КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Евгений Александрович
ЕВТУШЕНКО (род. в 1932 г.)
Большое место в поэзии второй половины ХХ века занимает творчество выдающегося поэта Евгения Евтушенко. Родился он 18 июля 1932 г. на маленькой станции Зима (Иркутская область). Любовь к поэзии, поэтическому творчеству Евтушенко унаследовал от отца, геолога по профессии. Случилось так, что родители расстались, и будущий поэт с матерью и отчимом переехал в Москву. Печататься Евтушенко начал с шестнадцати лет. Свое поэтическое мастерство он развивал и совершенствовал в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района, затем в период учебы в Литературном институте им. А.М.Горького. Один за другим выходят в свет его сборники стихов: «Разведчики грядущего» (1952), «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956). И далее с каждой новой книгой росла популярность Евтушенко, его поэтические вечера собирали огромные залы поклонников его творчества. Как поэт Евтушенко сложился в середине 50-х гг., когда в стране повеяло воздухом свободы и был взят курс на решительные общественные перемены, на демократизацию всей жизни. В поэзии Евтушенко определяющими стали гражданские и публицистические мотивы. Они составляют самую сильную сторону его поэзии. Характерная черта поэзии Евтушенко – это необыкновенная впечатлительность. Поэт поражен многообразием, многоцветьем, богатством окружающего мира, и он ощущает огромную потребность все увиденное запечатлеть в слове: И жаль, что, как на грех, никак нельзя суметь подслушать сразу всех, все сразу подсмотреть! («Я жажден до людей») Поэзию Евтушенко отличают также злободневность, пластичность, зоркость глаза, умение схватить точную деталь, а также такие достоинства стиха, как дерзкая рифма, богатая аллитерация, гибкость интонации. Нередко ищущая мысль отточена до афоризма. Вот, например, такие: «Поэт в России – больше, чем поэт»; «Людей неинтересных в мире нет»; «Предощущение стиха // у настоящего поэта // есть ощущение греха, // что совершен когда-то, где-то…»; «Надвременностью духа жизнь мудра: в ней есть передавание добра»; «А что такое счастье вообще? // Страдание, которое устало»; «Быть злым к неправде – это доброта» и др. Но не всегда поэту удается справиться с лавиной впечатлений, отсюда иногда поверхностность, размытость образов, неточность рифмы, нарушение целостности стиля. Евтушенко и сам осознает этот недостаток своей поэзии: «Действительно, я стремлюсь «объять необъятное». Многие проблемы неразрешимы, я срываюсь в ложные решенья из желания непременно их решить. Программные строки: «Я разный – я натруженный и праздный», «Я хотел бы родиться во всех странах», «Я жаден до людей». Без попытки осуществления этой программы я был бы, возможно, собранней, завершенней, гармоничней, но не Евтушенко». Но самая привлекательная черта поэзии Евтушенко, по мнению читателей и критиков, - это интерес к людям. Вот что писал критик Е.Сидоров: «Для меня лично самое дорогое в вашей поэзии – не тематический размах, не глобальность жеста, а пристальное и доброе внимание к людям, к их неповторимости. Вот где истоки вашего истинного демократизма. Вот почему такие стихи, как «Люди сильны друг другом», «В миг полуосени - полузимы», «Слова на ветер», - на мой взгляд, лучшее из того, что вы написали в последнее время». Одним из лучших стихотворений Евтушенко является «Людей неинтересных в мире нет», в котором он соотносит личность человека с масштабом планеты и зовет пристально вглядеться в тех, кто рядом, ибо даже родного отца, любимых мы нередко знаем приблизительно и поверхностно, а ведь это неповторимые миры, которые не возвратить и не возродить. К теме человека как высшей ценности Евтушенко обращается постоянно. Счастье человека рядом становится для него точкой отсчета, мерилом нравственности, несоотносимым ни со славой, ни с успехом, ни с чем иным: Какая же цена ораторскому жару, когда, расшвырян вдрызг по сценам и клише, хотел я счастье дать всему земному шару, а дать его не смог – одной живой душе?! («Качался старый дом, в хорал слагая скрипы…») Выразительно звучат строки из стихотворения «В миг полуосени - полузимы»: Станет вина перед ближним – виной передо всем человеческим родом, так же грешно, словно горе – народам, горе семье принести хоть одной. Очень сердечно звучит признание другу: И среди всякой низости, изощренно лукавой, чувство истинной близости несравнимо со славой. («Травка зеленеет…») Чувствуя себя продолжателем традиций В.Маяковского, Евтушенко отмечает, что прежде всего учится у него ощущению поэта «заводом, вырабатывающим счастье». Но он ответственно осознает, что «вырабатывание счастья» лежит через преодоление несчастья. Афористично звучат программные строки поэта: Предощущение стиха у настоящего поэта есть ощущение греха, что совершен когда-то, где-то…
Пусть совершен тот грех не им – себя считает он повинным, настолько с племенем земным он связан чувством пуповины. («Предощущение стиха») Одним из лучших произведений гражданской лирики Евтушенко является стихотворение «И́дут белые снеги». В нем поэт исповедуется в своей любви к России и лелеет надежду стать нужным в ее судьбе. Стихотворение выразительно неразрывной слитостью личного и гражданского чувства. В участии своего гражданского «я» в жизни России видится поэту залог бессмертия родины и вместе с ней себя. Здесь, конечно, «я» поэта – это обобщенный образ патриота. Образ снега, как характерной черты русского пейзажа, удачно использован поэтом в качестве композиционной доминанты, которая дает возможность связать воедино разные исторические события и героев: И надеждою маюсь - полный тайных тревог, - что хоть малую малость я России помог. ……………………… Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня. …………………….. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. Гражданским поступком Евтушенко можно назвать его стихотворение «Бабий Яр» (1961 г.). Оно посвящено памяти тысяч евреев, расстрелянных фашистами в Киеве: Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв – как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу. ……………………… Еврейской крови нет в крови моей. Но ненавистен злобой заскорузлой я всем антисемитам, как еврей, и потому – я настоящий русский. Безусловно, есть заслуга Евтушенко в том, что над Бабьим Яром воздвигнут памятник жертвам фашизма, а композитор Д.Шостакович написал на стихи Евтушенко свою Тринадцатую симфонию. Евтушенко не раз бывал в Армении, хорошо знаком с армянской историей и культурой, свое дружественное чувство к армянскому народу он тепло выразил в своем стихотворении, посвященном Геворгу Эмину: Нет, армянину русский брат не тот, Кто вникнуть в боль Армении не хочет – Лишь, развалясь, коньяк армянский пьет, О радио армянском анекдотит. А тот вам русский брат, кто смог понять Весь путь ваш страшный, все резни и бойни, Кто вашу боль сумел в себя принять Как если б это было русской болью. Мы с вами вместе знали столько бед, И вместе гибли мы на поле брани, Когда есть братство честное, то нет Ни младших и ни старших – просто братья… Гражданское чувство Евтушенко неизменно находит выражение в его неприятии всякой лжи и фальши, которые в условиях тоталитарного режима пустили глубокие корни и продолжали сказываться даже в отношениях близких людей. Драматическое звучание нашла эта тема в раннем, но одном из лучших стихотворений Евтушенко «Со мною вот что происходит», положенном на музыку: Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а бродят в праздной суете разнообразные не те. ………………………… Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладет и у другой меня крадет.
Во мне уже осатаненность! О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ! Любовная лирика Евтушенко чаще всего окрашена тревожными переживаниями, но она богата нюансами чувств: это и преклонение перед любимой, и страх возможной потери самого дорогого человека, и ощущение вины за утрату чувства. Лучшие из них: «Качался старый дом, в хорал слагая скрипы»; «Мне снится – я тебя уже любил»; «Всегда найдется женская рука»; «Когда взошло твое лицо»; «И я любил»; «Я люблю тебя больше природы…». Все эти стихотворения исполнены благоговения перед великим чувством любви, какое бы развитие она ни получила: Любовь, исчезнув даже, бесконечна, Она бессмертней всех на свете слав, И я любил и думал – это вечно, И оказалось – был в ошибке прав. («И я любил») Интересна философская лирика Евтушенко, такие, например, стихотворения, как «Не возгордись», «Не уставай», «Передавание добра», «Страданье устает страданьем быть», «Познанье и неведенье», «Спасибо». В них нашли выражение нравственное кредо поэта и мудрая диалектика жизни. Так, в стихотворении «Познанье и неведенье» поэт искусными рассуждениями снимает извечную проблему поколений отцов и детей, раскрывая гармонию в диалектике их мировосприятия. Стихотворение «Спасибо» - это гимн жизни, прекрасной уже потому, что она есть, что этот дар не обошел тебя. Большое место в творчестве Евтушенко занимают его стихи, написанные под впечатлением многих зарубежных поездок. Они отличаются многообразием тематики и богатством впечатлений. Главное из них то, что люди в своем большинстве добры и сердечны, хотят жить в мире, общаться, совместно решать общечеловеческие проблемы. В 1981 г. Евтушенко за сборник стихотворений «Утренний народ» получил итальянскую литературную премию «Тармино». Евтушенко много работает также в жанре поэмы. В 1965 г. он опубликовал поэму «Братская ГЭС», вслед за ней вышли в свет еще тринадцать поэм: «Коррида», «Под кожей статуи Свободы», «Казанский университет», «Снег в Токио», «Ивановские ситцы», «Непрядва», «Мама и нейтронная бомба», «Фуку» и др. В 1959 г. Евтушенко напечатал своей первый рассказ «Четвертая Мещанская», а в начале 80-х появились в свет его повесть «Ардабиола» и роман «Ягодные места». Отдельной книгой «Талант есть чудо неслучайное» вышли лучшие критические работы Евтушенко. Многосторонняя талантливость поэта нашла проявление и в области кинематографии. У него есть авторский фильм «Детский сад». В 1964 г. вместе с кубинским поэтом Энрико Ганеда Барнетом он написал сценарий фильма «Я - Куба», поставленный режиссером М.Калатозовым. А в 1979 г. в фильме режиссера Саввы Кулиша «Взлет» он снялся в роли Константина Циолковского. Много сил отдал Евтушенко переводам грузинской поэзии. Они составили книгу «Тяжелее земли», вышедшую в свет в 1979 г. в издательстве «Мерани». В 1981 г. за эту книгу Евтушенко был удостоен грузинской премии Галактиона Табидзе. В настоящее время поэт работает над антологией русской поэзии. Словом, Евтушенко постоянно в творческом поиске.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |