Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое манипулирование

Наибольшую опасность в настоящее время для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования.

Политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это не “ложь во спасение”, а корыстные действия. Иными словами, политическое манипулирование - это использование информационных ресурсов власти узкой группой лиц исключительно в своих целях, инструмент реализации собственных интересов в ущерб интересам общества.

Манипулирование как способ социального управления имеет для обладателей этого властного ресурса некоторые преимущества по отношению к экономическим и физическим ресурсам. Оно осуществляется практически незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв, не требует больших материальных затрат, не наносит ущерба авторитету субъекта власти, а зачастую и укрепляет его.

В настоящее время теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология манипулирования в масштабах государства, мирового сообщества обычно основывается на внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, то есть идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых без критического осмысления.

Мифы составляют фундамент иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, в советское время существовали мифы о единственно верном социальном учении - марксизме-ленинизме, в настоящее время это мифы о правах человека и о праве “столпов мировой демократии” защищать эти права в любой точке земного шара любыми средствами. Существует огромное число методов воздействия на сознание людей для укоренения в нем социальных мифов. Сюда относятся замалчивание невыгодной информации, распространение явной лжи и клеветы, подтасовка фактов. Есть и менее заметные для аудитории, но более воздействующие на нее методы. Например, наклеивание ярлыков (человек, призывающий к национальному сплочению может быть назван фашистом), полуправда (подробное освещение малозначительных деталей и умалчивание об основных), подмена понятий (человек, ведущий борьбу за освобождение народа и за которым стоит весь народ, может быть назван террористом, то есть представителем группировки, преследующей частные интересы и оторванной от народа). Здесь манипуляторы учитывают, что многие люди, в том числе немало таких среди лиц с высшим образованием или получающих его, не вникают в смысл слов “фашист”, “террорист”, ставших уже символами, не могут провести грань между словами “сепаратист”, “партизан”, “террорист”.

Телевидение для формирования у зрителей отталкивающего чувства к неугодным политикам может использовать непривлекательные ракурсы и монтировать кадры, может представлять политические схватки между лидерами партийных фракций, порой доходящие до оскорблений, как личную неприязнь, а не как результат борьбы политических институтов, социальных групп.

Манипулирование широко используется как в тоталитарных и авторитарных государствах, так и некоторых демократических, особенно во время избирательных компаний и в партийной пропаганде. Учитывается то, что “средний” избиратель обычно судит о кандидате в президенты, в депутаты по внешним данным: манере поведения, умению говорить, одеваться, общаться с избирателями, семейному положению, образованию, месту работы, броским предвыборным лозунгам. А все это является тем образом (имиджем), который может быть создан с помощью СМИ. Существует даже специальное направление рекламного бизнеса – имиджмейкинг, то есть создание таких образов политиков, которые привлекут к себе голоса избирателей. Зачастую именно такая деятельность СМИ выхолащивает демократию, превращает осознанный выбор граждан в запрограммированное действие.

Но необходимо отметить, что возможности СМИ в манипулировании не безграничны. Пределы манипулирования определяются сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей, а также противодействием манипулированию со стороны объективных СМИ и простых граждан, умеющих объективно оценить ситуацию и донести эту оценку до своего окружения.

Манипулирование, чтобы быть эффективным, должно опираться на менталитет и сложившиеся представления населения, то есть развивать то, что уже существует. Хотя под воздействием СМИ представления со временем могут изменяться.

Противостоять манипулированию могут собственный опыт людей, не контролируемые властью системы коммуникаций: семья, знакомые, трудовые коллективы, группы по интересам. Но и это не может быть барьером для манипуляции, если идет манипулирование в области новой проблематики, по отношению к которой у значительного большинства населения еще не сложилось определенное мнение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции СМИ | Политическая культура журналиста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.