КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции налогов
Экономическое содержание и значение налогов, функции налогов Экономическое содержание доходов бюджетной системы, их Элементы налога и их характеристика Налоговая система государства Экономическое содержание и значение налогов, функции налогов Экономическое содержание доходов бюджетной системы, их Вопросы ТЕМА 4. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА классификация классификация
Доходы бюджета – это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня. Они составляют часть централизованных финансовых ресурсов, перечисляемых в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления, необходимых для выполнения их функций. Доходы бюджета возникают в результате распределения стоимости ВВП. Главный их материальный источник – национальный доход. Доходы бюджета классифицируются по различным признакам: 1. по источникам образования: - налоги с юридических лиц; - налоги с населения; - государственный кредит (займы); - поступления от реализации государственной собственности и др. 2. по методу взимания: - налоговые; - неналоговые. 3. по принадлежности: - собственные; - регулирующие; 4. по уровням поступления: - доходы федерального бюджета (НДС 100%, госпошлина, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, акцизы, но акцизы распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации); - доходы бюджетов субъектов (НДВЛ, ЕН при применении УСНО, ЕСХН, часть акцизов, госпошлина, региональные налоги); - доходы местных бюджетов (налог на имущество физических лиц, земельный налог, НДФЛ, ЕНВД, ЕСХН, госпошлина, неналоговый доход – плата за загрязнение окружающей среды). Собственные доходы – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью и частично за соответствующими бюджетами законодательством. К ним относятся налоговые поступления и неналоговые доходы (кроме финансовой помощи). Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе. Доходы федерального бюджета в 2009 году составят 9158,3 млрд.рублей, что в реальном выражении на 1,2% ниже, чем в 2008 году. В целом за 2009-2011 доходы в реальном выражении возрастут на 3,6%, или на 1,2% в среднем за год. Для сравнения: в 2006-2008гг. среднегодовой размер роста доходов в реальном выражении составлял 9,1% (27,4% за период).
Рис.5. Доходы федерального бюджета По отношению к ВВП доходы бюджета сократятся с 21,2 % в 2008 году до 19,6% в 2009 году и 18,0% в 2011 году. Это связано, в основном, с сокращением нефтегазовых доходов. Нефтегазовые доходы федерального бюджета сократятся с 10,1% ВВП в 2008 году до 5,8% ВВП в 2011 году. При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета сокращается с 47,4% в 2008 году до 32,3% в 2011 году. Сокращение нефтегазовых доходов происходит в результате снижения удельного веса нефтегазового сектора в ВВП, что связано с действием двух фундаментальных факторов. 1. Наметилась долгосрочная тенденция замедления добычи и экспорта нефти. Так, если в 2000-2007 годах среднегодовые темпы прироста добычи нефти составили 6,2%, то в 2008-2011 годах они прогнозируются на уровне 1,4%, среднегодовые темпы прироста экспорта нефти составят 0,4% в 2008-2011 годах против 8,7% в 2000-2007 годах (см. таб.1). Таблица 1 Добыча и экспорт нефти
Ненефтегазовый доходы федерального бюджета в 2009-2011 годах находятся на уровне 12,1% ВВП. 2. Происходящее в последние годы и прогнозируемое укрепление рубля, связанное с объективными макроэкономическими условиями – такими, как сохранение высоких цен на товары российского экспорта и расширение притока иностранного капитала – существенно снижает поступления в бюджет нефтегазовых доходов (которые «привязаны» к стоимости экспорта, либо пропорциональны обменному курсу доллара – как НДПИ на нефть). 3. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 92 долл. США за баррель в 2008 году до 72 долл. США за баррель в 2011 году.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государственной властью с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Классификация налогов Классификация налогов дает возможность установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. В настоящее время выделяют более 20 видов классификации налогов - в зависимости от цели классификации. Мы преследуем учебную цель, поэтому сгруппируем налоги по следующим признакам: -по способу взимания; -субъекту (налогоплательщику) налога; -по срокам уплаты; -по объекту налогообложения; -по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги; -по порядку ведения; -по целевой направленности; -по источникам обложения; -по уровню бюджета. По способу взимания, налоги подразделяют на: А) прямые взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, поэтому для них точно известен размер налога (например: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических и юридических лиц и т. д.) Б) косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товара (работ, услуг) (например: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины). По субъекту (налогоплательщику) налоги подразделяют на: А) налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с имущества переходящего в порядке наследования и дарения и др.). Б) налоги с юридических лиц - налоги с предприятий и организаций (пример: налог на прибыль организаций,, налог на имущество организаций, транспортный налог и др.). В ) смешанные (смежные) налоги которые уплачивают и физические и юридические лица (пример: земельный налог, налог на добавленную стоимость, транспортный налог, пошлины и др.). По срокам уплаты налоги подразделяют на: А) срочные налоги имеют налоговый период, исчисляемый по сроку с момента возникновения объекта налогообложения (пример: акцизы для предприятий производящих и реализующих вино- водочные изделия уплачивают этот налог на третий день по реализации; транспортный налог - при регистрации или перерегистрации транспортных средств и др.). Б ) периодично- календарные налоги исчисляются в течение определенного срока, установленного календарно- это ежемесячные, квартальные, годовые (пример: ежемесячные- начисляются по окончании месяца- налог на добавленную стоимость, и др., ежеквартальные налоги исчисляются по окончании квартала- это налог на прибыль, налог на имущество организаций и др., ежегодные – это налог на доходы физических лиц и др.). По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, налоги подразделяют на три группы, в зависимости от того какой орган их вводит и имеет право их изменять и конкретизировать: А) Федеральные (общегосударственные) налоги, устанавливаются на всей территории Российской Федерации федеральными законами, не зависимо от бюджета зачисления (пример: акцизы, НДС, налог на прибыль предприятий и др. НК РФ (ч.1), ст. 13). Б) Региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов), отличительная черта региональных налогов является, то что конкретные размеры ставок, определение объектов, налоговой базы и порядок зачисления в бюджет устанавливается в соответствии с законодательством РФ законодательными органами субъектов РФ (для Республики Башкортостан - Законом Республики Башкортостан) (пример: НК РФ (ч.1) ст. 14-налог на имущество предприятий, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.). В ) Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управления на основе Законов РФ и законов субъекта федерации (пример: земельный налог, налог на имущество физических лиц) По порядку ведения выделяют налоги: А) обязательные, устанавливаемые законодательными актами РФ и взимаемые на всей территории не зависимо от бюджета, в который они поступают (к общеобязательным относят все федеральные налоги и некоторые региональные и местные налоги). Б) факультативные вводятся в соответствии с законодательными актами субъектов федерации, но поступают они либо в бюджет субъекта и/ или в местные бюджеты (пример: местные налоги т. к. конкретные ставки регулируются местными нормативными актами). По объектам обложения все налоги подразделяют на: А) имущественные, т. е. по закону объектом признается имущество (право собственности) (пример: налог на имущество физических, налог на имущество юридических лиц и др.); Б) налоги на прибыль (доходы) (пример: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц и др.); В ) налоги на действия, хозяйственные акты, финансовые операции (пример: НДС, акцизы, налог на операции с ценными бумагами, налог с продаж, таможенные пошлины и др.); Г) ресурсные налоги (пример: земельный налог, налог на воспроизводство МСБ, налог на пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог и др.). Д ) прочие налоги, т. е. объектом может быть любой предмет, признанный по закону объектом налога (пример: налог на рекламу и др.). По источникам уплаты все налоги можно сгруппировать в шесть групп: А) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг) (пример: НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др.); Б) налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (пример: единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и др.); В) налоги, относимые на финансовый результат (пример: налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.); Г ) налоги, исчисляемые от налогооблагаемой прибыли - налог на прибыль; Д) налоги, относимые на чистую прибыль, т. е. прибыль остающуюся после уплаты налога на прибыль (пример: налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы, сбор за право уличной торговли и др.); Е) доход для физических лиц - для них нет других источников уплаты налога, кроме как доход. По уровню бюджета все налоги классифицируют на: А) закрепленные, т. е. налоги поступающие в конкретный бюджет или внебюджетные фонды (пример: единый социальный налог, дорожный налог, налог на имущество физических и юридических лиц и др.); Б) регулирующие, т. е. одновременно распределяются на три уровня бюджета Федеральный, региональный и местный бюджет (пример: налог на прибыль в 2003г- 6,0% в бюджет РФ, до 12,0% - в бюджет РБ, 2% в МБ и др.), порядок распределения по бюджетам устанавливаются федеральным и региональным законами о бюджете на очередной финансовый год. Налоги выделяются из всей совокупности финансовых отношений своими функциями. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Значение фискальной функции налогов с повышением роли государства возрастает. Она в настоящее время создает условия для широкого вмешательства государства в экономику. Фискальная функция обуславливает необходимость регулирующей функции налогов. Через фискальную функцию государство реализует: - достижение баланса между доходами и расходами бюджета; - равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; - обеспечение должного уровня социальной инфраструктуры, как в государстве в целом, так и в отельном регионе. Налог как инструмент регулирования экономики проявляется, прежде всего, в перераспределении национального дохода и финансовых ресурсов, тем самым распределительная роль налогов оказывает активное воздействие на процесс воспроизводства. С помощью регулирующей роли налогов можно сдерживать экономику при необходимости или ускорять темпы экономического развития, усиливать или ослаблять накопление капитала, расширять или снижать платежеспособный спрос населения. Регулирующая функция налогов способствует: регулированию спроса и предложения; стимулированию сбережений граждан; выравниванию доходов отдельных социальных групп; развитию малого и среднего предпринимательства, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулированию экспортно-импортной деятельности; стимулированию научно-технического прогресса. В налоговой методологии различают еще ряд подфункций: - контрольная; - распределительная; - стимулирующая; - социальная. Регулирующая функция неотделима от фискальной и тесно с ней взаимосвязана. Выполнение регулирующей функции достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. Федеративный характер Российского государства, включающего национально – государственные и административно – территориальные образования, существенные различия в социально – экономическом развитии субъектов Федерации, демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово – бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально – экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными и местными. Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |