Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Криминальная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении




Предмет и задачи криминальной психологии.

Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте. Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Успешная социализация в процессе развития и становления личности определяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и внутреннего контроля. Умысел, как правило, возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Насколько лицо заражено антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс его потребностей, интересов, мотивов действия. На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Утверждение того, что преступность обусловлена, прежде всего, социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения.

Таким образом, криминальная психология – область юридической психологии, изучающая психологию правонарушителей, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и юридической ответственности.

Кроме того, основной задачей криминальной психологии является изучение психологических особенностей становления и развития противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Большое внимание уделяется основным факторам, способствующим формированию противоправного сознания: отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность, отклонения характера.

В психологическом механизме преступного поведения принятие субъектом преступнойцелиявляется центральным звеном. Криминальная цель у субъекта возникает вследствие личностной приемлемости преступного способа удовлетворения потребности или источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация, например разрешения проблемной ситуации. Необходимость же принятия цели предопределяется побуждением — мотивом.Мотив отражает то, ради чего субъект совершает действия (например, удовлетворить некоторую потребность), в то время как цель предопределяет способ и непосредственный результат действий (например, заработать деньги для удовлетворения потребности или украсть деньги).

Источниками мотивов могут быть внутренние и внешние факторы. Внутренние источники побуждений представляют собой потребности и притязания, личностные ценности, требующие защиты или обеспечения своего блага, жизненные планы, привычные атрибуты жизнедеятельности и пристрастия и т.д. Внешними угрожающая некоторым личностным ценностям, затрагивающая интересы, т.е. требующая своего разрешения. Возникновение мотива и принятие цели обусловливается личностно своеобразным восприятием и оценкой внешних условий и обстоятельств ситуации, т.е. процессом социальной перцепции. Таким образом, мотивообразование и социальная перцепция «обеспечивают» принятие цели в преступном поведении. Изучение их характера и роли в порождении преступного поведения необходимо для понимания причин и условий этого поведения, а также для установления психологических свойств, выступающих элементами криминогенной склонности личности.

Ряд исследователей считают, что мотив сам по себе не предопределяет необходимость принятия именно криминальной цели-способа, поскольку любое побуждение можно произвольно направить в социально приемлемое либо антисоциальное русло, т.е. удовлетворить порождающую мотив потребность как правомерным, так и преступным способом. Однако есть социально дезадаптированные мотивы, которые реализовать социально приемлемым способом субъективно оказывается весьма сложно или практически невозможно. Такие мотивы как бы способствуют принятию противоправных целей-способов в поведении, выступают криминогенно значимыми. Есть и мотивы собственно криминальные, порожденные потребностью в совершении определенного преступного деяния — криминальными влечениями. Криминогенное содержание мотивов обусловливается определенными мотивообразующими свойствами личности, о которых сказано ниже. То же самое можно сказать и о социальной перцепции субъекта поведения. Его представления о социальной ситуации могут носить достаточно адекватный социально-правовой характер, а могут иметь искаженное — криминогенно значимое содержание. Рассмотрим более подробно криминогенные мотивы и криминогенное содержание социальной перцепции, которые выступают условиями, способствующими принятию криминальных целей (способов) действий в порождении преступного поведения.

Криминальные мотивы. Это мотивы, порожденные собственно криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Субъективно переживаемая нужда в совершении такого деяния выступает предметом потребности. Криминальная потребность может представлять укоренившуюся привычку систематического совершения определенных видов преступных действий либо возникнуть в результате действия иного психологического механизма. Ее реализация обеспечивает состояние удовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения.

Такого рода мотивы проявляются как влеченияк совершению: краж (чаще всего так называемых «карманных»), сексуально-насильственных деяний; истязаний определенных категорий людей; убийств, сопряженных с изнасилованием, причинением мучений жертве или иным глумлением над ней; хулиганства, связанного с насильственными или эксгибиционистскими действиями; актов вандализма, учинения пожаров и др. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к психической болезни - патологии влечений. Однако этот тип психических аномалий вряд ли можно рассматривать как полностью исключающий вменяемость, поскольку преступник, побуждаемый криминальным влечением, способен воздерживаться от совершения уголовно наказуемого деяния, если ситуация явно неблагоприятна, чревата опасными для него последствиями.

Криминогенно значимые мотивы порождаются различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено. Эти мотивы могут представлять ряд типов, различаясь по своим источникам.

П е р в ы й тип представляют мотивы, порожденные гипертрофированными аморальными влечениями,удовлетворение которых субъект реально не может обеспечить правомерным путем или это удовлетворение связано с криминальным риском с высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние. Такие влечения могут выражаться в алкоголизме, наркомании, в пристрастии к играм на деньги, к дракам, потребности в систематических развлечениях аморального характера, в половой распущенности и др. Указанные влечения могут быть связаны с психическими аномалиями и относиться к патологии влечений.

В т о р о й тип выражают мотивы, порожденные гипертрофированными потребностями {притязаниями),т.е. потребностями, уровень которых явно завышен, не соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их правомерного удовлетворения и при этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень (иначе эти потребности нельзя называть гипертрофированными). Интенсивное переживание таких потребностей при осознании невозможности их удовлетворить правомерным способом как бы вынуждает субъекта прибегнуть к незаконному способу действий. Такая «криминогенно вынуждающая» мотивация может порождаться:

• неадекватно завышенными притязаниями материального характера в обеспечении материального достатка, приобретении дорогостоящего имущества, услуг, в дорогостоящих развлечениях и т.д.;

• гипертрофированной потребностью властвования над другими людьми (например, над представителями определенных социальных групп), доминирования в межчеловеческих отношениях, которое проявляется в деспотизме, в чрезмерной подозрительности и враждебности;

• чрезмерно завышенными притязаниями в достижении престижного статуса в группе или в определенной общности людей (известности, влиятельности), в самовыражении (переживании самодовольства от обращения на себя внимания других людей, их восхищения, зависти или опасения), а также потребностью в самоутверждении, побуждающей к рискованным и иным действиям, не адекватным разумной необходимости или совершаемым вопреки социальным нормам и требованиям (весьма характерно для преступников, стремящихся приобрести «криминальный авторитет»).

Т р е т и й тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др. Такие переживания могут порождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенности элементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физической и моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях, а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействия лиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обострении или в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий, в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсация или удовлетворение депривиро-ванной потребности. В качестве психологических свойств личности, обусловливающих такого рода эмоционально-мотивационные переживания выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационные установки.

Ч е т в е р т ы й тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающим как правоохраняемые ценности.

Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям. Указанные переживания порождают у субъекта побуждения к вредоносному воздействию на данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убеждениях об отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Часто оказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступает определяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальном отрицательном «значении» конкретного человека или группы людей, к которым индивид испытывает отрицательное отношение.

П я т ы й тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-«отчужденном» образе жизни, личностные ценности (которые могут стать жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления.Потребность быть включенным в «криминальную» социальную среду может быть следствием привыкания к этой среде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Эта потребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональных преступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишения свободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, персонализации (т.е. потребности быть признанным как личность).

Ш е с т о й тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям. Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешних условий, является следствием определенных деформации личностных свойств, проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностный смысл воспринимаемых социальных явлении — условий жизнедеятельности и конкретных ситуаций.

Она, как выше сказано, опосредует в генезисе преступного поведения мотивообразование и целеполагание, а также обеспечивает обратную связь в процессе реализации принятой цели. Мотивацию обусловливает оценка значения для субъекта (для его личностньгх, ценностей, интересов, потребностей) воспринимаемых явлений социальной действительности, в том числе тех, которые представляют собой социальные ценности, защищаемые уголовным законом. Выделяются два общих вида оценки, порождающей побуждение к действиям: деонтологическая, в которой за основу принимается нормативность (как должно быть), и аксиологическая, исходящая из полезности, ценности явления.

Деонтологическая оценка внешних условий основывается на представлениях субъекта о должном (привычном, общепринятом), и в случае их несоответствия этим представлениям порождает побуждение к соответствующему изменению этих условий.

Аксиологическая оценка порождает стремление к личностно ценному и идеальному. Принятие цели-способа действий обусловливается оценкой социальных условий с точки зрения тех складывающихся возможностей для достижения данной цели и последствий, которые при этом могут наступить.

Криминогенность восприятия социальной ситуации, выражающаяся в формировании представлений, обусловливающих возникновение криминогенных мотивов и криминальных целей, заключается в следующем:

• в преувеличенно отрицательной, юридически неадекватной оценке определенных социальных явлений и прежде всего действий других людей как несущих вред для самого субъекта и значимых для него людей, для личностно ценных материальных объектов. Такая оценка порождает побуждения в защите личностных ценностей, в ответном причинении вреда людям или материальным объектам, выступающим источником чего-то отрицательного. Эти побуждения, таким образом, вызывают агрессивно-защитные мотивы. Такие мотивы создают или обостряют предпосылки принятия субъектом противозаконных целей-способов действий, которые выражаются в насильственных и иных вредоносных поведенческих актах. При этом совершение противозаконных действий может субъективно восприниматься как морально оправданное и справедливое, как социально не осуждаемое или даже одобряемое;

• в искаженной оценке внешних условий, включая поведение социальных субъектов, как благоприятных для достижения личностно ценного результата. Такая оценка формирует завышенные притязания, которые не могут быть реально удовлетворены правомерным способом, и, следовательно, обусловливают формирование гипертрофированных притязаний и соответствующие им криминогенно значимые мотивы;

• в неадекватно отрицательной оценкесоциальных и собственных возможностей как не позволяющих удовлетворить определенные жизненные потребности правомерным способом;

• в преувеличенно завышенной оценке социальных возможностей для реализации противоправного способа удовлетворения потребности и избежания юридической ответственности или иных отрицательных последствий;

• в искаженных представлениях о социальной приемлемости (допустимости, одобрении или даже престижности) и распространенности совершения определенных видов противозаконных деяний.Это представление может быть обусловлено, в частности, психологической идентификацией субъекта с общностью, в которой сложилась асоциальная или антисоциальная субкультура, т.е. криминогенные ценностные ориентации, обычаи, нормы поведения. Такого рода представления индивид переносит на поведение в широкой социальной среде, что обусловливает порождение соответствующих криминогенно значимых мотивов и криминальных целей.

Перечисленные криминогенные представления обусловливаются соответствующими психологическими свойствами личности, во многом предубеждениями, перцептивно-смысловыми установками,существенно характеризующими криминогенность личности. В числе таких установок можно назвать:

1) установки, ориентирующие индивида на выявление в социальной действительности вредоносных для себя людей, событий и объектови предопределяющие первостепенную оценку социальных явлений и субъектов с точки зрения их вредоносности. Они выражаются в неадекватных отрицательных предубеждениях в отношении определенных людей, событий, в чрезмерной подозрительности и т.п. Причем у ряда преступников наблюдается глобальное расширение круга «опасных» субъектов, выраженная готовность к агрессивно-защитным действиям;

2) установки, определяющие приоритетность выявления в окружающей действительности благоприятных возможностей для удовлетворения противоправным способом потребностейкорыстно-стяжательского, «потребительского» характера или для удовлетворения стремлений к использованию другого человека в качестве средства удовлетворения своих потребностей («найти того, кого можно использовать в своих интересах»). Содержание этих перцептивно-смысловых установок выражается в предубеждениях: о весьма широких и доступных возможностях достижения личностно выгодного результата нетрудовым путем; о конкретных лицах, которые могут подвергаться неправомерному использованию в собственных интересах; о событиях, которые создают благоприятные возможности для незаконного удовлетворения тех или иных потребностей;

3) предубеждения в толерантности окружающих людей к фактам совершения определенных противоправных деяний,в их боязни воспрепятствовать совершению преступлений либо в социальном одобрении некоторых из таких деяний;

4) предубеждения в неблагоприятности возможностей для удовлетворения определенных жизненно важных потребностей правомерным способом. Неблагоприятность возможностей может связываться с социальными условиями, собственным социально-правовым статусом, с недостатками способностей, знаний, умений и физических сил и т.д.;

5) предубеждения субъекта в благоприятности социальных условий и собственных возможностей для достижения личностно ценного результата определенным преступным способом.

Системообразующим фактором умышленных преступлений является мотивационная сфера личности преступника. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет возможные варианты своего поведения, реализация которых может удовлетворить его желания в данных условиях. Преступник взвешивает все «за» и «против» относительно каждого варианта действия и утверждается в наиболее оптимальном для себя варианте – мотивирует, санкционирует его и затем контролирует его исполнение.

Сложный комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обусловливающий возникновение и развитие преступного деяния, называется механизмом преступления.

Под механизмом преступления мы понимаем совокупность системообразующих элементов преступного деяния: мотивы, цели, поводы, способы преступного деяния, особенности использования преступником конкретных условий совершения преступления, ориентировочную основу его действий, отношение преступника к промежуточным и итоговым результатам преступления.

Сознательное поведение человека направляется сложным комплексом побуждений.

1. отвечая на вопрос: почему индивид пришел в состояние активности, мы обращаемся к источникам мотивационной активности – потребностям, интересам, установкам, инстинктам и т.д.

2. отвечая на вопрос: на что направлена активность индивида, почему избраны данные акты поведения и соответствующие средства, мы обращаемся к механизму сознательной регуляции поведения, его мотивам (которые неизбежно связаны с выбором цели, принятием решений в альтернативных ситуациях).

3. отвечая на вопрос: какова динамика данного поведенческого акта, мы обращаемся к эмоционально-энергетическим регуляционным факторам, поведенческим стереотипам индивида.

Проблема мотивации состоит не только в выяснении первоначальных побудительных моментов человеческой активности, но и в выяснении всех факторов, направляющих, регулирующих и поддерживающих развитие деятельности человека.

На первой стадии формирования действия актуально осознается определенная потребность безотносительно к возможностям ее удовлетворения.

Люди с пониженной саморегуляцией отличаются преобладанием ситуативной мотивации, стремятся к максимальному использованию ситуативных возможностей для удовлетворения своих актуализированных потребностей. Сама «доступность обстановки» нередко провоцирует у них актуализацию соответствующей мотивации.

Традиционно сложившаяся в юриспруденции однонаправленная схема человеческого поведения "мотив – цель – способ - результат" в действительности более сложна. Необходимо преодолеть упрощенное понимание мотива преступного деяния как изолированного, одномоментного психического акта. Мотивация поведения – системообразующий фактор механизма поведения.

В механизме совершения преступления побуждения индивида коррелируют с личностно принятыми способами поведения. Между элементами системы «мотив – цель – способ» существуют не односторонние, а двусторонние, обратные связи.

Системообразующими элементами этой системы являются не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий. Не владея обобщенным способом действия, индивид никогда не поставит соответствующей цели и мотивационно ее не санкционирует. Центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера личности преступника, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Но актуализация способов поведения индивида, его операционно-исполнительских возможностей предопределяется условиями среды, реальными возможностями их осуществления. Как только внешняя среда дает возможность для реализации личностных устремлений – мотивационная сфера дает необходимую санкцию.

Понять поведение преступника – значит понять его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы поведения. По мере формирования упрочившихся способов поведения, систематически приводящих к желаемому результату, у человека возникает стереотипизированный личностно – операциональный механизм запуска его поведенческой активности в определенных «пусковых» ситуациях. При этом контроль со стороны сознания часто свернут, ограничен. Ведущая оценочная функция переходит к эмоциональным механизмам, роль рациональных оценок резко снижается.

Одни аспекты побуждений усиливаются в процессе деятельности, другие заново возникают, а некоторые – нейтрализуются. Одни мотивы усиливают друг друга, другие – вступают в конфликтные противоречия, одно преступное действие в ряде случаев перерастает в другое, становится сложным, многоэпизодным. В то же время, начатое преступное деяние может быть приостановлено.

В процессе деятельности могут произойти сдвиги мотивов, которые свидетельствуют об изменении значения отдельных сторон деятельности для действующего субъекта.

Только с учетом рассмотренных выше особенностей мотивации человеческого поведения можно выделять и анализировать отдельные конкретные его мотивы.

Мотивы и цели преступного деяния объединены в юриспруденции в понятие преступного умысла. Но для оценки преступного деяния, его квалификации существенное значение имеют направленность и содержание умысла. Эти понятия часто смешиваются, трактуются неточно. Направленность умысла – планируемый будущий результат (цель) деяния, на достижение которого направлено преступное деяние. Содержание умысла – отражение в сознании субъекта всех тех обстоятельств, которые связаны с достижением цели. Так, при совершении хищения направленность преступного умысла выражается в корыстной цели – извлечение преступным путем материальной выгоды. Содержание же умысла здесь состоит в понимании субъектом незаконности своих действий и их тайного характера.

При анализе механизма преступного деяния существенно выявление его повода.

Повод преступления – внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника. Являясь начальным моментом преступного деяния, повод преступления показывает, с каким обстоятельством сам преступник связал свое деяние. Повод не имеет самостоятельного причиняющего значения. Повод лишь «разряжает» ранее сформировавшуюся причину. Однако повод преступления в значительной мере характеризует личность преступника, его склонности, социальные позиции, мотивы и цели преступления.

Ни одна ситуация сама по себе не толкает человека на преступление. Каким путем идти – зависит от меры социализированности человека. Значимость той или иной ситуации для поведения личности свидетельствует о ее устойчивых свойствах.

Объективное содержание, значение ситуации всегда соотносится с ее личностным смыслом для индивида.

Поведение социализированного человека обусловлено, прежде всего, личностно, а не ситуативно. Этим человеческое поведение отличается от поведения животных. От личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает. Гипертрофирование криминогенного значения ситуации, их «провоцирующего» и «содействующего» преступлению характера объективно ведет к априорному уменьшению ответственности личности за свое поведение.

В самых тяжелых, критических ситуациях высоконравственные люди находят достойные выходы. И если есть свобода выбора, то сама личность ответственна за тот вариант поведения, который избирает. Ситуация – лишь «лакмусовая бумажка», выявляющая сущность личности. Никакие «способствующие» преступлению условия не могут служить оправданием преступного поведения. Ситуация возникновения преступных действий – лишь показатель того, в каких условиях данная личность способна совершить преступление.

В случаях, когда обстоятельства влияют на формирование преступного умысла, они выступают как целеобразующие механизмы поведения данной личности, но не выступают в качестве причинного механизма поведения.

Ситуация совершения преступления – показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Кульминационным актом в генезисе преступного деяния является принятие решения – окончательное «утверждение» избранного преступного варианта поведения.

Принятие решений – сознательный выбор определенного действия в ситуации неопределенности. Решение охватывает образ будущего результата действия в данных информационных условиях. Оно связано с мысленным перебором возможных вариантов действия, концептуальным обоснованием принимаемого к реализации действия.

В решении цель мысленно объединяется с условиями ее реализации, принимается оперативный план действия на основе переработки всей исходной информации.

Решения о совершении конкретного преступления могут быть обоснованными – транзитивными и малообоснованными, нетранзитивными, не учитывающими всех условий их реализации.

Однако в своей основе любое решение о совершении того или иного преступления нетранзитивно – оно не учитывает социальной вредности действия и неотвратимости наказания за него.

Но многие преступные деяния нетранзитивны и в отношении их операциональной реализации – они совершаются без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации преступного умысла. Это связано с низким интеллектуальным уровнем многих преступников, ограниченностью их оперативного мышления. Значительная часть правонарушителей – нерасчетливые, недальновидные люди с существенными дефектами в мотивационно – регуляционной сфере. Угроза наказания ими актуально не осознается или недооценивается. Их преступные решения часто возникают внезапно, обосновываясь неизменными чувствами – зависть, местью, корыстью, эгоизмом, агрессивностью. Мышление преступника оказывается «привязанным» к привычным асоциальным способам поведения.

К обстоятельствам, содействующим принятию решений о совершении преступного деяния, относят:

- провоцирующее поведение потерпевшего

- давление со стороны преступной группы

- расчет на поддержку соучастников

- ослабление сознательного контроля в конфликтных эмоциональных состояниях, преуменьшение грозящей опасности разоблачения

- наличие субъективно трактуемой возможности сокрытия преступления

- алкогольное и наркотическое опьянение.

После принятия решения индивид становится «связанным» собственным решением; он может недооценивать даже те вновь возникшие обстоятельства, которые имели бы для него значение на стадии предрешения. Принятие решения формирует намерение – устойчивое стремление к реализации намеченной программы действий, установку на совершение определенного действия. Эта установка ограничивает избирательные возможности индивида. У индивида формируется мотивация достижения цели. Так, принятое решение об убийстве определенного лица приводится, как правило, в исполнение даже тогда, когда ситуация становиться неблагоприятной – повышается возможность опознания и задержания преступника.

Нет ни одного преступного деяния, которое всецело соответствовало бы всем критериям оптимальности действия. Классификация преступлений по критерию ошибочности действий – одно из направлений совершенствования теории расследования (ошибки в оценке условий совершения деяния, выборе средств, времени и места совершения преступления, определении критериев безопасности и т.д.).

Однако, приступая к исполнению преступного деяния, преступник анализирует обстановку его совершения, проявляет повышенный интерес ко всему тому, что может помешать реализации преступного умысла или облегчить совершение преступления.

Если обстановка совершения преступления соответствует ожиданиям преступника – его действия осуществляются стереотипно, привычными и характерными для него способами.

В ходе исполнения преступления могут значительно расшириться возможности реализации преступной мотивации, сформироваться дополнительные и новые цели преступления, окрепнуть решимость действовать более интенсивно.

Механизм исполнения преступления выражается в системе используемых преступником способов действий.

Известно, что способ совершения преступления дает ключ к его расследованию. В связи с этим необходимо психологически обоснованное, концептуальное определение сущности способа совершения преступления. При определении способа совершения преступлений недостаточно перечисления отдельных его орудийных компонентов (например, «проникновение в хранилище произошло способом подбора ключей», «убийство произошло способом применения холодного оружия» и т.п.).

Способ – система приемов действия, операциональных комплексов, обусловленных целью и мотивами действия, психическими и физическими особенностями действующего лица. В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания, умения, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности. У каждого человека имеется система обобщенных способов действий, свидетельствующих о его индивидуальных особенностях.

При структурно-системном, психологическом подходе к способу действия в нем должны быть выделены существенные индивидуальные особенности поведения преступника, психологическая специфичность его действий.

Способ совершения деяния коррелирует с физическими и функциональными особенностями индивида. Для каждого преступления существуют свой системный «набор» действий и операций. Способ совершения преступления необходимо понимать как индивидуально-стереотипизированный поведенческий механизм, системно отражающийся во внешней среде – в следах преступления. Способ деяния – реализация психических и психофизиологических исполнительских стереотипов индивида в определенных условиях достижения цели. Эти комплексы так же индивидуализированы, как и папиллярные узоры пальцев. Однако, в отличие от последних, следы этого комплекса всегда остаются на месте совершения преступления.

Устойчивые поведенческие особенности личности – криминалистически значимые идентификационные свойства личности преступника.

Способ совершения преступления неизбежно связан с особенностями допреступного и послепреступного поведения лица, совершившего преступление.

Неповторимость индивидуальных способов действия, поведенческая уникальность каждого преступления – личностный «отпечаток» преступника, обусловленный динамическими стереотипами его психофизиологии.

Наиболее юридически и психологически значимый компонент преступного поведения – результат преступного деяния. Особенно существенно отношение индивида к достигнутому преступному результату. Эти отношения различны – от чистосердечного раскаяния и осознания вины, до глубокого удовлетворения достигнутым.

Удовлетворенность достигнутыми результатами или неудовлетворенность ими ведет к появлению новых преступных целей или к самоосуждению преступного поведения, к прекращению преступной деятельности. Положительная личностная оценка преступного результата – признак глубокой криминальной деформации личности, основной критерий преступного типа личности.

Анализ психологических типологий и классификаций преступников.

Понять любое поведение, преступное в том числе, невозможно без подлинного знания психологии личности. Зачастую должностные лица правоохранительных органов, на которых возложены обязанности по профилактике преступлений против личности, как правило, руководствуются лишь собственным личным и профессиональным опытом. Не имея специальной психологической подготовки, они обычно имеют самое смутное представление о действительных психологических особенностях конкретного лица, которые могут привести к тяжким последствиям. Не удивительно, что часто им не под силу предупредить преступное посягательство на жизнь человека, особенно в сфере семейных и бытовых отношений. Поэтому всё боле актуальной становится необходимость изучения психологических особенностей преступника сотрудниками ОВД.

С психологической точки зрения личность - это «система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей». Существуют и другие определения личности, но все они сходятся в том, что человек как личность «является носителем сознания, участником общественных отношений, субъектом социальной деятельности».

Каждый человек, будь-то несовершеннолетний или взрослый - это индивид, то есть самостоятельно существующий биологический организм. Личность - непременно обладатель сознания. Поэтому грудной ребенок или психически неполноценный человек с нарушенным сознанием - не личности, так как они лишены возможности осознанно выполнять свои социальные функции. Личность всегда является участником общественных отношений в процессе общения с другими людьми, участия в коллективном труде общественные взгляды непременно действуют на него, человек становится общественным социальным существом. Социальные условия во многом определяют поведение личности его взгляды, убеждения. Вольно или невольно человек усваивает нравственные, этические, правовые, политические и иные взгляды, и в системе общественных отношений выступает как реальный носитель этих взглядов.

Однако общественно-исторические условия действуют на человека не непосредственно, а преломляются через его внутренний мир, через психику. Личность обладает многими общими чертами с людьми своего времени, своего класса, национальности и т. д. Но, вместе с тем, она имеет ряд отличительных признаков, обусловленных особенностями чувственного аппарата, протеканием психических процессов, типом темперамента, физиологическими и физическими данными. Вступая между собой в сложное сочетание, эти качества и свойства проявляются в поведении человека, его отношении к материальным условиям жизни, к обществу, людям, себе, своим обязанностям - трудовым и общественным.

Эти особенности зачастую ставят под сомнение наличие у человека качеств, необходимых для признания его личностью. Поэтому в юридической психологии имеет место вопрос: можно ли считать личностью преступника? По этому поводу среди ученых нет единого мнения. Профессор В.П. Тугаринов считает, что преступника считать личностью нельзя. По его мнению, личностью может считаться лишь «человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся или способный пользоваться в соответствии со своими внутренними качествами, определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса». Тогда как преступник, совершая противоправное деяние, проявляет безответственность перед обществом. Находясь в ИТУ он не может в полной мере пользоваться возможными правами, своей антиобщественной деятельностью он не вносит положительного вклада в развитие общества, а, наоборот, в какой-то степени тормозит его.

С другой стороны, многие ученые считают, что преступника можно и должно считать личностью. Правонарушитель, также как и законопослушный гражданин, является носителем многообразных общественных отношений. Человек по своим психологическим качествам не может быть фатально обречен на социальную роль преступника. Но в каждом преступлении в качестве его субъективной стороны всегда проявляются психические качества личности преступника (антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к общественным интересам и т. д.). Однако эти качества не являются врожденными (преступными чертами), это отрицательные черты характера, которые сформировались в условиях жизнедеятельности, которые больше всего повлияли на характер преступного поведения. Еще крупнейший русский психолог А.Ф. Лазурский писал, что «извращенное развитие человеческой личности связано не с отсутствием или недостаточностью тех или иных психических качеств (ума, воли, эмоций), а большей частью с несоответствием между особенностями психики и теми внешними условиями, в которых происходит развитие человека».

Таким образом, понятие «личность преступника» является составным из общепсихологического (личность) и социально-юридического понятия (преступник). Сопоставив эти два понятия между собой, можно вывести единое понятие – личность преступника - это система социально-значимых качеств индивида, характеризующаяся неполнотой овладения и деформацией социальных ценностей, а также дефектами психической саморегуляции.

Психологический анализ личности предполагает максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:

1) одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

2) уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;

3) в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;

4) четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

5) пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:

-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

-нравственные свойства;

-психические особенности.

Надо заметить, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому психологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и так далее. Это, конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими психологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции.

Изучение и учет психологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.

Выборочные психологические исследования, статистические данные свидетельствуют о том, что:

-среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;

-возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Психологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18-40 лет (до 70-75%). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24, 14-17летние, и, затем, 30-40летние. Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год!) требует не только моральной, но и специальной правовой подготовки. Необходимо также помнить, что многие из этой категории правонарушителей имеют психические аномалии (как наследственные (психопатия, слабоумие в форме дебильности и пр.), так и носящие приобретенный характер (алкоголизм, наркомания, травмы центральной нервной системы и пр.). Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет: чаще всего совершаются кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта.

Семейное положение и особенно воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание.

Особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.).

Уровень образования преступников, как правило, ниже, чем у законопослушных граждан. Современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества, выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е. по доходам. Среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших ранее кражи.

Очень важно обратить внимание на особое отношение к закону. Нельзя сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям. Это относится не только к преступникам-рецидивистам.

 

Как правило, в криминологической литературе различают типологию и классификацию. Считается, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определенных групп социальных особенностей, в то время как классификация подразделяет преступников на группы согласно единичному, индивидуальному признаку.

Классификация представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.

Под группировкой обычно понимается «определенное распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков».

В рамках такой классификации изучается не личность как таковая, а «контингенты» преступников. Классификация может быть построена по различным основаниям, среди которых можно выделить две большие группы признаков:

• социологические — пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, социальное происхождение, занятость общественно полезным трудом, род занятий, наличие специальности, место жительства;

• правовые — характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины.

Отдельную группу составляют признаки, характеризующие состояние здоровья преступников. В этой связи можно выделить — здоровых лиц, а также лиц, страдающих соматическими или психическими расстройствами.

Личность преступника как явление типологического порядка является носителем наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. Специфика личности как типа заключается именно в том, что в ней имеются особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое преступление, в какой бы форме оно не совершалось, не случайно по отношению к личности. Оно подготовлено развитием его социальных, нравственных, социально-психологических свойств. В качестве таковых выступают жизненный опыт человека, а также черты духовного мира, предопределяющие в конфликтных ситуациях выбор общественно опасного варианта поведения.

О личности преступника как временном социальном типе можно говорить только в связи с преступностью, которая является преходящим социальным явлением. Этот временный тип, как и преступность в целом, обладает, однако, устойчивыми чертами и свойствами, позволяющими выделить его в качестве самостоятельного.

Кроме вышеупомянутой, довольно широко распространены следующие классификации:

• По социально-демографическим признакам:

• Пол — мужчины, женщины;

• Возраст — несовершеннолетние (14-15 лет и 16-17 лет), лица молодого возраста (19-24 года и 25- 29), лица зрелого возраста (30 лет и старше).

2. По признакам социального положения и по роду занятий:

• Рабочие, служащие, учащиеся, частные предпринимателя, фермеры, пенсионеры;

• Трудоспособные, но не работающие и не учащиеся;

• Безработные.

3. По признакам места жительства и длительности проживания:

• Город, сельская местность;

• Постоянный житель, мигрант, переселенец.

4. По данным интенсивности и характера преступной деятельности:

• Повторность, рецидив (многократный специальный, особо опасный);

• В группе, в организованной группе.

5. По данным о состоянии лица в момент совершения преступления:

• В состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения.

Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действия. Существует множество вариантов типологии личности. Все известные типологии условно можно разделить на три группы.

I. Для этой группы характерна дифференциация преступников в зависимости от характера личностно - мотивационных свойств, которые проявляются в совершенном преступлении. В данной группе выделяют:

- особо опасных преступников;

- насильственных преступников;

- корыстных преступников;

- преступников, совершивших преступления против общественного порядка;

- неосторожных преступников.

Исходя лишь из мотивационных критериев, некоторые авторы выделяют:

- Корыстный тип — ему свойственен мотив личного обогащения. Однако стремление к повышению материального достатка не является противоправным и главное здесь заключается в том, какие средства для достижения этой цели избираются. Хотя такой тип личности традиционно называется корыстным, это скорее моральная оценка. Понятие корысти обозначает в данном случае общую направленность личности и избираемые средства деятельности, а не только сам по себе мотив. Поэтому выделение корыстного типа возможно лишь с такой оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления (любые) по мотивам личного обогащения. Как правило, это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений;

Престижный тип. Довольно часто случается, что среди виновных в корыстных (прежде всего, в хищениях государственной собственности) и должностных преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т. е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное (в первую очередь, должностное) положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т. д. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь есть, выступает в данном случае лишь в качестве дополнительного мотива. Таким образом, вышеназванных преступников можно объединить в так называемый престижный тип. Хотя нельзя не отметить, что по престижным мотивам совершаются не только хищения и должностные преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые другие преступления совершаются для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе ценно для конкретного лица. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда являются ведущими. Следовательно, преступников подобного типа тоже следует относить к престижному типу.

• Насильственный тип. Мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще называть насилие мотивом можно лишь с большой натяжкой, потому что насильственные действия ради них самих совершают только психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.

• Сексуальный тип. К данному типу относятся преступники, виновные в изнасиловании или других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений.

Ранее уже говорилось о том, что не всегда возможно четко определить мотив конкретного преступления, так как, как правило их несколько. Сложно определить тип личности преступников, совершающих, так называемые, корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса, необходимо определить какие мотивы были превалирующими. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта необходимо отнести к корыстному типу. Однако, как показывает практика, некоторые разбойные нападения организуются лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров, а для того чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. Следовательно, подобные преступления могут совершаться и из некорыстных побуждений.

Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу. Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу.

Таким образом, выделение по мотивационным критериям носит чисто условный характер. Поэтому могут быть выделены и другие типы. В приведенной типологии легко заметить, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением) по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к корыстному типу.

Типологические группы преступников могут быть построены также и по характеру «антиобщественной направленности и ценностных ориентаций». В связи с этим в криминологии выделяются группы, которым свойственны:

• «негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам»: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и т. д. Подобное отношение лежит и в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений — убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и т. д., а также большинства случаев хулиганства;

• «корыстно-частнособственнические тенденции, которые связанны с игнорированием права на все виды собственности». Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;

• «индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям», к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;

• «легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям» по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

II. В этой группе объединены типологии, дифференцирующие преступников, исходя из «характера взаимодействия криминогенной личности с разной степенью выраженности с факторами ситуации совершения преступления или только в зависимости от степени выраженности криминогенных искажений личности». В качестве примера можно привести типологию несовершеннолетних преступников:

• Криминогенный тип, состоящий из следующих подтипов:

а) Последовательно криминогенный. Этот тип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются. Преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками личности. Как правило, ситуация, в которой совершается преступление, активно создается самой личностью;

б) Ситуативно-криминогенный. Данный тип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера. Причиной же преступления в большинстве случаев является неблагоприятная ситуация, т. е. в данном случае к преступлению подталкивает микросреда и вес предшествующий образ жизни, следствием которого становится совершение преступления;

в) Ситуативный. Для этого типа характерно незначительное присутствие «безнравственных элементов» сознания и поведения такой личности и ее микросреды. Преступления в данном случае совершаются под влиянием ситуации, которая возникает не по вине лица, и в которой другими субъектами нарушаются установленные нормы поведения. В отличие от случайного преступника такая личность может оправдывать в означенной выше ситуации свое и чужое противоправное поведение, даже безнравственное.

— Случайный тип.

III. Эта группа объединяет типологии, выбирающие критерием типологизации социальную направленность личности преступника. Один из вариантов такой типологии дифференцирует преступников, исходя из соотношений негативной и позитивной направленности личности.

В соответствии с этой типологией преступники делятся на следующие типы:

• Профессиональный тип. Самый опасный тип личности. Направленность личности деформирована и представлена в виде негативной направленности. Лица данного типа отличаются «правовым нигилизмом», низкой общей культурой, антиобщественной установкой. Этому типу присуща внутренняя тяга к совершению повторных преступлений, он активен в нахождении и создании собственными усилиями ситуаций, которые способствуют совершению преступлений. К профессиональному типу относятся профессиональные преступники, особ опасные рецидивисты.

• Привычный тип. Для этого типа характерна значительная деформация в структуре «социальной направленности, позитивный компонент слабо выражен, социально-психологические свойства личности неустойчивы и противоречивы». Преступники данного типа имеют очень низкий уровень правосознания, у них отсутствуют четкие границы между моральным и аморальным. Отличие же его от профессионального типа состоит в том, что для совершения преступления преступник привычного типа использует преимущественно жизненные ситуации. К данному типу относятся лица, совершившие повторные преступления, т. е. рецидивисты, хотя, как правило, это смешанный рецидив.

• Неустойчивый тип. Этот тип не имеет каких-либо стойких или значительных деформаций в отличие от двух предыдущих. Присутствует равная негативная и позитивная направленность. Однако, опять же, в отличие от двух вышеназванных типов, неустойчивому типу присуща противоречивость в действиях, что может стать толчком к ослаблению или наоборот усилению криминогенности, поскольку между преступлением и личностью всегда имеет «повод», личностная интерпретация которого либо ведет, либо не ведет к совершению преступления.

• Небрежный тип. В данном типе преобладает позитивная направленность личности, т. е. присутствует минимум негативной направленности. Небрежному типу присуще легкомысленное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение в обществе. Обычно преступники данного типа совершают нетяжкие преступления умышленно или по неосторожности.

• Случайный тип. Этот тип характеризуется полной позитивной направленностью, без каких-либо деформаций. Имеет устойчивый уровень правосознания, преступление же совершает только в силу давления жизненных обстоятельств. Преступники данного типа совершают преступные деяния в состоянии сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действиями потерпевшего, или с превышением пределов необходимой обороны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 30552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.