КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ольга Юрьевна ОЖЕРЕЛЬЕВА
Старший преподаватель кафедры http://www.elcom.ru/~human/2008ns/46oou.htm
9. Смысложизненные ориентации современного человека В настоящее время возрастающая неуверенность в осмысленности существования связана с большой изменчивостью, секуляризованностью и неопределенностью направления социального бытия и развития. Принципиальный плюрализм трактовок современного общества порождает сомнение в возможности его целостного понимания и оборачивается эрозией осмысленности социума и человеческой жизни. Однако эти разногласия могут быть смягчены целостными концепциями смысла жизни, поскольку они имплицитно формируют представление о современном им обществе. Довольно широкий спектр представлений о смысле жизни объясняется двойственной природой данного феномена: с одной стороны, он представляет собой результат воздействия на человека окружающего мира, с другой – элементы действительности получают свое представительство в сознании только после их осмысления. Несмотря на такой разброс мнений, практически все исследователи этой проблемы определяют смысл через отношение, которое строится не на определенной связи между субъектом и действительностью, а прежде всего на сложной системе связей, которые обусловливают взаимодействие как субъективных отношений с действительностью, так и обратное отношение. При этом смысложизненные ориентации выражаются в отношении к элементам действительности, представленным в структурах сознания, а для того чтобы такое отношение осуществилось, необходим, прежде всего субъект этого отношения. Поскольку сознание присуще только человеку, то смысл как феномен сознания, отражая его человеческую природу, и делает человека субъектом отношения. Смысложизненные ориентации отражают системное свойство личности и имеют транссубъективную природу. У человека есть «чувство смысла», «инстинкт смысла» – врожденное стремление к смыслу, и только неблагоприятные обстоятельства жизни и воспитания заглушают и сводят на нет это стремление. Но, с другой стороны, мы знаем немало фактов, свидетельствующих о том, что неблагоприятные обстоятельства могут быть «катализатором» поиска смысла жизни. Именно в тот момент, когда сгущаются тучи, когда следующие один за другим удары судьбы уводят почву из-под ног, когда кажется, что продолжать жизнь бессмысленноЮ – именно в этот момент обостряется «задача на смысл» [1]. Феномен смысла жизни – наиболее адекватное, наиболее концентрированное проявление личности, его смысложизненных ориентаций. Процесс поиска и обретения смысла жизни невозможен без установления определенного отношения человека к самому себе. Именно на этой основе возможно удовлетворение потребностей человека в самореализации – потребности «дать себе чрез себя самого объективность в объективном мире и осуществить, выполнить себя» [2]. На основе этой потребности возникает стремление к поиску и обретению смысла жизни, который задает пути и способы самореализации. Система смысложизненных ориентаций не останавливается в своем развитии. Начиная с юношеского возраста и на протяжении дальнейшей жизни задачи развития и эффективного функционирования перед человеком ставит сама жизнь. На стадии ранней взрослости большинство людей имеют дело с выбором профессии, карьеры и супруга, намечают жизненные цели и начинают их осуществлять. В процессе профессиональной деятельности и реализации новых ролей (супружеской, родительской, гражданской и др.) происходит дальнейшее развитие смысловой сферы личности. Одним из факторов изменения системы смысложизненных ориентаций являются социально-исторические условия, на фоне которых происходит развитие и функционирование личности. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость смысловых отношений с действительностью, закрепленных в личностных ценностях, связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением. Ценности и смыслы непостоянны, они изменяются во времени в результате деятельности людей, также как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот (наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте) [3]. Помимо сознательного (осмысленного) отношения человека к действительности, уровневая организация смысловой системы личности должна отражать социальную сущность человека. «Реальный способ отношения к другому человеку, другим людям, человечеству в целом», – Б. С. Братусь называет отношение к другому человеку, «тем самым общим критерием, водоразделом, отделяющим собственно личностное в смыслообразовании от неличностного…»[4]. Такой подход предполагает наличие определенных этических стандартов, социальных норм и моральных ценностей, которые являются отражением культуры определенного социального слоя, национальной и религиозной принадлежности, политической и историко-культурной системы. Направленность чувственного сознания индивида на элементы объективной реальности, в том числе и на личность другого человека, на его мир, на процесс и результат своей деятельности относительно других людей выражается во внутренней свободе, основанной на способности принимать решения в ситуации выбора и реализовывать их. Только свободный человек может помочь освободиться другому человеку. Для осмысленного понимания мира другого человека (и соответственно понимания его личностных категорий добра и зла, норм, ценностей, счастья и смыслов) прежде необходима четкая идентификация себя как субъекта [5]. Для личности всегда характерен разрыв между тем, что она есть, и тем, чем она хочет быть – разрыв, порождающий противоборство. Подобное рассогласование коренится в двойственной природе человека: субъект является и пассивным наблюдателем (объектом), и активным творцом собственной жизни (субъектом). Балансируя между двумя противоположными полюсами, личность выступает частичкой общего «царства ценностей» и в тоже время – его причиной, основанием. Ей, как субъекту формирования моральных приоритетов, требуется группа, в которой нравственные ориентиры стали бы нормой, ей необходим социум, с которым можно было бы вступить в противоречие (ибо рождение новых универсалий возможно только через ценностный конфликт). И одновременно с этим ей как объекту необходима культура, из которой можно черпать готовые нравственные принципы [6]. В каждый момент своего существования человек совершает ценностный выбор, принимает нравственное решение, разрешает моральный конфликт, модифицирует нормы культуры, подвергает изменениям собственные принципы, устанавливая на какое-то время непротиворечивую систему смысловых универсалий. Таким образом, он осознанно, ответственно и свободно формирует значимое для себя – сейчас, наполняет смыслом бытие. Смысложизненные ориентации как способ отношения к миру реализуются личностью во всех сферах жизни посредством ценностей, идеалов, убеждений. Через жизненный смысл как многообразие отношений личности строится и свое отношение к политическим реалиям, социально-экономическим преобразованиям, культуре, профессии, карьере и т.д. «Пресловутая рука рынка пошарила не только в карманах, но и в головах людей», и действительно, коммерциализация социальной жизни, кино, телевидения, коммерциализация досуга, превращающая его в индустрию развлечений, производят глубокие изменения в сознании человека, способствуют формированию деструктивного смысла жизни [7]. Социальный характер общества обуславливает у человека определенный способ удовлетворения его потребностей и формирует тем самым его социальные установки, исходя из которых, он действует в последствии. Одной из характеристик современного информационного общества является чрезмерное потребление. Под воздействием рекламы, формированием у человека стремления стать обладателем какой-то вещи, сквозь рекламу проходит и образ «социального Я», успешного владельца предлагаемых товаров, окруженного благополучием. Данный образ становится определенной установкой в достижении жизненных целей и формирует стратегию поведения: сила, уверенность в себе, которые обязательно ведут к престижу и устроенной жизни. Сами законы рынка с его конкуренцией обусловливают установку на борьбу за свою выгоду, о чем косвенно свидетельствует рост исследований и литературы, посвященной лидерству, технологиям влияния и власти. Явно и незримо в современном обществе начинает транслироваться установка на влияние ради достижения собственных целей. Для личностного роста в профессии необходимо постоянно выходить за ее пределы в смежные области деятельности. Однако когда пишут о профессии как смысле жизни индивида, забывают, что полное погружение в профессию также чревато различными личностными нарушениями. Наиболее благоприятным случаем является такой, когда смысл жизни и смысл профессиональной деятельности совпадают. Однако, возможен и такой вариант, когда они противоположны друг другу. Данное положение ведет к неустойчивости личности, повышенной тревожности, утрате собственного «Я», и здесь, возможны несколько вариантов. Либо смысл жизни начинает конституировать и отношение к профессии, либо отношение к профессии «поведет» за собой и преобразует по своему подобию смысл жизни. Третий вариант также возможен. В этом случае с помощью психологической защиты возможно как бы параллельное существование этих двух смысловых пространств, но функционирование психологической защиты не проходит для личности бесследно: личность неизбежно регрессирует, что внешне выражается в появлении различного вида невротических, психосоматических и психических расстройств. Сказанное не свидетельствует против социума, основанного на рыночных отношениях. Оно свидетельствует против социума, в котором создаются благоприятные условия для формирования у человека структурной иерархии смысла жизни, где интересы бизнеса, обогащения, эгоистического самоутверждения становятся не только главными, но фактически единственными, подчиняющими себе и вытесняющими истинно человеческие чувства и стремления. «…Проблема смысла бытия включает в себя взаимосвязанные вопросы о смысле человека, его жизни, общества и истории, центральным из которых является вопрос о смысле человеческой жизни. Комплекс этих вопросов составляет проблему смысла жизни в ее широком значении, поскольку без ответа на них ее решение невозможно. То есть смысл жизни человека является не только частью, но и основной формой смысла бытия» [8]. В ходе жизнедеятельности смысловые системы формируют опыт человека, организуют когнитивную и эмоциональную сферы индивида, служат источником поведения. Человек, находящийся в развитии, непрерывно дифференцирует себя из общей массы и в то же время понимает свою интеграцию с более широким миром. Этот процесс становится возможным благодаря тому, что на каждой стадии развития старое становится частью нового. По мере взросления смысловая система становится уникальной, сохраняя общность со смысловыми системами других людей. Переоценка ценностей, рефлексия и переориентировка жизненных смыслов – закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом и заключается основной момент личностного развития в старшем и зрелом возрасте. Следует отметить, что процесс развития в эти периоды жизни носит индивидуальный «вневозрастной» характер, поскольку он обусловлен имеющимся жизненным опытом и сложившейся индивидуальной системой отношений человека к себе и к действительности. Таким образом, смысложизненные ориентации личности не останавливаются в развитии на каком-либо этапе жизни человека, а продолжают развиваться как смысловые системы на протяжении всей жизни. [1] Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр. тр. М., Воронеж, 2006. С. 45. [2] Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб., 1994. [3] См.: Серый А. В. Система личностных смыслов. Кемерово, 2004. С. 154 [4] Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. С. 100 [5] См.: Серый А. В. Указ. соч. С. 102 [6] См.: Серый А. В. Указ. соч. С. 159. [7] Киселев Г. С. Смысл и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. № 4. [8] Международной конференции г. Волгоград. Т.2. С. 317.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |