КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История вопроса
(По Токмаковой) - Зарождение управленческого консультирования было вызвано постоянным поиском предпринимателями новых средств повышения эффективности производства, попытками со стороны специалистов управления найти коммерческое приложение своим способностям, логикой развития организационной науки и практики. Знание истории помогает понять современные возможности, эффективность и недостатки консультирования. Управление в человеческом обществе существовало испокон веков. Любое государственное устройство, любая организационная деятельность предполагает, что существует объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет). Наука об управлении начала интенсивно развиваться лишь с начала ХХ века. От более ранних периодов деятельности человечества до нас дошли лишь отрывочные разрозненные сведения, содержащие анализ и обобщение опыта управления. Так, например, книга "Поучение Птаххотепа" (Древний Египет, 2000-1500 г.г. до н.э.) содержит совету начальнику - субъекту управления: "...будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса". Аналогичные советы можно найти и в современной управленческой литературе. (По Лапыгину) - Управленческое консультирование как вид деятельности существовало издавна и проявлялось в передаче опыта наиболее удачливых руководителей молодым работникам, в обучении специалистов, в проведении исследовательских работ по проблемам функционирования и развития организаций. Активно развиваться управленческое консультирование стало на рубеже XIX и XX вв. — в период бурного развития промышленности и общественных преобразований, связанных с промышленной революцией. Систематизация накопленного опыта основателями классической школы управления Ф.У. Тейлором, Ф. Гилбретом и Л. Гилбретом, ГЛ. Ганнтом и X. Эмерсоном позволила им выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности организаций, а также выступать с лекциями, писать книги, проводить теоретические семинары. В последние годы своей деятельности Тейлор основным своим видом деятельности сделал консультирование, т. е. стал профессиональным консультантом по управлению. Что же касается первой консалтинговой фирмы в области управленческого консультирования, то созданная в 1914 г. в Чикаго Э. Бузом фирма под названием «Служба деловых исследований», вероятнее всего, является таковой. В этот же период другой американец, Дж.О. Мак-Кинси, сторонник основательной диагностики бизнеса, основал в 1925 г. консультативную фирму, которая существует и в наше время, нося его фамилию и занимая на рынке консалтинговых услуг значимое место. В свое время и известный американский менеджер Л. Якокка1 после ухода на пенсию стал профессионально консультировать управляющих, читать лекции, проводить рабочие семинары с разбором конкретных ситуаций, писать книги. Но в приведенном примере осуществлялась передача действовавшим менеджерам прошлого опыта. В условиях ускорения темпов научно-технического прогресса происходит быстрое старение информации и накопленного людьми опыта. Поэтому во второй половине XX столетия все отчетливее стала проявляться ограниченность способа консультирования, основанного на передаче ранее приобретенного опыта, который в прошлом приносил успех. Дальнейшее развитие управленческого консультирования как вида деятельности получило развитие в части обобщения полезного опыта удачливых предпринимателей и менеджеров специалистами в области различных наук (системных исследований, психологии, менеджмента и т. д.). Особую интенсивность имели процессы изучения международного опыта. Однако обобщение опыта не всегда заканчивалось рекомендациями по применению его не только в отдельных странах, но и в конкретных отраслях и организациях. Методы моделирования и исследования операций, а также другие новые методы, применявшиеся вначале в крупных компаниях и в военных целях, быстро нашли место в управлении фирмами различных размеров и обществом в целом, что обогатило деятельность консультантов. Бурное развитие мировой экономики и формирование транснациональных корпораций во второй половине XX в. в сочетании со стремительным прогрессом науки и техники обусловили рост спроса на консалтинговые услуги. В этот период было создано огромное количество новых фирм, профессионально занимающихся управленческим консультированием. Количественные изменения со временем переросли в изменения качественные, что нашло отражение в широкой диверсификации услуг. Третья волна консультантов разработала методы реализации накопленного опыта. В фокусе консультирования оказались методы, которые могут организовать процесс выработки решения и внесения изменений в организацию. В последние десятилетия XX в. управленческое консультирование развивалось как в части совершенствования методологии деятельности консультантов, так и в части вовлечения клиента в сам процесс консалтинговой деятельности. Изменился и сам клиент: он лучше подготовлен теоретически к совместной деятельности с консультантом, хорошо ориентируется на рынке консалтинговых услуг. Управленческий консалтинг превратился не только в увлекательную деятельность своих приверженцев, но и в одну из наиболее эффективных сфер бизнеса. К концу второго тысячелетия показатели деятельности десяти самых крупных консалтинговых компаний мира выглядят так, как это представлено в табл. 1.1.
Консультирование превратилось в процесс взаимодействия консультанта и клиента, соединяющий знания клиента и умения консультанта в части обладания определенными методами. Консультантами были разработаны методы выявления проблем организаций, методы их структуризации, определения главных проблем, поиска их решений и детализации решений, обеспечивающих их реализацию. Например, для системного представления организации А.И. Пригожий, рассматривая главные общеорганизационные цели, предложил три вида целей, не связанных между собой иерархией: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы (табл. 1.2)1. Цели-задания должны были отражать внешнее назначение организации, представленное, как правило, в ее уставе различными видами деятельности (например, готовить кадры для организаций). Цели-ориентации соответствовали общим интересам, которые могли быть реализованы через организацию (например, реализация потребности людей в уважении, любви, самореализации и др.). Цели-ориентации и цели-задания, соединяясь, дают равнодействующую, которая формирует цель организации.
Реализация целей системы удовлетворяла потребность структуры в равновесии, стабильности, целостности (точнее было бы сказать — цели по обеспечению системности организации, которая характеризуется прежде всего структурой, совокупностью связей между частями системы) и т. д. Несмотря на то что приведенный подход ограничивается рассмотрением только обозначенных целей организации и потому не позволяет сформировать закрытый (полный, исчерпывающий) перечень главных целей организации, из него следует важный вывод (хотя и не сформулированный А.И. Пригожиным) о том, что система целей организации представляет собой «системный конфигуратор» — систему, состоящую из подсистем, представленных разными языками описания. Графическая модель должна представлять собой векторы, расположенные в трех пересекающихся плоскостях (рис. 1.1).
Таким образом, организацию можно представить и как общественный инструмент, и как человеческую общность, и как безликую структуру. В этом случае признаками организации выступают цели, иерархия и управление, проявление которых приведено в табл. 1.3. Современная теория организаций рассматривает несколько моделей. Системная модель организации позволяет учесть все факторы, которые воздействуют на организацию, однако человек в силу его несистемного поведения вносит искажения и помехи в системную работу организации, что приходится учитывать в других моделях. Любая деятельность носит целенаправленный характер. Видов деятельности у организации, как правило, несколько, поэтому и целей может быть также несколько. Организация, представленная механической моделью, работает как единый механизм, но подобная модель не учитывает мотивацию людей, работающих в организации. Общинная модель функционирования организации, напротив, демонстрирует организацию как общность людей. Социотехническая модель как бы сочетает в себе общинную и техническую составляющие организации, что позволяет оперативно внедрять изменения в организации, поскольку наряду с техническими изменениями предусматриваются и учитываются изменения социальные. Политическая модель организации заключается в выработке и согласовании политик ее деятельности, достигаемых путем переговоров. В зависимости от ситуации и в целях обеспечения удобства исследования организаций могут быть приняты те или иные модели. В отдельных случаях бывает полез-
ным представить организацию как дело, которое имеет свою собственную логику и на которую «нанизываются» все исследуемые процессы. В том случае, если исследуются стили управления в организациях, полезно воспользоваться моделью, разработанной А.И. Пригожиным, основное содержание которой приведено в табл. 1.4.
Как видно из таблицы, проактивная позиция и стиль управления в организации позволяют приобретать некоторые преимущества по сравнению с пассивным (неактивным) стилем и стилем управления, позволяющим только реагировать на изменения внешней среды, реактивным стилем. 2.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |