Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Правовые основы, формы (направления) и уровни международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью

Ежегодно в мире возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер.

Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Правовая регламентация международного сотрудничества в противодействии транснациональной организованной преступности:

а) международные конвенции:

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (принята 02.12.1949 г. на 264-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988 г.).

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (заключена в г. Риме 10.03.1988 г.).

Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990 г.).

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в
г. Страсбурге 27.01.1999 г.).

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принятая рез. 55/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 15.11.2000 г.).

Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (заключена в г. Будапеште 23.11.2001 г.).

Европейская конвенция о пресечении терроризма (заключена в г. Страсбурге 27.01.1977 г.); и другие.

б) национальное законодательство:

Уголовный кодекс РФ, который устанавливает ответственность за преступления против мира и безопасности человечества, а также за преступления, совершенные организованными формированиями (в том числе транснациональными – торговля людьми, пиратство и др.).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ (часть пятая), в которой регламентируются вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола».

Указ Президента РФ от 18.12 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»; и другие.

в) межведомственные и межправительственные международные соглашения (договора):

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью (заключено в г. Москве 25.11.1998 г.).

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией (заключено в г. Москве 06.03.1998 г.).

Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (заключено в г. Минске 30.11.2000 г.).

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено на о. Корфу 24.06.1994 г.); и другие.

Развитие института международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью прошло длительный путь.

На стадии становления международного сотрудничества использовались следующие формы:

– выдача лиц, совершивших преступления, либо о какие-либо другие действия, связанные с тем или иным преступлением;

– обмен информацией: о преступниках и преступлениях, тенденциях и прогнозах преступности;

– правовая помощь по уголовным делам;

– розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация.

По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами:

– проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях, совещаниях;

– оказание профессионально-технической помощи (например, аппаратура по обнаружению взрывчатых веществ и взрывных устройств);

– оказание государствами друг другу уголовно-процессуальной помощи;

– обучение и подготовка кадров для взаимодействующих стран;

– исполнение запросов общего и конфиденциального характера;

– проведение совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций;

– координация деятельности в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Сегодня сотрудничество государств развивается на трех уровнях:

1. Сотрудничество на двустороннем уровне, которые позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме.

Основные направления двухстороннего сотрудничества:

– оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам;

– выдача преступников;

– передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются;

– координация деятельности отдельных министерств и ведомств стран.

2. Сотрудничество государств на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений взаимодействующих стран:

– о признании приговоров по уголовным делам;

– о передаче судопроизводства по уголовным делам;

– о правонарушениях в отношении культурных ценностей;

– о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются;

– передача предметов, использованных при совершении преступления

– обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости;

– об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

3. Сотрудничество на многосторонней основе по следующим основным направлениям:

– по борьбе с морским пиратством;

– по борьбе с работорговлей (прежде всего, женщинами и детьми);

– по борьбе с порнографией (прежде всего, детской);

– по борьбе с нелегальной миграцией;

– по борьбе с международным фальшивомонетничеством;

– по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий;

– по борьбе с наркопреступностью и наркобизнесом;

– по борьбе с преступностью, связанной с трансплантацией органов;

– по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом; и др.

Российское законодательство приводится в соответствие с международными обязательствами, ведется работа по его совершенствованию.

В последние годы приняты законодательные акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за захват заложников, незаконные действия с радиоактивными материалами, блокирование транспортных коммуникаций, оборот контрафактной продукции и пр.

Проблемы международного сотрудничества:

1) недостаточная унификация законодательств государств-участников международных организаций в сфере борьбы с преступностью;

2) отсутствие на уровне международного права точного определения таких понятий, как «международный терроризм», «контрафактная продукция» и др.;

3) наличие в межгосударственных отношениях некоторых государств проблем, затрудняющих сотрудничество правоохранительных органов этих стран по отдельным направлениям;

4) недостаточное использование отдельными странами существующей нормативной правовой базы международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с транснациональной преступностью;

5) излишне сложные процедуры оказания международной правовой помощи, закрепленные во множестве разрозненных нормативно-правовых актах.

6) отставание международного социального контроля от процессов интеграции преступников;

7) быстрая адаптация ТОП даже в условиях самых жестких законодательных мер, предпринимаемых правоохранительными органами отдельных стран.

Вопрос 3. Деятельность НЦБ ИНЕРПОЛА в Российской Федерации

Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Интерпола.

В 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации. Его членами сегодня являются более 170 государств.

Местопребывание штаб-квартиры Интерпола – город Лион (Франция).

В соответствии с Уставом Интерпола каждая страна может уполномочить выступать в качестве члена Интерпола любой полицейский орган, функции которого совпадают со сферой деятельности этой организации.

Целями Интерпола являются:

1) обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;

2) развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

Основные направления деятельности Интерпола следующие:

1. Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.

2. Международный розыск. Основной вид – это розыск преступников.

3. Розыск подозреваемых лиц для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.

4. Розыск лиц, пропавших без вести.

5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).

6. Сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках (особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер и о «международных преступниках»).

Российская Федерация является членом Интерпола с сентября 1990 года.

НЦБ (национальное центральное бюро) Интерпола в Российской Федерации – это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются МВД РФ.

В задачи НЦБ Интерпола в Российской Федерации входит:

1) обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

2) оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

3) наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Россия.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе:

– взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами РФ;

– взаимодействия с международными правоохранительными организациями и органами иностранных государств – членов Интерпола;

– исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая посягательств, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:

1. Принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для:

– осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших различные преступления;

– осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов;

– проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов.

2. Принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и органами запросов из Российской Федерации.

3. Определяет, какие запросы из Интерпола и НЦБ иностранных государств, подлежат исполнению на территории РФ.

4. Осуществляет другие функции согласно Устава Интерпола.

Правоохранительные органы различных стран (в том числе и России) могут пользоваться следующими учетами Интерпола:

1) алфавитной картотекой лиц, имеющих судимость за преступления транснационального характера, подозреваемых в их совершении;

2) картотекой данных о словесных портретах соответствующих лиц, их национальности;

3) картотекой документов и наименований;

4) картотекой преступлений, систематизированных по их видам с учетом способов совершения;

5) дактилоскопической картотекой;

6) фотографической картотекой, содержащей фотоснимки наиболее опасных преступников;

7) картотеками лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов;

8) картотекой похищенных автомашин, произведений искусства, предметов антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий;

9) справочной картотекой ручного огнестрельного оружия.

Кроме того, с помощью Интерпола можно получить ряд сведений экономического характера, касающихся государств-членов этой международной организации уголовной полиции, в частности, о банковской деятельности, налогах, недвижимости, деятельности фирм.

Сотрудничество ОВД РФ по линии Интерпола осуществляется в соответствии с приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России № 786/310/470/454/333/971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

В 2009 году сотрудниками НЦБ Интерпола при МВД России осуществлялось информационное сопровождение 21,9 тыс. уголовных дел и около 4 тыс. дел оперативного учёта.

С использованием возможностей Интерпола за рубежом установлено 136 обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений лиц, скрывшихся от российских правоохранительных органов (61 из них задержан).

На территории РФ установлено местонахождение 66 лиц, обвиняемых в совершении преступлений за рубежом (задержано 34).

 

Заключение

Анализ и понимание существующих способов структурной организации транснациональных преступных сообществ, а также основных принципов и направлений организации их деятельности позволит наметить международную стратегию сдерживания распространения деятельности таких преступных организаций в мировом геополитическом пространстве.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Транснациональная организованная преступность: характеристика и предупреждение | Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.