КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ процессов, действующих в организации
Вход Если мы можем регулировать измеряемую величину, как например в случав с температурой плавки, то этот замер можно считать входом (процесса плавки), причем управляемым входом. Если мы не можем регулировать измеряемую величину, как например в случае с бензином (мы не можем изменить его количество в баке, пока машина движется), то этот замер можно считать выходом. (Пустой бак - это один из результатов процесса движения автомобиля). Выход процесса всегда событие случайное: его параметры, как уже упоминалось, предсказать заранее с абсолютной точностью невозможно. Выход (его параметры или характеристики) управляется только изменением входа. Выход
Иногда можно измерить и внешнее воздействие на процесс (например температуру за бортом самолета), которое мы не можем изменить ни при каких обстоятельствах. Это воздействие также можно считать входом процесса. Внедрение методики построения СМК, ориентированной на процессы, требует ответа на следующие вопросы: «Как должно функционировать предприятие, чтобы поставленные цели были достигнуты? Какие процессы играют при этом главную роль, а какие вспомогательную? Как они связаны между собой? Где происходит создание добавленной стоимости?» Последнее обстоятельство, как мы видели, подчеркивается стандартом ИСО 9001. Оно очень важно, поскольку любая организация существует для того, чтобы создавать добавленную стоимость. Это означает, что вложенные средства должны вернуться обратно в увеличенном объеме. Организационная структура большинства предприятий достаточно сложна. Поэтому для успешной деятельности предприятия должна быть определена сеть переплетающих его процессов, определены их «стыки» и взаимодействие на этих «стыках». Как это сделать? Речь должна вестись не о требованиях тех или иных документов - приказов, постановлений Правительства или стандартов. Не о том, какие описания должны быть сделаны, чтобы удовлетворить требования приказов или стандартов. Речь должна идти о том, какой фундамент (в том числе, информационный) необходим, чтобы полностью, в срок и качественно выполнить задачу по удовлетворению запроса (потребности) заказчика. Только этом случае система будет жить и развиваться в сторону постоянного улучшения.
Подготовка к внедрению процессного похода в организации
Обучение Информирование и обучение в отношении «процессного мышления» следует проводить в большом объеме и охватывать все уровни руководителей и специалистов. В ходе такого обучения полезно рассмотреть следующие темы: - Что такое качество? - Что такое менеджмент качества? - Что такое процесс? - Что такое менеджмент процессов? - Примеры процессов из производственной практики данной организации. - Кто является потребителем каждого процесса - внутренним или внешним? - Требования потребителей и способы определения их удовлетворенности. - Формулировка и согласование требований. - Постановка целей для всех процессов. - Контур управления улучшениями. - Представление проекта (цели, команда, подходы, предварительный укрупненный план). Необходимо назначить специалиста, который будет координировать работу по регламентации (описанию функционирования) процессного подхода в организации. В большой организации этот специалист должен возглавить рабочую группу (РГ) из специалистов различных подразделений. Целесообразно, чтобы руководитель РГ сам проводил обучение в организации. Кроме этого, уже на самой начальной стадии реализации проекта по созданию СМК, ориентированной на процессы, следует выработать и принять единые для предприятия термины, понятия и определения. При этом целесообразно взять за основу стандартизованные определения ИСО 9000, а также термины и определения, принятые в организации. На этом же этапе рекомендуется составить единый перечень применяемых в документации сокращений и условных обозначений. Рекомендуется издать «Словарь системы менеджмента качества в организации», чтобы говорить на одном языке. Такой шаг никогда не бывает лишним: даже широко применяемые термины зачастую имеют в русском языке по два существенно несовпадающих значения. Пример, который у всех на слуху: менеджмент или организация означают, с одной стороны, группы людей, а с другой - процессы.
Следующий этап - обсуждение и анализ имеющихся в организации процессов. Решающим при этом должен быть принцип «не расшибить лоб во время молитвы», или «не заблудиться в деталях». При его реализации следует ориентироваться на существующие процессы, на действующую организационную структуру, то есть на цепь реальных процессов, создающих добавленную стоимость, и на тех Мастеров, которые знают, как управлять процессами. Иными словами, нужно отдавать себе отчет в том, что, если организация функционирует, значит, в ней уже реализован процессный подход. Ведь иной подход к управлению просто невозможен. Весь вопрос - в качестве (степени) реализации процессного подхода, в том, насколько при этом выполняются требования, сформулированные в ИСО серии 9000. Обсуждение и анализ процессов должны охватывать все подразделения организации. Как правило, в организации нет подразделений, которые так или иначе не участвовали бы в создании добавленной стоимости. Отдельные шаги создания добавленной стоимости должны быть представлены в наглядной и доступной форме, например, в виде алгоритмических схем. Определение процессов необходимо проводить в соответствии с последовательностью выполнения заказа по производству продукции или оказанию услуги. При этом следует выяснить: «Кто является потребителем? Кто является собственником (владельцем, хозяином - это все синонимы!) процесса? Кто участвует в процессе? Кто является поставщиком для процесса?» Пример последовательных процессов представлен на рисунке 2. Далее можно составить упрощенный перечень процессов с указанием их собственников (владельцев, мастеров, ответственных за процесс, - любой из этих терминов выбирает сама организация), участников и потребителей (таблица 1). Перечень процессов, приведенный в таблице 1, в определенной степени напоминает матрицу распределения ответственности, хорошо знакомую тем, кто реализовывал систему качества по ИСО 9000 в редакции 1994 г. Такая матрица не теряет своей актуальности и при реализации процессного подхода, но она должна быть дополнена некоторой информацией - так, как это сделано в таблице 1.
Основные категории сотрудников, вовлеченных в процессы Президент (первый руководитель): ставит оперативные и долгосрочные цели; определяет стратегии бизнеса; осуществляет общий контроль за финансовой деятельностью; обеспечивает развитие бизнеса и организационной структуры компании; назначает собственников процессов и владельцев ресурсов; контролирует деятельность собственников процессов и владельцев ресурсов. Владелец ресурса: распределяет операторов процессов и другие ресурсы по различным процессам; разрешает конфликты, возникающие при распределении ресурсов; заключает соглашения с сотрудниками (операторами), благодаря которым они получают ясное представление о своей долгосрочной роли в разработках компании; обеспечивает повышение квалификации персонала и проверяет его компетентность; составляет бюджет долгосрочного обучения и стратегической подготовки (не связанной специально с каким-либо конфетным процессом); принимает на работу (совместно с собственником процесса) операторов процессов; поддерживает служащих в переговорах, профессиональном росте, при разрешении конфликтов по использованию ресурсов и т. п. Владелец ресурса обеспечивает каждого сотрудника индивидуальным планом работ. Эти планы должны обсуждаться и пересматриваться ежегодно. Ведение переговоров 2 Подготовка контракта
Проверка контракта Приемка продукции 6
Рисунок 2 - Пример последовательности процессов создания продукции Таблица 1 - Примеры процессов с указанием собственников, участников и потребителей
Для каждого процесса в организации назначается собственник процесса. Задачи этого сотрудника определяются характером того процесса, за который он отвечает. Если в организации действуют несколько одинаковых процессов, то их можно назвать экземплярами процесса Собственник процесса: разрабатывает процесс и обеспечивает, чтобы он соответствовал стратегическим бизнес-планам компании; определяет интерфейсы процесса на основе анализа объектов, участвующих в данном процессе. Если какие-либо из этих объектов участвуют и в других процессах, то собственник процесса определяет, как эти объекты должны отрабатывать свои обязательства в различных процессах. Такая работа обычно выполняется совместно с собственниками других процессов. Собственник процесса определяет также цели процесса и обеспечивает их достижение; планирует бюджет для всех экземпляров процесса и, следовательно, общий бюджет процесса; назначает лидера (лидеров) экземпляров процесса; распределяет ресурсы для всех экземпляров процесса и заключает соглашения с каждым оператором процесса; в случае необходимости оперативно дорабатывает процесс (для проведения этого вида работ в бюджете предусматриваются соответствующие средства); участвует в долгосрочном планировании потребностей в ресурсах (основную ответственность за этот вид деятельности несет владелец ресурсов); обеспечивает развитие процесса и улучшение его качества. Все сотрудники организации в конечном итоге являются операторами процессов. Некоторые из них назначаются президентом или собственниками процессов. Такие операторы играют особые роли, предписанные им президентом или собственником процесса. В остальных случаях операторы процессов выполняют следующие задания: находят для себя работы в рамках одного или нескольких процессов в компании и заключают соответствующие договоры; требуют заключения и выполнения всех соглашений, необходимых для успешного выполнения работы; составляют совместно с лидерами процессов подробные индивидуальные планы со сроками выполнения работ; выполняют работы в конкретных процессах; следят за своим профессиональным ростом.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |