КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы управления
В сфере управления, как и любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы. Будучи познанными и правильно использованными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы. Законы управления, поскольку они имеют всеобщий характер, должны иметьхарактер всеобщности длявсех общественных формаций, для всех способов производства. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих. Поэтому речь может идти только о тех из них, которые вскрыты и достаточно исследованы на современном этане развития. Такими являются: · закон единства и целостности системы управления; · закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления; · закон необходимого разнообразия систем управления; · закон соотносительности управляющих и управляемых систем. Рассмотрим основные законы управления подробнее. Закон единства и целостности системы управления Этот закон гласит, что система управления (то есть управляющая система) должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна также содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целями и задачами управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов. Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что отнюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении. Нерешенность проблемы единства и целостности системы управления, в частности, обусловливают: — несогласованность, а подчас и противоречивость актов законодательной и исполнительной власти, принимаемых и действующих в обществе; — несогласованность в формировании и реализации бюджета; — отсутствие обоснований объемов отчислений регионов в госбюджет и несоответствие их бюджетов реальным нуждам. Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы — ни федерации, ни ее субъектов, ни экономики регионов, фирм и их структурных подразделений (чему существует множество примеров). Формирование целостной системы управления неизбежно связано с тем, что на начальных этапах возможно существование избыточности или недостаточности структур, звеньев, органов управления, а также прав, полномочий, ответственности и т. д. Необходимо определить оптимальную структуру системы управления. Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления В соответствии с этим законом система управления должна обладать необходимым и достаточным числом степеней свободы. Управляемые системы (регионы, предприятия, цехи) обладают исключительным многообразием содержания, направлений и условий деятельности. В каждом конкретном случае законы развития производства и управления проявляются различным образом.Система управления должна обеспечить все необходимые степени свободы управляемых систем и процессов. Для этого она должна быть не только достаточно гибкой, обладать необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Требование максимальной гибкости систем управления вряд ли приемлемо — его можно обеспечить только при бесконечно больших ресурсах системы — кадровых, финансовых, материально-технических и других, что практически невозможно. Обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкостьсистемы управления. Числостепеней свободы управляющих систем ограничивается рамками принятых в странезаконов, нормами исцолнительной власти, международными и: национальными нормами, обычаями, обыкновениями. Жесткость системе управления придают и субъективные ограничения — уровень квалификации руководителей, их способность оценивать окружающую обстановку, использовать резервы и т. д. Число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы, иначе управляющая система так или иначе может стать тормозом в развитии управляемой системы. Это достигается предоставлением управляемым системам все большей степени автономности, независимости использования ресурсов, широкого проявления инициативы. Закон необходимого разнообразия систем управления Этот закон заключается в том, что системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Системы управления определенными классами хозяйствующих субъектов (например, банками, биржами, промышленными или сельскохозяйственными предприятиями) имеют типологическую общность. Они должны удовлетворять ряду обязательных требований к ведению управленческой деятельности в данной сфере (безопасность персонала при осуществлении операций, помехоустойчивость, отсутствие вреда окружающей среде и т. д.). Однако в зависимости от конкретных условий деятельности хозяйствующего субъекта, объемов реализации товаров и услуг, природно-климатических условий, численности населения города, уровня связи с другими регионами и странами и т.п. возможны и необходимы существенные различия в системах управления. Например, система управления должна быть различна для предприятий одинаковых размеров даже одной и той же отрасли в районах Крайнего Севера и юга, средней полосы или субтропиков, в крупном городе или небольшом поселке. Разнообразие систем управления обусловлено разнообразием факторов различной природы — отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально - квалификационных, религиозных, культурных и т. д. Более того, различия в системах управления могут быть даже связаны с личностью руководителя и его ближайших подчиненных. Важным фактором функционального и структурного разнообразия систем управления выступают также формы собственности. Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные и подзаконные акты, нормы, обычаи, обыкновения. Разнообразие систем управления необходимо понимать двояко. С одной стороны, как изначально необходимое разнообразие возможных форм управления и, с другой стороны, как динамический процесс, последовательные состояния систем управления, обеспечивающие потребности функционирования и развития производственных систем. Системы управления, обладая достаточным разнообразием, должны отличаться определенной внутренней структурой, пропорциональностью, который определяются технологией процессов управления. Типовые структуры, схемы и системы управления должны служить не догмой, не руководством к ограничению, а своего рода методическими указаниями, предложениями и рекомендациями к рационализации системы управления, основой для разработки конкретной системы управления. Закон соотносительности управляющих и управляемых систем Соотносительность систем означает, чтоонидолжны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям целям и задачам развития. Во-первых, соотносительность систем необходимо понимать как их адекватность в плане интенсивного и экстенсивного развития. Если управляемая система развивается по интенсивному варианту, ей не может соответствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интенсивного типа может выводить управляемую систему экстенсивного типа в разряд интенсивных. Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем должна соответствовать более высокого порядка функциональная сложность управляющих систем. Управляющая система с ограниченными функциональными возможностями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляемой) системы с передовым научно-техническим уровнем. Разумеется, уровень компетентности работников системы управления в этой сфере должен быть выше уровня компетентности работников управляемой системы. В-третьих, соотносительность систем необходимо понимать и в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осуществляться более динамичными темпами, чем управляемой. Это означает не только опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффективного использования современных научных данных о человеке, коллективе и обществе.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |