Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение. Физиологические основы внимания




Память

Свойства внимания.

Виды внимания.

Физиологические основы внимания.

 

Внимание зависит от механизма взаимодействия нервных процессов (возбуждение и торможение), проникающих в кору головного мозга. Если человек сосредотачивает внимание на каком-либо предмете – это означает, что данный предмет вызвал возбуждение в соответствующем участке коры полушарий, остальные же участки остались заторможены, вследствие чего человек не замечает ничего кроме данного предмета.

 

Иногда под влиянием какой-либо цели возникает доминанта внимания (это когда человек увлечен каким-либо занятием и забывает обо всем на свете).

 

Непроизвольное – есть и у животных, возникает без каких-либо целей и не требует волевых усилий.

Оно возникает:

- при действии сверхсильного раздражителя (например, яркий свет, резкий запах);

- при движении объекта и прекращении его деятельности (например, бегущая строка);

- новое, яркое, необычное, красивое вызывает непроизвольное внимание.

Произвольное – оно возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует волевых усилий (например, подготовка к зачету).

Послепроизвольное – оно возникает после произвольного внимания. Здесь требуется постановка цели, но не прикладываются волевые усилия. (Например, сдать зачет.)

1. Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или деятельности при отвлечении от всего остального.

2. Устойчивость – это длительность удержания внимания.

3. 06ьем внимания – это количество объектов, которые воспринимаются одновременно и с достаточной ясностью (ребенок воспринимает 4-6 объектов, взрослый – 6-10 объектов).

4. Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой.

5. Распределение внимания – одновременное внимание к двум или несколькими объектам при выполнении действий или наблюдение за ними.

6. Недостаток внимания – рассеянность. Она может быть «порхающая» или «липкая».

Память -это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что человек делал, чувствовал и думал.

 

Процессы памяти:

Запоминание - это процесс образования и запоминания в коре головного мозга следов возбуждения (произвольное, непроизвольное).

Сохранение - это удержание информации.

Воспроизведение - процесс проявления в сознании представленных памятью ранее воспринятых мыслей, заученных движений и т.д.

Узнавание -это проявление чувства знакомства при повторном восприятии. Припоминание - это воспроизведение информации при волевых усилиях и напряжении.

Забывание -это ликвидация следов возбуждения из памяти (положительное и отрицательное).

 

Виды памяти (классификация)

1. По степени волевой регуляции:

- произвольная;

- непроизвольная.

2. По длительности сохранения информации:

- долговременная (на долгий период времени);

- кратковременная;

- оперативная (это рабочая память при заучивании).

3. По объекту запоминания:

- словесно-логическая (у животных отсутствует, она выражается в запоминании и воспроизведении мыслей и словосочетаний);

- двигательная;

- эмоциональная;

- образная (запоминание каких-либо образов - слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная и т.д.).

 

 

Человек может представить то, что он никогда не воспринимал раньше, с чем никогда в жизни не сталкивался или то. что еще будет создано.

Воображение - этопсихический процесс, направленный на создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Воображение бывает:

- представление того, что существует в действительности, но чего раньше человек не воспринимал (например: ледокол);

- представление исторического прошлого (например: первобытный человек);

- представление того, что будет в будущем (например: летающая машина);

- представление того, чего никогда не было в действительности (например: сказочные герои);

 

Таким образом, воображение помогает представить конечный и промежуточный результат.

 

Виды воображения:

 

Непроизвольное - возникает без специальных намерений и усилий (сновидения).

Произвольное - возникает в результате поставленной цели и специальных усилий (сочинение).

Творческое - самостоятельное создание новых образов (новый рецепт).

Воссоздающее - это представление новых для человека объектов в соответствии с их

описанием, чертежом, схемой (эпизод из книги).

 

Активное - связано с практической деятельностью человека и воплощением образов в действительность.

Пассивное - создание образов, которые не воплощаются в жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.