Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эргономические основы БЖД

Эргономика изучает функциональные возможности Ч в процессе деятельности с целью создания таких условий, которые делают деятельность эффективной и обеспечивают комфорт для Ч. В области эргономики выделяют пять видов совместимости: информационная, энергетическая, биофизическая, пространственно - антропометрическая, технико-эстетическая.

Информационная совместимость. Задача эргономики состоит в том, чтобы обеспечить создание такой информационной модели, которая отражала бы все нужные характеристики машины в данный момент и в то же время позволяла оператору безошибочно принимать и перерабатывать информацию, не перегружая его внимание и память.

Биофизическая совместимость. Подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние оператора.

Энергетическая совместимость. Предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями оператора в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движения.

Пространственно - антропометрическая. Предполагает учет размеров тела Ч, возможностей осмотра внешнего пространства, положение оператора в процессе работы. При решении этой задачи определяют размер рабочего места, зоны достигаемости для конечностей оператора, расстояние от оператора до пульта.

Технико-эстетическая. Предусматривает совместимость, заключающуюся в обеспечении удовлетворенности Ч от общения с машиной, от процесса труда.

Выделяют 3 основные формы деятельности Ч: Физический труд; Механизированные формы физического труда; Умственный труд.

Физический труд – требует значительной физической активности, кот подразделяется на статическую и динамическую. Динамическая связана с перемещением Ч и его органов. Статическая – воздействие нагрузки на мышцы корпуса и ног, на верхние конечности при выполнении работ стоя или сидя. Динамическая и физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано >2/3 мышц Ч – называется общей. При участии в работе от1/3 до2/3 части мышч Ч – региональная, а при < 1/3 – локальная. При механизированных формах физического труда Ч одновременно выполняет умственные и физические функции. При этом деятельность Ч происходит по одному из следующих процессов:

1. Детерминированная -т.е. по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам.

2. Недетерминированная - т.е. когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе. Но в то же время известны те же действия при появлении неожиданных событий.

Различают несколько типов операторской деятельности:

1. Оператор-технолог – он работает в основном режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуется четко регламентированными инструкциями.

2. Оператор-манипулятор – основную роль в его деятельности играют механизмы сенсорной регуляции и в меньшей степени памятийного и образного мышления.

3. Оператор-наблюдатель – в его деятельности преобладает большой вес концептуальных моделей. При этом оператор работает в режиме немедленного и отсроченного обслуживания.

 

Умственный труд – объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации требующей преимущественно напряжения внимания, памяти а так же активации процессов мышления. Различают следующие виды умственного труда:

1. Операторский – он отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

2. Управленческий – определяется большим кол-вом информации и дефицитом времени для ее переработки. Сопровождается повышенной ответственностью и частым вовлечением в конфликтную ситуацию.

3. Творческий труд – требует значительного объема памяти, напряжения внимания и нервно-эмоционального напряжения.

4. Труд преподавателя - сопровождается повышенной ответственностью, большими количествами информации и дефицитом времени для переработки этой информации.

5. Труд учащегося – требует большого объема памяти, повышенного внимания, наличие стрессовых ситуаций.

 

Работоспособность человека и его динамика.

Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течении определенного времени. Функциональное состояние оператора – комплекс наличных характеристик, технических функций и качеств Ч, которые прямо или косвенно обуславливают трудовую деятельность. Изменение функционального состояния оператора в процессе выполнения им рабочей деятельности проходит в несколько фаз изменения работоспособности.

Первая фаза – мобилизации. Условно рефлекторным путем повышается тонус центральной нервной системы и усиливается функциональная активность ряда органов и систем. Субъективно эта фаза выражается во внутренней собранности, обдумывании предстоящей работы.

Вторая фаза – первичной реакции, характеризуется небольшим снижением почти всех показателей функционального состояния. Эта фаза длится несколько минут.

Третья фаза – гиперкомпенсации. Это продолжение первой фазы. На этой фазе Ч приспосабливается к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения конкретной работы.

Четвертая фаза – компенсации. В ней устанавливается оптимальный режим работы органов и систем организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда в этом периоде максимальна.

Пятая фаза – субкомпенсации. При определенной интенсивности и длительности работы высокий уровень физиологических реакций начинает несколько снижаться, и показатели функционального состояния ухудшаются.

Шестая фаза – декомпенсации. В этой фазе быстро ухудшается функциональное состояние организма, и изменяются наиболее важные функции для данного вида труда: точность, координация.

Седьмая фаза – срыва. Наблюдается значительные расстройства регулирующих механизмов.

На степень развития утомления влияет характер нагрузки (статический, динамический), интенсивность нагрузки (распределенная во времени), постоянный и ритмичный (изменяющийся) характер нагрузки.

 

Антропометрические характеристики Ч.

А.х. определяются размерами тела человека и его отдельных частей и используется для проектирования наиболее рациональных условий труда. Они позволяют рассчитывать пространственную ориентацию рабочего места, устанавливать зоны достигаемости и видимости. Размеры конструктивных параметров рабочего места и приспособлений. А.х. подразделяются на динамические и статические. Динамические характеристики исп. для определения объема рабочих движений зон достигаемости и видимости. По ним расчитывают пространственную организацию рабочего места. Статические хар-ки могут быть линейными и дуговыми. В зависимости от ориентации тела в пространстве линейные размеры делятся на продольные и передне-задние.

 

Человек как элемент системы ”Человек-среда” (ЧС)

Для безопасного состояния системы ЧС необходимо согласование характеристик Ч и элементов, составляющих среду. В тех случаях, когда согласования нет, возможны последствия: снижение работоспособности Ч, развитие общих и профессиональных заболеваний, аварии, взрывы, пожары, производственный травматизм. Ч осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов. Характеристики анализаторов:

1. Зрительный анализатор обладает наибольшей величиной адаптации. При темновой адаптации чувствительность достигает некоторого оптимального уровня через 40 – 50 минут. Световая адаптация длится 8 –10 минут. Глаз непосредственно реагирует на яркость. При очень большой яркости возникает эффект ослепления.

2. Слуховой анализатор. Звуковые сигналы доставляют человеку значительную часть информации, и они могут служить для передачи сигналов опасности. По частоте область слуховых ощущений простирается от 16(20) до 20000(22000) Гц.

3. Вибрационная чувствительность. Вибрация высокой интенсивности при продолжительном воздействии приводит к серьезным изменениям деятельности всех систем организма и при определенных условиях может вызвать тяжелые заболевания.

4. Тактильный анализатор воспринимает ощущение при воздействии на кожную поверхность различных механических воздействий.

5. Температурная чувствительность свойственна организмам, обладающим постоянной температурой тела, обеспеченной терморегуляцией. В коже Ч обнаружено два вида рецепторов: одни реагируют на холод, другие – на тепло.

6. Болевая чувствительность – в любом анализаторе возникают болевые ощущения, если величина раздражителя превысит верхний абсолютный порог. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы, в частности рефлекс удаления от раздражителя.

7. Обоняние и вкус – абсолютный порог обоняния у Ч измеряется долями миллиграмма вещества на литр воздуха. Запахи могут сигнализировать Ч о нарушениях в ходе технологического процесса и опасностях. Вкус – сладкий, горький, кислый, соленый.

8. Органическая чувствительность. Чувствительные нервные аппараты имеются во всех внутренних органах. В них под влиянием внешних условий возникают определенные ощущения, которые порождают сигналы.

9. Двигательный анализатор. Диапазон скоростей, развиваемых движущимися руками Ч, находится в пределах от 0.01 до 8000 сантиметров в секунду. Скорость зависит от направления движения. Вертикальное движение рукой вверх осуществляется быстрее, чем горизонтальное. Движение к себе быстрее, чем от себя.

 

Гигиена труда и производственная санитария.

Вредные вещества и предупреждение проф. заболеваний

Вредное вещество, которое при контакте с организмом человека, в случае нарушения требований безопасности может вызвать: производственные травмы, проф. заболевания, отклонения состояния здоровья, обнаруживаемые современными методами, как в процессе работы, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

По характеру воздействия на организм, химические вредные производственные факторы подразделяются:

1. Общие токсические, действующие на центральную нервную систему, на кровь и кроветворные органы (сероводород, окись углерода и т. д.).

2. Раздражающие, вызывающие раздражение слизистой оболочки глаз, носа и гортани и действующие на кожные покровы (аммиак и др.).

3. Сенсибилизирующие вещества, которые после непродолжительного воздействия на организм вызывают в нем повышенную чувствительность к этому веществу. Последующее воздействие на данный организм даже незначительных количеств вещества приводит к быстро развивающейся реакции, вызывает кожные заболевания, астматические явления, болезнь крови (окись ртути, альдегиды и т. д.).

4. Канцерогенные, приводящие к развитию злокачественной опухоли.

5. Мутагенные, вызывающие нарушения наследственного аппарата человека, отражается на его потомстве (соединения ртути и свинца, оксид этилена и т. д.).

6. Влияющие на репродуктивную (детородную) функцию (ртуть, свинец, радиоактивные соединения и т. д.).

В соответствии с ГОСТ 12.1.007 по степени воздействия на организм человека, вредные вещества подразделяются на 4 класса опасности:

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в рабочей зоне (м23).

1) <0,1 2) от 0,1 до 1 3) от 1,1 до 10 4) >10

Для характеристики токсичности вредных веществ пользуются значениями ПДК. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны - концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течении 8 часов или при другой продолжительности, но не более 40 часов в неделю в течении всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений состояния здоровья, обнаружение современными методами исследований в процессе работы и в отдельные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Чем опаснее вещество, тем выше требования, предъявляемые ПДК. Токсическое действие различных веществ зависит от количества попавшего в организм вещества, его токсичности, длительности поступления и химизма взаимодействия веществ, от пола, возраста и индивидуальной чувствительности организма, метеорологических условий производственной среды, химической структуры и физических свойств вредного вещества.

Для химических веществ для которых КПД не установлен ориентированно устанавливаются уровни воздействия, а также условия их применения в каждом отдельном случае.

Вредные вещества могут поступать в организм человека через кожные покровы, пищеварительный тракт и органы дыхания. Токсическое действие вредных веществ зависит от количества вещества, которое попало в организм от токсичности, от возраста человека и от индивидуальной чувствительности человека. По характеру воздействия все вредные вещества подразделяются на следующие группы:

1. Общетоксические вещества – вещества действующие на центральную нервную систему, кровь и кровотворящие органы.

2. Раздражающие – вещества раздражающие кожные покровы и слизистые оболочки (щелочи, кислоты).

3. Канцерогены – вещества приводящие к развитию злокачественных опухолей.

4. Мутагенные - вызывающие нарушение наследственного аппарата человека, что отражается на потомстве.

5. Сенсибилизирующие – вещества из-за которых произошло отравление и при последующем их поступлении даже в небольших количествах и в отдаленные сроки жизни развиваются острые отравления.

6. Вещества влияющие на репродуктивную функцию человека, влияющие на развитие плода в организме матери.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас и в отставку | Методы защиты при работе с вредными веществами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.