспотического правления, и от теоретических концепций, оправдывающих деспотическое насилие и отвергавших моральные сдержки в политике.

Учение Конфуция об искусстве управления обществом – богатейшая традиция. Свое право на управление чиновники должны доказать высокой моралью, знаниями, заботой о подданных, их достатке и воспитании. Современные страны, в которых сохраняются и развиваются конфуцианские традиции, добиваются поразительных успехов.

Современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности, давшей нам два имени, с которыми связаны вершины политико-философского осмысления социальной реальности того времени – Платон и Аристотель.

Платон (427–347 до н.э.) – великий древнегреческий философ, автор таких выдающихся произведений, посвященных политической проблематике, как «Государство», «Политик», «Законы».

Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались. Оно выступало как «творение природы», как реализация естественной потребности человека – существа общественного, «политического животного» – в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания виделась в нахождении оптимального государственного устройства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет особенно важный вклад Платона (и Аристотеля) в развитие политической мысли. Он также выдвинул идею поисков наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства.

Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта.

Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия – государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; демократия – власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.

Платон решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью. Порождаемая ею тирания – наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы и демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Однако в своем позднейшем произведении «Законы» Платон признал идеальной такую форму государства, которая сочетает в себе признаки монархии и демократии.

Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь и оппонент Аристотель (384–322 до н.э). Главное политическое произведение Аристотеля – «Политика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное политическое учение.

Аристотель анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он выступает против идеи Платона упразднить частную собственность, так как это, по его убеждению, будет насиловать человеческую природу. Основная задача государства, по Аристотелю, – воспитание граждан в нравственной добродетели.

Аристотель проанализировал известные ему 158 видов государственного устройства и на таком солидном фактическом материале разработал типологию форм государственного устройства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, а с другой – качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» и три «неправильные». «Правильные» – это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление многих), при которых власть преследует цель достижения общего блага. «Неправильные» формы – это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.

Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она как смешанная форма («золотая середина») сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить Спарта и Крит. Причину смены различных государственных форм Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежащих в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.

Политические идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских ученых и государственных деятелей. Греческая философия, культура, наука оказали большое влияние на римское общество. Однако следует иметь в виду, что если в политико-правовой мысли древних греков преобладал социально-политический аспект, то у римлян – правовой. У греков проблемами государства и права занимались философы, у римлян – юристы, которые имели в этой области несомненные заслуги.

В римском правоведении значительно большее развитие, чем в греческом, получила общая теория права и государственное право (понятия власти, должностных лиц и их полномочий, гражданства). Создание гражданского права – это заслуга римских юристов, разработавших непревзойденные по точности нормы правовых отношений товаропроизводителей (покупатель и продавец, кредитор, должник, договор, обязательство, собственность, правоспособность и т.д.).

Римские юристы более детально и глубоко, нежели греческие философы, разработали вопрос о рабстве, создали концепцию цезаризма как мирового господства Римского государства, во главе которого стоит император (цезарь) с неограниченной и обожествляемой властью.

История политических и правовых учений Древнего Рима связана прежде всего с именами Кара, Цицерона и представителей школы римских юристов Ульпиана, Модестина и других.

Тит Лукреций Кар (99–55 до н.э.) воспринял и развил общефилософские воззрения Демокрита и Эпикура: представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни государства и законов; мысль Эпикура о договорном характере государства и права.

Крупнейшей фигурой был, несомненно, Марк Туллий Цицерон (106–43 до н.э.), знаменитый оратор, государственный деятель и мыслитель Древнего Рима. Он известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливости и истинном законе, о естественном праве. Следуя за Платоном и Аристотелем, он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, фундаментом общества свободных граждан выступает право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа, Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и целесообразна смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них – благоволение, мудрость, свободу. Только такое сочетание способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.

Итак, уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились вопросы сущности, происхождения, цели, основных форм и путей развития государства, его воздействия на граждан и др.

При этом главное место занимал поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех людей, кто действительно умеет управлять.

Отсюда – признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании.

Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались на эмпирический материал, хотя нередко разрабатывались в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах.

Уже тогда были выделены такие важнейшие для политического знания понятия, как «политика», «власть», «государство», «закон», «право», «республика», «демократия», «монархия, «аристократия», «олигархия», «тирания», «деспотия», «свобода» и многие другие.

Политические идеи древности оказали очень большое влияние на последующее развитие политической мысли.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.