Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Морфемы русского языка

Читайте также:
  1. Алфавит языка логики. Примеры
  2. Алфавит языка Си .
  3. Биологический аспект звуков языка. Речевой аппарат и его работа
  4. Борьба русского народа против монголо-татарского нашествия. Установление Ордынского ига на Руси ХIII в.
  5. Ведущие факторы консолидации белорусского народа.
  6. Взаимодействие языка и общества
  7. Виды норм современного русского литературного языка.
  8. Влияние латинского языка на другие языки
  9. Возникновение и развитие древнерусского феодального права
  10. Вопрос. Основные элементы языка.
  11. Вопрос. Факторы, повлиявшие на формирование русского национального характера, русского архитипа.
  12. Восточные славяне и образование древнерусского государства. Принятие христианства на Руси

ТЕМА 2. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

План.

1.Что изучает словообразование.

2.Морфемы русского языка.

3.Способы словообразования.

 

Учение о словообразовании имеет свой предмет изучения, свою систему понятий. Объектом изучения в словообразовании является слово с точки зрения его структуры (состав слова, морфемный анализ) и способа образования (словообразовательный анализ).

Словообразование изучает словообразовательные морфемы, родственные связи слов, словообразовательные гнёзда и цепочки, структурные типы слов, способы словообразования.

Изучение словообразования в системе русского языка имеет особое значение прежде всего потому, что оно позволяет проникнуть в сущность морфологической структуры родного слова, помогает осознавать смысловые связи между родственными словами; изучение словообразования помогает связать лексическую и грамматическую системы, способствует общему развитию носителя языка. Наконец, знание законов словообразования необходимо при осмыслении многих орфографических правил.

Слова состоят из морфем. Морфема – наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Мы будем работать с такими морфемами, как корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов. Родственные (однокоренные) слова – слова, имеющие один корень: лес, лес-ок, лес-очек, лес-ной, лес-ник, лес-овик, лес-овичок, обез-лес-еть, обез-лес-ить и др.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: по-говорить, при-ласкать, за-шёл, пред-утренний, в-скачь.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов: пятач-ок, реч-онк-а, довер-чив-ый, расчёт-лив-ый, рассып-чат-ый, быстр-о.

Окончание – изменяемая часть слова, выражающая грамматические значения. Среди окончаний встречаются и нулевые. После отделения окончания остаётся основа.

Основа – часть слова без окончания, выражающая лексическое значение. Если слово не изменяется, оно не имеет окончания. По этой причине отсутствуют окончания у наречий, деепричастий, несклоняемых существительных, простой сравнительной степени прилагательных: справа, убегая, метро, красивей. Основа таких слов равна целому слову. Окончание не образует нового слова, изменение окончания ведёт только к изменению формы слова.

Под способом словообразования понимают образование новых слов на базе имеющихся в языке морфем. Слова образуются суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, способом сложения. Эти способы называются морфологическими.



Приставочный способ образования – способ образования нового слова с помощью приставки.

Этот способ характерен для словообразования всех частей речи: при-лететь, про-кричать, анти-фашист, со-автор, пре-огромный, не-долго.

Суффиксальный способ образования – способ образования нового слова с помощью суффикса. Этот способ также характерен для словообразования всех частей речи: переплёт-чик, туман-н-ый, лентяй-нича-ть, быстр-о.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования слов, при котором одновременно к основе присоединяются приставка и суффикс: без-денеж-ный, под-окон-ник, на-столь-ный, по-французск-и, в-читать-ся.

Бессуффиксный способ - такой способ образования слов, когда от основы отбрасывается окончание или отсекается суффикс. Следует помнить, что таким образом в русском языке от глаголов и имён прилагательных образуются только существительные: синий – синь, широкий – ширь, бегать – бег, входить – вход.

Сложение – способ, характерный для сложных слов (сложным словом называется такое слово, в котором несколько корней): диван-кровать, вышеизложенный, СНГ, зарплата.

В русском языке существуют и неморфологические способы словообразования:

переход из одной части речи в другую:

  • переход прилагательных и причастий в существительные (Взрослые сидели на балконе. Танцующие подошли к краю сцены)
  • переход причастий в прилагательные (блестящие способности)
  • переход числительных в местоимения (зашёл в один (=какой-то) дом)
  • переход знаменательных частей речи в служебные (ехал впереди колонны – предлог впереди образован из наречия, отсутствовал в течение часа – предлог в течение образован из существительного; выполнил благодаря помощи друзей – предлог благодаря образован из деепричастия).

Каждый носитель языка, являющийся представителем какой-либо профессии, должен знать особенности словообразования профессиональной лексики и терминов, стилистические возможности словообразования.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что изучает словообразование?
  2. Какие морфемы существуют в русском языке?
  3. Какие способы образования слов существуют в русском языке?

Литература

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 1.3. ОРФОЭПИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ И ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВ | ТЕМА 3. ЧАСТИ РЕЧИ

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.