Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетное послание Президента РФ




Особенно очевиден синергетический эффект на примере многократно возрастающей ударной силы атакующего эскадрона кавалерии сравнительно с тем, как если бы кавалеристы шли в атаку последовательно по одному.

Вместе с тем, ряд авторов вполне логично отмечают, что синергетический эффект в органических и социальных системах может иметь и отрицательное содержание, т.н. эффект "наоборот" [1]. Объясняют этот феномен возникновением системных противоречий - противоречий между целостностью системы и ее отдельными подсистемами (блоками). В итоге управляющая система принимает формально вроде бы верные решения, расходует огромные ресурсы, а результат получается прямо противоположный.

Классические примеры из этой области: Горбачевская перестройка, демократизация и гласность привели к краху великого государства; шоковая терапия в 90-е годы как способ перехода к рынку привела к колоссальному экономическому спаду и обнищанию населения; Ельцынская демократизация государственного управления, дарование суверенитетов автономиям, затем субъектам федерации едва не кончилась развалом Российской Федерации.

Диагностический анализ системы государственной власти и управления через призму приведенных категорий может существенно и, что немаловажно, своевременно поспособствовать ее совершенствованию.

---------------------***----------------------

Вопрос 3. Формы государственного устройства:

Форма государства — это способ организации и осуществления государственной власти и административного устройства.

Форма государства (устройства) имеет три выражения:

1. Форма правления.

2. Политический режим.

3. Форма административно-территориального устройства.

 

*Форма правления - это организация высших органов власти государ­ства, включая порядок их образования и взаимоотношения, степень участия граждан в ее формировании.

 

Определяющим в государственном политическом устройстве выступает источник и порядок формирования верховной власти.

Различают:

 

Формы государственного устройства (по форме правления)

 

  Монархия     Республика

 

Монархия — власть наследствен­ная, единоличная и бессрочная (пожизненная); республика осно­вывается на выборности всех институтов власти сверху донизу.

 

Разновидности монархии - а) абсолютная = самодержавие (ныне - Саудовская Аравия, Оман, Катар);

Б) Конституционная - делится на два вида:

- Дуалистическая форма (переходная), когда правление осуществляет и монарх и парламент (царская Россия в начале 20-го века);

- Парламентская монархия (власть монарха скорее формальна. Примеры - Великобритания, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Япония, Канада, Австралия, Нова Зеландия.

 

 

Республика (от лат. Res publika — дело общественное) — фор­ма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо форми­руются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

 

 

Разновидности республиканской формы правления:

 

 

Республика

 

Парламентская: партийное большинство в представительном высшем органе власти, формирует правительство Президентская: все ветви власти независимы друг от друга. Президент- глава исполнительной власти Смешанная форма

 

 

1. Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента в конституционно-правовом отношении.

 

2. Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закре­плена в Конституции 1787 г. Широкое распространение получила в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.).

Соединяет полномочия главы государства и главы правительства.

Первый в мировой истории президент - Джордж Вашингтон (годы жизни: 1732-1799) годы правления: 1788-1797).

Первые в истории Конституции - США (1787 г.), Франция -1791г., 1793г.).

Барак Обама - 44-й президент США.

 

Только Делано Франклин Рузвельт избирался президентом США подряд четыре срока (годы правления: март 1933 - апрель 1945 г.).

 

3. Смешанная форма президентского и парламентского спосо­бов правления предусматривает ослабление позиции исполнитель­ной власти правительства и сбалансирование властных полномо­чий президента и парламента. Используется как в странах с устой­чивой демократией (Франция), так и в республиках, создающих новую государственность и стремящихся учесть недостатки и адап­тировать преимущества той и другой формы правления.

 

* Политический режим

* Политический режим (от лат. regimen — управление) пред­ставляет собой форму государствоосуществления, которая опре­деляет баланс разделения власти, политики и государственной службы. Проще говоря, - это способ властвования.

 

Условно выделяют три типа политических режимов — демо­кратический, авторитарный и тоталитарный (на практике - с различными оттенками. К примеру - авторитарно-демократический, военно-авторитарный, конституционно- монархический и т.п.)

 

1. Демократический режим: проявляется в следующих чертах:

• признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равноправия граждан (независимо от национального, социального, религиозного признаков);

• широкий перечень конституционных прав и свобод лич­ности;

• реальное участие населения в организации государственной власти, управлении делами государства;

• признание и гарантированность на конституционном и законодательном уровне равенства всех видов собственности,
религиозных конфессий, политических идеологий и про­грамм.

 

2. Авторитарный режим проявляется в следующем:

• ограничение плюрализма политического. Государственная
власть сосредоточивается у политической и административной элиты, не контролируется народом, политическая оппозиция (партии, течения) существует, но в условиях дав­ления и запретов;

• государственное управление строго централизовано, обюрокрачено, осуществляется при преимущественном использо­вании административных методов воздействия, механизм обратных связей в системе «власть — общество» блокируется, население не вовлекается в управление делами государства;

• существуют идеологический контроль и прессинг органов
власти и управления на средства массовой информации (СМИ), другие институты политической системы и граж­данского общества;

• конституционно-законодательные нормы утверждают эко­номический плюрализм, но преимущества получают структуры, приближенные к властным органам и лицам;

К авторитарным режимам могут быть отнесены различные гражданские и военные хунты, олигархические и элитарные сис­темы.

 

3. Тоталитарный режим воспроизводит политический, идей­ный и экономический монополизм. Его основные черты:

• государственная власть концентрируется у узкого круга лиц. Выборы и другие инсти­туты демократии или отсутствуют, или же существуют формально. Народ полностью отстранен от участия в управлении;

• полное огосударствление общества — этатизм;

тотальный идеологический контроль - одна официальная идеология, одна правящая партия, одна религия;

• допускается террор в отношении собственного населения, режим страха и подавления.

 

 

*Его разновидности: деспотия, тирания, фашизм, теократия.

Теократия – политическая власть в стране принадлежит духовенству (ИРАН во времена правления аятоллы Хомеини).

 

 

* Формы политико-административного устройства:

Различают три основные формы государственного устрой­ства: унитарное государство, федерация и конфедераци я, каждой из которых свойственны свои принципы организации террито­рии и взаимосвязей властей между центром и местами.

 

1. Принцип унитаризма (от лат. unitas — единство) означает, что государство не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Унитарное государство — единое, оно может делиться только на административно-терри­ториальные части, не обладающие суверенитетом (правом иметь собственную политическую власть и проводить самостоятельную политику). На местах действуют государственные органы и должностные лица, подчиненные центральным органам власти.

 

Парламент- однопалатный.

Унитарными являются большинство современных государств — Франция, Италия, Испания, Швеция, Египет, Греция, Норве­гия и др.

 

2. Принцип федерализма (от лат. foederatio — федерация объединение, союз; фр. Federalisme) — это объединение государственных образований на основе договора, конституции в единое государство с делегированием определенных верховных полномочий центру и четким правовым наделением определенными полномочиями субъектов федерации. Парламент - двухпалатный. Государственный бюджет -двухканальный.

Примеры: США (территориальный, а не национальный федерализм), Индия, Бразилия, Россия, Германия, Мексика и др.

Всего в мире насчитывается 24 федеративных государства различных типов.

3. Конфедерация: союз равноправных государств. Конкретное содержание правомочий этих государств и центра - исключительный результат их договоренностей. В целом такая государственная форма не устойчива и завершается распадом.

Примеры: Швейцарская конфедерация; Евросоюз - формируется постепенно в конфедерацию. Союз "Россия - Беларусь".

 

* Примечание: существуют также: содружества государств (СНГ); Союзы, ассоциации, Империи.

 

 

Формы государственного устройства

 

УНИТАРНАЯ Основные признаки: - равенство правового положения граждан на всей территории; - сильная президентская власть; - однопалатный парламент; - жесткая централизованная структура исполнительной власти. Предполагает административное подчинение, следование инструкциям, централизует основные функции государства и гарантирует выполнение.   ФЕДЕРАЛЬНАЯ Характеризуется децентрализацией управления, передачей ряда важных его функций субъектом федерации, предоставляет свободу действий, но без гарантий.   КОНФЕДЕРАЦИЯ Несколько независимых государств образуют союз государств может иметь общие органы власти: парламент, правительство, верховный суд. Отличительная особенность – акты органов вступают в силу после ратификации входящими в союз государствами.

 

 

…………………….****…………………….

ВОПРОС 4. Основные школы в истории научной мысли о роли государства в управлении экономикой:

А) " Классическая школа". Термин введен К. Марксом.

Первые ростки этой школы заложены в работах Уильяма Пети (Англия, 1623-1687); Пьера Буагильбера (Франция, 1646-1714), физиократов - Франсуа Кенэ (1694-1774), Робера Жака Тюрго (1727-1781) и др.

Однако в наиболее развитом виде "классическая школа" представлена в работах более поздних Видных английских ученых - Адама Смита (1723-1790гг.) и Давида Рикардо (1772-1823гг.).

Школа основана на методологии трудовой теории стоимости и примата принципа "совершенной конкуренции ". Роль государства минимальна - охрана собственности, правопорядка, защита конкуренции и т.п., образно говоря - "ночного сторожа". Именно либерализм роднит ее с более поздней "неоклассической школой".

 

Б) Неоклассическая школа. Со второй половины 19-го века получила развитие школа "Маржинализма" (это был 1-й этап, по сути, " неоклассической школы", дожившей в разных формах до наших дней).

"Неоклассика" основана методологически на трактовке стоимости товара как его " предельной полезности " (то есть, субстанцией стоимости является не труд, как у классиков, а субъективно-психологическая оценка предельной полезности товара), соответственно, провозглашается примат потребления, а не производства.

