КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальной защиты
Социальная политика как механизм реализации Изменение менталитета населения, постепенное внедрение и развитие гуманистических, демократических установок вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию. Формирование социальной политики постпереходного периода предполагает создание демократической системы социальной защиты граждан, которая требует большей регулирующей роли государства в социальной сфере. До недавнего времени главное внимание социальной политики и социальной защиты в качестве основных объектов, традиционно, сосредоточивалось на положении людей пенсионного возраста и инвалидов. Теперь, постепенно происходит смещение приоритетов, - в число важнейших направлений выдвигается политика в отношении детей и семей с детьми. В аспекте проводимого исследования считаю, что важнейшим приоритетным объектом социальной политики должен стать каждый отдельный человек в своей неповторимой личностной индивидуальности, а целью социальной политики - его всестороннее развитие. Социальная политика современного периода должна быть нацелена на создание каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом обеспечить благосостояние семьи, а также, на предоставление гарантированного государством минимума социальной защиты наиболее уязвимым слоям населения. Ю.Е.Волгин выделяет две группы мер социальной защиты: 1 группа - оградительные меры, которые лишь ограждают человека от неблагоприятных для него явлений: безопасность от преступных посягательств, правовая защита от административного произвола и т.д. 2 группа - позитивные меры: поддержка, помощь материальная, правовая и иного характера. При этом, по отношению к трудоспособным, под социальной защитой понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данным категориям населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств. Социально-экономические и политические преобразования российского общества актуализировали тему социальной защиты населения, обусловили поиск новых подходов и средств поддержки граждан, обеспечения им социальных гарантий. Главной причиной слабости российской системы социальной защиты, на взгляд автора исследования, является отсутствие единой государственной идеологии, методологической базы социальной политики, социальной защиты и социальных преобразований в обществе, в целом. Положение Конституции РФ о том, что Россия - социальное государство, слабо подкреплено в законодательном, организационном, экономическом плане. Хотя, на федеральном уровне все чаще озвучиваются намерения повысить уровень жизни населения, принимаются и реализуются некоторые программы, осуществляются реформы социального характера, говорить о системной, целенаправленной, продуктивной работе в этой области, пока, не приходится. Для создания действенной системы социальной защиты населения необходима соответствующая концепция, определяющая ее методологические, методические и организационные основы. Возникает правомерный вопрос: «Почему в современном обществе возрастает необходимость социальной защиты населения, от чего и от кого защищать?» Социальная защита граждан, социальных групп необходима там, где есть неравенство или возможность неравенства, где существует потребность в обеспечении социальными гарантиями, в приближении к социальному равенству. Практически все, что объективно имеет значение для социальных субъектов: экономические, политические, нравственно-этические и другие интересы - все это может быть полем социального неравенства, а значит, требует социальной защиты. Возможностей для проявления социального неравенства очень много, и они существуют практически во всех сферах жизнедеятельности общества. По мнению автора данного исследования, именно неравенство детерминирует многие социальные проблемы: депривацию, алкоголизм, преступность, проституцию и другие. Одним из главных проявлений социального неравенства является бедность. Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни; относительная - при сравнении уровня доходов различных групп населения. Таким образом, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае, при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности. Можно сделать однозначный вывод: нет обществ, свободных от относительной бедности. Правомерно в полной мере утверждать, что значительная часть населения нашего общества в годы реформ приблизилась к границам абсолютной бедности, что не могло не отразиться на жизнедеятельности людей. В современной научно-теоретической литературе выделяются следующие виды и направления социальной защиты: - политическая защита - обеспечивает политические права и свободы граждан, регулирует вопросы равенства - неравенства в политической сфере жизнедеятельности людей; - правовая защита - предполагает борьбу с неравенством в области юриспруденции и правовых норм; - личная защита - способствует сохранению, поддержанию жизни и здоровья человека; - трудовая защита - регулирует вопросы равенства и справедливости в сфере труда и занятости; - потребительская защита - включает в себя те направления действий, которые защищают человека как потребителя; - бытовая защита - создает условия для удовлетворения жизненных потребностей человека; - нормативно-психологическая защита - создает благоприятный морально-психологический климат для каждого члена общества [115, с.126-127]. Наконец, человека необходимо защищать от государства, от его структур, от других людей, от него самого: - государство - это масштабный социальный субъект, в законодательстве и деятельности которого могут быть упущены интересы не только отдельного человека, но даже целых групп; - политика государства осуществляется в целом ряде органов и структур, функции которых могут противоречить друг другу; - кроме того, государственные законодательные нормы и структуры учреждений могут отставать от требований изменившейся действительности, что, иногда, порождает угрозу правам и интересам граждан; - наконец, конкретные исполнители государственных функций могут быть некомпетентны или действовать не в соответствии с государственными нормами, а со своими корыстными интересами, что порождает необходимость защищать индивидов, семьи и группы от их деятельности. Таким образом, на мой взгляд, социальная защита, как и социальная политика, распространяются на все категории населения, в том числе, и на ее трудоспособную часть. Социальная защита, по убеждению автора исследования, является более широким понятием по сравнению с социальной политикой по той причине, что она носит (точнее, должна носить), преимущественно, превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения. Социальная защита как понятие - относительно новое, только формирующееся в современной социологии и теории социальной работы. Термин «социальная защита» был впервые использован в Законе о социальной защите США в 1935г., который законодательно определил новый для этой страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Вскоре данный термин стал широко применяться во многих странах мира и Международной организацией труда (МОТ). В дальнейшем рамки этой дефиниции значительно расширились при разработке и принятии Конвенции и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) по социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также в области условий и охраны труда, заработной платы [237, р.5]. Формы и механизмы социальной защиты сегодня достаточно детально разработаны западными учеными. Х.Ламперт относит к ним - различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); - социальную помощь в различных видах вспомоществования; - национальные системы охраны труда; - помощь государства в получении образования; - системы социальной защиты на уровне предприятий [200, с.182-200]. В отечественной литературе термин «социальная защита» относительно новый. Его появление и применение связано с трансформацией общественного устройства страны в 90-х годах [145, с.4-17]. Исторически в России сложились определенные институты, в рамках которых проходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пенсионирование, социальные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормами. Личности, ее потенциальным возможностям в системе этой помощи никогда не отводилось места. Практическое становление, институциональное построение социальной защиты населения началось в 1993г. [163, с.125]. В 1993г. вместо системы социального обеспечения - комплекса мероприятий по оказанию материальной помощи наименее защищенным группам населения - была принята новая концепция системы социальной защиты населения:
Рис. 2.1.1 Развитие института социальной защиты Базовые нормы социальной защиты находят свое выражение в конституционном праве, трудовом и социальном законодательстве (пенсионного обеспечения, медицинской помощи, защиты инвалидов и т.д.). Так, в Конституции РФ основные положения по социальной защите граждан закреплены в ряде статей: 2, 7, 37, 39. «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст.7, часть 2). Ориентирами для формирования национальной законодательной базы в сфере социальной защиты служат принятые международным сообществом документы. В их число входят следующие: - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; - Международный пакт о гражданских и политических правах; - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция и рекомендации МОТ в области труда; - Конвенции и рекомендации ВОЗ в сфере здравоохранения; - Конвенции и рекомендации МАСО в области социального обеспечения, что нашло свое отражение в ст.17, часть 1 Конституции РФ [148, с.21-22]. Конституциональное, трудовое и социальное право РФ выражает собой законодательно закрепленные формы и степень социальной защиты, национальную доктрину социальной защиты [222, с.10-22]. Социальная защита сегодня представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которой она осуществляется, с другой, - институциональную, т.е. систему институтов, которые ее обеспечивают: государство, профсоюзы, объединения предпринимателей, общественные объединения. Проблемы социальной защиты в теоретическом и прикладном аспекте разрабатывают многие российские авторы: А.И.Антонов, Ю.С.Волков, Н.А.Волгин, С.И.Григорьев, Н.Н.Гриценко, В.И.Жуков, С.В.Дармодехин, Н.С.Данакин, С.В.Калашников, В.Н.Ковалев, Л.Н.Кривцова, М.С.Мацковский, П.Д.Павленок, В.Д.Роик, Б.В.Ракитский, Ю.Хабермас, Е.И.Холостова Ф.И.Шарков, С.А.Шеденкова и другие. Однако, общепринятая трактовка понятия «социальная защита» отсутствует. Социальная защита часто отождествляется либо с социальной политикой в целом, либо с социальной справедливостью, либо с социальными гарантиями. Иногда социальная защита понимается предельно узко: как выплаты и льготы, что, скорее, соотносимо с социальной поддержкой. К.Г.Барбакова справедливо отмечает, что понятие социальной защиты человека в массовом обыденном сознании ассоциируется, как правило, с социальным обеспечением, с материальной поддержкой определенных социальных групп: с выдачей пособий пенсионерам, многодетным семьям, детям-сиротам, инвалидам и т.д., т.е. всем тем, по отношению к которым государство реализует свою патерналистскую функцию. Такое понимание ограничено, ибо не отражает целостного содержания понятия «социальная защита человека» [26, с173]. Безусловно, стоит согласиться, что перечисленные трактовки рассматриваемого понятия тесно взаимосвязаны, взаимодействуют между собой, взаимообусловливают друг друга, но не тождественны. Исходный принцип системного рассмотрения социальной защиты человека, - подчеркивает далее автор, - защита всех его прав и свобод, создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию прав и обязанностей человека. Таким образом, социальная защита представляет собой систему государственных гарантий (правовых, экономических, политических, идеологических, социокультурных и др.), прав и свобод человека. При этом акцентируется внимание на том, что социальная защита человека предполагает реализацию не только его прав, но и обязанностей. Именно это единство обусловливает функционирование и развитие демократического общества. Распространенное же понимание социальной защиты как социального обеспечения малоимущих разрывает это единство, предполагая наличие у данной категории населения только прав, но не обязанностей, что формирует у них иждивенческие настроения, с одной стороны, и унизительные чувства своей неполноценности, с другой [там же, с.173]. Итак, необходимо подчеркнуть, что современная концепция социальной защиты населения, и это отмечают практически все авторы, отнюдь не направлена на поощрение пассивного ожидания помощи, стимуляцию иждивенческих настроений у членов общества. Традиционно, в научно-теоретической литературе социальная защита рассматривалась как комплексная система мер для поддержания жизнедеятельности человека. Согласно трактовке Е.И.Холостовой, социальная защита - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска и нарушения нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и, связанного с этим, снижения их уровня жизни [202]. При всей комплексности и всесторонности данной трактовки представляется возможным отметить, что понятие социальной защиты здесь рассмотрено довольно широко, в тоже время, сведено к «комплексу мер», предоставляемых индивиду государством. По мнению ряда исследователей, в том числе В.Н.Ковалева, «социальная защита населения является важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов» [179, с.68]. Данный подход приводит к логическому заключению, что качественные и количественные характеристики социальной защиты свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Социально-политический аспект социальной защиты, обязательный характер исполнения ее законодательных норм и контроль за ними, лежит в основе подхода Ю.Хабермаса, который считает, что развитая система социальной защиты становится политическим содержанием массовой демократии. Политическая система не в состоянии добиться предельной лояльности масс и поэтому для придания легитимности своим действиям должна предлагать государственные и социальные программы, выполнение которых подлежит контролю [198, с.127]. С точки зрения одного из механизмов взаимодействия личности и социума рассматривает социальную защиту Ю.Е.Волков, в частности, как систему экономических, организационных, административных и правовых мер, осуществляемых обществом, локальным обществом, государством и другими социальными институтами, которые призваны предотвращать неблагоприятные воздействия на людей со стороны социальной среды и смягчать последствия таких воздействий [168, с.522]. Значительная группа авторов анализирует социальную защиту с точки зрения социально-экономического подхода. По мнению В.Д.Роик, социальная защита - это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских, технических мер по защите работников от неблагоприятных факторов (социального и профессионального риска), ухудшающих качество их трудовой жизни, с целью охраны здоровья, трудоспособности работников, их материального положения [148, с.25]. Б.В.Ракитский считает, что она реализуется для наемного труда в форме социальной защищенности, и определяет ее как «производное видов общественного строя и режимов управления» [145, с.4-17]. В данном аспекте предметом категории «социальная защита» являются социально-экономические отношения, сущностные связи и интересы социальных субъектов по поводу защиты (работников и членов их семей) от факторов, снижающих качество жизни и, прежде всего, качество трудовой жизни и социальный статус семьи работника [148, с.16]. Защита трудящихся, бесспорно, представляется одним из важнейших аспектов социальной защиты, при этом, считаю, что не правомерно ограничивать ее воздействие рамками данной социальной группы, оставляя без внимания нетрудоспособную и социально незащищенную часть населения. Таким образом, в рамках традиционного подхода социальная защита - система разного рода мер, предпринимаемых обществом или трудовым коллективом по ограждению своих членов от тех или иных негативных воздействий социальной среды или их смягчению. Система социальной защиты населения на федеральном уровне включает четыре главных направления: - государственная социальная помощь на основе предоставления социальных пособий, льгот, компенсаций; - пенсионное обеспечение; - социальное обслуживание; - социальная защита отдельных категорий населения. Некоторые теоретики и практики принципиально отказываются сегодня от использования понятия «социальная защита». Л.Н.Кривцова отмечает, что слово «защита» предполагает продолжение патронажа государства над личностью, воспроизводство ситуации, в которой человек привычно протягивает руку за помощью, очень часто имея возможность для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации, но, не имея привычки к этому [92, с.72]. Большинство ученых используют понятие «социальная защита», во-первых, как «видовое понятие, производное от социальной политики и обозначающее деятельность государства и общественных организаций по реализации стратегии социальной политики в конкретных формах и методах по направлениям работы с различными социальными и возрастными группами» [154, с.15], во-вторых, акцентируют внимание на том, что «социальная защита должна включать не столько выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы само стремление трудиться эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние всего общества» [206, с.4], в третьих, подвергают аргументированной критике традиционный подход к социальной защите, подчеркивая, что «из традиционного понимания социальной защиты выпадает бесконечное множество проявлений социальной поддержки, где субъектами выступают не государство или общественные организации, а семья, друзья, соседи, сослуживцы, религиозная община и многое другое» [209, с.6]. По мнению автора данного исследования, сегодня меняется сам смысл понятия «социальная защита». При традиционном подходе защита человека называлась социальной, поскольку общество брало под свою защиту наиболее уязвимые социальные группы, предоставляло им льготы, делилось своими ресурсами. Таким способом выравнивалось положение человека до усредненного «нормального уровня». В современной России в защите нуждается большая часть населения, чуть ли все общество, но не может общество взять само себя под защиту, «защита человека становится социальной… потому, что защищается социальность человека, его социальные права и свободы, гарантируется удовлетворение базовых жизненных потребностей» [214, с.67-69]. Считаю необходимым отметить, что в сочетании «социальная защита» меняются содержательные смысловые компоненты: от традиционного базового понятия «защита» к определяющему современному понятию «социальность». Определение данного вида защиты как социальной отражает ее объективность, так как защищается социальное положение человека [148, с.17]. Еще Б.Кистяковский, русский ученый конца XIX - начала ХХ веков, отмечал, что «социальное развитие общества должно базироваться не на принципах призрения, а на том, чтобы никому не приходилось рассчитывать на благодеяние, ибо цель нормального социального общества - гарантированное право каждому на достойное существование» [72, с.184]. Таким образом, под системой социальной защиты следует понимать совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых [203, с.133]. В более широком социально-правовом аспекте социальную защиту целесообразно рассматривать как предоставление гражданам конституциональных полномочий, с целью защищать свои права и свободы [62, с.441]. В ракурсе экономических, социальных, правовых гарантий соблюдения и реализации прав и свобод человека рассматривает социальную защиту П.Д.Павленок, в частности, как «систему приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, иных институтов, а также, систему социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемый уровень жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития» [127, с.141]. Итак, если не учитывать отличительные нюансы, социальную защиту можно трактовать в самом широком смысле как систему правовых гарантий и охранительных мер, реально защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации. Государственные социальные гарантии социальной защиты выступают как ее элементы и как механизмы действия государства в данной сфере. Основой государственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой научно обоснованные показатели уровня обеспеченности и потребления важнейших жизненных благ и услуг по социально-демографическим группам населения и регионам страны [148, с.28]. Большинство социальных стандартов являются обязательствами государства перед различными группами населения и обеспечиваются за счет бюджета. Размеры установленных государством нормативов должны пересматриваться в зависимости от финансовых возможностей государства и темпов инфляции. В установлении государственных социальных стандартов существует два подхода, в соответствии с которыми государственные социальные нормативы разделяются на две группы. Первые - это стандарты, ориентированные на обеспечение минимальных социальных гарантий. К ним относятся - прожиточный минимум различных категорий населения; - минимальный размер оплаты труда; - ставка единого разряда единой тарифной сетки; - минимальный размер пенсий; - минимальные значения ряда социальных пособий; - нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами; - нормативы социального обслуживания. Ко второй группе относятся «рациональные» или среднее стандарты, являющиеся индикаторами и нормами социального благополучия. К данной группе стандартов относятся: - средняя заработная плата; - средний размер пенсий; - средняя обеспеченность жильем; - среднедушевой доход; - среднее значение показателя качества жизни. В отличие от нормативов первой группы стандарты второй группы, как правило, не являются нормами, а выступают именно как индикаторы уровня удовлетворения социальных потребностей. Минимальные социальные стандарты являются государственными гарантиями выживания людей. Прожиточный минимум включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ №134-ФЗ от 24.10.1997г.). Потребительская корзина, лежащая в основе прожиточного минимума, является минимальной критической нормой жизнеобеспечения человека, она обеспечивает не достойную жизнь, а физическое выживание (ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» №201-ФЗ от 20.11.1999г.). Особо необходимо отметить парадоксальность продолжающейся борьбы в течение всего последнего десятилетия за минимальную оплату труда, равную прожиточному минимуму. Минимальные социальные стандарты являются исходной точкой для социальной политики. Их экономическое государственное обеспечение не подвергается сомнению, а роль социальной политики сводится к сокращению людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Собственно социальными стандартами социальной политики должны быть только рациональные, средние стандарты. Они являются показателями уровня развития социальных функций социальной политики и служат гарантиями достойного, приемлемого для человека в конкретной социокультурной среде, качества жизни. Цель социальной политики должна быть направлена на обеспечение и развитие именно средних показателей, характеризующих жизнь абсолютного большинства населения [75, с.86-89]. Социальная защита, в этом случае, проявляется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемой жизни населения, в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Основными мерами социальной защиты логично определить - преодоление безработицы; - установление приемлемого уровня оплаты труда, пенсий и стипендий и других видов денежных компенсаций. Современная социальная защита осуществляется в новых организационно-правовых формах. Основная форма - обязательное социальное страхование работающих лиц [167, с.196-197]. Из содержания дефиниции «социальная защита» исчезли ее базовые понятия - помощь и поддержка. Из категорий цели социальной защиты, они перешли в категорию средств ее реализации. Общепринятой целью социальной защиты населения традиционного считалось избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики. Согласимся с мнением Н.А.Волгина, что современная цель социальной защиты должна заключаться в том, чтобы не допустить сужение круга и исторически сложившихся в стране социальных гарантий [163, с.125]. Новое осмысление социальной защиты предполагает решение следующих задач: - повышение ответственности государства за обеспечение гарантий социальных и экономических прав граждан; - формирование системы индивидуальной ответственности граждан за свое материальное благосостояние; - обеспечение гражданам гарантированного минимального уровня бесплатных услуг в области образования и здравоохранения, доступности к культурным благам; - совершенствование системы социального страхования, предполагающее развитие коммерческого страхования; - формирование механизма социально эффективной занятости и охраны прав работника на предприятии [166, с.164]. Система приоритетов социальной защиты сегодня включает - разработку и осуществление государственной программы борьбы с бедностью; - создание многопрофильной системы социальной защиты от социальных рисков; - реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского); - реформирование системы социального обеспечения и социального вспомоществования; - осуществление социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых и других слабозащищенных категорий населения; - улучшение демографической ситуации в стране [168, с.671]. Разделяя позицию Ю.Е.Волкова, отмечу, что «социальность» человека в современных условиях должна защищаться от - нарушений прав и законных интересов граждан; - преступных посягательств на личность и собственность; - административного произвола; - голода и нищеты; - угрозы остаться без медицинской помощи, без получения на социально приемлемом уровне образования. Как видно, предложенная классификация основных «социальных опасностей» содержит больше социально-правовых аспектов, подлежащих охране и защите, чем социально-экономических, социально-бытовых, материальных, социально-психологических и так далее. Считаю возможным выдвинуть предположение, что, нивелируя функции помощи, поддержки и защиты как таковой, традиционная российская модель социальной защиты все более приобретает характер социально-либеральной модели. Считаю необходимым отметить, что в настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную модель социальной политики и социальной защиты. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей и правил. Либеральная политика социальной защиты означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также, возрастание роли личных средств в оплате социальных и других услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включенные в список минимальных гарантий [163, с.77-78]. В то же время, явно обозначается современная тенденция сближения социальных моделей социальной защиты стран с различными моделями экономического развития. Страны Западной Европы проводят реформы, направленные на сокращение роли государства в социальной сфере. В то время как социальная политика США и новых индустриальных государств становится более «социальной». Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что государства ищут сегодня некую новую модель развития. Для каждой модели характерно специфическое сочетание механизмов рыночной самоорганизации и государственного регулирования [79, с.19]. Таким образом, современные тенденции трансформации института социальной защиты считаю возможным отразить в схематичной форме: Защита социальная
Рис. 2.1.2 Современный подход к содержанию понятия «социальная защита» Вся современная система социальной защиты населения акцентируется на субъективной роли самого человека, тем самым, переводя его из категории объекта социальной защиты в категорию субъекта развития, саморазвития, самозащиты и самообеспечения. Главная цель социальной защиты видится в создании и обеспечении социально-экономических и социально-правовых условий жизнедеятельности индивидов и социальных групп, что усиливает значимость ее профилактической направленности. Современная концепция социальной защиты поддерживается не всеми авторами. Ориентация на индивидуальную активность, самозащиту, самообеспечение, само- и взаимопомощь трактуется ими как подмена сущностного содержания самого понятия: «встречающиеся в литературе представления, что видом социальной защиты является самозащита, нельзя признать правильными. Защита - это защита… конечно, индивид и сам защищает себя, свои права, интересы и имущество…, но, в том-то и дело, что далеко не всегда у него достаточно сил и ресурсов для такой защиты». Тем самым, государство открыто объявляет о снятии с себя ответственности за «защиту» населения, об отказе от принципа государственного социального патернализма. Несомненно, социальную защиту следует рассматривать как особую форму социальных взаимоотношений индивида и общества. При этом, отношения должны строиться на основе двусторонних равноответственных обязательств: гражданин - общество, общество - гражданин. Общество ожидает от индивида посильного и эффективного трудового вклада и соответствующего общепринятого социального поведения, а индивид рассчитывает на социальную защиту, социальную поддержку со стороны общества в случаях постоянной или временной утраты трудоспособности, угрозы моральной и физической деградации, снижения уровня жизни ниже минимально допустимых пределов, ущемления установленных законом льготных условий обеспечения прав и гарантий. С точки зрения трудового вклада в общественное производство, представляется возможным выделить два вида социальной защиты: ограниченная и неограниченная. Ограниченная социальная защита предполагает обеспечение всем членам общества гарантированного минимального уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений. Другими словами, это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточный для поддержания здоровья и работоспособности. Данный вид защищенности достижим для всех и не должен рассматриваться в качестве некой привилегии. Это законное требование каждого члена общества и является естественным дополнением рыночной системы. Неограниченная социальная защита представляет собой обеспечение государством гарантированного и относительного благополучия какому-либо: лицу или группе граждан. Цель неограниченной защиты - застраховать отдельных членов общества оттого, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством данного вида защиты есть, по сути, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, соотнесенного с субъективным достоинством человека, а не с объективными результатами его труда. Это система обеспечения для определенной группы или социального слоя людей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов. Таким образом, складывающийся социально-рыночный механизм социальной защиты должен включать вест комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости, вознаграждения и оплаты труда, компенсации потерь населения от инфляции, помощь престарелым и инвалидам. К субъектам социальной защиты относятся государство, профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами оказания социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы социальной защиты), союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей. Субъекты социальной защиты характеризуются большим многообразием. Кроме государственных органов к субъектам социальной защиты относятся предприятия и учреждения, общественные фонды, благотворительные организации, семьи, физические лица, а также сам человек, «который обязан нести ответственность за уровень своей социальной защищенности» [89, с.15]. В научной литературе встречается классификация субъектов социальной защиты по критерию их формальности: - формальные субъекты - те, которые по роду своей деятельности призваны осуществлять меры по социальной защите граждан; - неформальные субъекты - те, которые объективно выполняют определенные функции социальной защиты, но не имеют соответствующего официального статуса. Объектами социальной защиты выступают во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий для реализации интересов и потребностей, самореализации духовного развития, укрепления физического и нравственного здоровья нации. во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования и т.д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоциальные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т.д. Классифицировать объекты социальной защиты представляется возможным по различным основаниям: 1) по социально-демографическим; 2) по профессионально-трудовым; 3) по территориально-поселенческим; 4) по уровню доходов и условиям жизни; 5) по состоянию здоровья; 6) в зависимости от несчастного случая, военных действий, природных или техногенных катастроф; 7) по организационным признакам: срокам и продолжительности, видам, направлениям, механизмам. Главное, при этом, что объекты социальной защиты должны соответствовать критериям «нуждаемости», даже если речь идет не только об индивидуальном, но и групповом или общественном уровне [115, с.128]. Исходя из положений системного подхода в социальной защите, можно выделить следующие структурные составляющие: - субъекты социальной защиты; - объекты социальной защиты; - уровни социальной защиты; - предметы социальной защиты и их структура (обеспечение, обслуживание, страхование…); - принципы и типы социальной защиты; - критерии оценки социальной защиты (социальные гарантии и признанные национальные характеристики, нормы качества жизни) [148, с.12-13]. Научно-теоретические и практические представления о механизмах социальной защиты весьма разнообразны. Большинство авторов к механизмам ее реализации относят социальную помощь, социальную поддержку, социальную работу, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Позволю себе не согласиться с данными положениями: нецелесообразно ограничивать комплексный механизм социальной защиты основными видами и формами ее реализации. Механизм социальной защиты представляет собой сложную систему, включающую комплекс элементов: экономическую, социальную, правовую, организационную подсистемы, призванные обеспечить отдельные функции и виды социальной защиты, а также инструменты достижения согласия между субъектами и объектами социальной защиты [148, с.27-28]. Необходимо признать, что этот механизм крайне несовершенен. Он характеризуется опасным разрывом между моментом социального воздействия объекта на субъект и наступлением конечного социального действия. Это, во многом, объясняется не только отсутствием средств на социальные нужды, но и технологической непроработанностью социальных проектов и программ, которые носят декларированный характер. Особенный дефицит наблюдается в разработке частных технологий занятости населения, помощи малоимущим и низко оплачиваемым работникам. В этом отношении представляется необходимым использование опыта тех западных технологий, которые носят опережающий характер. К их числу относятся программы равной возможности занятости, применяемые работодателями для предотвращения дискриминации в вопросах найма и работы; социальные программы помощи работникам, помогающие справиться с их личными, семейными, рабочими проблемами и другие [175, с.37]. Согласимся с мнением С.В.Калашникова, что главная проблема состоит в несоответствии старых механизмов социальной защиты требованиям современных рыночных отношений. Это привело к тому, что, с одной стороны, система социальной защиты оказалась фактически неспособной решать поставленные перед ней задачи, а, с другой, стала тормозом развития самих рыночных отношений [75, с.143-146]. Перед социальной защитой сегодня стоят задачи приостановки социальной деградации; сохранения эффективных механизмов и социальных стандартов прошлого; модернизации механизмов реализации функций; адаптации социальной сферы к рынку. Сохранение эффективных социальных механизмов предполагает адаптацию существующих систем социальной защиты к рыночным отношениям и их развитие в новых условиях. К механизмам обеспечения социальной защитой относятся система правовых норм соответствующего направления; правоохранительные органы, государственные и муниципальные органы, призванные оказывать материальную и организационную помощь нуждающимся; профсоюзы и другие общественные организации, защищающие права и интересы различных групп и категорий населения; институционализированая система предоставления гражданам бесплатных и льготных медицинских и образовательных услуг [171, с.523]. Система управления социальной защитой включает a) управляющую подсистему (исполнительные органы государственной власти РФ, администрация городов, районов, органы местного самоуправления, государственные органы социальной защиты в центре и на местах, благотворительные организации, граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью); b) управляемую подсистему (учреждения социальной защиты и лица, которые подлежат социальной защите в соответствии с законодательством РФ); c) содержание мер по социальной защите; d) социальный контроль за исполнением нормативных актов о социальной защите и ответственность за их нарушение [163, с.80]. Интегрируя научно-теоретические подходы, представляется возможным выделить основные функции социальной защиты: 1. профилактически-предупредительная; 2. экономическая; 3. социально-реабилитационная; 4. политическая [148, с.26]. Следует отметить, что все авторы практически единодушны в выделении основополагающих принципов социальной защиты и их ранжировании. Часть принципов социальной защиты совпадают с основополагающими принципами социальной политики: - социальной справедливости и гуманизма; - индивидуальной социальной ответственности; - социальной солидарности; - социальной компенсации; - субсидиарности и другими. Тем не менее, считаю, что социальная защита сегодня обладает рядом специфических принципов: - социальной ответственности; - всеобщего и обязательного характера защиты; - минимизации возможного уровня социальных рисков; - государственных гарантий; - заинтересованности всех субъектов социальной защиты в формировании и совершенствовании систем и форм защиты; - экономической и социальной свободы; - личной ответственности объектов социальной защиты; - многоуровневости и адресности способов социальной защиты; - многосубъектности социальной защиты; - многоаспектности и разнонаправленности мер социальной защиты [148, с.23-25]. К специфичным принципам социальной защиты также целесообразно отнести и группу социально-экономических принципов. Данные принципы объединяют основополагающие правила, нормы и положения, на основе которых выстраивается и функционирует на разных уровнях система социальной защиты населения, определяется ее роль в экономике государства: 1. Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. 2. Принцип экономической эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда его получение предпочтительнее получения заработной платы. 3. Принцип экономической справедливости. Он выражается в экономической защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. 4. Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин. 5. Принцип экономической самостоятельности местных органов. Он реализуется на основе разграничения экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные пособия и другие выплаты на федеральном уровне должны гарантироваться в минимальных размерах, а все выплаты сверх того - производиться из местного бюджета и местных фондов социального страхования. Для эффективной реализации социально-экономических принципов необходимо определение экономических методов социальной защиты, основными из которых автор исследования определяет 1. введение системы минимальных социальных гарантий; 2. индексацию доходов; 3. компенсацию расходов. Факторы социальной защиты зависят от уровня развитости каждого конкретного общества. Они формируют единое пространство жизнедеятельности людей и определяют эффективность социальной защиты. - Политические факторы охватывают идеологию, законодательство, институциональную структуру государства и общества. Они выражают уровень достигнутого общественного устройства (институциональная база) и задают вектор его развития (идеология и существующие рамки законодательства); - Экономические факторы являются базой материального состояния страны и ее населения, от которой, во многом, зависит динамика хозяйственного развития; - Социальные факторы (социально-психологические, морально-этические и религиозные компоненты жизнедеятельности) играют крайне важную роль в жизни любого общества, потому, что именно в этой плоскости находится ключ к симметричному развитию общества и индивида, способных подчинить себе экономические условия, гуманно воспользоваться результатами научно-технического прогресса и оптимально модернизировать институциональную и законодательную основу [148, с.18]. Социальную защиту, по мнению автора данного исследования, необходимо сегодня рассматривать в трех аспектах: 1. как социальный институт. Социальная защита отвечает всем признакам социального института: - это устойчивая воспроизводящаяся форма социального взаимодействия, благодаря чему каждое общество практикует свои формы социальной защиты в зависимости от уровня его развития; - она имеет свою развитую нормативность, т.е. систему законодательных актов, а также моральные нормы и сложившиеся в обществе представления; - в ней имеется профессиональная и кадровая определенность: в системе социальной защиты работают люди, специально обученные для этого, имеются учреждения специальной подготовки и т.д., а также, определена интернализация социальных норм и ожиданий: как люди, осуществляющие социальную защиту, так и те, на кого она направлена, имеют сложившиеся установки и стереотипы по поводу данного социального явления. 2. Как государственную организационно-управленческую систему. 3. Как деятельность по достижению социальной защищенности
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |