КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Правовые основы, формы (направления) и уровни международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью
Ежегодно в мире возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Правовая регламентация международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности: а) международные конвенции: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (принята 02.12.1949 г. на 264-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988 г.). Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в г. Риме 10.03.1988 г.). Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990 г.). Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принятая рез. 55/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 15.11.2000 г.). Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (заключена в г. Будапеште 23.11.2001 г.). Европейская конвенция о пресечении терроризма (заключена в г. Страсбурге 27.01.1977 г.); и другие. б) национальное законодательство: Уголовный кодекс РФ, который устанавливает ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, а также за преступления, совершенные организованными формированиями (в том числе транснациональными – торговля людьми, пиратство и др.). Уголовно-процессуальный кодекс РФ (часть пятая), в которой регламентируются вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола». Указ Президента РФ от 18.12 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»; и другие. в) межведомственные и межправительственные международные соглашения (договора): Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью (заключено в г. Москве 25.11.1998 г.). Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (заключено в г. Москве 06.03.1998 г.). Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (заключено в г. Минске 30.11.2000 г.). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994 г.); и другие. Развитие института международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью прошло длительный путь. На стадии становления международного сотрудничества использовались следующие формы: – выдача лиц, совершивших преступления, либо о какие-либо другие действия, связанные с тем или иным преступлением; – обмен информацией: о преступниках и преступлениях, тенденциях и прогнозах преступности; – правовая помощь по уголовным делам; – розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами: – проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях, совещаниях; – оказание профессионально-технической помощи (например, аппаратура по обнаружению взрывчатых веществ и взрывных устройств); – оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи; – обучение и подготовка кадров для взаимодействующих стран; – исполнение запросов общего и конфиденциального характера; – проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций; – координация деятельности в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью. Сегодня сотрудничество государств развивается на трех уровнях: 1. Сотрудничество на двустороннем уровне, которые позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Основные направления двухстороннего сотрудничества: – оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам; – выдача преступников; – передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются; – координация деятельности отдельных министерств и ведомств стран. 2. Сотрудничество государств на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений взаимодействующих стран: – о признании приговоров по уголовным делам; – о передаче судопроизводства по уголовным делам; – о правонарушениях в отношении культурных ценностей; – о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются; – передача предметов, использованных при совершении преступления – обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости; – об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. 3. Сотрудничество на многосторонней основе по следующим основным направлениям: – по борьбе с морским пиратством; – по борьбе с работорговлей (прежде всего, женщинами и детьми); – по борьбе с порнографией (прежде всего, детской); – по борьбе с нелегальной миграцией; – по борьбе с международным фальшивомонетничеством; – по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий; – по борьбе с наркопреступностью и наркобизнесом; – по борьбе с преступностью, связанной с трансплантацией органов; – по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом; и др. Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию. В последние годы приняты законодательные акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций, оборот контрафактной продукции и пр. Проблемы международного сотрудничества: 1) недостаточная унификация законодательств государств-участников международных организаций в сфере борьбы с преступностью; 2) отсутствие на уровне международного права точного определения таких понятий, как «международный терроризм», «контрафактная продукция» и др.; 3) наличие в межгосударственных отношениях некоторых государств проблем, затрудняющих сотрудничество правоохранительных органов этих стран по отдельным направлениям; 4) недостаточное использование отдельными странами существующей нормативной правовой базы международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с транснациональной преступностью; 5) излишне сложные процедуры оказания международной правовой помощи, закрепленные во множестве разрозненных нормативно-правовых актах. 6) отставание международного социального контроля от процессов интеграции преступников; 7) быстрая адаптация ТОП даже в условиях самых жестких законодательных мер, предпринимаемых правоохранительными органами отдельных стран. Вопрос 3. Деятельность НЦБ ИНЕРПОЛА в Российской Федерации Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Интерпола. В 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами сегодня являются более 170 государств. Местопребывание штаб-квартиры Интерпола – город Лион (Франция). В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации. Целями Интерпола являются: 1) обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции; 2) развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Основные направления деятельности Интерпола следующие: 1. Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер. 2. Международный розыск. Основной вид – это розыск преступников. 3. Розыск подозреваемых лиц для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями. 4. Розыск лиц, пропавших без вести. 5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.). 6. Сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках (особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер и о «международных преступниках»). Российская Федерация является членом Интерпола с сентября 1990 года. НЦБ (национальное центральное бюро) Интерпола в Российской Федерации – это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются МВД РФ. В задачи НЦБ Интерпола в Российской Федерации входит: 1) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; 2) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; 3) наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Россия. Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе: – взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ; – взаимодействия с международными правоохранительными организациями и органами иностранных государств – членов Интерпола; – исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая посягательств, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции: 1. Принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для: – осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших различные преступления; – осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов; – проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов. 2. Принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и органами запросов из Российской Федерации. 3. Определяет, какие запросы из Интерпола и НЦБ иностранных государств, подлежат исполнению на территории РФ. 4. Осуществляет другие функции согласно Устава Интерпола. Правоохранительные органы различных стран (в том числе и России) могут пользоваться следующими учетами Интерпола: 1) алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость за преступления транснационального характера, подозреваемых в их совершении; 2) картотекой данных о словесных портретах соответствующих лиц, их национальности; 3) картотекой документов и наименований; 4) картотекой преступлений, систематизированных по их видам с учетом способов совершения; 5) дактилоскопической картотекой; 6) фотографической картотекой, содержащей фотоснимки наиболее опасных преступников; 7) картотеками лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; 8) картотекой похищенных автомашин, произведений искусства, предметов антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; 9) справочной картотекой ручного огнестрельного оружия. Кроме того, с помощью Интерпола можно получить ряд сведений экономического характера, касающихся государств-членов этой международной организации уголовной полиции, в частности, о банковской деятельности, налогах, недвижимости, деятельности фирм. Сотрудничество ОВД РФ по линии Интерпола осуществляется в соответствии с приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России № 786/310/470/454/333/971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». В 2009 году сотрудниками НЦБ Интерпола при МВД России осуществлялось информационное сопровождение 21,9 тыс. уголовных дел и около 4 тыс. дел оперативного учёта. С использованием возможностей Интерпола за рубежом установлено 136 обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений лиц, скрывшихся от российских правоохранительных органов (61 из них задержан). На территории РФ установлено местонахождение 66 лиц, обвиняемых в совершении преступлений за рубежом (задержано 34).
Заключение Анализ и понимание существующих способов структурной организации транснациональных преступных сообществ, а также основных принципов и направлений организации их деятельности позволит наметить международную стратегию сдерживания распространения деятельности таких преступных организаций в мировом геополитическом пространстве.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |