Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и особенности строения мозга

Структура и функции психики.

Психика сложна и много­образна по своим проявлениям. Можно выделить четыре крупные группы психических явлений:

· психические процессы;

· психические состояния;

· психические свойства;

· психические образования.

Психический процесс — психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции. Конец одного психического процесса связан с началом нового. Поэтому в состоянии бодрствования человека психическая деятельность не­прерывна. Начало психического процесса может быть обусловлено воздействием внешних или внутренних раздражителей. К психи­ческим процессам относят: ощущения, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь.

Психическое состояние — относительно устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности лич­ности. Психические состояния возникают под воздействием ок­ружающей обстановки и физиологической природы человека. К пси­хическим состояниям относят: сосредоточенность или рассеянность, активность, апатию, вдохновение и др.

Психические свойства — типичные для данного человека ус­тойчивые образования, определяющие количественно-качествен­ный уровень его поведения и деятельности. Психические свойства формируются под воздействием природных и социальных факто­ров. К психическим свойствам относятся: направленность личнос­ти, темперамент, характер, способности.

Психические процессы, свойства, состояния и образования обеспечивают выполнение основных функций психики:

· отражение окружающего мира;

· регуляция поведения и деятельности человека.

 

Психика челове­ка является функцией мозга — составной части нервной системы. Нервная система обеспечивает связь всех органов тела между со­бой и организма в целом — со средой.

Деятельность всего организма обеспечивается нервной систе­мой, которая выполняет две функции:

· передача информации (периферическая нервная система);

· интеграция и переработка полученной информации и про­граммирование соответствующей реакции (центральная нервная система).

Первичным элементом нервной системы является клетка. Нервная система человека состоит из более чем 100 мрд нервных клеток, имеющих общее строение и функцию. Нервная клетка (ней­рон) состоит из тела, длинного отростка (аксона), оканчивающе­гося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отрост­ков (дендритов), ветвящихся у тела клетки (рис. 3). Общая протя­женность отростков самых больших клеток достигает 1,5 м. Диаметр тела клетки — от 7 до 50 мкм. Нейрон получает, перерабатывает и передает информацию в виде импульсов возбуждения. Нервные импульсы приходят к телу клетки по дендритам, а покидают его по аксону. Совокупность аксонов образует проводящие пути мозга (белое вещество). Нейроны подразделяются на чувствительные (по­лучают сигналы), двигательные (передают сигналы к рабочему органу) и связывающие их промежуточные нейроны.

Целостность организма и его связь со средой обеспечиваются функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом, кото­рая работает не просто как сумма клеток, а на основе более слож­ных законов.

Нервная система человека подразделяется на центральную и пе­риферическую. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. В головном мозге расположены высшие центры регу­ляции всех органов и систем организма. Средний вес головного мозга человека равен 1400 г, хотя возможны и отклонения, не влияющие на психическую деятельность. Так, мозг А. Франса имел вес 1017 г, а мозг И. С. Тургенева — 2012 г. Спинной мозг — это своеобразный нервный тяж, лежащий в канале позвоночника. В нем находятся простейшие двигательные центры и проходят многочисленные про­водящие пути, соединяющие спинной мозг с головным. Благодаря этим путям головной мозг дает «указания» двигательным центрам: ответная реакция может затормозиться или усилиться. Спинной мозг — это канал, через который головной мозг «руководит» телом.

Высшим отделом центральной нервной системы является кора (серое вещество) больших полушарий головного мозга. Кора ока­зывает на психику наиболее сильное влияние. Она связана со все­ми нижележащими отделами мозга и регулирует все нервные про­цессы, проходящие в организме. Это орган высшей нервной деятельности, обеспечивающий взаимодействие организма со средой. Каждая зона коры головного мозга выполняет определенные функ­ции (см. табл. 2.1).

 

 

 

Рис. 3. Поперечный срез спинного мозга и схема рефлекторной дуги:

I — большие полушария головного мозга; 2 — мозжечок; 3— средний мозг;

4 — продолговатый мозг; 5 — спинной мозг; 6 — тело нейрона; 7— дендриты; 8 — аксон; 9 — тело чувствительной нервной клетки; 10 — раздражаемый орган;

I1 — тело двигательной нервной клетки; 12 — рабочий орган; 13 — серое вещество спинного мозга (тела нейронов и дендриты); 14 — белое вещество (аксоны)

 

Полушария головного мозга в определенной степени специа­лизированны. В зависимости от того, какое полушарие является доминирующим, проявляются отличия в психике, способностях человека. Американский психолог Р. Сперри (Нобелевский лауреат 1981 г.) Открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций. Формирование и развитие асимметрии происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. У боль­шинства людей доминирует левое полушарие (правши). Специфи­ка полушарий позволяет человеку рассматривать мир, пользуясь, с одном стороны, словесно-грамматической логикой, а, с другой стороны, интуицией и пространственно-образным подходом.

 

 

Таблица 2.1

Зоны коры головного мозга Выполняемые функции
Сенсорные Прием и обработка информации от орга­нов чувств и рецепторов
Моторные Управление скелетной мускулатурой тела, движениями, действиями человека
Ассоциативные Переработка информации; тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью, осознанием положения тела в пространстве
Гностические Осуществление процесса восприятия
Праксические Обеспечение топкой моторики и автома­тических движений

 

 

Основные функции полушарий представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

 

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, симво­лов Запоминание образов конкретных событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствитель­ность к смыслу Эмоциональная активность
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

 

В организме человека существует также периферическая нервная система, состоящая из рецепторов и проводящих путей, связываю­щих головной и спинной мозг с периферией. Важной частью не­рвной системы является автономная, или вегетативная, нервная система, регулирующая работу внутренних органов. Вегетативная нервная система подразделяется на парасимпатическую и симпати­ческую, которые в основном по-разному действуют на органы: если например, парасимпатическая система затормаживает деятельность сердца, то симпатическая система стимулирует ее.

Функции нервной системы, обеспечивающие согласованную деятельность и регуляцию работы всех органов и систем организ­ма, называют низшей нервной деятельностью. Функции нервной системы, обеспечивающие точное и тонкое уравновешивание орга­низма со средой с участием высших отделов мозга, называют выс­шей нервной деятельностью.

Ответная реакция организма на воздействие раздражителей внешней или внутренней среды называется рефлексом. Путь, по которому осуществляется рефлекс, — классическая рефлекторная дуга состоит из трех звеньев: чувствительного, центрального, дви­гательного (см. рис. 3). В целом организме любая рефлекторная ре­акция включает также звено обратной связи, которая сообщает в центр о результатах реакции. Рефлексы делятся на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Система рефлексов, которая обеспечивает реагирование на непосредственные раздра­жители органов чувств, называется первой сигнальной системой (ощу­щения, восприятия и соответствующие реакции человека на них).

Система условных рефлексов, в которой участвует слово (речь) — «сигнал сигналов», по И. П. Павлову, лежит в основе работы второй сигнальной системы. Она обеспечивает человеку пра­вильное ориентирование в социальной среде.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности психического отражения | Группы соединения обмоток трехфазного трансформатора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.