Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое значение логики и ее возможности

Характеристика

Тема 5. Логические методы исследования систем управления

Вопросы для повторения

Темы для рефератов

1. Разведывательное исследование и его цели

2. Описательное исследование и его цели

3. Аналитическое исследование и основные требования к нему

4. Панельное и повторное исследование: общее и особенное

5. Общие требования к программе социологического исследования

1. Назовите основные виды социологического исследования

2. Структура программы социологического исследования

3. Дайте характеристику основных методов сбора информации: анализ документов; опрос; экспертный опрос; наблюдение; фокус-группы

4. Охарактеризуйте основные методы организации социологического исследования.

Лекция 1. Классификация логических методов исследования и их

Вопросы:

1. Практическое значение логики и ее возможности

2. Классификация логических методов исследования

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

3. Малахов В.П. Основы формальной логики. Учебное пособие для экономистов. – М., Издательство “Щит – М”, 1999. – 291 с.

4. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. – М.: Новая школа, 1996. – 320 с.

Предприниматель занимается конкретным делом. Цели, которые он ставит перед собой, достаточно легко выражаются в определенной совокупности средств. Дос­тижение этих целей имеет четкие критерии и временные рамки. Все это требует развитости соответствующего делу рационального мыш­ления.

В бизнес идут люди совершенно определенного склада ума, характера, специфических деловых качеств. Это, прежде всего, но­сители практического мышления. Им чрезвычайно важно вести дело в условиях устойчивости и максимальной определенности связей; им нужна реальная просчитываемость вариантов принятия решений, умение трезво оценивать как конкретные, так и типовые ситуации, свои и чужие возможности.

В немалой степени сегодня делу помогают технические ин­формационные средства. Но мышление, отвлеченное от конкретного содержания и от цельного восприятия действительности, не свой­ственно повседневной практике людей. Да и принятие эффективных решений есть, в конечном счете, все-таки волевой акт.

Для человека жизненно необходимо думать логически пра­вильно, потому что иначе он не смог бы разумно направлять свои действия. Но само по себе знакомство с правилами логики не научит их сознательному применению, и это применение может на первых порах вызывать значительные затруднения. Можно логично рассуж­дать, даже не зная правил логики: ведь умеют же люди выражать свои мысли с речью, не зная или не помня ее грамматики. Но знание логики, несомненно, повышает культуру мышления, способствует четкости и последовательности рассуждении.

Логическая культура - не врожденное качество. Обрести ее до­статочно быстро можно только при условии знакомства с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития на­копила несомненно оправдавшие себя на практике методы и приемы рассуждения и аргументации. Но главное - это систематические за­нятия логикой, целенаправленное применение ее правил и методов в повседневном общении, в учебе, в практической деятельности.

Формальная логика мышления обладает такими свойствами, говорит о таких законах и правилах мысли, которые непосред­ственно приложимы в практической дея­тельности. Какие качества мышления раз­вивает формальная логика?

Изучение логики развивает ясность и четкость мышления, спо­собность оптимально уточнять предмет мысли, внимательность, ак­куратность, обстоятельность, уравновешенность, убедительность и надежность в суждениях, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли. Тот, кто овладевает знанием и навыками формально-логического мышления, всегда понятен окружающим людям, сознательно исключает какую бы то ни было расплывчатость в деловом разговоре, непонятность и непоследовательность в деловой документации, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро выделить рациональ­ное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, находить короткие и пра­вильные пути исправления ошибок.

Логика представляет собой не только науку и не только форму и ход рационального мышления. Она должна быть понята еще и как совокупность интеллектуальных установок. Дело в том, что хотя логика как теория и предлагает комплекс стандартных форм, с помощью кото­рых мы упорядочиваем мысль, получаем и обосновываем знания не­опытным путем, сама по себе она мало приспособлена к синтезу но­вых знаний и не способна заполнить те "проскоки" в познавательном процессе, в которых только и получается знание качественного ха­рактера.

Исходные принципы и законы формального мышления не только выражают свойства объективной реальности и свойства са­мого мышления, но и обозначают те условия, при которых только и возможно логическое оперирование информацией. Проявленные в понятиях аксиомы рационального мышления имеют свои основания в некоторых интеллектуальных установках общественного сознания определенной эпохи, культуры, этапа развития познания.

Интеллектуальные установки логического мышления изменчи­вы, хотя изменения в них - весьма длительный и постепенный про­цесс, незаметный даже целому ряду поколений людей.

В процессе познания мы стремимся получить истинное знание. С точки зрения здравого повседневного мышления истинность знания всегда есть его соответ­ствие действительности. Понятия истин­ности или ложности относятся лишь к конкретному содержанию того или иного высказывания. Если в высказывании верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном же случае - оно ложно. Например, высказывание "некоторые банки спе­циализируются на ипотеке" истинно, а высказывание "ни в одной ка­питалистической стране не функционирует рыночная экономика" - ложно.

Как отличить истину от заблуждения? Для конкретного мышле­ния достаточным критерием истины всегда являются практика и оче­видность.

Знание, которое мы получаем, должно быть верным, т.е. слу­жить основой для принятия правильных решений, вести к достиже­нию искомого результата. Истины, которые не позволяют принимать правильных решений, с практической точки зрения оцениваются как неверные.

Наконец, наши рассуждения должны быть формально пра­вильными. Формальная правильность относится лишь к логическим действиям и операциям мышления.

Итак, истинность есть соответствие мысли действительности, правильность мышления состоит в соблюдении законов и правил ло­гики, а верность - в способности истинной и правильной мысли во­площаться в практической деятельности.

Чтобы мышление было правильным, оно должно отвечать трем требованиям, а именно: быть определенным, последова­тельным и обоснованным.

Логические черты определенности, последовательности и обоснованности не являются чертами, которые мышление породило из самого себя, и которые не имеют оснований в свойствах самой действительности. Правильное мышление обладает этими чертами только потому, что они представляют некоторые коренные свойства самой действительности, той действительности, которую воспринимает каждый из людей.

Все, что существует вне нашей мысли и что может быть предметом мышления, обладает свойством определенности. Будучи определенным в своих свойствах, предмет требует, чтобы и наше мышление о нем было мышлением определенным.

Со свойством определенности тесно связано другое свойство. Так как каждый предмет есть именно этот определенный предмет и в этом смысле отличается от всех других, то не может быть, чтобы те свойства, которые в данный момент принадлежат ему, как отли­чающие его от всех других предметов, в тот же самый момент не принадлежали ему.

Наконец, со свойством определенности в каждом предмете связано еще одно коренное свойство, а именно: всякое свойство предмета, отличающее этот предмет, в качестве определенного, от всех других предметов, существует не само по себе, но лишь потому, что существует нечто такое, чем это свойство обусловлено и без чего оно не могло бы существовать. Всякое правильное утверждение обусловлено правильностью тех утверждений, на которые оно опи­рается как на свое основание. Эта черта мышления, соответствую­щая обусловленности каждого существующего факта другими фактами, называется обоснованностью мышления.

Таким образом, определенное мышление есть мышление точное, свободное от всякой сбивчивости. Последовательное мышление есть мышление, свободное от внутренних противоречий, разрушающих связи между мыслями там, где они необходимы. Обоснованное мышление есть мышление, не просто формули­рующее истину, но вместе с тем указывающее на те основания, по которым она с необходимостью должна быть признана истинной.

Так как черты определенности, последовательности и доказа­тельности неотъемлемо принадлежат всякому правильному мышле­нию, то они имеют над мышлением силу законов. Всегда и везде, где наше мышление оказывается правильным, оно во всех своих дей­ствиях и операциях повинуется некоторым законам, осуществление которых и сообщает ему характер мышления определенного, после­довательного и обоснованного.

Каждому высказыванию и каждому ряду связанных между собой высказываний принадлежит, кроме особого содержания, также определенная форма самого выска­зывания.

Хотя во всех высказываниях, какое ни возьми (например, "Маклер был удачлив", "Доход был стабильным", "Изделие было ка­чественным"), речь идет о разных предметах, тем не менее, им при­сущи и общие черты. В каждом из них мысль раскрывает принад­лежность предмету известного свойства. Слово "был" показывает, что во всех трех высказываниях имеется один и тот же способ связи частей содержания мыслимого предмета.

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая фор­ма есть не составная часть мыслимого содержания, а лишь способ, посредством которого составные части содержания связываются в мысли между собой.

Логическая форма в этом смысле слова и составляет соб­ственно предмет изучения логики. Хотя можно дать и более стро­гое и развернутое определение предмета логики, более наукообраз­ное и современное, но с практической точки зрения сказанного о связанности логики с изучением и использованием форм мысли вполне достаточно.

2. Классификация логических методов исследования

Логические методы исследования базируются на применении в процессе исследований формальной логики.

Формальная логика – наука о законах выводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.

Формальная логика включает:

· традиционную логику;

· математическую логику.

Логические методы
Традиционная логика при получении новых (выводных) знаний использует следующие логические методы (рис.1):

 

 
 

 

 


Рис.1. Классификация логических методов традиционной логики

Дадим краткую характеристику этих методов.

Анализ – логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез – объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.

Индукция – процесс движения мысли от частного к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычно используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.

Дедукция – это процесс движения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.

Абстрагирование – способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе. Процесс абстрагирования возможен, потому что свойства, признаки, стороны предмета и явления, находясь в связи с целым, имеют относительную независимость от целого. В процессе абстрагирования исследователь как бы очищает предмет изучения от побочных признаков, свойств, связей и отношений, знание которых не только не способствует ходу исследования, а часто и затрудняет последнее. Процесс абстрагирования проходит несколько этапов. На первом этапе происходит как бы группировка различных предметов, вызывающих у исследователя сходные ощущения и чувственные образы (например, объекты, имеющие красный цвет). На втором этапе исследователь как бы приравнивает, отождествляет различные оттенки или варианты одного и того же признака (обобщает объекты, имеющие различные оттенки красного цвета). На следующем этапе исследователь как бы закрепляет выделенные свойства и отношения в идеальном виде, в каком они в самой природе или обществе не встречаются. Поэтому этот этап иногда называют процессом идеализации. Наконец, на четвертом этапе выделенные свойства закрепляются (оформляются) в удобной для исследователя форме.

Конкретизация – увязка того или иного явления с конкретными условиями обстановки. Объекты в реальном материальном мире обладают бесконечным множеством свойств, сторон и связей. Каждая отдельно взятая абстракция отражает какую-то одну связь или одно свойство, например, цвет, форму, причинно-следственную связь. Зато эти отдельно взятые свойства или связи отражаются с максимальной полнотой и точностью. Для того чтобы глубже познать реальные, конкретные объекты, имеющие неограниченное множество связей и свойств, необходимо соединить, связать определенным образом отдельные абстракции в новое, конкретное понятие, дающее наиболее полное для данного времени знание о конкретном объекте. Конкретное понятие, следовательно, есть своего рода сумма, совокупность различных абстракций, или абстрактных понятий, отражающих определенные свойства, стороны и связи данного предмета. Конкретные понятия возникают в результате последовательного дополнения и уточнения, расширения и синтеза отдельных абстракций, отражающих различные стороны и связи конкретных вещей. Переход от отдельных абстракций к конкретным понятиям называется методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Аналогия (традукция) – прием, в котором из сходства двух явлений в одних условиях делается вывод о сходстве этих явлений в других условиях. В логике аналогия рассматривается как форма получения выводного знания, как умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов в других признаках. Схематически это умозаключение по аналогии выглядит так:

A имеет признаки a, б, в, x;

B имеет признаки а, б, в;

Вероятно, В имеет и признак x

Как видно из формулы, нам даны два явления – А и В. Установлено, что явление А имеет признаки a, б, в и x. Изучая явление В, мы установили, что оно имеет признаки a, б и в. Эти признаки совпадают с первыми тремя признаками явления А. На основании сходства явлений А и В в трех признаках мы делаем предположение, что, возможно, явлению В присущ также и признак x.

Смысл аналогии заключается в том, чтобы находить неизвестные признаки предмета, опираясь на ранее приобретенные знания о другом, сходном с ним предмете, переносить информацию от одного предмета на другой на основе некоторого отношения между ними.

Но как бы ни было значительно найденное исследователем сходство признаков двух объектов, выводы в умозаключениях по аналогии всегда бывают только вероятны. Выводы по аналогии использовать можно и нужно, но они не должны являться единственным источником сведений об изучаемом объекте. При этом данные любой, самой верной аналогии должны проверяться на практике.

При оценке степени вероятности умозаключения по аналогии надо принимать в расчет следующие условия:

1. Чем больше известно общих свойств у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

2. Чем существеннее найденные общие свойства у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;

3. Чем глубже изучена взаимная закономерная связь сходных характеристик, тем вернее вывод, тем он ближе к достоверности;

4. Если предмет, в отношении которого исследователь делает умозаключение по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого делается вывод по аналогии, то общее сходство не имеет никакого значения.

Метод аналогии широко используется в моделировании, так как модель – аналог объекта, изучаемого посредством моделирования.

Сравнение – установление сходства или различия явлений, процессов и объектов в целом или в каких-либо признаках. В отличие от аналогии сравнение направлено на обнаружение не только аналогичных существенных признаков, но и существенных признаков различия. Сравнение – метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления.

Объективной основой метода сравнения являются: одинаковая сущность, общие законы, структуры функционирования и развития объектов и процессов. Сравнения позволяют выяснить, по каким признакам сравниваемые понятия сходны и по каким различны. Сравнения различных этапов развития системы позволяет выявить качественные изменения, новые существенные признаки. Сравнение – один из способов установления необоснованности гипотез и теорий, адекватности явлений, объектов и процессов. Сравнение как метод познания лежит в основе сравнительного логического анализа развития социально-экономических систем.

 

Базовыми элементами традиционной логики являются:

а) понятия – отражение предметов в их общих существенных признаках (понятие – “человек”, признаки – рост, вес, …).

Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью ощущений, восприятия, представлений. Свойства предметов есть то, с помощью чего мы эти предметы признаем. Свойства предметов или отношения между предме­тами становятся признаками, когда они выражают то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Предметы могут быть одинаковыми (тождественными) по своим свойствам (например, газета и купюра - бумажные), но мо­гут и отличаться по своим свойствам (газета имеет большой формат, купюра имеет водяные знаки).

Всякий предмет имеет бесчисленное множество свойств. Мысль в каждом отдельном случае отражает только часть этих свойств. Мысль о свойствах предметов называется признаком. Стремление включить в состав понятия все признаки мыслимого в понятии предмета или явления не только неосуществимо, но с логи­ческой точки зрения совершенно бессмысленно. Нам достаточно из всего множества свойств предмета выделить только некоторые, наиболее важные свойства, и выделить их таким образом, чтобы каждый из признаков, отличающих эти свойства, взятый отдельно, оказывался совершенно необходимым, а все признаки, взятые вмес­те, оказывались совершенно достаточными для того, чтобы при их помощи отличить данный предмет от всех других.

Для образования понятия важно учитывать три логические ха­рактеристики признаков.

Во-первых, признаки бывают существенные и несуществен­ные. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету или ка­честву, выражают их сущность, называются существенными. Приз­наки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету или качеству и которые, стало быть, не выражают их сущ­ность, называются несущественными.

Во-вторых, признаки бывают отличительные и неотличитель­ные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позво­ляют отличить его от других сходных с ним предметов. Например, отличительный признак бизнеса - то, что он направлен на получение прибыли. Отличительный признак предмета, качества или мно­жества каких-либо предметов - это признак, присущий только этому предмету, качеству или предметам, входящим в конкретное множе­ство.

Неотличительный признак - это признак, который принадле­жит не только данным предметам или качествам. Например, для лю­дей неотличительным признаком является принадлежность к позво­ночным.

В-третьих, признаки подразделяются на совместимые и не­совместимые. Совместимыми являются признаки, существование которых в данном предмете не исключает существование других его признаков. Например, признаки "иметь высшее образование" и "быть физически здоровым" совместимы в понятии "предприниматель". Несовместимыми являются признаки, существование которых в од­ном предмете, качестве исключают существование других. Напри­мер, признаки "договор" и "иметь серый цвет" несовместимы в поня­тии "деловые связи".

Логическим содержанием понятия являются существенные и отличительные признаки, принадлежащие предметам. Понятие – это мысль о предмете или множестве предметов, о качестве или их совокупности, взятых в их существенных и отличительных признаках. Свойство совместимости признаков не влияет на процесс образова­ния понятия о предмете мысли.

Языковыми формами выражения понятий являются слова (например, "кредитор", "себестоимость") или словосочетания (например, "стратегия вертикальной интеграции", "бюджетная эф­фективность импорта").

Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных и отличи­тельных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии. Например, содержанием понятия "коррупция" является совокупность двух существенных признаков: "сращение государственных структур со структурой преступного мира" и "подкуп и продажность обще­ственных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц".

Чтобы установить существенные признаки понятия, необходи­мо сравнить между собой целый ряд предметов. Сравнение показы­вает, какие признаки необходимы и достаточны, чтобы отличить дан­ный предмет от других. Отсюда следует, что в каждом понятии кроме мысли о его содержании следует различать мысль о совокупности тех предметов, которые охватываются понятием.

Объемом понятия называется множество обобщенных в нем предметов.

Например, под объемом понятия "товар" подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.

Понятия можно классифицировать по различным основаниям. В логике принято различать понятия, прежде всего, по тому, каков их объем и каково их содержание, приписанное слову или словосочета­нию значение.

· Исходя из анализа объема понятий они разделяются на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет один единственный предмет или качество. Например, "первый президент России".

Объем общего понятия включает число элементов, большее, чем единица. Например, "бизнесмен", "контора".

Объем пустого понятия равен нулю, так как это понятие, в со­держание которого входят несовместимые друг с другом признаки, не имеет и не может иметь аналога в действительности. Например, "маркетолог-амфибия".

· Регистрирующими называются понятия, в которых множество

мыслимых в нем элементов, предметов поддается учету (например," районный сберегательный банк города Москвы"). Понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрирующими (например, "банкнота", "служащий"). Они имеют неисчисляемый, хотя и под­дающийся счету объем.

· Конкретными называются понятия, в ко­торых отражены отдельные

предметы или множества предметов. К их числу относятся, например, понятия "центральная контора", "продукция", "менеджер по сбыту" и т.д.

Абстрактными называются понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, свойство, каче­ство, взятые отдельно от самого предмета (например, "платеже­способность", "честность"). В реальности "платежеспособность" и "честность", как отдельные воспринимаемые вещи, не существуют, а существуют, например, "честные люди", "платежеспособность юри­дического или физического лица". Абстрактные понятия отражают, кроме отдельных свойств предметов, и отношения между предмета­ми (например, "неравенство", "сходство").

· Соотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы,

существование одного из которых предполагает су­ществование другого и вне этого друго­го понято быть не может ("руководитель" - "подчиненный", "дебет" -"кредит", "верхний предел" - "нижний предел"). Иными словами, эти предметы имеют некоторые свойства, появляющиеся лишь вследст­вие специфической связи со свойствами другого предмета.

Безотносительные - такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от дру­гого предмета и которые могут быть поняты на основании признаков, присущих им как таковым ("коммерсант", "предприятие", "субсидия").

· Положительные понятия характеризуют в предмете присутствие того

или иного качества или отношения. Например, поло­жительными будут понятия "грамотный торговец", "благородный поступок", "порядочность".

Отрицательными называются понятия, которые означают, что некоторое качество, с которым определенный предмет или их множество по смыслу связаны, на самом деле отсутствует в этих пред­метах (например, "некоммерческий маркетинг", "бесконкурентный контракт"). Эти понятия выражены в языке словом или словосочета­нием, содержащим отрицательную частицу, присоединяющуюся к соответствующему положительному понятию.

· Собирательными называются понятия, в которых группа однородных

предметов мыслится как единое целое, множество как таковое (например, "торговый дом", "валовой национальный продукт"). Содержание собирательного по­нятия, т.е. его основные признаки, нельзя отнести к каждому отдель­ному элементу, входящему в объем этого понятия. Например, об од­ном дереве нельзя сказать, что это роща.

Собирательные понятия бывают общими ("население страны") и единичными ("Европейское экономическое сообщество", "молодежь").

Содержание разделительного понятия можно отнести к каж­дому предмету множества, мыслимого в понятии, но также и к са­мому множеству (например, "денежный вклад", "спонсор", "станок").

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Программа и методы организации социологических исследований | Логические отношения между понятиями. Между предметами одновременно существует и сходство и различие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.