Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогической работы

МИКРОРАЙОНА КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

http://old.iro.yar.ru/resource/distant/socialnaya_pedagogika/socialnaya_pedagogika/sekret/social7.html

Важнейшим условием эффективности использования социальной сферы в воспитании детей, формирование их ценностных ориентации являются знание всех особенностей этой сферы и факторов, влияющих на формирование личности. Социально-педагогическое обследование, изучение особенностей микросреды должно предшествовать, быть основой построения планов и прогнозов воспитательных воздействий. Профессиональная деятельность социального педагога протекает в недрах микрорайонного сообщества, которое имеет свои особенности инфраструктуру, традиции, без знания которых невозможно принимать обоснованные решения. Социально-педагогический паспорт и является тем первичным документом, в котором обобщаются данные по всему микрорайону, позволяющие делать те или иные оценки дающие представления об обстановке в социуме. Социально-педагогический паспорт включает в себя следующие аспекты.

Материальная база жилого массива микрорайона школы, возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков: спортивная, техническая и культурно-просветительная база микрорайона, детские комнаты, клубы, военно-спортивные площадки и комплексы, мастерские. Микрорайон школы делится на естественные относительно замкнутые участки со стихийно сложившимся или целенаправленно созданными центрами сосредоточениях интересов детей и подростков микрорайона в свободное для них время. Такие относительно замкнутые микроучастки представляют собой дворовые территории больших домов, отдельные объекты микрорайона, могут отрицательно воздействовать на детей (места скопления аморальных элементов, торговые точки, нарушающие правила торговли по отношению к детям и пр.). Изучение микрорайона в соответствии с указанными аспектами позволяет определить главную воспитательную задачу по работе с детьми микрорайона, а также содержание, формы и методы этой работы, ведущий центр (центры) сосредоточения воспитательной работы с детьми в микрорайоне, конкретные формы участия общественности в работе с детьми по месту жительства.

Взрослое население и окружение микрорайона: его состав (возрастной и профессиональный). Решение воспитательных задач невозможно без точного представления о том взрослом окружении, которое в первую очередь оказывает положительное или отрицательное воздействие на детей микрорайона. В связи с этим диагностика микрорайона должна включить в себя также изучение взрослого окружения, взрослых жителей микрорайона, кадры культурно-производственного окружения микрорайона школы. Диагностика только этих компонентов позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей микрорайона: во-первых, диагностика взрослого населения и производственного окружения дает возможность определить наиболее традиционные для микрорайона формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации. Во-вторых, она позволяет определить тех конкретных людей (живущих и работающих в микрорайоне), которые реально или потенциально могут быть центром внимания детей, могут стать для последних своеобразным образцом для подражания (в положительном или отрицательном плане). В-третьих, диагностика выявляет людей, которые участвуют в воспитании детей микрорайона, и тех которых можно привлечь к этой работе с целью повышения ее эффективности (к руководству детскими объединениями, кружками, секциями, к индивидуальной воспитательной работе и пр.).

Институт семьи. Особое место в характеристике микрорайона занимает проблема семейного воспитания. Ее решение целиком зависит от состава семьи: материальных условий, существующих ценностей, воспитательной целенаправленности, нравственной культуры. Главное внимание при диагностике микрорайона направляется на изучение всех детей микрорайона, их интересов и дел, в которых эти интересы реализуются. Интересы детей и подростков, как и те дела, в которых они реализуются, выражают прежде всего потребности детей, их отношение к внешнему миру, а также мотивы их добровольной и самостоятельной деятельности. Поэтому выявление наиболее ярко проявляющихся интересов и наиболее типичных видов деятельности детей и подростков микрорайона представляет собой познание детской потребностей как исходной основы для организации воспитательной работы с детьми. Внимание к познанию внеучебных интересов детей и подростков при изучении воспитательных возможностей и потребностей микрорайона определяется также тем положением, что интересы возникают, формируются и развиваются под воздействием внешней среды (школы, семьи, товарищей, соседей и пр.). Следовательно, выявление наиболее типичных интересов детей микрорайона также необходимо для совершенствования воздействия внешней среды на детей, для повышения педагогической эффективности этой среды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы и методы социальной диагностики | Каким учеником вы себя считаете: способным, хорошим, средним, малоспособным, трудным
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.