Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как субъект взаимодействия с миром




Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека

Многие авторы подчеркивают понимание индивидуаль­ности как совокупности (симптомокомплекс, синдроме и пр.) различных свойств — от биохимических и нейро­физиологических до особенностей творческого самовыра­жения.

В то же время существуют значительные расхожде­ния в том, считать ли индивидуальность качественно но­вой, целостной характеристикой, описывающей интеграль­ные способы реализации человека в течение жизни, или же надо говорить "лишь" об индивидуальных особенностях тех или иных психических — в том числе личностных — процессов, черт и состояний, В последнем случае поня­тие "индивидуальность" используется для определения одной из сторон конкретной формы активности, для вы­ражения "не целостности, не всесторонней полноты, а своеобразия, неповторимости определенного явления, его непохожести на другие явления данного вида.

Вместе с тем, именно с анализом интегративных эф­фектов функционирования индивидуальности {таких как, например, адаптивность, компенсаторность, оптималь­ность или результативность), связан основной вопрос дифференциальной психофизиологии и психологии — "чем каждый из нас отличается от других людей" (Небылицын, 1996). В этой фразе заключается суть следующей границы, пролегающей между общечеловеческими (универсальны­ми психическими и социокультурными) закономернос­тями и тем, как эти общие законы преломляются в непов­торимом мире субъективной реальности. Носителем этого мира (репрезентирующим его вовне) является индивиду­альность как уникальный целостный феномен, оказываю­щийся интегралом всех уровней внутреннего и внешнего взаимодействия, включающего в себя процессы дифференциации и координации.

Очевидно, что анализ следующей границы, переход через которую вы­водит нас к понятию " метаиндивидуальности " {Мерлин 1986; Дорфман, 1995), включающему в себя также раз­личные формы взаимодействия субъективных миров ин­дивидуальности.

Второй полюс, образующий вместе со смысловым конструктом "человек" необходимый контекст для анали­за триады индивид—личность—индивидуальность, обозна­чается термином "субъект", который в наиболее общем виде трактуется как "носитель состояний" и свойств. Представляется обоснованной точка зрения, согласно которой "субъект" — понятие неоднопорядковое по отношению к рассматриваемой, базовой для наук о человеке, системе координат.

Категория "субъект" исполь­зуется для анализа единичности участника процесса взаи­модействия, его свойств и особенностей — как организма (биологического существа, носителя морфологических и физиологических функций), индивида (носителя психи­ческих, предличностных функций), личности (носителя психосоциальных функций) или целостной индивидуаль­ности (носителя интегральных функций человека как саморазвивающейся, эволюционирующей системы) — в функ­циональном аспекте конкретной формы активности.

Нельзя сказать, что эта разделяемая многими и очевидная — для авторского субъективного взгляда — позиция является об­щепринятой. Для ряда исследователей, привнесших свой вклад в психологическую науку, понятие "субъект" пре­вращается из функциональной категории в онтологичес­кую и, соответственно, становится высшей формой раз­вития "человеческого в человеке" (см., например, Анань­ев, 1968; Брушлинский, 1996; Веккер, 1981)

 

"Организм—индивид—личность " Эти понятия, выводи­мые из историко-методологического анализа (Умрихин, 1987) развития психологического познания, указывают на "различный уровень взаимоотношения человека с действи­тельностью, а тем самым на "различные подсистемы" в общем строении носителя психической жизни" (Ярошевский, 1974, с-432). Разумеется, речь не идет о "жестком од­нозначном разграничении органических, социальных и психических свойств" (Кон, 1984) предмета исследования (человека), однако давно пора понять необходимость выделения иерархии носителей различных индивидуальных свойств, что позволит получить адекватное представление о механизмах их формирования.

 

" Индивид—личность—индивидуальность ". Если необходи­мость разведения понятий первой пары (индивид и лич­ность) отмечается представителями практически всех на­правлений отечественной психологической теории {Леон­тьев, 1977; Рубинштейн, 1946; Ананьев, 1968), то при ана­лизе соотношения этих понятий с термином "индивиду­альность" между ними возникают значительные разногла­сия.

Чтобы подчеркнуть наличие более интегрального об­разования для первой пары понятий добавляются различ­ные модификации — "социальный индивид", "субъект деятельности", "метаиндивилуальность". В этих случаях индивидуальность также оказывалась иногда интегральным образованием, включающим в себя, например, триаду "ин­дивид—личность—субъект деятельности" {Ананьев, 1977), Также интересен подход, в котором "индивид—личность-индивидуальность" представлены как элементы эволюци­онирующей системы {Асмолов, 1990), хотя более логично было бы начинать разговор об эволюции с рассмотрения биологической подсистемы человека — организма.

В наиболее общем виде представления о парадигме в определенной области науки были сформулированы Т.Ку­ном {Kuhn, 1973), Создатель парадигмальной теории выде­ляет два аспекта в определении парадигмы — "дисципли­нарная матрица" и "образец". Последнее определяется как конкретное решение, принятое научной группой и став­шее символическим обобщением различных аспектов про­блемы, как раз и заключенных в образце. Исследуя обра­зец, можно научиться применять символическое обобще­ние как для новых экспериментальных ситуаций, так и при изучении сходных взаимодействий.

Дисциплинарная матрица является неким "общим вла­дением" в рамках профессиональной дисциплины и со­держит три типа элементов: символическое обобщение, модели и Образцы — то есть элементы, лежащие в основе относительной полноты профессионального общения. Глав­ное же в том {Suppe, 1977), что дисциплинарная матрица образует концептуальную структуру. Как отмечают многие известные психологи {Eysenk, 1994; Lamieil).

Вместе с тем научной общественностью допускается ряд имплицитно существующих во множестве теорий парадигмальных установок. Так, исследования в области индиви­дуальных, типологических и групповых различий — не­зависимо от субъективной позиции авторов — ведутся в контексте универсальных смысловых "связок" (цепочек, chanks, sets), определяющих дифференциально-психологические координаты изучения человека: биологическое— психологическое—социальное, общее—особенное—уни­кальное, устойчивое—флуктуирующее—изменчивое etc.

Представители всех сложившихся к настоящему времени подходов подчеркивают необходимость разведения уровней (но мало кто говорит о принципах соотнесения уровней ментальной реальности) анализируемого феномена — организмического и личностного, индивидного и группового, то есть об установлении, в первую очередь, родо-видо­вых соотношений в изучаемой феноменологической структуре.

О важности разведения уровней говорится при анализе темперамента, стиля интеллекта, способнос­тей, иерархии потребностей, мотивов и целей, личнос­ти в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.