КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная диагностика и ее значение в социальной работе
ЗАДАЧИ Контрольная работа № 1
NaNO2 + KMnO4 + H2SO4 → HCl + H2SO4 Ответ: 0,08 л 62. Какова молярная концентрация эквивалента KBrO в 1,5 М растворе: а) как восстановителя, если KBrO окисляется в KBrO3; б) как окислителя, если KBrO восстановляется до KBr? 63.Напишите уравнение гидролиза железного коагулянта FeCl3 · 6H2O при присутствии в воде гидрокарбоната кальция. 64.Определите дозу извести при коагуляции с подщелачиванием, если доза коагулянта 142,5 мг/л безводного Al2(SO4)3, а щелочность исходной воды 1,5 мг·экв/л? 65.Рассчитайте количество 70%-й извести СаО для подщелачивания 500 м3 воды. Исходная щелочность воды 0,8 мг·экв/л, доза алюминиевого коагулянта 85,5 мг/л (в пересчете на безводную соль). 66.Рассчитайте концентрацию (мг/л) коагулянта FeCl3 снижающую щелочность коагулируемой воды на 0,5 мг·экв/л. 67.Когда производят подщелачивание воды при коагуляции сернокислым алюминием? 68. К литру смеси уксусной кислоты и ацетата натрия, взятых в равных концентрациях (0,2 моль/л), добавляетсмя 0,005 л раствора гидроксида натрия с концентрацией 0,2 моль/л. Определите изменение рН исходного раствора. 69. Найдите концентрацию ионов водорода в буферном растворе, содержащем в 1 л 0,01 моль гидроксида аммония и 0,1 моль хлорида аммония. Как изменится концентрация ионов H+ при разбавлении раствора в 100 раз? 70.Определите pH раствора, содержащего по 1 моль/л НСООН и НСООNa, после добавления 12,6 г HCl. KHCOOH = 1,77·10-4. Ответ: 0,56∙10моль/л. 71.Опишите методы биологической очистки сточных вод. 72.Какое значение имеют простейшие водоросли в микробиологических процессах очистки питьевых и сточных вод? 73.Чем отличаются грибки от бактерий? Опишите морфологию дрожжей и актиномицетов. Как они размножаются? 74.Каковы основные приемы технического воздействия на микробное население воды? 75.Возбудители каких опасных микробных заболеваний могут передаваться через воду? Какую роль играют санитарно-технические сооружения в борьбе с водными эпидемиями? 76.Дайте характеристику микробов по типу питания и дыхания. Какую роль играют микроорганизмы в превращении веществ в природе? 77.Биологические факторы самоочищения вод, рек и водоемов. 78.В чем заключается сущность бактериологической и биологической оценки качества питьевой воды? 79.Какой вред причиняют микробиологические обрастания в трубах и сооружениях? Какие мероприятия проводятся по борьбе с ними? 80.Какие компоненты, включая биологическое население, входят в состав сточных вод? Какие факторы влияют на их состав?
Сложность и многозначность проблем, постоянно возникающих в такой специфической отрасли государственной и общественной деятельности, какой является социальная защита населения, настоятельно выдвигают в качестве одной из первоочередных задач необходимость повышения профессионализма работников социальных служб. Пора импровизаций и интуитивных предположений в организации социальной работы давно прошла, жизнь требует квалифицированных подходов к решению назревших вопросов. В этой связи особую значимость приобретает овладение кадрами социальных работников методами и навыками научного диагностирования социальных ситуаций, с тем чтобы, опираясь на его результаты, вырабатывать и осуществлять целенаправленные меры социальной защиты населения и терапии взаимоотношений в обществе, ибо все они обусловлены сугубо определенными причинами (при всем их многообразии) и поэтому при осуществлении практических действий по поддержанию или преодолению наметившихся тенденций, событий или явлений в каждом конкретном случае требуется глубокое понимание их природы, характера и сущности, выявление и распознавание которых и составляет суть социальной диагностики. Социальная диагностики — это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Она осуществляется посредством использования таких приемов и методов научного исследования социальных процессов, которые позволяют проникнуть в их глубину, вскрыть подлинные причины и внутренние взаимосвязи, обусловившие то или иное состояние или действие общества, отдельных его социальных групп, установить последовательность и возможные направления их дальнейшего развития. Обобщенные результаты этого исследования, выраженные в принятой социологической терминологии, и составляют социальный диагноз, т. е. научное заключение о состоянии “социального здоровья” рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении и изучении. Проведение социального диагноза предполагает не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов социальной работы, но и их идентификацию (отождествление с другими объектами или обнаружение у них особой индивидуальности в поступках и действиях), их структурирование и ранжирование. Это творческий и весьма трудоемкий процесс, чуждый по своей сути шаблонным приемам и способам проведения. Однако определенная общая схема методики осуществления социальной диагностики все же сложилась в науке и практике и ее можно рекомендовать в качестве исходного, базового методического материала. ОБЩАЯ СХЕМА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ Приведенная общая схема научной диагностики в социальной работе показывает, что важнейшим элементом методики ее осуществления является предварительное ознакомление с исследуемым объектом или явлением, накопление первичных материалов, характеризующих их сущность и дающих возможность хотя бы в первом приближении иметь более или менее достоверное представление о предмете изучения. Наличие этих общих положений необходимо прежде всего для того, чтобы, как писал академик И. П. Павлов, — “было на что цеплять факты, для того, чтобы было с чем двигаться вперед, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий”. Например, если возникла необходимость, скажем, при выработке социальной политики или конкретных социальных мероприятий, иметь научный диагноз развития демографической ситуации в обществе в целом или в каком-то определенном городе или регионе страны, то прежде чем приступить к исследованию, т. е. к проведению социальной диагностики, нужно составить общее представление о демографии как социальном явлении, о его основных показателях и критериях, а также имевших место в предшествующие периоды общих и частных тенденциях. Источниками таких общих представлений могут служить прежде всего теоретические работы и специальные исследования, материалы государственной статистики и переписи населения, другие справочные материалы и документы, включающие и конкретизирующие состояние демографической обстановки в интересующем регионе. Располагая общими представлениями и необходимыми исходными показателями, исследователи имеют возможность провести общую диагностику состояния демографической ситуации, приступить к выявлению ее актуальных проблем, которых, как правило, всегда обнаруживается много и каждая из них требует к себе пристального внимания всего общества, государства и его социальных служб. В данном примере это может быть динамика соотношений естественного прироста и убыли населения; числа браков и разводов, непосредственно влияющих на рождаемость детей; родившихся и умерших младенцев и др. Определив наиболее существенные из них (исходя из поставленной задачи и цели), можно перейти к следующему этапу, а именно — к проведению специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем. При этом выявляются и исследуются уже более частные причины, приведшие к возникновению той или иной конкретной проблемы в исследуемой социальной сфере, обусловленные ими особенности и характерные черты рассмотренного явления. В случае необходимости в любой из них могут быть вычленены еще более узкие проблемы и исследованы порождающие их причины и связи. Так, соотношение браков и разводов, как одной из актуальных демографических проблем, во многом обусловливается социально-экономическими причинами, морально-нравственным состоянием молодежи, множеством других индивидуальных причин и факторов. Изучение каждой из этих причин будет способствовать обогащению общей картины исследования. Итак, если задачей общей диагностики является определение самых важных проблем исследуемого социального явления, то специальная диагностика дополняет и углубляет ее результаты. В ней применяются уже более конкретные методы, позволяющие полнее учесть и отразить специфику каждой из рассматриваемых проблем, точнее определить причины их возникновения. Выявленные в процессе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как уже отмечалось выше, социальный диагноз, или научное заключение о состоянии исследуемого объекта. Однако в силу того, что в ходе исследования всегда имеет место определенное абстрагирование от реальной действительности (в этом суть познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и обобщению), полученные результаты нуждаются в определенной корректировке и уточнении, что достигается путем совместной работы с практическими работниками, непосредственно занятыми в данной социальной сфере. На этом окончательно завершается этап социальной диагностики и начинается разработка конкретных программ или решений соответствующих директивных или иных государственных органов и общественных организаций (благотворительных фондов, различных ассоциаций и других подобного рода объединений) по преодолению или поддержанию и развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении. Социальная диагностика и затраченные на нее усилия могут потерять всякое практическое значение, если принятые на ее основе решения и рекомендации останутся не реализованными. Поэтому организация их выполнения имеет принципиальное значение в работе органов социальной защиты населения, всех социальных служб. От их настойчивости и инициативы во многом зависит успех дела. Используя различные формы и методы организационной работы, они в состоянии активно воздействовать на ход реализации принятых решений, постоянно контролировать их выполнение, а в случаях необходимости — вносить предложения по уточнению или принятию дополнительных мер, способствующих более эффективному преодолению возникающих затруднений или новых проблем.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 5490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |