КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Защита прав создателей программного обеспечения
Правовая защита электронных информационных ресурсов Основные понятия информационной функции государства Тема 5. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПРАВОВЫХ НОРМАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
1. Основные понятия информационной функции государства
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором в жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Украины. Национальная безопасность Украины существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Распределение и использование электронных информационных ресурсов для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главной задачей государства на любом этапе развития. С момента возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений; проведения бюджетной и налоговой политики; осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности; охраны правопорядка и т.д. Все это осуществлялось, как правило, специально предназначенными для тех или иных целей органами. Таким образом, информационная функция всегда существовала как функция государственных органов, т.е. как реализация компетенции прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Если сказать, что информатизация является совершенно новой предметной сферой правового регулирования, то это не будет правильно. Информация, средства связи, научно-технические разработки в этих областях всегда привлекали внимание права. В процессе развития общества определились факторы, которые привели к возрастанию роли ЭИР, и, следовательно, к более четкому выделению информационных функций государства. К таким факторам относятся: формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной интеграции; повышение уровня достоверности распространения и использования информации и ее реальное обеспечение техническими средствами; возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства; становление и в последующем доминирование в экономике нового технологического уклада, базирующегося на массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; производство ЭИР в повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, увеличение роли квалификации работников, и их профессионализма, и способности к творчеству; усиление значимости проблемы обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. Речь идет о некоторой новой, информационной стадии развития общества, которое получило название «информационное общество», где основным предметом труда большей части людей являются ЭИР, а орудием труда - информационные технологии. Указанные факторы привели к новой эволюции функций государства, повышенному интересу к этой сфере деятельности государства. Эволюция основных функций может быть раскрыта через отношения категорий «цель», «задачи», «функции»: в формировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение, для ее достижения объективно необходимо решение конкретных задач, что, в свою очередь, обусловлено осуществлением соответствующих функций. Целью современного украинского государства является формирование гражданского общества. В Конституции Украины определено, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 3). Одним из таких условий является информатизация общества и государства. Под информатизацией в широком смысле понимается реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. С правовой точки зрения – это организационный, социально-экономический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования электронных информационных ресурсов. Информатизация предполагает преобразование всего комплекса способов и условий развития информационных процессов, создание соответствующей технической базы и необходимого государственно-правового обеспечения. Иными словами, процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материальной основы развития информационного общества. Сложность нынешней ситуации в сфере информатизации украинского государства обусловлена противоречивыми моментами. С одной стороны, кардинальные политическое, экономическое и социальное изменения общества порождают повышенный спрос на ЭИР, информационные продукты и услуги, а с другой, – наблюдаются негативные тенденции создания отечественных средств информатизации, уменьшаются финансовые возможности потенциальных потребителей этих средств и государственная поддержка основных направлений работ. В сложившихся условиях важность разработки эффективной долгосрочной стратегии государственного регулирования очевидна. Одной из форм участия государства в этом процессе являются формирование и реализация государственных и региональных программ в сфере информатизации по различным направлениям. Правовые акты на разных этапах развития устанавливали различные направления в деятельности государства в сфере информатизации. Анализ этих актов позволяет выделить следующее: создание и развитие государственных региональных систем и сетей информатизации и их взаимодействие в едином информационном пространстве Украины; формирование и защита электронных информационных ресурсов и обеспечение интересов национальной безопасности; поддержка проектов информатизации, способствующих развитию информатизационных сетей и систем; обеспечение единства государственных стандартов, их соответствие международным рекомендациям и требованиям. Все эти направления входят в содержание информационной функции государства, которая обладает следующими признаками: а) непосредственно и предметно конкретизирует сущность современного государства. Ее содержание учитывает групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества; б) реализуется разносторонняя практическая деятельность в сфере информатизации внутри страны и на международной арене; в) представляет собой устойчиво сложившиеся основные направления деятельности государства по информатизации общества; г) проявляется в динамике социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |