Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. История критики его творчества

План.

Творчество Н. В. Гоголя

Лекция № 5

(1809-1852)

1. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. История критики его творчества.

2. Раннее творчество писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

3. Драматургия Н.В.Гоголя. Комедия «Ревизор».

4. Поэма «Мертвые души»: особенности жанра, система действующих лиц, проблематика поэмы, художественное новаторство.

Суровый и трезвый реализм Гоголя знаменовал новую ступень в развитии критического реализма в русской литературе. Величайшая жизненность и вместе с тем типическая обобщенность образов писателя рождалась из его тесной связи с действительностью, из глубокого проникновения в жизнь народа. В своем творчестве Гоголь продолжил и приумножил лучшие традиции русской литературы — ее связь с жизнью, ее народность, ее благородные передовые идеалы. Фонвизин, Крылов, Грибоедов, Пушкин являлись его предшественниками и учителями.

В русском литературоведении оценка творчества Гоголя имела свою историю.

· В среде революционно-демократических писателей она была сделана через призму социальной значимости: «...Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Д.А. Добролюбов в творчестве Гоголя подчеркивали антикрепостническую сатиру.

Некрасов определил значение творчества писателя для русского общества, написав в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

...Придет ли времячко

(Приди, приди, желанное!),

Когда народ не Блюхера

И не милорда глупого,

Белинского и Гоголя

С базара понесет? —

Какие же идеи сближали Белинского с Гоголем?

Для Белинского Гоголь являлся одним из «великих вождей» своей страны «на пути» ее «сознания, развития, прогресса», ее «надеждой, честью и славой». Так писал критик в зальцбруннском письме к Гоголю, осуждая его «Переписку».

· Чернышевский не только назвал целый период в развитии литературы «гоголевским», но и считал Гоголя «отцом русской прозы», «величайшим из русских писателей по значению». В «Очерках гоголевского периода» Чернышевский указал на великую роль Гоголя как писателя-демократа: «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. Потому он имел славу возбудить во многих вражду к себе. И только тогда будут все единогласны в похвалах ему, когда исчезнет все пошлое и низкое, против чего он боролся!»

Вместе с тем в начале советской эпохи излишнее социологизаторство в науке в конечном итоге привело к вульгарным оценкам творчества писателя. Порочные «концепции» превращали Гоголя то в замаскированного идеолога «среднепоместного» дворянства, то в последовательного защитника феодально-крепостнических порядков.

· Д. Овсянико-Куликовский, Н. Котляревский освещали проблемы психологии творчества писателя. Позднее в творчестве западных ученых и представителей декадентской литературы (В. Розанов, А. Белый и др.). был поставлен вопрос о трагедии личности Гоголя, уделено внимание мистическому смыслу его произведений: Гоголь объявлялся идеалистом, а его произведения рассматривались в плане традиций западноевропейского реакционного романтизма.

· Формалисты пытались рассматривать форму произведений писателя в отрыве от содержания.

Сугубо социологические критерии в советской критике, на основе которых производился анализ эстетической системы писателя, его произведений, приводили к однобокому пониманию его судьбы и творчества.

Представляется, что нельзя делать акцент или только на содержании, или идейных концепциях любого писателя.

· Есть ли социальные картины в произведениях Гоголя? Бесспорно. Угнетенное положение народа, крестьянских масс, бедняка-разночинца, «маленького» человека, униженного и обездоленного в самодержавно-крепостническом обществе, вызывает сочувствие писателя. Через все его произведения проходит противопоставление духовного и морального разложения господствующих верхов и идеала народной жизни, защита простого человека. Углубляя завоевания русской литературы предшествовавшего периода, в первую очередь пушкинского реализма, Гоголь в то же время выступал как художник-новатор, прокладывал новые пути, создавал произведения, поражающие своей жизненной мощью и великолепием языковой живописи. Гоголь говорил о «необыкновенной полноте народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного соображения, чтобы составить животрепещущее слово, которое пронимает насквозь природу русского человека, задирая за все ее живое».

· Гоголь сатирик? Да, достаточно вспомнить страницы его повестей. «Мертвых душ», пьес.

· Гоголь мистик? Да, этому есть множество примеров. А как без мистики объснить «Вий», «Страшную месть»?

· Гоголь религиозен? Ответ опять будет утвердительным.

В силу вышесказанного надо понимать, что

Н. В Гоголь - один из самых сложных и противоречивых писателей русской литературы, писатель, который в полной мере отразил и духовный кризис творческой личности, кризис эпохи, но и достижения русского реализма; трагедию художника, глубоко переживающего несовместимость своих идеалов и реальной жизни. Он содействовал развитию общественного самосознания своего народа. Совершенство художественной формы, неугасимая яркость и богатство языка, жизненность и меткость гоголевского юмора, «красочная и глубоко национальная словесная живописность его стиля» сохраняют художественную силу его произведений и сегодня. Глубина его произведений, постижение социальных сторон жизни, религиозное ее осмысление сегодня находят новых поклонников его творчества и новых исследователей, свободных от узких и догматических подходов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Конец | Раннее творчество писателя. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.