Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абсолютная монархия




В XIV в. отдельные княжества-государства трансфор­мируются в сословно-представителъные монархии, отли­чающиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии — духо­венства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги несколь­ко ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большин­стве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Прав­да, их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, сво­бодных от уплаты налогов, но принимавших участие в рас­ходовании этих средств, — духовенства и рыцарства.

В XVI—XVIII вв. после религиозных войн, когда коли­чество самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300), ут­верждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий За­пада (как и сословно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Кроме того, его утверждение — не результат временного равновесия сил феодалов и буржуазии. Напро­тив, княжеский абсолютизм представляет собой торжество феодально-консервативных сил над буржуазным движени­ем и подчинение слабой немецкой буржуазии князьям.

Не случайно абсолютизм утвердился ранее всего в Баварии (в первой трети XVII в.), которая отличалась эко­номической отсталостью. Княжеский абсолютизм не сыг­рал никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии.

Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистс­кими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за поли­тическое верховенство в империи.

Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого зало­жили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 году, когда бранденбургский курфюрст добился ти­тула короля Пруссии.

Глава государства — король Пруссии — входил в им­перскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государ­ственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории, финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение при­обрела директория военных дел, которая ведала организа­цией и вооружением созданной в 1655 году постоянной ар­мии. Прусская армия была одной из самых больших в Евро­пе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значи­тельная часть полномочий Тайного совета переходит к ге­неральному военному комиссариату. Происходит слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом—королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекоменда­ции дворянских собраний, подпадают под жесткий конт­роль центральной власти и наделяются широкими военно-полицейскими полномочиями. Ликвидируется городское самоуправление, Городские советы были заменены коллегиями магистратов, назначавшихся королем. На весь государствен­ный аппарат были распространены воинские звания, воен­ная субординация и дисциплина.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское го­сударство. В нем получили широчайшее развитие произ­вол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональ­ной страной. В Австрии господствовало католическое веро­исповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим ор­ганом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, кото­рая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.). Во­енными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем. В го­сударствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймысословные собрания. В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При ко­ролеве Марии Терезии (1740—1780 гг.) важнейшие полно­мочия сосредоточиваются в руках королевских чиновников, выборные органы становятся под контроль правительства.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии про­водилась политика так называемого просвещенного абсо­лютизма. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика являлась попыткой приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существен­ных интересов дворянства и устоев крепостничества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.