КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика
Сама процедура состоит из двух этапов. На первом этапе происходит вэаимооценка учащихся по определенному набору видов деятельности или личностных качеств. На втором этапе выявляется избирательное отношение каждого опрашиваемого к некоторым учащимся класса (группы). Определение критериев оценки. В зависимости от задач исследования школьный психолог определяет то, что будет оцениваться. Это могут быть вопросы-ситуации, например: "С кем вы поедете на экскурсию в другой город?", "Кому вы можете рассказать о случившейся неприятности?", "С кем вы хотите отпраздновать свой день рождения?", "С кем вы больше всего откровенны?" и т.д., личностные качества, например: смелость, отзывчивость, общительность, рассудительность и т.д. или виды совместной деятельности. Порядок дальнейшей работы можно рассматривать на примере выбора списка личностных качеств. Процедура проведения. Учащимся раздают бланки ответов и просят написать в них свою фамилию. Затем психолог предлагает оценить себя и своих товарищей по перечисленным в бланке ответов качествам, используя пятибалльную шкалу, при этом поясняет, что 5-ю баллами оценивается качество, проявляемое всегда, 4-мя – если качество проявляется часто, 3-мя – иногда, 2-мя – редко, одним – никогда. Оценки ставятся в клетках пересечения граф фамилий и тех качеств, которые оцениваются. После завершения этой процедуры практический психолог благодарит всех. и первый этап заканчивается. Через несколько дней необходимо провести индивидуальные беседы с учащимися, основное содержание которых заключается в следующем. Психолог сообщает учащемуся, что он может познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали одноклассники. Интересуется, с чьей оценкой (единственной) он хотел бы познакомиться. После того, как учащийся назвал одного из одноклассников, ознакомился с его оценкой, а психолог отметил выбор, предлагается сделать еще один выбор соученика. И, наконец, уже совершенно окончательный – третий выбор. Эти три одноклассника и составляют ядро референтной группы для данного учащегося. Обработка полученных данных производится так же, как и в обычной социометрии, получая при этом референтометрический статус учащихся и референтометрическую структуру взаимных предпочтений. Кроме того, выбранный нами критерий для примера позволяет получить еще информацию о свойствах личности учащихся. Но поскольку диагностика свойств личности не входит в предмет рассмотрения, рекомендуется всем желающим ознакомиться с данной методикой в существующей литературе. Интерпретация результатов. Выявление с помощью данной методики референтной группы дает практическому психологу возможность определять не только отношение каждого ученика к своим сверстникам, но и его ценностные ориентации: установить те качества его личности, в оценке которых он нуждается в большей степени. Наконец, референтометрия позволяет в некоторой степени прогнозировать поведение учащегося в определенных ситуациях. Предположим, например, что референтную группу для учащегося составляют учащиеся из его же класса. Следовательно, в классе (группе) существуют ребята, мнение которых очень много значит для этого учащегося, и которое психолог может использовать в процессе психокоррекции, чтобы влиять на поведение подростка.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |