Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объектно-ориентированное программирование на среде Delphi




 

1. Основные понятия. Технология работы в среде Delphi бази­руется на идеях объектно-ориентированного и визуального про­граммирования. Идея объектно-ориентированного программиро­вания состоит в инкапсуляции (объединении) данных и средств их обработки (методов) в тип, который называется классом. Кон­кретной переменной определенного класса и есть объект. Приме­рами объектов могут быть элементы управления в окне: кнопки, списки, текстовые поля и т.п. Среда визуального программирова­ния Delphi - это графическая автоматизированная оболочка над объектно-ориентированной версией языка Паскаль (Object Pascal). Если в языке Паскаль структурные единицы - это данные и ко­манды, то здесь такой структурной единицей является визуаль­ный объект, который называется компонентом. Автоматизация программирования достигается благодаря возможности перено­сить компонент на форму (в программу) из палитры компонентов и изменять его свойства, не внося вручную изменений в про­граммный код.

Формой называют компонент, который владеет свойствами окна Windows и предназначен для расположения на нём других компонентов. Компоненты на форме могут быть видимыми и не­видимыми. Первые служат для организации диалога с пользова­телем. Это различные кнопки, списки, текстовые поля, изобра­жения и т.п. Они отображаются на экране во время выполнения программы. Невидимые компоненты предназначены, в частности, для доступа к системным ресурсам компьютера.

Проект — это совокупность файлов, из которых складывается Delphi-шрограмма.

2. Инструменты среды Delphi. Основными инструментами яв­ляются:

1) главное меню;

2) панель инструментов;

3) палитра компонентов (Component Palette);

4) инспектор объектов (Object Inspector);

5) окно формы;

6) редактор кода (Code Editor).

Эти инструменты становятся доступными после запуска про­граммы Delphi: три находятся в главном окне (верхняя часть эк­рана, рис. 1), а остальные - в отдельных окнах.

3. Главное меню и панель инструментов. Главное меню состоит из таких элементов: Pile, Edit, Search, View, Project, Run, Component, Database, Tools, Help.

Меню File содержит стандартные команды для работы с фай­лами проекта. С помощью этих команд можно создать новый про­ект (New Application), новую форму или модуль (New Form и New Unit), открыть или закрыть файл проекта (Open и Close), закрыть все открытые файлы (Close All), сохранить файл, проект или все сразу (Save, Save As, Save Project As, Save All).

С помощью команд меню Edit можно выравнивать компоненты относительно сетки и между собой (Align to Grid, Align), задавать порядок отображения компонентов, которые перекрываются (Bring to Front, Send to Back), изменять размер избранного ком­понента (Size), масштабировать визуальные компоненты (Scale) и т.п.

Меню Search содержит стандартные команды поиска и замены фрагмента текста (Find, Replace, Search Again, Incremental Search) и прочие. В меню View находятся команды визуализации элементов среды. Меню Project содержит команды компиляции (Compile, Build All) и проверки синтаксиса программы (Syntax Check). Меню Run содержит команды отладки и запуска программы. Меню Component используют для создания и инсталляции новых компонентов. Меню Database содержит команды вызова инструментов базы данных. В меню Tools находятся команды для настройки параметров среды.

Панель инструментов служит для дублирования команд меню с помощью кнопок.

4. Палитра компонентов. Палитра компонентов расположена в главном окне и имеет вид многостраничного блокнота. Каждая страница имеет свой набор компонентов. Чтобы поместить компонент в центре окна формы, дважды щелкают на его пикто­грамме. Если нужно разместить компонент где либо на форме, щелкают один раз на его пиктограмме и один раз в нужном месте формы. Для того, чтобы вставить один и тот же компонент не­сколько раз, нужно нажать клавишу Shift и щелкнуть на его пиктограмме - теперь можно щелкать в окне формы. Чтобы отка­заться от этого режима, надо нажать на кнопку палитры компо­нентов с изображением стрелки. Выбранный компонент можно перемещать на форме, а также изменять его размеры, перетягивая маркеры.

5. Инспектор объектов. С помощью инспектора объектов мож­но задавать начальные значения свойств объекта и реакцию на стандартные события. Окно инспектора объектов содержит список компонентов текущей формы, а также две закладки: свойства (Properties) и события (Events). Чтобы активизировать окно инс­пектора, объектов, нажимают клавишу F11. Рассмотрим это окно (рис. 2). Закладка свойств состоит из двух столбцов: левый соде­ржит названия свойств компонентов, а правый - их значения. Свойства могут быть простыми или комплексными (составными). Комплексные свойства состоят из набора других свойств. Такие свойства в инспекторе объектов обозначены символом «+», на­пример, +Font.

