КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предназначение и функционирование РСЧС
За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на причины и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории стран СНГ и в самой России. Мировой и отечественный опыт показывает, что на современном этапе ЧС стали более частым явлением в общественной жизни. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф в мире с ущербом более 30% годового валового национального продукта стран, где они произошли, возросло более чем в 4 раза, а с числом погибших более 100 человек – в 2 раза. Не случайно ООН объявлено международное десятилетие борьбы за уменьшение угрозы и опасности стихийных бедствий. До трагедии Чернобыля (1986 г.), землетрясения в Армении (l987 г.), взрывов в Арзамасе и Свердловске (1988 г.), катастрофы в Башкирии и крупной аварии на Ионавском объединении «Азот» в Литве (1989 г.) основные меры по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф осуществляли руководители предприятий, отраслевые министерства и ведомства. При крупных техногенных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях координацией усилий всех участвующих в ликвидации ЧС сил занимались местные органы исполнительной власти. При необходимости создавались временные правительственные комиссии, которые привлекали силы и средства из других регионов. Система гражданской обороны в основном предназначалась для действия во время войны, хотя и привлекалась для ликвидации крупных стихийных бедствий, аварий на химически опасных объектах и крупномасштабных техногенных катастроф. Такая организация не позволяла концентрировать силы и средства, имеющиеся в стране, в кратчайший срок на решающем участке, не обеспечивала гибкости и единства руководства в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. А сокращение времени на принятие решения и введение в действие сил и средств резко снижает количество жертв и экономический ущерб от ЧС. Ныне деятельность, связанная с техногенными, экологическими и природными рисками, рассматривается как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это предопределяет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, на самом высоком государственном уровне. Именно поэтому и создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая продолжила дело МПВО, ГО, корпуса спасателей и других подобных организаций. В полной мере учтен российский и международный опыт предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе и американский. В США еще в 1980 г. было создано федеральное агентство по действиям в кризисных ситуациях (FEMA). РСЧС построена на принципе концентрации сил различных ведомств, регионов и территорий (рис. 3). Основные задачи РСЧС изложены в статье 4 Закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»: - разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; - осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм; - обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - подготовка населения к действиям при ЧС; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; - создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - ликвидация ЧС; - осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации; - международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных (т.е. ведомств, курирующих отрасли, направления) подсистем и имеет пять уровней: - федеральный; - региональный; - территориальный; - местный; - объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет: - координирующие органы; - постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГО и ЧС); - органы повседневного управления; - системы связи, оповещения, информационного обеспечения; - определенный состав сил; - резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующими органами РСЧС являются: 1) на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (МВК) и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в министерствах, службах, государственных комитетах; 2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам ГО и ЧС; 3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС); 5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по ЧС. Положения о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также об объектовых комиссиях по ЧС и состав этих комиссий утверждаются решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями объектов и организаций. Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации. Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС – высший коллегиальный координирующий орган – только в 1996 г. провела 6 заседаний, рассмотрев на них 20 важнейших вопросов, касающихся функционирования и развития РСЧС, и приняла по ним конкретные решения. Органами управления по делам ГО и ЧС являются (табл. 14): а) на федеральном уровне – МЧС России; б) на региональном уровне – региональные центры; в) на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти; г) на объектовом уровне – штабы ГО ЧС, отделы, секторы или специально назначенные лица по делам ГО и ЧС.
Таблица 14 Органы управления РСЧС
Деятельность МЧС определена «Положением об МЧС», принятым Постановлением правительства РФ от 6 мая 1994 г. №467, где закреплено, что МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, применением возможным противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения, а также координацию работ по мобилизационной подготовке народного хозяйства страны. Организация РСЧС на региональном уровне строится по девяти регионам (в скобках обозначено место расположения регионального центра): 1) Северо-Западный регион (г. Санкт-Петербург) – Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург. 2) Центральный регион (г. Москва) – Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Орловская, Смоленская, Рязанская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва. 3) Северо-Кавказский регион (г. Ростов-на-Дону) – Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области. 4) Приволжский регион (г. Самара) – Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская, Самарская, Саратовская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ульяновская области, Коми-Пермяцкий автономный округ. 5) Уральский регион (г. Екатеринбург) – Курганская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа. 6) Западно-Сибирский регион (г. Новосибирск) – Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области. 7) Восточно-Сибирский регион (г. Красноярск) – Республика Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский автономные округа.
8) Забайкальский регион (г. Чита) – Республика Бурятия, Иркутская, Читинская области, Агинский, Бурятский, Усть-Ордынский автономные округа. 9) Дальневосточный регион (г. Хабаровск) – Приморский, Хабаровский края, Еврейская автономная область, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский, Корякский автономные округа, Республика Саха (Якутия). Органами повседневного управления РСЧС являются: - пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативные дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней; - оперативно-дежурные и дежурно-диспетчерские службы специализированных подразделений федеральных органов исполнительной власти и организаций. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |