Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция. Планирование и организация исследования систем управления

Систем управления

1. Программа исследования: структура разработка и содержание.

2. Планирование исследования систем управления.

3. Алгоритм проведения исследования

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

4. Бор М.З. Основы экономических исследований. – М.: Издательство “ДИС”, 1998. – 144 с.

 

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

Любое исследование начинается с составления его программы.

Программа исследований – это комплекс положений, определяющих цели и задачи исследования, предмет и условия его проведения, используемые ресурсы, а также предполагаемый результат.

Очень близким к этому понятию является понятие плана. Иногда их вообще отождествляют. Но часто видят различие в назначении и практическом

использовании как программы, так и плана. Программу рассматривают как средство достижения цели, форму ее конкретизации, а план — как органи­зующий фактор последовательного движения к цели.

Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), оп­ределения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигаю­щих развитие к цели кратчайшим путем. Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследо­вать и какими средствами и методами. Она должна содержать обоснование актуальности и важности проблемы как предмета исследования, раскрывать ее общее содержание и роль относительно других проблем, необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обес­печение, организационные условия, временные ограничения и пр.).

Программа, как правило, отражает следующее вопросы: цель проведения исследований, содержание проблемы, ее актуальность и важность, парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования, обеспечение исследования ресурсами (ничего нельзя сделать, не имея ничего), предполагаемый результат и эффективность исследования.

Программа оформляется в виде документа вкючающего три раздела: теоретический методический и организационный.

В теоретическом разделе определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования, содержание проблемы, ее актуальность и важность, а также рабочая гипотеза.

Методический раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.

Организационный раздел представляет, прежде всего, последовательность проведения исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования, проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные отделы, службы управления измерениями, целевые проектные подразделения, которые будут задействованы в проведении исследования систем управления.

При проведении исследований важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению исследований должны входить:

· специалисты в области системного анализа – руководители групп и будущие руководители проектов;

· инженеры по организации производства;

· экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных структур и документооборота;

· специалисты по использованию технических средств и компьютерной техники;

· психологи и социологи.

Желательно, чтобы в коллективе исследователей были полнее представле­ны различные типы творческих индивидуальностей. Вот их типологические характеристики(рис.1).

• Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать ее. Он может это сделать даже тогда, когда многим другим ситуация не кажется проблемной. Он способен вообще мыс­лить проблемно, т. е. во всем искать противоречия.

• Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой про­блеме в различных отраслях знаний. Это позволяет делать сравни­тельный анализ, определять парадигмы решения проблемы, строить гипотезы, формировать нетрадиционные подходы, мотивировать науч­ную полемику.

• Генератор идей или концептолог, селектирующий и интегрирующий множество идей по определенной цели. Это человек, способный скон­струировать концепцию, позволяющую объединить множество идей и, следовательно, видов исследовательской деятельности. Концепция имеет, как правило, значительный организационный потенциал.

• Энтузиаст, иногда его считают или называют "фанатиком" идеи. Это человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.

• Скептик, иногда его называют "зануда", сомневающийся в успехе лю­бого начинанияи плана, охлаждающий пыл в непродуманных дейст­виях и в принятиискороспелых решений. Он может оградить от авантюрных действий.

 

 


Рис.1. Состав коллектива исследователей

• Прогнозист, чьей функцией в коллективном интеллекте является,как можно точнее предвидеть последствия, почувствовать тенден­ции, просчитать все возможные варианты развития событий.

• Информатор, который в системе коллективного интеллекта очень часто действует по принципу "обгонять, не догоняя". Он собирает и классифицируетинформацию и как бы оберегает от "открытия ве­лосипеда", повторения пройденного, он способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Он может сыграть весьма конструктивную роль. Его главными критериями является красота, гармония. Есть такое утверждение: "Концепция или решение только тогда могут быть правильными, когда они красивы". Конечно, "красота" не научное понятие, но практика жизни показывает, что это понятие не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удоволь­ствие человеку.

Психолог — он необходим для аккумуляции определенной психологи­ческой атмосферы деятельности исследователей. При этом он занят не только решением психодиагностических задач, но и призван обес­печивать определенный "дискомфортный комфорт", необходимый коллективному интеллекту. Это не только атмосфера сотрудничест­ва, взаимопонимания и доброжелательства, но и атмосфера поиска, воодушевления, энтузиазма.

• Независимый, который чаще всего работает и любит работать индивидуально и самостоятельно. При этом изучает чужие идеи, но ищет свои. Он работает в одиночку, но вносит существенный вклад в общую деятельность и результаты. Он часто презентует свои идеи не­ожиданно и при этом многих ставит в тупик, раздражает, но все-таки заставляет задумываться и глубже вникать в проблему.

• Переводчик это не тот человек, который владеет многими иност­ранными языками; иначе говоря, не владение языками делает его пе­реводчиком. Это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доход­чиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.

• Разработчик, склонный доводить результаты исследований до за­вершающей и конкретной, практически реализуемой стадии. Это очень ценный человек в коллективном интеллекте. Есть замечательная английская пословица: "Дьявол кроется в мелочах и деталях". Дейст­вительно, иногда детали могут разрушить всю конструкцию концеп­ции. И именно разработчикам чаще всего приходится иметь дело с деталями.

• Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к кон­кретным условиям и добивающийся их. практического применения.

Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обяза­тельно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов. Да и людей в чистом виде принадлежащих к тому или иному типу в реальной жизни не существует. В жизни возможна комбинация и совмещение некоторых из этих функций в одной личности.

Организация исследования — это система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т. е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение ис­следовательских работ. Организация исследования определяет дифференци­ацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследова­тельских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

Существуют различные формы организации исследования. В каждом кон­кретном случае приходится выбирать, какой из видов может оказаться наи­более приемлемым или наиболее эффективным.

1. Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями ис­следовательской работы. Такие исследования возможны в том случае, ес­ли у персонала управления есть резервы времени и его исследователь­ский потенциал достаточно высок. Тогда необходимо провести соответ­ствующие консультации, организовать систему контроля и мотивации, организовать координацию деятельности по этим заданиям. Можно орга­низовать конкурс проектов и дополнительную оплату труда. Возможна добровольная или обязательная форма.

2. Создание специализированных групп из наиболее творческой и актив­ной части персонала с освобождением участников этих групп на опре­деленное время от основной работы.

3. Приглашение консалтинговых фирм на договорной основе и предо­ставление им организационных и информационных возможностей для проведения исследования и разработки соответствующих рекоменда­ций.

4. Создание собственных консультационных, а лучше образовательно-исследовательских структур в системе управления, позволяющих, сов­местить повышение профессионализма персонала с развитием исследо­ваний и обеспечением их необходимого качества.

5. Возможна комбинация этих форм, и во многих случаях она оказывает­ся весьма полезной и эффективной. Например, создание творческих коллективов, состоящая как из собственных работников, так и из при­глашенных специалистов консультационной фирмы. При этом очень важно учитывать (и здесь часто возникают сложности) социально-психологические моменты формирования таких коллективов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Организационные и методические основы исследования | Планирование исследования систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.