Ее основатели - австрийские ученые - Карл Менгер (1840-1921 гг.), Фридрих Визер (1851-1926), Бем-Баверк (1851-1914 гг.) Людвиг Мизес (1881-1973 гг.) и др.

Собственно термин "неоклассика" связывают с работой Альфреда Маршалла "Принципы экономической науки" (1890 г.)- основателя "Кембриджской школы" (годы жизни - 1842-1924). По сути, же он представлял новый этап маржинализма (или - 2-й этап "неоклассики").

В ХХ в. "неоклассика"- это неоднородное научное течение. Оно объединило фактически все учения, основанные на провозглашении принципов экономического либерализма.

Так, одно из них - небезызвестный для всех россиян " монетаризм " (70-е - 90-е годы ХХв.) во главе с Милтоном Фридменом (1912 - 2006), явно утративший свою былую привлекательность в последние два десятилетия (нобелевскую премию по экономике уже дважды присуждали за опровержение постулатов монетаризма).

 

В современных же условиях запредельный либерализм в экономике исповедует на принципе "святее папы римского" т.н. " новая австрийская школа". Ее сторонники очень остро критикуют пороки "неоклассицизма" - его методологический утопизм, оторванность от реалий, неправильное понимание механизмов конкуренции, провозглашение "равновесного развития рыночной экономики", чрезмерное допущение вмешательства государства и др.

Ее лидер - испанец Хесус Уэрта де Сото (30 ноября 2008 г выступал с "рекламной лекцией" в ГУ "ВШЭ" в г. Москве) открыто и навязчиво пропагандирует т.н. " анархокапитализм ", то есть, - минимизацию роли государственного регулирования - в частности, отказ от антимонопольного регулирования, ликвидацию центральных банков и возврат к "золотому стандарту". Таким образом, борьба на теоретическом уровне все еще продолжается и даже обостряется в условиях мирового экономического кризиса.

………………………….****………………………………..

 

В) Кейнсианство: Основатель Джон Мейнард Кейнс (1883- 1946гг.). Начало - 30-е годы 20-го века.

Главный труд: Общая теория занятости, процента и денег (1936 г.)

Замечание: рекомендации Дж. Кейнса позволили Д.Ф.Рузвельту вывести экономику США из критического состояния в годы «Великой депрессии» (1929 -1933-1939гг.)

 

Ключевые положения Джона Кейнса: проповедование постулатов классической теории "сбивает с пути и ведет к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни "(с. 3).

Из заключения работы: люди практики обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего много лет назад (с. 304 ). Очень похоже на российскую действительность 1992-2005 годов!

*Созвучным кейнсианству являются научные взгляды Поля Самуэльсона (1915-2009 гг.) о "смешанной экономике" (книга "Экономика", 1947 г.).

Так, он убеждал соотечественников: " наша экономика не является чистой экономикой цен и представляет собой смешанную экономику, в которой элементы государственного контроля переплетаются с элементами воздействия рынка на организацию производства и потребления ". В выводах он заключает: "Экономическая роль государства неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование подпадают все новые виды деятельности в нашем сложном, взаимозависимом обществе" [2].

Научные доводы марксизма, с учетом советского опыта, вполне воспринимались самыми именитыми западными экономистами даже либерального толка - Й. Шумпетером, П.Самуэльсоном, Дж.К. Гелбрейтом и др.

 

Йозеф Шумпетер (1883-1950гг.) в интересной работе "Капитализм, социализм и демократия" (1942г.) в гл 17 заключил: планирование прогресса, в том числе инноваций, позволяет куда более успешно предотвращать резкие подъемы и спады в производстве, чем автоматические рыночные механизмы или манипулирование учетной ставкой.

 

……………………………………………………………………

Яркий сторонник государственного регулирования - популярный в США экономист-менеджер Ли Якокка (из работы 1986 года):

 

"У нас не будет прогресса, если мы не откажемся от нелепой идеи, будто всякое планирование в масштабе страны представляет собой наступление на капиталистическую систему. Эта идея внушает нам такой страх, что мы остаемся единственной развитой страной в мире, не имеющей своей промышленной политики".

"Между тем государственное планирование отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов экономической политики, вместо разрозненного их выдвижения по частям, негласной их разработки людьми, преследующими свои узкокорыстные цели".

………………………………………………………………

 

Г ) Американский Институционализм: многоэтапное, неоднородное учение, прошедшее ряд этапов в своем развитии. Начало ему положил Т.Веблен (1857-1920). 1-й этап (20-30- гг. ХХв.) = социально-психологический. Суть: движущий мотив общественного развития кроется в институтах, начиная от семьи, традиций, менталитета, обычаев, кончая экономическими привычками;

2-й этап (течение) - социально-правовой (Р.Коммонс-1862-1945гг.). Основа исправления недостатков капитализма, в том числе грехов монополизма - государственное правовое регулирование.

3-й этап (течение) = У Митчелла (1874-1948) = конъюнктурно- статистический: основа = прямое государственное регулирование;

4-й этап (течение) социологический институционализм: основа регулирования - опорные социальные и соц.-экономические институты (Дж. Гелбрейт, Ф. Перу и др.).

 

Наиболее общее определение: институционализм - это предписываемый общественный порядок и правила поведения всех экономических агентов, устанавливаемый, диктуемый и контролируемый институтами государства и общества.

 

** Современное течение: = неоинституционализм трансакционных издержек: важнейшие функции государства, права, системы страхования, защиты прав собственности и иных социальных институтов -обеспечивать и способствовать снижению трансакционных издержек (издержек взаимодействия экономических агентов). К таковым относятся: издержки поиска информации о конкурентах, о конъюнктуре и т.д.; ведения переговоров; издержки измерения количества и качества товаров (услуг); заключения контрактов, обеспечения их юридической чистоты, страхования, денежного покрытия; спецификации и защиты прав собственности; защиты от всяких посягательств третьих лиц и т.д.).

Авторы-основатели направления: Дуглас Норт (1920…) и Роберт Фогель (ноб. премия за 1993 год), Рональд Коуз (1910…) и др.

 

…………………..****……………………

 

Д) Марксизм: отвергает эксплуататорский строй, а потому и частную собственность как основу способа производства. Взамен устанавливается общегосударственная собственность как собственность всего народа. Государство гарантирует каждому члену общества установленные социальные стандарты жизни, которые повышаются по мере роста совокупного общественного продукта. Рыночный механизм заменяется планомерным регулированием пропорций и всего экономического развития.

…………………….***……………………

В рамках неоклассической и кейнсианской теорий, признания парадигмы рыночного хозяйства, но в сочетании с госрегулированием, в послевоенные годы в разных (ныне развитых) странах прошли апробацию следующие модели:

 

- Саксонская (либеральная): основана на прерогативах рыночных механизмов и иных канонах "неоклассики" (США, Великобритания, Канада и др.).

- Западноевропейская: характерно госрегулирование экономики, включая планирование, опора на развитие крупных государственных и государственно-частных доминирующих компаний (Франция, Италия, Испания, Австрия и др.).

- Социальное рыночное хозяйство (Германия, Голландия).

Его парадигма - соединение предпринимательства с "социальным выравниванием" во всех фазах воспроизводства. Госрегулирование особенно нацелено на поддержку малого предпринимательства, защиту конкуренции, на социальную сферу и социальную защиту граждан.

- Скандинавская модель ("Шведский социализм "): характеризуется курсом на радикальное социальное «выравнивание» (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) через признание приоритета общественных ценностей над индивидуально-предпринимательским, соответственно, через значительное перераспределение государством доходов в интересах всех граждан (около 60% ВНД). Главный приоритет - не бизнес вообще, а качество деятельности государства как основы благосостояния "всех".

- Корпоративная модель (Япония, Юж. Корея и др.). Ставка на крупные частные корпорации, которые являются и основой развития национальной экономики, и вторым домом для их сотрудников. Практикуется пожизненная работа, в том числе продвижение по службе, в рамках одной корпорации.

----------------------------

 

* Примечание: вопреки неоклассическому культу индивидуализма и и допущения свободной стихии рынка, в последние 40 лет в мире (в основном, в Азии) успешно практикуется и концепция т.н. " просвещенного авторитаризма ". Она предполагает твердое госрегулирование в период структурной перестройки и модернизации экономики. При этом провозглашаются и реализуются, по сути, социалистические принципы: общие интересы должны стоять выше личной выгоды; компромисс - лучше чем разорительное соперничество; общее согласие - ценнее, чем беспредельный плюрализм мнений и действий. На этой основе досигли колоссальных успехов - Япония, Юж. Корея, Тайвань, Китай, Малайзия и др. т.н. молодые азиатские тигры.

--------------------------***----------------------------

 

ТЕМА 2. Структура органов государственной власти и управления

 

Вопросы: 1. Конституционные основы государственного устройства РФ как федеративного государства.

 

2.Конституционные органы власти РФ. Принципы организации и функционирования государственной власти. Разделение властей

 

3.Административная реформа и структура органов федеральной исполнительной власти и управления.

4.Основы государственной службы, кадровой работы и контроля за органами государственного управления.

…………………**………………….

 

Конституция РФ принята на референдуме 12 дек. 1993г. (дополнения внесены 21.12.2008, см. Российскую газету от 30.12.2008).

Состоит из 9 глав, 137 статей.

 

Конституционные основы государственного устройства определяются в Конституционном праве и находят воплощение в Конституции государства. Они включают две сферы правовых отношений: а) устройство государства и организация государственной власти и правления; б) отношения между человеком (гражданином) и государством - основные права, свободы и обязанности личности.

 

Ключевое значение имеют нормы Главы 1. " Основы конституционного строя ". Именно в ней незыблемо провозглашается строго определенный способ организации Российского государства. Поэтому, во-первых, никакие другие статьи Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ (п.2 статьи 16), а во-вторых, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ (п.1. статьи 135).

 

Наиболее значимыми, по сути системообразующими нормами данной главы Конституции РФ, являются:

Статья 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (конкретное содержание этого положения представлено в Главе 2 Конституции РФ).

 

Ст.4, п.2: Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Ст.4, п.3: Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

 

Статья 7: РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 

Статья 11. Государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

 

Статья 12. В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Основа формирования федеративных отношений

 

Фдеративный договор Подписан 31.03.1992 г. Федерацию образовали административно-территориальные и национально-территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономная область. автономные округа. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свой устав и законодательство.   Конституция РФ Закрепила принципы федеративного устройства: - единство правового поля; - незыблемость территориальной целостности государства, недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта РФ; - единство основ государственного строя; общность экономического пространства системы финансов, налогов, недопущение таможенных границ и т.д.); - равноправие субъектов РФ в отношении с федеральным центром и между собой.

 

 

Вопрос 2. Конституционные органы власти РФ

 

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Классификация госорганов - законодательные, исполнительные, судебные (См. Конституцию РФ - главы 4-7).

*Государственный аппарат - это иерархическая структура системы госорганов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Число госслужащих на начало 2012 года: 1674,8 тыс. человек, в.т.ч. федеральных органов - 878,8 тыс. чел.; в региональных органах власти - 283,6 тыс.чел.; в муниципальной власти - 513,1 тыс. чел.

 

Для сравнения: в 1995 г. было всего 1061,8 тыс.чел.; 2000г. - 1163,3 тыс. человек. Теоретический Закон Паркинсона очевидно срабатывает безотказно.

Президентом РФ Д.А.Медведевым в 2010 году принято решение о постепенном сокращении госаппарата на 20% начиная с 2011 года.

 

 

Президент РФ

 

Правительство РФ   Администрация Президента РФ   Совет Безопасности

 

 

Федеральное Собрание
Совет Федерации Государственная Дума

 

Счетная палата

 

Генеральный прокурор РФ

 

Конституционный суд РФ   Верховный суд РФ   Высший арбитражный суд РФ   Прокуратура РФ

 

 

Законодательная власть

Родиной современного парламентаризма является Анг­лия — в XIII в. королевская власть в соответствии с Великой хар­тией вольности (1215г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориаль­ных единиц (графств).

Первое учреждение парламентского типа в России — Государ­ственная Дума. Она возникла в ходе Первой русской революции на основе царского манифеста от 17 октября 1905 года. Открытие Думы состоялось 27 апреля 1906 года.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации

Этот институт государственной власти регламентируется гл. 5 (ст. 94—109) Конституции РФ.

Статья 94 определяет статус федерального парламента как представительного, законодательного органа Российской Феде­рации.

Федеральное Собрание — двухпалатный орган.

Двухпалатная структура Федерального Собрания РФ отражает федеративное устройство нашего государства и различные основания у палат в их организации и осуществлении функции представительства, вы­ражения общественного мнения.

• Совет Федерации (верхняя палата) представляет субъекты Федерации, интересы всех политико-административных, ад­министративно-территориальных образований. В его состав вхо­дят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государствен­ной власти (ст. 95, ч.2).

Право внесения кандидатуры для избрания членом Совета Фе­дерации предоставлено председателю парламента субъекта РФ, в двухпалатном — председателям палат поочередно, а также груп­пе депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депу­татов законодательного (представительного) органа государствен­ной власти субъекта РФ.

Решение по избранию принимается тайным голосованием, оформляется постановлением парламента, в двухпалатном пар­ламенте — постановлением обеих палат (ст. 5).

Член Совета Федерации, представляющий исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (на срок его пол­номочий (ст.4). Решение оформляется его указом (постановле­нием), направляется в 3-дневный срок в законодательный (пред­ставительный) орган субъекта РФ, вступает в силу, если против не проголосуют 2/3 от общего числа депутатов парламента субъекта РФ (ст. 5).

• Государственная Дума (нижняя палата) выступает как пря­мое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных вы­боров. Ее численность — 450 депутатов.

Из двух палат парламента именно Государственная Дума иг­рает основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс — установленный законами и рег­ламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от его проекта до опубликования и вступления в силу, а также взаимо­действие всех участников законотворчества.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам:

1)федерального бюджета;

2)федеральных налогов и сборов;

3)финансового, валютного, кредитного, таможенного регу­лирования, денежной эмиссии;

4)ратификации и денонсации международных договоров РФ;

5)статуса и защиты государственной границы РФ;

6)войны и мира.

В случае отклонения Советом Федерации федерального за­кона палаты могут создать согласительную комиссию для пре­одоления возникших разногласий, после чего федеральный за­кон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Госу­дарственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ст. 105, ч. 5.).

Заключительный этап законодательного процесса — промульга­ция состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего пуб­ликуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит испол­нению.

Вместе с тем, этап промульгации дает главе государства возможность выразить несогласие с законом или его отдельным положением и вернуть закон в парламент на новое рассмотрение. Опубликование, т.е. официальное обнародование закона, являет­ся необходимым условием его вступления в силу (в действие).

Конституция РФ процедуру и термин «промульгация» не содержит: в ней говорится (ст. 107) о том, что принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования; если в течение 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и если он бу­дет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государст­венной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность пре­одоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от об­щего числа депутатов Государственной Думы. Принятый обеими палатами федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом и в течение 14 дней подлежит подписа­нию им и обнародованию (ст. 108, ч.2).

----------------------------***-----------------------------

 

* Институт Президента Российской Федерации:

Правовой статус — глава государства.

Президент РФ не входит непосредственно ни в одну из вет­вей власти. Его общественно необходимая роль как главы госу­дарства определяется в ст. 80 Конституции РФ:

1. Гарант Конституции Российской Федерации.

2. Гарант прав и свобод человека и гражданина.

3. Гарант государственной целостности, независимости и су­веренитета России.

4. Координатор деятельности властных структур государства.

5. Представитель Российской Федерации внутри страны и в
международных отношениях.

Компетенция Президента РФ реализуется в рамках предме­тов исключительно федерального ведения (ст. 71), а также в переделах вопросов, отнесенных к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

Первая группа полномочий Президента Российской Федера­ции — его права и обязанности, связанные с деятельностью пред­ставительного и законодательного органа РФ — Федерального Собрания, его палат.

Вторая группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности, связанные с деятельностью правительства РФ.

Третья группа полномочий Президента РФ — его права и обязанности в области обороны и внешних сношений.

Четвертая группа полномочий Президента РФ — его компе­тенция, связанная с координацией деятельности соответствую­щих властных структур государства.

Пятая группа полномочий Президента РФ — в сфере кадро­вой политики и назначений высших должностных лиц:

Порядок избрания Президента РФ.

Президент избирается сро­ком на 6 лет на основе всеобщего, равного, прямого избира­тельного права при тайном голосовании.

----------------------------------------

*Исполнительная (административная) власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных слу­жащих, их практическая деятельность.

 

* Высшим исполнительным органом в РФ является Правительство

Функции Правительства РФ

 

Правительство РФ

 

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение

 

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

 

Осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ, законности, прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью.

 

Координирует деятельность Федеральных органов исполнительной власти по экономической и социальной политике; национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ

 

Правительство РФ — коллегиальный орган. Его постановле­ния принимаются на заседаниях Правительства и/или его президиума (ныне - 19 членов), коллегиях. От­ветственность Правительства — коллегиальная (с Председателем в отставку уходит весь состав Правительства).

В состав Прави­тельства входят 7 заместителей Председателя (один первый), курирую­щие отдельные сферы и отрасли экономики, а также федеральные министры (всего с 21 мая 2012 года - 21 министр). Правительство имеет аппарат, состоящий из департаментов.

 

Главный недостаток, имевший место многие годы, - урезанная подконтрольность правительства РФ парламенту (отчасти устранен поправкой в ст. 114 Конституции РФ, внесенной в ноябре 2008г Президентом РФ А.Д. Медведевым).

Согласно этой поправке Правительство РФ представляет ГосДуме ежегодные отчеты о своей деятельности. Однако существенно это не усиливает возможности парламентского контроля, поскольку процедура носит формальный характер.

Примечание: структура и состав органов исполнительной власти, подведомстенных Президенту РФ и Правительству РФ приведены в п. 3 настоящей лекции.

----------------------***---------------------------------

· Суды Российской Федерации

(См. ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 №1-ФКЗ)

 

Судебная власть самостоятельна, независима от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

 

Судебная система РФ

 

Федеральные Суды РФ

 

  Конституцион-ный суд РФ   Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные и специализированные суды   Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные, арбитражные суды округов, субъектов РФ

 

Суды субъектов РФ

 

Суды субъ ектов РФ

 

Конституционные (в республиках) и уставные суды   Мировые судьи

 

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

 

1. Конституционный Суд РФ — судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Впервые в РФ создан в 1991 г., был существенно реорганизован в соответ­ствии с Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ с изм. и доп.

Примечание: Судьи КС избираются Советом Федерации по представлению президента РФ на 15 лет и могут работать до достижения возраста 70 лет. Председатель КС избирается на 6 лет (не более двух сроков)

2. Верховный Суд РФ (см. ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ" от 07. 02. 2011 №1-ФКЗ):.

- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

- рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3. Система арбитражных судов РФ (см. ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" от 28.04.1995 №):

3.1. Высший Арбитражный Суд РФ:

- является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

- является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

- рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

3.2. Федеральный арбитражный суд округа: в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

-является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ.

Настоящий ФКЗ дополнен статьей 24.1 Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ

3.3. Арбитражный апелляционный суд:

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

3.4. Арбитражный суд субъекта РФ:
(С изменениями, внесенными ФКЗ от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ)

-в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

-----------------***--------------------

4. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ:

- может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

- Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

- рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Россий:ской Федерации.

- решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

5. Мировой судья:

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

----------------------------------------

Прокуратура Российской Федерации: в соответствии со ст. 129 Конституции РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Гене­ральному прокурору РФ; ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

В механизме государственного аппарата России прокурату­ра — функционально самостоятельный правовой институт, роль и общественное предназначение которого — обеспечение верхо­венства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокуратура не может относиться ни к судебной власти, ко­торая (и только она) осуществляет правосудие (ст. 118), ни к ис­полнительной власти.

Согласно действующему законодательству прокуратура осу­ществляет надзор за:

1) исполнением законов федеральными министерствами и ве­домствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами во­енного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина орга­нами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руково­дителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие;

4) исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые
судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержаний задержанных и заключенных под стражу (пенитенциарной системой).

Кроме указанных четырех так называемых отраслей прокурор­ского надзора к функциям прокуратуры относятся:

• расследование преступлений и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-
процессуальным законодательством РФ;

• координация деятельности правоохранительных органов по
борьбе с преступностью;

• участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опроте­стование противоречащих закону судебных решений;

• информирование органов госвласти и местного самоуправ­ления о состоянии законности.

Решения прокурора могут принимать форму протеста, пред­ставления и постановления.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Гене­ральным прокурором по согласованию с органами госвласти субъекта РФ сро­ком на 5 лет. Сообщения о назначении публикуются в печати.

…………………………

Резюме: в соответствии с представлениями о демократической форме правления Конституция РФ воплотила в себе следующие принципы организации и функционирования органов демократической власти и управления:

 

- разделение властей,

- подчиненность власти праву (закону),

- принцип ограниченности, предельности властных функций;

- принцип целостности (системности) органов власти,

- принцип легитимности (законности и правоспособности) происхождения и деятельности власти;

- принцип подконтрольности всех органов власти, в том числе со стороны структур «гражданского общества».

 

Примечание: необходимо провести анализ реальной реализации каждого из этих принципов.

…………………………**……………………

 

Вопрос 3.Административная реформа проведена на основании указов президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 и от 20 мая 2004г. №649, а также внесены уточнения указом от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы структуры и системы федеральных органов исполнительной власти»

Вместо отраслевых и иных министерств образована трехзвенная структура органов управления, действующая до настоящего времени:

А) министерство (ответственно за выработку общей политики (программ) развития своей сферы и ее нормативно-правовое регулирование;

Б) федеральное агентство - осуществляет исполнительские функции, то есть, правоприменительную практику в отрасли;

В) федеральная служба в ведении министерства=

- контрольно-надзорный орган (например: ФС Росприроднадзор).

-------------------------------

Согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012 года №636 "Структура федеральных органов исполнительной власти" образованы: в сего министерств - 20.

Из них 5 (силовые - Минобороны, МЧС, МВД, а также Минюст и МИД РФ) находятся в ведении Президента РФ.

------------------------------

Кроме того, в ведении Президента РФ находятся:

ФСБ, Фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки,

ФС по контролю за оборотом наркотиков, ФС охраны (ФСО), ФС по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), Главное Управление специальных программ, Управление делами Пре зидента РФ.

---------------------------------

В ведении Правительства РФ находятся 15 министерств:

Минздрав РФ, Минкульт РФ, Минобрнауки РФ, Минприроды и экологии РФ, Минпромторг РФ, Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, Минрегион РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Минсельхоз РФ, Минспорта РФ, Минтранс РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Минфин РФ, Минэкономразвития РФ, Минэнергетики РФ.

 

- а также:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ФС государственной статистики (Росстат), Федеральная миграционная служба (ФМС), ФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучию граждан (Роспотребнадзор), ФС по оборонному заказу, ФС по регулированию алкогольного рынка, Федеральная таможенная служба (ФТС), Федеральная служба по тарифам ФСТ), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ.

 

Вопрос 4. Изучается самостоятельно по: 1.ФЗ от 27 мая 2003г. №58 «О системе государственной службы в РФ».

2. ФЗ от 24 июля 2004 г. №79 «О государственной гражданской службе в РФ».

3. Правовые акты и материалы антикоррупционной программы и самой практики.

------------------------***-----------------------

 

 

Тема 3. Территориальное управление

ВОПРОСЫ: 1. Система органов власти субъектов федерации. Их полномочия.

2. Основные принципы территориального управления. Разграничение предметов ведения.

3. Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

4. Особенные формы территориального управления.

 

 

Первый вопрос. В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ.

Система органов власти субъектов РФ устанавливается самостоятельно, но в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ от 6. 10.1999г. №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

 

Замечание: поправками и дополнениями к указанному Закону президент РФ В.В.Путин с 2000 года положил начало решительному укреплению федеративных начал, сильно порушенных во времена правления господина Б.Ельцина.

 

Примечание: так, в Конституции респ. Тыва говорилось - республика Тыва - суверенное демократическое государство в составе РФ, имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума.

Такие формулировки, несмотря на решения Конституционного суда РФ, до настоящего времени не исключены из конституций Башкортостана, Татарстана, Ингушетии и ряда других республик.

Справочно: начиная с 1995 года в РФ проигнорированы 304 решения Конституционного суда РФ, касающихся субъектов федерации и 51 решение касающееся властей федерального уровня.

 

В частности, б ыли поставлены под контроль - назначение главных лиц Субъектов Федерации (далее- СФ) и сама их деятельность (см. статьи 9 и 26, 3-2 ФЗ №184). Этому же способствовало и создание в 2000г. семи федеральных округов.

Согласно изменений в ФЗ №184, внесенных ФЗ от 5 апреля 2009 г.№41: Президент РФ определяет кандидатов на избрание на пост высшего должностного лица Субъекта РФ по предложению партии, победившей на выборах в местное "заксобрание" (по три кандидата; при неодобрении на выборах в "Заксобрании "вносятся новые три кандидата…).

Позднее в данный закон №184 внесением изменений (от 2 мая 2012 г № 40-ФЗ) введен новый порядок избрания высших должностных лиц субъектов федерации на основе народного голосования, но с некоторыми предварительными фильтрами (барьерами) и условиями.

Среди них следующие: проживание кандидата на данной территории, достижение возраста не менее 30 лет, отсутствие судимостей за тяжкие преступления, получение поддержки кандидатом от 5 до 10% депутатов муниципальных образований и избранных глав МО, наличие партийной рекомендации (согласование с президентом в части самовыдвиженцев), необходимость получить на выборах не простое большинство, а 50% + 1 голос от голосовавших. Избираться можно на 5 лет и не более двух сроков подряд.

Впервые предусмотрена возможность отстранения от должности "губернатора" не только решением президента РФ, но и по инициативе не менее 100 избирателей региона при наличии оговоренных законом оснований. Часть из них установлены настоящим законом, а детальные нормы должны прописываться в законах Субъекта РФ.

----------------------------------

Дополнительно приняты нормы в 2010 году о ежегодной отчетности высших должностных лиц Субъекта РФ перед их "Заксобранием".

Кроме того: Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. №825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ" утвержден соответствующий перечень показателей;

* принят также Указ Президента РФ от 13 мая 2010 г. №579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ".

 

ВЫВОД: очевидно, что после 2000 года было положено начало как укреплению федеративных основ России, так и восстановления вертикали исполнительной власти.

 

* Органы государственной власти субъектов РФ.

 

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, иные органы госвласти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Должность высшего должностного лица субъекта РФ, включая ее название (исключение - "президент"), устанавливается Консти­туцией Республики или Уставом иных субъектов РФ.

Законодательный (представительный) орган имеет статус по­стоянно действующего высшего и единственного органа законода­тельной власти субъекта РФ. Его функции составляет законода­тельное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и пред­метам совместного ведения в пределах полномочий субъекта РФ, а также самостоятельное решение вопросов организационного, пра­вового, информационного, материально-технического и финансо­вого обеспечения своей деятельности

 

 

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ

 

Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним   Утверждает бюджет и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития   Устанавливает налоги и сборы, порядок их взимания, порядок управления собственностью ит.д.   Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ

 

Полномочия исполнительного высшего органа государственной власти субъекта РФ

 

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

 

Разрабатывает и осуществляет меры по развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государствен-ной политики в области финансов, науки, образования. т.д.   Разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечива-ет исполнение бюджета и программ   Управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий   Формирует органы исполнитель-ной власти субъектов РФ

 

Исполнительная власть в субъектах РФ — это часть единой государственной исполнительной власти РФ.

Структура администрации в субъектах РФ представлена разными моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Та или иная модель оз­начает соответствующий баланс полномочий главы администра­ции (высшего должностного лица) и подчиненных ему управленческих структур.

 

Первая модель: глава администрации единолично создает структуру и осуществляет непосредственное руководство всеми подразделениями администрации.

При этом к полномочиям губернатора относятся:

• право законодательной инициативы; подписания и опуб­ликования законов; отлагательное вето на законы;

• исключительное право внесения законопроектов по бюд­жету, планам социально-экономического развития региона, структуре администрации и др.

 

Вторая модель структуры администрации субъекта РФ пред­полагает учреждение "Правительства" как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с норма­тивно установленными компетенциями, полномочиями в осуще­ствлении исполнительно-распорядительных функций.

Приме­ром может служить Москва как суб




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.545 сек.