Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

(4 часа)

1. Соответствие НПА (его проекта) Конституции РФ. Соответствие федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам.

2. Предметы ведения РФ. Особенности законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

3. Условия внесения проектов законов – представление необходимых документов, наличие заключения Правительства РФ как один из аспектов правовой экспертизы.

4. Оценка соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Соотношение законопроекта и общепризнанных принципов и норм международного права.

5. Оценка соблюдения правил юридической техники.

1. Соответствие НПА (его проекта) Конституции РФ. Соответствие федеральным законам, основным отраслевым законодательным актам

 

Основной задачей правовой экспертизы является оценка соответствия НПА (их проектов) вышестоящему законодательству: так, федеральный правовой акт оценивается на соответствие КРФ, федеральным законам, иным федеральным НПА; НПА субъекта оценивается на соответствие КРФ, федеральному законодательству, Конституции (Уставу) субъекта, вышестоящим актам субъекта; муниципальный правовой акт оценивается на соответствие всем названным актам, а также на соответствие Уставу муниципального образования и вышестоящим актам органов муниципальной власти. Таким образом, какого бы уровня правовой акт не разрабатывался, эксперт должен проверить его на соответствие КРФ и федеральному законодательству, поскольку, согласно п. 3 ст. 76 РФ, ФЗ не могут противоречить ФКЗ и, согласно п. 5 ст. 76 КРФ, законы и иные НПА субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Проведение правовой экспертизы необходимо осуществлять на всех уровнях государственной и муниципальной власти, в целях обеспечения единства правового пространства.

Первым этапом проведения правовой экспертизы НПА является оценка соответствия КРФ. Эксперт должен, внимательно анализируя текст НПА (его проекта), выявлять случаи противоречия положениям Конституции.

Во-первых, экспертом оценивается соблюдение основ конституционного строя, при этом проверяется:

а) не нарушены ли принципы демократического политического строя, т.е. соблюдаются ли права и свободы человека и гражданина; обеспечивается ли право народа осуществлять власть через выборные органы, участвовать в управлении государством?

б) соблюден ли принцип правового государства: не установлено ли верховенства НПА по отношению к вышестоящему НПА; не закреплено ли в субъекте РФ опосредованное действие КРФ и федерального законодательства; не установлено ли право дл ОГВ РФ, ОГВ субъекта РФ, ОМС действовать вопреки предписанию закона, по своему усмотрению?

в) соблюдение федеративного государственного устройства: не установлена ли сецессия субъекта РФ, не нарушается ли принцип единства системы органов государственной власти; соблюдается ли установленное в ст. 71-73 КРФ разграничение предметов ведения и полномочий?

г) не установлены ли в субъектах РФ признаки единоличного правления, не нарушен ли принцип выборности и сменяемости органов государственной власти, не нарушается ли срок нахождения дл ОГВ или ОМС в своей должности?

д) учитывается ли самостоятельность и независимость государственной власти (суверенитет), не нарушен ли принцип разделения власти, не вторгается ли законодательная власть в деятельность исполнительной и судебной, применен ли в деятельности ОГВ принцип сдержек и противовесов?

е) не нарушены ли основы социального государства: не установлен ли в субъекте МРОТ ниже, чем на уровне федерации, обеспечивается ли право незащищенных слоев граждан на пособия и пенсию, правильно ли рассчитан прожиточный минимум?

ж) не установлена ли какая-либо религия в качестве государственной; не вторгается ли церковь в деятельность ОГВ и наоборот; не установлена ли обязанность граждан принимать какую-либо религию?

з) не закреплена ли какая-либо идеология в качестве государственной?

Во-вторых, оценивается, нет ли нарушения прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 КРФ (этому посвящен вопрос 3).

В-третьих, если НПА федерального уровня и регулирует деятельность Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, проверяется соответствие этого акта главам 4-6 КРФ.

В-четвертых, если НПА регулирует порядок деятельности судебной власти, проверяется, не установлен ли в субъекте иной вид судопроизводства, кроме конституционного, гражданского, уголовного, административного; не установлены ли иные требования к судьям, не закрепленные КРФ или ФКЗ «О судебной системе» и законом о статусе судей, затрудняющие гражданам доступ к деятельности в качестве судьи. Также анализируется, не нарушены ли принципы независимости, несменяемости, неприкосновенности судей. Проверяется, не нарушена ли система федеральных судов и судов субъекта.

В-пятых, если НПА регулирует деятельность органов местного самоуправления, проверяется его соответствие главе 8 КРФ.

На втором этапе правовой экспертизы оценивается соответствие НПА (его проекта) федеральному законодательству и отраслевым законодательным актам. Здесь оценка НПА зависит от сферы тех общественных отношений, которые данный акт регулирует. В РФ принято 20 кодифицированных НПА, которые являются правовой основой для отдельных отраслей права и регулируют те или иные общественные отношения. Так, например, проводя экспертизу проекта закона ЗК об административных правонарушениях в ЗК, необходимо проверить его соответствие КРФ, КоАП и иным федеральным НПА, которые каким-либо образом регулируют отношения по наложению мер ответственности за совершение административного правонарушения, порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Проводя юридическую экспертизу проекта закона ЗК о переводе земель из одной категории в другую в ЗК, проверяется соответствие КРФ, Земельному кодексу РФ, одноименному ФЗ и др. федеральным НПА (например, Постановлению Правительства «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий»).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Федеральный регистр НПА субъектов РФ, федеральный регистр муниципальных НПА | Предметы ведения РФ. Особенности законопроектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.