КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек как субъект взаимодействия с миром
Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека Многие авторы подчеркивают понимание индивидуальности как совокупности (симптомокомплекс, синдроме и пр.) различных свойств — от биохимических и нейрофизиологических до особенностей творческого самовыражения. В то же время существуют значительные расхождения в том, считать ли индивидуальность качественно новой, целостной характеристикой, описывающей интегральные способы реализации человека в течение жизни, или же надо говорить "лишь" об индивидуальных особенностях тех или иных психических — в том числе личностных — процессов, черт и состояний, В последнем случае понятие "индивидуальность" используется для определения одной из сторон конкретной формы активности, для выражения "не целостности, не всесторонней полноты, а своеобразия, неповторимости определенного явления, его непохожести на другие явления данного вида. Вместе с тем, именно с анализом интегративных эффектов функционирования индивидуальности {таких как, например, адаптивность, компенсаторность, оптимальность или результативность), связан основной вопрос дифференциальной психофизиологии и психологии — "чем каждый из нас отличается от других людей" (Небылицын, 1996). В этой фразе заключается суть следующей границы, пролегающей между общечеловеческими (универсальными психическими и социокультурными) закономерностями и тем, как эти общие законы преломляются в неповторимом мире субъективной реальности. Носителем этого мира (репрезентирующим его вовне) является индивидуальность как уникальный целостный феномен, оказывающийся интегралом всех уровней внутреннего и внешнего взаимодействия, включающего в себя процессы дифференциации и координации. Очевидно, что анализ следующей границы, переход через которую выводит нас к понятию " метаиндивидуальности " {Мерлин 1986; Дорфман, 1995), включающему в себя также различные формы взаимодействия субъективных миров индивидуальности. Второй полюс, образующий вместе со смысловым конструктом "человек" необходимый контекст для анализа триады индивид—личность—индивидуальность, обозначается термином "субъект", который в наиболее общем виде трактуется как "носитель состояний" и свойств. Представляется обоснованной точка зрения, согласно которой "субъект" — понятие неоднопорядковое по отношению к рассматриваемой, базовой для наук о человеке, системе координат. Категория "субъект" используется для анализа единичности участника процесса взаимодействия, его свойств и особенностей — как организма (биологического существа, носителя морфологических и физиологических функций), индивида (носителя психических, предличностных функций), личности (носителя психосоциальных функций) или целостной индивидуальности (носителя интегральных функций человека как саморазвивающейся, эволюционирующей системы) — в функциональном аспекте конкретной формы активности. Нельзя сказать, что эта разделяемая многими и очевидная — для авторского субъективного взгляда — позиция является общепринятой. Для ряда исследователей, привнесших свой вклад в психологическую науку, понятие "субъект" превращается из функциональной категории в онтологическую и, соответственно, становится высшей формой развития "человеческого в человеке" (см., например, Ананьев, 1968; Брушлинский, 1996; Веккер, 1981)
"Организм—индивид—личность " Эти понятия, выводимые из историко-методологического анализа (Умрихин, 1987) развития психологического познания, указывают на "различный уровень взаимоотношения человека с действительностью, а тем самым на "различные подсистемы" в общем строении носителя психической жизни" (Ярошевский, 1974, с-432). Разумеется, речь не идет о "жестком однозначном разграничении органических, социальных и психических свойств" (Кон, 1984) предмета исследования (человека), однако давно пора понять необходимость выделения иерархии носителей различных индивидуальных свойств, что позволит получить адекватное представление о механизмах их формирования.
" Индивид—личность—индивидуальность ". Если необходимость разведения понятий первой пары (индивид и личность) отмечается представителями практически всех направлений отечественной психологической теории {Леонтьев, 1977; Рубинштейн, 1946; Ананьев, 1968), то при анализе соотношения этих понятий с термином "индивидуальность" между ними возникают значительные разногласия. Чтобы подчеркнуть наличие более интегрального образования для первой пары понятий добавляются различные модификации — "социальный индивид", "субъект деятельности", "метаиндивилуальность". В этих случаях индивидуальность также оказывалась иногда интегральным образованием, включающим в себя, например, триаду "индивид—личность—субъект деятельности" {Ананьев, 1977), Также интересен подход, в котором "индивид—личность-индивидуальность" представлены как элементы эволюционирующей системы {Асмолов, 1990), хотя более логично было бы начинать разговор об эволюции с рассмотрения биологической подсистемы человека — организма. В наиболее общем виде представления о парадигме в определенной области науки были сформулированы Т.Куном {Kuhn, 1973), Создатель парадигмальной теории выделяет два аспекта в определении парадигмы — "дисциплинарная матрица" и "образец". Последнее определяется как конкретное решение, принятое научной группой и ставшее символическим обобщением различных аспектов проблемы, как раз и заключенных в образце. Исследуя образец, можно научиться применять символическое обобщение как для новых экспериментальных ситуаций, так и при изучении сходных взаимодействий. Дисциплинарная матрица является неким "общим владением" в рамках профессиональной дисциплины и содержит три типа элементов: символическое обобщение, модели и Образцы — то есть элементы, лежащие в основе относительной полноты профессионального общения. Главное же в том {Suppe, 1977), что дисциплинарная матрица образует концептуальную структуру. Как отмечают многие известные психологи {Eysenk, 1994; Lamieil). Вместе с тем научной общественностью допускается ряд имплицитно существующих во множестве теорий парадигмальных установок. Так, исследования в области индивидуальных, типологических и групповых различий — независимо от субъективной позиции авторов — ведутся в контексте универсальных смысловых "связок" (цепочек, chanks, sets), определяющих дифференциально-психологические координаты изучения человека: биологическое— психологическое—социальное, общее—особенное—уникальное, устойчивое—флуктуирующее—изменчивое etc. Представители всех сложившихся к настоящему времени подходов подчеркивают необходимость разведения уровней (но мало кто говорит о принципах соотнесения уровней ментальной реальности) анализируемого феномена — организмического и личностного, индивидного и группового, то есть об установлении, в первую очередь, родо-видовых соотношений в изучаемой феноменологической структуре. О важности разведения уровней говорится при анализе темперамента, стиля интеллекта, способностей, иерархии потребностей, мотивов и целей, личности в целом.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |