Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы управления




В сфере управления, как и любой другой сфе­ре сознательной деятельности общества, действуют мно­гообразные законы. Будучи познанными и правильно ис­пользованными, они предоставляют руководителям ши­рокое поле для созидательной и эффективной работы.

Законы управления, поскольку они имеют всеобщий характер, должны иметьхарактер всеобщности длявсех общественных формаций, для всех способов производ­ства. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность зако­нов, в нем действующих. Поэтому речь может идти толь­ко о тех из них, которые вскрыты и достаточно иссле­дованы на современном этане развития. Такими явля­ются:

· закон единства и целостности системы управления;

· закон обеспечения необходимого числа степеней свободы системы управления;

· закон необходимого разнообразия систем управле­ния;

· закон соотносительности управляющих и управля­емых систем.

Рассмотрим основные законы управления подробнее.

Закон единства и целостности системы управления

Этот закон гласит, что система управления (то есть управляющая система) должна обладать организационным и функциональным единством. Она должна также содержать все необходимые элементы, объективно требуемые целями и задачами управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития и функционирования социально-экономических систем и процессов.

Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что отнюдь не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.

Нерешенность проблемы единства и целостности системы управления, в частности, обусловливают:

— несогласованность, а подчас и противоречивость актов законодательной и исполнительной власти, принимаемых и действующих в обществе;

— несогласованность в формировании и реализации бюджета;

— отсутствие обоснований объемов отчислений реги­онов в госбюджет и несоответствие их бюджетов реальным нуждам.

Без обеспечения единства и целостности системы управления, без четких принципов ее построения невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы — ни федерации, ни ее субъектов, ни экономики регионов, фирм и их структурных подразделений (чему существует множество примеров). Формирование целостной системы управления неизбежно связано с тем, что на начальных этапах возможно существование избыточ­ности или недостаточности структур, звеньев, органов управления, а также прав, полномочий, ответственно­сти и т. д. Необходимо определить оптимальную структуру системы управления.

Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы

системы управления

В соответствии с этим законом система управ­ления должна обладать необходимым и достаточным числом степеней свободы.

Управляемые системы (регионы, предприятия, цехи) обладают исключительным многообразием содержания, направлений и условий деятельности. В каждом конк­ретном случае законы развития производства и управления проявляются различным образом.Система управления должна обеспечить все необходимые степени сво­боды управляемых систем и процессов. Для этого она должна быть не только достаточно гибкой, обладать не­обходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Требование максимальной гибкости систем управления вряд ли приемлемо — его можно обеспечить только при бесконечно больших ре­сурсах системы — кадровых, финансовых, материально-технических и других, что практически невозможно.

Обеспечение необходимого числа степеней свободы достигается универсальностью законодательных актов, четкостью подзаконных актов, разъяснениями и комментариями исполнительной власти, что в совокупности характеризует гибкостьсистемы управления. Числостепеней свободы управляющих систем ограничивается рамками принятых в странезаконов, нормами исцолнительной власти, международными и: национальными нормами, обычаями, обыкновениями. Жесткость системе управления придают и субъективные ограничения — уровень квалификации руководителей, их способность оценивать окружающую обстановку, использовать резервы и т. д.

Число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы, иначе управляющая система так или иначе может стать тормозом в развитии управляемой си­стемы. Это достигается предоставлением управляемым системам все большей степени автономности, независи­мости использования ресурсов, широкого проявления инициативы.

Закон необходимого разнообразия систем управления

Этот закон заключается в том, что системы уп­равления должны обладать необходимым разнообрази­ем в соответствии с потребностями управляемой систе­мы.

Системы управления определенными классами хозяй­ствующих субъектов (например, банками, биржами, про­мышленными или сельскохозяйственными предприяти­ями) имеют типологическую общность. Они должны удовлетворять ряду обязательных требований к ведению управленческой деятельности в данной сфере (безопас­ность персонала при осуществлении операций, помехо­устойчивость, отсутствие вреда окружающей среде и т. д.). Однако в зависимости от конкретных условий деятельности хозяйствующего субъекта, объемов реали­зации товаров и услуг, природно-климатических усло­вий, численности населения города, уровня связи с дру­гими регионами и странами и т.п. возможны и необходимы существенные различия в системах управления. Например, система управления должна быть различна для предприятий одинаковых размеров даже одной и той же отрасли в районах Крайнего Севера и юга, средней полосы или субтропиков, в крупном городе или неболь­шом поселке.

Разнообразие систем управления обусловлено разно­образием факторов различной природы — отраслевых, природно-климатических, этнических, демографических, профессионально - квалификационных, религиозных, культурных и т. д. Более того, различия в системах уп­равления могут быть даже связаны с личностью руко­водителя и его ближайших подчиненных. Важным фак­тором функционального и структурного разнообразия систем управления выступают также формы собственно­сти. Однако во всех случаях должны соблюдаться зако­нодательные и подзаконные акты, нормы, обычаи, обык­новения.

Разнообразие систем управления необходимо пони­мать двояко. С одной стороны, как изначально необходи­мое разнообразие возможных форм управления и, с дру­гой стороны, как динамический процесс, последователь­ные состояния систем управления, обеспечивающие потребности функционирования и развития производ­ственных систем.

Системы управления, обладая достаточным разнообразием, должны отличаться определенной внутренней структурой, пропорциональностью, который определяют­ся технологией процессов управления. Типовые структуры, схемы и системы управления должны служить не догмой, не руководством к ограничению, а своего рода методическими указаниями, предложениями и рекомен­дациями к рационализации системы управления, осно­вой для разработки конкретной системы управления.

Закон соотносительности управляющих и управляемых систем

Соотносительность систем означает, чтоонидолжны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям целям и задачам развития.

Во-первых, соотносительность систем необходимо по­нимать как их адекватность в плане интенсивного и экс­тенсивного развития. Если управляемая система разви­вается по интенсивному варианту, ей не может соответ­ствовать управляющая система экстенсивного типа. Вместе с тем управляющая система интенсивного типа может выводить управляемую систему экстенсивного типа в разряд интенсивных.

Во-вторых, соотносительность систем означает, что функциональной сложности управляемых систем долж­на соответствовать более высокого порядка функциональ­ная сложность управляющих систем. Управляющая си­стема с ограниченными функциональными возможно­стями принципиально не может обеспечить эффективное развитие производственной (управляемой) системы с пе­редовым научно-техническим уровнем. Разумеется, уро­вень компетентности работников системы управления в этой сфере должен быть выше уровня компетентности работников управляемой системы.

В-третьих, соотносительность систем необходимо по­нимать и в том плане, что совершенствование управля­ющей системы должно осуществляться более динамич­ными темпами, чем управляемой. Это означает не толь­ко опережающий рост затрат ресурсов на управляющую систему, но и необходимость эффективного использова­ния современных научных данных о человеке, коллективе и обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.