Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект-объектный подход к определению основных направлений курса информатики




По сути любая наука - это наука о человеке или наука для человека. Поэтому и содержание любого учебного предмета отбирается и оценивается с точки зрения потребностей человека - духовных и материальных. Именно поэтому при определении направлений развития курса информатики, выделении основных содержательных линий, отборе содержания и построения учебных программ курса центральная роль должна отводиться субъекту познания, коммуникации, деятельности. С точки зрения методологии деятельностного подхода, целесообразно строить направления курса информатики, базируясь на следующей модели информационной деятельности человека.

Перед субъектом стоит определенная задача, требующая решения, связанная с познанием, описанием или преобразованием некоторого объекта. Субъект обладает (или стремится обладать) информацией об объекте в объеме, необходимом для решения задачи. Результатом решения задачи является некий информационный продукт.

Каждый из перечисленных компонент рассматриваемой ситуации лежит в основе более-менее самостоятельного направления развития курса.

Направление “задача” в информатике раскрывается через такие категории, как модель, алгоритм, исполнитель алгоритма, компьютер.

Когда мы говорим о модели, то имеем в виду и модель самой задачи, и модель объекта, и модель решения, и модель процесса решения задачи. В свою очередь модель процесса решения задачи часто приобретает форму алгоритма. Любой алгоритм имеет смысл разрабатывать только в расчете на конкретного исполнителя. В эпоху широкой компьютеризации среди исполнителей алгоритмов на первое место выходит компьютер. Результатом деятельности этого специфического исполнителя являются информационные продукты в форме расчетных величин, графических изображений, таблиц данных, логических выводов и пр.

Второе направление “вытекает” из понятия “информация”. Для человека информация проявляется в информационных процессах. Один и тот же процесс может быть осуществлен различными способами. Если способ выполнения информационного процесса тщательно отработан и широко применяется, то речь в этом случае ведут об информационной технологии. Информационные технологии важны как средство создания и эксплуатации информационных систем самого различного назначения: справочных, поисковых, обучающих и др. Использование информационных систем позволяет получать самые разнообразные информационные продукты в форме текстовых документов, мультимедийных объектов и пр.

Третье направление отражает практический аспект отношения “субъект - объект”. В соответствии с системным подходом любой объект целесообразно рассматривать как систему. Чтобы система развивалась в заданном направлении, необходимо осуществлять целенаправленное управление этой системой. Человеку, в силу ограниченности его возможностей, трудно управлять большими и сложными системами. Формализованную часть этой работы он стремится передать автоматизированным системам управления. Повысить эффективность их функционирования можно с помощью систем искусственного интеллекта, позволяющих на основе использования обширных баз данных, баз знаний и математического аппарата отыскивать допустимые решения для задач управления системами различной природы. Продуктом деятельности систем искусственного интеллекта являются информационные продукты в форме рекомендаций по принятию решения, инструкций, новых знаний об объекте и пр.

В дальнейшем каждое из выделенных понятий можно раскрыть через соответствующую содержательную линию курса информатики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.