КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых иностранными гражданами
Наибольшее число зарегистрированных иностранных граждан прибывает на территорию Российской Федерации по служебным, общественным делам, на работу и в качестве туристов. В криминологической литературе выделяются основные формы миграции: стационарная, сезонная, маятниковая, эпизодическая. На основании изучения аналитических материалов в общем массиве незаконной миграции можно выделить несколько устойчивых групп: – бывшие студенты, проходившие обучение в учебных заведениях; – работавшие на территории бывшего СССР, у которых истек срок действия межгосударственных соглашений, но они отказываются возвращаться на родину; – граждане государств-участников СНГ, прибывшие в Россию и незаконно использующиеся в качестве рабочей силы; – «транзитные беженцы», рассчитывающие использовать территорию России для выезда в развитые страны. Анализируя криминальную ситуацию в сфере миграции можно сформулировать следующие выводы: Общее количество преступлений, совершенных иностранцами, имеет тенденцию к возрастанию. В 2009 году иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 58 тыс. преступлений, что на 7,6% больше, чем в 2008. Из них 92% приходится на долю граждан государств-участников СНГ (53,1 тыс.; +8,8%). В каждом третьем (в 2008 году – в каждом четвёртом) субъекте Федерации рост данного показателя составил более 15%. Более половины всех преступлений, совершённых иностранцами, зарегистрировано в Центральном федеральном округе (32 тыс.; + 10%), каждое третье – в г. Москве (17 тыс.; +3,8%). Количество деяний против иностранцев составило 14,9 тыс. Структура преступности иностранцев: против собственности – 50,3% (в том числе кражи – 25,2%, мошенничество – 11,7%, разбой – 4,3%, грабеж – 3,1%, хищения – 1,8%, присвоение имущества – 1,8% и др.), преступления в сфере экономической деятельности составили 8,0% (в том числе поделка документов – 7,4%, уклонение от уплаты налогов – 0,6%); преступления против здоровья населения и общественной нравственности составляют около 11,0% (в основном деяния, связанные с незаконным сбытом, приобретением, хранением наркотиков); деяния против безопасности движения и эксплуатации транспорта – 8,6%; преступления против личности – 8,4%; преступления против общественной безопасности и общественного порядка – 7,3 %. Характерным преступлением иностранцев являются деяния, связанные с изготовлением и использованием поддельных документов при оформлении регистрации и права на трудовую деятельность (ст. 327 УК) и незаконным пересечением государственной границы страны (ст. 332 УК). Незаконные мигранты в последнее время активно пополняют организованные преступные группировки, которые одновременно совершают угоны престижных автомобилей, переправку за рубеж людей. На различных предприятиях по изготовлению поддельных товаров известных фирм, на мини-заводах по производству фальсифицированной водки и продажей их на рынках трудятся преимущественно нелегальные рабочие из ближнего и дальнего зарубежья. Под видом приезжих гастарбайтеров нередко «прячутся» террористы. Преступность мигрантов обладает высокой латентностью, так как нередко посягательства совершаются в отношении соплеменников. Среди совершаемых иностранцами административных правонарушений наибольшее количество связано с нарушением режима и условий пребывания в стране, а также правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации (ст.ст. 18.8, 18.9, 18.10 КоАП РФ). Среди незаконных трудовых мигрантов наибольшей криминальной активностью отличаются лица в возрасте 25-35 лет – около 50%. Незаконные трудовые мигранты чаще всего имеют неполное среднее (44,3%), или среднее образование (26,8%). Среди субъектов преступлений существенную долю составили лица с небольшим трудовым стажем 1-5 лет (44%) и лица, ранее не работавшие (22%). В 60% случаев преступлениям, совершенным иностранцами предшествовало систематическое пьянство, потребление наркотиков, мелкое хулиганство, другие нарушения общественного порядка. Более половины незаконных трудовых мигрантов на момент прибытия в страну были ранее судимы (58%). Больше половины преступлений незаконными трудовыми мигрантами совершались в группе (53%). Значительная доля преступных посягательств (17%) имела организованный характер. Незаконные мигранты, привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступлений в основном мужчины (82%). Наиболее криминально активными являются граждане СГН, на долю которых приходится свыше 92% преступлений. Наибольшее число преступлений приходится на долю жителей Украины – 40%, Грузии – 17%, Азербайджана – 14%, Молдовы – 12%. Преступления, совершаемые жителями Украины: мошенничества – 41%, кражи – 15%, преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами – 8%, грабежи – 4%. Жители Украины совершают более 35% всех аналогичных преступлений среди граждан государств СНГ. Жителям Грузии свойственно совершение краж – 32% (например, барсеточники), что составляет 28% всего количества краж, совершаемых незаконными мигрантами, наркопреступления – 26%. Жители Азербайджана наиболее часто совершают мошенничества (20%), а также преступления, связанные с наркотиками и кражи. Среди наиболее значимых факторов, обуславливающих преступность иностранных граждан и лиц без гражданства можно отметить следующие: – явно выраженная разница в уровне экономического развития и политической стабильности между Российской Федерацией, и рядом государств СНГ, в первую очередь закавказских республик и республик Средней Азии, повлекшая значительный приток в наиболее развитие регионы страны; – отсутствие сплошной, хорошо охраняемой границы России с государствами СНГ; – упрощенная система выдачи виз и порядка перемещения по стране граждан государств СНГ; – вовлечение криминальных структур в миграционные процессы и создание ими на этой основе прибыльного бизнеса; – растущий спрос в России на дешевую рабочую силу, который не может быть удовлетворен внутри страны; – медленное устранение коренных причин нелегальной миграции в странах ее происхождения; – недостатки и просчеты в деятельности миграционных служб и других правоохранительных органов России по контролю над незаконной миграцией. Наличие у гастарбайтеров ценных вещей, больших сумм денег, плохое знание языка привлекает к ним пристальное внимание преступников, которые уверены, что приезжие не обратятся в милицию, так как проживают без регистрации. Меры противодействия незаконной миграции и преступности иностранцев: – совершенствование системы регистрационного учета прибытия и убытия иностранных граждан; – создание электронной базы данных на трудовых мигрантов (социально-демографическая характеристика, производственная квалификация, взаимоотношения с законом и т.д.); – ужесточение санкций не только к работодателям, но и к лицам, оказывающим им гостиничные услуги, смотрящим «сквозь пальцы» на случаи нелегального проживания и занятости; – системное проведение комплексных мероприятий («Режим») по своевременному выявлению и пресечению фактов проживания без регистрации в общежитиях, ведомственных гостиницах, частном жилом секторе иностранцев и принятия к ним административных мер (вплоть до принудительного выдворения); – создание центров временного размещения для иностранных граждан, по которым вынесено решение об административном выдворении за пределы страны до исполнения решения суда; – согласование ведомственных функций при проведении миграционной политики, в том числе распределения обязанностей между ведомствами; – постоянный мониторинг информационных ресурсов Интернета, СМИ с предложениями об оказании услуг в получении российского гражданства, регистрации по месту пребывания (жительства), оформлении паспортов, миграционных карт, разрешений на работу; – активизация деятельности в области заключения международных договоров по регулированию миграционных потоков; – активизация профессиональных контактов с правоохранительными органами иностранных государств с целью изучения их опыта работы с последующей координацией действий.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1942; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |