Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. 5. Трудные случаи употребления местоимений. Особенности употребления предлогов




 

План.

  1. Трудные случаи употребления местоимений.
  2. Особенности употребления предлогов.

Употребление местоимений

1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется Н, например: зашёл к н ему, разговаривал с н им, посреди н их.

Примечание. Присоединения не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Обычно местоимения 3-го лица указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т.е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.

3. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, большинство и т. п.). Например, неправильно построено такое предложение: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они можно использовать существительное школьники или ребята).

4. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действия, например: Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: матери или сыну?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

5. Личные местоимения 3-го лица могут использоваться в значении притяжательных. Следует говорить: её дом, его песня, их оркест

6. О присутствующих в 3-ем лице говорить не принято.

Употребление предлогов

1. Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: родительным и творительным, например: 1) Меж глубоких хлебов затерялось небогатое наше село. 2) Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов. В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

2. При глаголах «чувства» (тужить, плакать, горевать, тосковать, скучать и т.п.) предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, плакать по отцу, горевать по мужу. Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже, например: плачет по вас, горюет по нас.

После глаголов «движения» (ходить, гулять, бежать, бродит ь и т.п.) предлог по употребляется с дательным падежом: ходил по лугу, гулял по лесу, бродил по полю.

Предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь», например: по истечении срока, по прибытии на место, по окончании школы, по приезде в город.

После предлога по местоимения сколько и несколько ставятся в дательном падеже, например: По скольку тетрадей дали каждому ученику? По нескольку суток не бывал дома.

Предлог по при числительных, обозначающих количество, которое приходится каждому, или обозначающих цену каждого и т.д., употребляется со следующими падежами: 1) с винительным падежом при числительных два, две, три, четыре, двести, триста, четыреста (выдали по два, по три, по четыре карандаша; по двести, триста, четыреста рублей); 2) с дательным падежом при остальных числительных: о дин, пять, …, десять,…, двадцать…,…, …,сто (выдали по одному, по пяти, по десяти, по пятидесяти …); 3) особо сочетаются числительные пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот, полтора, полторы (по пятисот, по шестисот и т.п., по полтора, по полторы).

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом,например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Значение предлога благодаря обуславливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение, указывающими на нечто такое, чему можно принести благодарность, например: благодаря вашему совету…, благодаря солнечной погоде… и т.п. Поэтому предложения вроде «Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника» неправильны.

Предлог ввиду обычно используется при указании на что-то предстоящее, например: Ввиду недостатка времени, не станем отвлекаться от предмета лекции.

С дательным падежом употребляется еще три наречных предлога: навстречу, подобно, наперекор.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы особенности употребления местоимении?
  2. Каковы особенности употребления предлогов?

Литература

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебник для ССУЗов.,2005, с. 146 -147.
  2. Русский язык и культура речи. / П/р Черняк В. Д. – СПб., 2005, с. 181.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.