КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, функции, методы и задачи курса
Введение Античная система хозяйства................................................................................... 15 Хозяйство азиатского способа производства.......................................................... 7 ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Содержание ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................... 2 Предмет, функции, методы и задачи курса........................................................................ 2 Лекция I. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИКИ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО Лекция II. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................................ 43 ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………………………… 49 Курс истории экономики как самостоятельный предмет начал преподаваться в европейских университетах на рубеже XIX -XX вв. Его стали читать в специализированном колледже при Лондонском университете в 1895 г. Полные курсы начали преподавать в Оксфордском и Кембриджском университетах в начале XX в. Позднее (в первом - в 1923 г., во втором - в 1931 г) были открыты кафедры экономической истории Через некоторое время в Париже были созданы институты экономической и социальной истории. Курсы истории экономики в европейских вузах сохранили свою самостоятельность и в наше время. Более того, они стали неотъемлемой частью подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов и социологов. В нашей стране история экономики начала преподаваться в послевоенный период, преимущественно в московских и ленинградских вузах. Однако количество часов было ничтожно малым. В 90-е гг. история экономики была введена в программы экономических вузов и факультетов бизнеса технических университетов при подготовке специалистов экономического профиля. При определении предмета курса истории экономики обычно выделяют предмет в широком смысле слова и предмет в узком смысле слова. В широком смысле слова предметом истории экономики принято считать экономическое движение общества, особенности его изменений и их связь с различными сторонами общественной жизни. В узком смысле слова предмет истории экономики это хозяйственная деятельность различных стран, развитие их производительных сил и смена способов производства. Среди функций истории экономики обычно выделяют прагматическую, ценностную, культурную, фундаментальную и мировоззренческую Прагматическая функция предполагает обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития, ценностная - нравственную оценку средств и результатов политических и экономических преобразований, культурная - сохранение преемственности в хозяйственной практике и выявление альтернатив развития, фундаментальная - анализ и обработку разнообразной экономической информации, мировоззренческая - формирование логики и стиля экономического мышления. Основными методами экономики считают следующие: исторический, хронологический; логический; сравнительно-исторический; исторического моделирования; математической статистики, социальной психологии и др. Среди основоположников истории экономики выделяют Арнольда Тойнби (1852-1883 гг.). Его основные работы - это «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» и фундаментальный труд «Постижение истории». Большой вклад в развитие истории экономики внес Вернер Зомбарт (1863-1941). Им были написаны такие работы, как «Современный капитализм (1902)», «Буржуа» (1913), «Народное хозяйство Германии в XIX - начале XX в.» (1923). Наиболее известным представителем истории экономики принято считать Фернана Броделя (1902-1985). Он преподавал историю сначала в Алжире, потом в Сорбонне, ему была присуждена докторская степень. Большой известностью пользовался его трехтомник «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.» Особое место среди основоположников истории экономики занимает американский экономист и социолог Йозеф Алоиз Шумпетер (1333-1950). Начинал он как профессор Боннского университета. С 1932 по 1950гг. он был профессором Гарвардского университета. Им была выдвинута, позднее и подтверждена идея о неизбежной трансформации частно-
-предпринимательского капитализма в экономическую систему. Среди российских историков-экономистов особый след осы вили М. И Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, И. A. Трахтенберг, П Лященко и др. Стать первоклассным специалистом, обладающим развитым стратегическим мышлением, без знаний истории экономики в наше время невозможно. Специалисту необходимо понять экономические процессы в прошлом, их итоги и результаты. Рыночные отношения, к примеру, сами по себе не ведут к лучшей жизни Они предполагают лишь дополнительные возможности для достижения благополучия. Известно, что многие страны выбирали модели развития экономики с элементами рыночных отношений. Тем не менее высокодоходными экономиками в начале 90-х гг., по данным Р. Камерона [20, с 1.10], оказались лишь немногие: Швейцария, Япония, США, ФРГ, Великобритания, Израиль, Испания. В число стран, имеющих доход выше среднего, входят Греция, Португалия, Южная Африка, Бразилия; ниже среднего - Мексика, Турция, Таиланд, Сальвадор, Египет, Боливия; стран с низким доходом немало и это прежде всего Индонезия, Китай, Индия, Бангладеш, Мозамбик. В целом в 1990 г. существовала сорок одна нация, в экономике которой на душу населения доходы были ниже 500 долл. Изучив имеющийся колоссальный опыт, необходимо выбрать те рыночные механизмы, которые с учетом традиций, культуры и особенностей развития экономики, а также реальных условий подходят нашей стране. По поводу периодизации истории экономики мнения расходятся. Тем не менее можно выделить два основных подхода: формационный и цивилизационный. Формационный подход основывается на пятизвенной схеме деления мировой истории. Для него характерны следующие признаки: 1. Основой жизни общества является производство материальных благ. 2. Экономика разных стран с однотипным производством имеет общие черты. 3. Смена низших типов способов производства высшими. Цивилизационный подход предполагает анализ совокупности (материальных, идейных, культурных, религиозных и нравственных) черт того или иного общества в их единстве, развитии и преемственности. Ему присуще следующее: 1. Общечеловеческие ценности и общественные интересы 2. Нетипичность и непохожесть истории экономики различных народов и стран. 3. Множество цивилизаций. Например, выделяют географическую (речная, морская, океаническая), расовую (белая, желтая, красная, чёрная» расы), религиозную и циклическую (гибель и возрождение в результате циклического круговорота истории) цивилизации [2, с 17]. Общепринята следующая периодизация истории: древний период (100 тыс. лет до н.э. - V в н.э.), средние века (V-XV вв. н.э.), Новое время (XVI - нач. XX в.), Новейшее время (1914 г. до наших дней) В соответствии с этим рассматриваются экономика первобытнообщинного и рабовладельческого общества; феодальная система хозяйства; экономика капитализма и особенности его становления по странам.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |