Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самооценка. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки

Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки

Образ Я выступает регулятором практически всех лич­ностных, и, в первую очередь, характерологических про­цессов, проявляясь в самых разнообразных формах пове­дения. В этом отображается психологический компонент Я-концепции. Зафиксированные в психологическом обра-зе-Я осознанные и неосознанные представления человека о самом себе можно выявить с помощью разных методов, в том числе — используя технику рисования. Рисунки в наиболее наглядной форме дают психологу информацию как об особенностях психических процессов, так и о спе­цифике личностных характеристик. Соединение процесса изображения с процессом конструирования, реализован­ное нами в методе конструктивных рисунков, позволяет производить формализованную оценку исследуемых инди­видуально-типологических различий (Либин, 1989), Фор-мализация снимает высокую неопределенность, присущую проективным тестам, использующим рисунки в качестве основного метода, и дает возможность стандартизованной оценки полученных изображений. Для исследования обра­за-Я, зафиксированного во внесознательной сфере пси­хики, был разработан Тест Предпочтения Геометричес­ких Форм (ТиГР) (Либин, Либин, 1988; 1994), основан­ный на процедуре изображения и анализа конструктив­ных рисунков фигуры человека, получаемых путем пост­роения изображения с помощью треугольников, кругов и квадратов. Изображения этих форм, являющихся основ­ными элементами тактильно-кинестетических гештальтов (Sheets-Johnstone, 1990), представляют собой семантичес-ко-символический инвариант, отображающий специфику зафиксированных во внесознательной сфере субъекта пред­почтений, в том числе отражающихся в построении про­ективного изображения самого себя. На основе анализа более 10 000 рисунков, полученных от разных испытуемых в течении 1984—1996 годов, был экспериментально изучен феномен семантического инварианта, суть которого заключается в том, что индивидуумы с определенными стратегиями предпочтения (выявляемыми по соотноше­нию используемых в конструктивных рисунках геометри­ческих форм: соответственно треугольных, квадратных и округлых) выбирали типичные изображения фигуры че­ловека.

Самооценка преимущественно связана с третьей, социальной ипостасью Я, отражая в системе субъективных значений воплощение личности в людях, В то же время, самооценку можно рассматривать как интегратор всех трех основных компонентов Я-образа: физического, психоло­гического и социального.

Происходящее в процессе дифференциации индивидуальности разведение и последующее соотнесение между собой параметров различных уровней охватывает все ос­новные составляющие характера Экспериментально пока­зано, что самооценка с возрастом становится все более дифференцированной {Mullener & Laird, 1971). Школьни­кам седьмого класса, старшеклассникам и студентам ве­черних курсов в возрасте около тридцати лет предложили оценить себя по сорока характеристикам, используя шес­тибалльную шкалу от "совершенно верно", что оценива­лось в шесть баллов до "совершенно неверно" (1 балл). Утверждения охватывали пять областей — физические качества, уровень достижений, интеллектуальное развитие, межличностное общение и социальную ответственность. Анализ индивидуальных вариаций выявил тенденцию к их увеличению с возрастом. То есть младшие оценивали свою компетентность во всех пяти областях более ровно. Возможно, что дифференциация самооценки связана с увеличением у старших (см. главу 19) когнитивной слож­ности, то есть, в данном случае, способности оценивать разные стороны своего Я, используя более разнообразные стратегии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Я-концепция | Самосознание и самооценка личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.