Закладка событий также имеет два столбца. В левом отобра­жаются имена стандартных событий, на которые объект может реагировать, а в правом - имена методов (процедур), реализую­щих реакцию на событие. Каждому стандартному событию отве­чает название метода, которое появляется после двойного щелкания мыши в правом столбце. В этот момент в окно текста про­граммы добавляется шаблон базового кода (процедуры) для соот­ветствующего метода. Шаблон необходимо заполнить соответст­вующими командами. Для ввода значений свойств числового и текстового типов (Width, Name и т.п.) используют стандартное поле ввода. Значе­ние свойств перечислимого типа (Align, Cursor и т.п.) описывают­ся комбинированным списком, из которого выбирают необходи­мое. Некоторые комплексные свойства (Font, Picture, Glyph и т.п.) используют диалоговые окна, набор управляющих элементов которых зависит от конкретного свойства.

6. Окно формы. Форма — это окно Windows, которое создаётся в одном из возможных для окон стилей. Всё внутреннее простран­ство формы называется рабочей областью. На рабочую область нанесена сетка выравнивания для удобного расположения на ней компонентов. Для выполнения групповых операций несколько компонентов можно объединять. Для этого необходимо нажать на левую клавишу мыши и перемещением указателя охватить на экране все нужные компоненты. В группу приобщаются компо­ненты, которые хотя бы частично попадают в охваченную область. Можно также приобщить/изъять отдельный, элемент. Для этого необходимо нажать клавишу Shift и, не отпуская ее, щелк­нуть мышью на нужном компоненте на форме. Удаление выде­ленных компонентов или группы выполняют клавишей Delete. Перемещение выделенного компонента в границах формы осуще­ствляют мышью. Над компонентами и их группами можно вы­полнять операции вырезания, копирование в буфер обмена и вставки из буфера.

Выравнивать компоненты можно как относительно окна формы, так и относительно друг друга. Для этого используют команду Edit=> Align главного меню или палитру выравнивания (команда View=> Alignment Palette главного меню). Другая возможность - можно не­посредственно задать значения свойствам Left и Тор компонентов в окне инспектора объектов. Компоненты в группе выравниваются от­носительно компонента, попавшего в группу первым.

7. Структура проекта. Проектом называют совокупность фай­лов, из которых Delphi создает готовую для выполнения программу. В состав каждого проекта обязательно входят следующие фай­лы:

• файл проекта *.dpr. Это небольшой файл с программным кодом на языке Object Pascal, в котором записаны ссылки на все файлы проекта. Именно этот файл инициализирует (стартует) программу;

• файлы описания всех форм, которые входят в проект: файл модуля *.pas и файл формы *.dfm. Каждой форме проекта соответствует свой модуль;

• файл ресурсов программы *.res. В нем описаны ресурсы, не входящие в форму, например, пиктограмма програм­мы;

• файл параметров проекта *.dof;

• файлы параметров среды *.drf, *.dsk, *.dsm. Эти файлы создаются лишь после компиляции проекта.

Для сохранения Delphi-проекта необходимо задать имена моду­лей (автоматически предлагаются имена Unitl.pas, Unit2.pas,...) и имя проекта (Projectl.dpr). Эти имена можно заменить на соб­ственные. Для перемещения Delphi-проекта на другой компьютер необходимо с собой брать файлы таких типов: *.dpr, *.dfm, *.pas, *.res. Другие файлы создаются автоматически.

8. Редактор кода. Редактор кода находится в отдельном окне. Это окно организовано как многостраничный блокнот открытых на данное время файлов. В момент открытия нового проекта в модуль Unitl.pas, который соответствует форме Forml, редактор автоматически заносит программный код описания этой формы. Во время добавления новых компонентов в окно формы в про­грамму автоматически заносятся коды с описаниями параметров этих компонентов (высота, ширина, расположение, стиль и т.п.). Добавление определенного объекта или примененияе к нему мето­да ведет к появлению заготовки базового кода соответствующей процедуры в окне редактора. Заготовка (шаблон) состоит из заго­ловка процедуры и ключевых слов begin и end. Заготовку запол­няет пользователь. Заканчивается модуль собственной командой end. Итак, модуль Unitl имеет такой общий вид:

unit Unitl; {Название модуля}

interface {Раздел деклараций процедур и функций}

uses {Список использованных модулей, например}

Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs;

type {Описание классов и типов объектов, например}

TForml = class(TForm)

Buttonl: TButton;

procedure ButtonlClick(Sender: TObject);

private {Частные объявления }

public {Общедоступные объявления }

end;

var {Описание глобальных переменных}

Forml: Tforml; {Форвард-объявление процедур и функций пользователя, например} procedure Information;

procedure SetPicture;

{Раздел описаний процедур и функций}




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.