Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для самопроверки




 

№1.Спишите, согласуя прилагательные и местоимения с существительными. После каждого существительного укажите в скобках его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.

Зн..менит.. фамилия (____), изб..рательн.. бюллетень (_____), яблочн.. повидло (____), грузов.. такси (______), ст..ринн.. рояль (_____), заказн.. бандероль (____), запасн.. путь (_____), горяч.. кофе (_____), авторитетн.. ж..ри (_____), военн.. атташе (____), известн.. маэстро (____), чёрн.. лебедь (_____), полев.. мышь (_____), ш..лков.. кашне (_____), нов.. шампунь (_____)

 

№2. Поставьте в существительных ударение и обозначьте окончания.

Заграничные паспорт.., коллективные договор.., опытные доктор.., предстоящие выбор.., молодые офицер.., приехавшие лектор.., известные профессор.., вновь назначенные директор.., искусные повар.., праздничные торт.., новые сорт.. пшеницы, справедливые приговор.., внимательные инспектор.., сторожевые катер...

 

№3. Прочитайте, вставляя вместо точек нужные по смыслу существительные, данные в скобках.

Рабочие собрались на …………. отъезжающих на стройку. Тихо гудели телеграфные …………. (провода, проводы). Корректор заметил в рукописи …………. букв. Работникам завода выдали новые …………. (пропуска, пропуски). У доски стояли большие деревянные ………….. Представленные …………. надо оплатить в срок (счета, счеты). Чуть шелестят …………. на деревьях. На полке лежали …………. картона (листы, листья). Заболели …………... У шестерни сломались …………. (зубья, зубы). У автомобиля испортились ………….. Было указано на …………. для развития промышленности (тормозы, тормоза). Дома окрашены в яркие ………….. На окне стояли …………. (цвета, цветы). В школе работают опытные ………….. Великие …………. оставили богатое наследие (учителя, учители).

 

№4. Вставьте мягкий знак после шипящих. Объясните употребление буквы Ь после шипящих. Обратите внимание на правописание родительного падежа множественного падежа существительных.

Водяной смерч.., едкая щёлоч.., гореч.. разлуки, непромокаемый плащ.., старинный меч.., проезжать мимо берёзовых рощ.., радость неожиданных встреч.., зелень альпийских пастбищ.., купить чёрную туш.., несколько раз исполнить туш.., зарево далёких пожарищ.., строительство зимних овощехранилищ.., просмотр телепередач...

№5. Спишите, употребляя слова, данные в скобках, в форме родительного падежа множественного числа. Объясните их правописание.

Всего больше нравилось зайцам лакомиться в фруктовых садах молодыми саженцами и побегами (яблоня), (слива) и (вишня). Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших (барышня). В саду оркестр грянул попурри из русских (песня). Птицы покидали родные места (гнездовье). Глухо перекатывался по дымному горизонту гром (орудие). За леском вились дымки полевых (кухня). С боков дороги замелькали забрызганные грязью домишки (предместье). Видны острые верхи (башня). Шторм бил брызгами в окна низких портовых (здание).

 

№6. От следующих существительных мужского рода образуйте родительный падеж множественного числа.

1) Башкиры – башкир, болгары – ………...., буряты – ………...., грузины – ………...., осетины – ………...., румыны – ………...., татары – ………...., туркмены – ………...., цыгане – ………...., турки – ……….....

2) Киргизы – киргизов, казахи – ………...., узбеки – ………...., таджики – ………...., якуты – ……….....

3) Валенки – ………...., сапоги – ………...., чулки – ………...., ботинки – ………..... Ремешки – ремешков, носки – ……….....

4) Вольты – вольт, амперы – ………...., микроны – ………...., аршины – ………..... Метры – метров, граммы – ………...., килограммы – ………...., гектары – ………..... Лимон – лимонов, апельсины – ………...., баклажаны – ………...., мандарины – ………...., помидоры – ………...., томаты- ……….....

 

№7.От следующих существительных среднего и женского рода образуйте родительный падеж множественного числа.

Существительные среднего рода:

1) Окошки – окошек, зёрнышки – …………. Войско – войск, яблоко – ………….

2) Число – чисел, кресло – …………, бревно – …………, полотно – …………, волокно – …………, ребро – …………, ядро – ………….

3) Одеяльце – одеялец, полотенце – …………, блюдце – …………. Болотце – болотцев, кружевце – …………, копытце – …………, корытце – ………….

Существительные женского рода:

1) Ставня – ставен, басня – …………, песня – …………, домна – …………. Ступня – ступней, западня – …………, ноздря – ………….

2) Кегля – кеглей, сакля – …………, распря – …………. Вафля – вафель, туфля – …………, оглобля – …………. Свадьба – свадеб, усадьба – ………….

 

№8. Образуйте форму родительного падежа от следующих существительных, употребляющихся только во множественном числе. Расставьте ударение.

Часы – часов, щипцы – …………, мостки – …………, очки – …………, тиски – ………….. Заморозки – заморозков, мемуары – …………, плоскогубцы – …………, счёты – ………….. Обои – обоев, побои – ………….

1) Брызги – брызг, брюки – …………, бусы – …………, каникулы – …………, макароны – ………….. Деньги – денег, потёмки – …………, носилки – …………, салазки – ………….

2) Будни – будней, клещи – …………, ясли – ………….. Дрожжи – дрожжей, люди – …………, отруби – …………, сани – ………….

№9. Спишите, образуя от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень (простую или составную).

I. 1) Смородина (вкусный) крыжовника.

2) Олово (плавкий) металл, чем свинец.

3) Ключевая вода (чистый) речной.

4) Твой рисунок (красивый) моего.

5) Малина (сладкий) брусники.

6) Старая мебель (громоздкий), чем новая.

7) У младшего брата голос был (звонкий), чем у старшего.

II. 1) При переходе через горные речки надо соблюдать (строгий) порядок.

2) Школьник из Липецка был (молодой) участником шахматного турнира.

3) Боксёр одержал победу в (лёгкий) весе.

4) (Низкий) зимние температуры бывают у нас в Якутии.

 

№10.Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных.

1) Наши космические корабли открыли человечеству путь к еще глубшему познанию тайн природы.

2) Речь бабушки более ярче и выразительна, чем речь других героев повести.

3) Слова Луки производят на некоторых обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление.

4) Ольга была более моложе Татьяны.

5) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях.

6) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

№11.Образуйте по данным образцам краткие формы прилагательных.

1. Знойный день.— День зноен. Стройный юноша. Спокойный ребёнок. Достойный уважения человек. — Человек достоин уважения. Недостойный внимания поступок.

2. Непреклонный характер. — Характер непреклонен. Безукоризненный ответ. Несомненный успех.

№12.Прочитайте, вставляя вместо точек полную или краткую форму прилагательных, данных в скобках. Расскажите о различиях кратких и полных прилагательных.

1) Цель похода была... для всех участников. Погода стояла...» но ветреная (ясная, ясна).

2) Учебник по физике мне очень.... Журнал «Наука и жизнь»... и интересный (нужный, нужен).

3) В течение недели брат был... ангиной (больной, болен).

4) Тёплый сентябрь... для Подмосковья (обычный, обычен),

5) Наш класс... за организацию школьной выставки (ответственный, ответствен).

6) Стилю рассказов А. П. Чехова... лаконизм (свойственный, свойствен).

 

№13. Замените полные формы прилагательных краткими. Когда (до или после замены) утверждение выражено более категорично?

1) Морозец жгучий. — Морозец жгуч.

2) Ветер резкий и свежий.

3) Борщ горячий.

4) Ситец довольно линючий.

5) Мотив песни вялый и тягучий.

6) Ответ остроумный, блестящий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.