КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы уголовного права
Принципами уголовного права считаются указанные в уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют как его содержание в целом, так и содержание отдельных его институтов. УК закрепил пять принципов: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. Каждый из них является самостоятельным; в своей же совокупности принципы образуют определенную систему, в которой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Уголовное право не может основываться только на каком-то одном из них, пусть даже самом значительном и важном. Воплощение отдельно взятого принципа зависит от полноты и реальности всех составляющих, входящих в систему. Принципы уголовного права отражают общечеловеческие ценности, вытекают из Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК (ст. 3). Данный принцип, являясь конституционным, включает два важных положения, известных человечеству с давних времен: 1) нет преступления без указания на то в законе; 2) нет наказания без указания на то в законе. Суть первого состоит в том, что только уголовный закон, т. е. действующий УК, определяет, какие деяния (действия или бездействие) признаются преступными. Иначе говоря, лишь уголовный закон является источником уголовного права, никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. Принцип законности пронизывает все нормы и институты УК. Так, в ст. 8 основанием уголовной ответственности названо совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Кодексом. Конкретные виды преступлений описаны в нормах Особенной части УК; каждая из них содержит признаки, которые необходимы и достаточны для наличия его состава. Статья 14 формулирует понятие преступления как виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Кодексом под угрозой наказания. В некоторых нормах данный принцип в качестве законодательного требования указывается особо. Например, в ч. 1 ст. 60 УК говорится, что наказание назначается в пределах, предусмотренных статьей Особенной части Кодекса, с учетом положений его Общей части. Статья 75 УК прямо закрепляет положение, согласно которому освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием за тяжкие и особо тяжкие преступления возможно только в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Наказуемость деяния вытекает из его преступности и также определяется уголовным законом. Кодекс дает исчерпывающий перечень видов наказаний с точным указанием условий и пределов его назначения. Это исключает возможность применения судом наказания, не предусмотренного законом. Только УК фиксирует и другие уголовно-правовые последствия, обусловленные преступностью и наказуемостью деяния. Так, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с Кодексом может учитываться при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК). Статья 3 УК содержит еще одно важное положение: применение уголовного закона по аналогии не допускается. Таким образом, закон исключает возможность привлечения к уголовной ответственности за сходные, но не предусмотренные прямо в УК деяния, даже если они являются общественно опасными. Принцип законности адресован не только правоприменителю, но и законодателю. Статья 55 Конституции указывает, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Следовательно, нельзя устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся реализацией прав и свобод человека. Уголовный закон не может произвольно вмешиваться в его личную и семейную жизнь и т. д. Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК). Он прямо вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации, отражает положения международного права. Данный принцип проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания, одинаковых условий погашения уголовно-правовых последствий судимости. Равенство перед законом также означает, что при применении УК ничто не должно ухудшать положение человека по сравнению с другими преследуемыми в уголовно-правовом порядке. Указанное обстоятельство не противоречит ответственности так называемых специальных субъ-ектов, которые наряду с достижением установленного законом возраста и вменяемостью характеризуются дополнительными признаками, относящимися к различным свойствам преступника (гражданству, полу, должностному положению, воинским обязанностям и т. д.). Лица, не обладающие данными признаками, не могут совершить преступления, ответственность за которые ограничена кругом специальных субъектов. При соучастии же в подобных преступлениях их действия квалифицируются по тем же статьям УК, что и действия специальных субъектов. Согласно закону равным образом несут ответственность как мужчины, так и женщины, лица, относящиеся как к национальному большинству, проживающему в данном административном или национально-территориальном районе, так и к национальному меньшинству. Не влияет на уголовную ответственность имущественное и должностное положение виновного. Положения принципа равенства граждан перед законом распространяются только на привлечение лица к уголовной ответственности, но они не относятся к мере наказания, которая всегда индивидуализируется. Статья 5 УК закрепляет принцип вины: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина». Этот принцип иначе еще называют принципом субъективного вменения. Он представляется исключительно важным и составляет краеугольный камень уголовного права. Сущность данного принципа заключается в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная вина в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий. Любое общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, преступлением становится лишь тогда, когда оно совершено виновно. «Виновным в преступлении, - говорится в ст. 24 УК, - признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности». Указание на вину содержится во многих институтах уголовного права. Так, ст. 30 УК приготовление к преступлению и покушение на преступление связывает только с умышленной формой вины; в понятие соучастия также включено указание об умышленном участии двух или более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 УК) и т. д. Таким образом, субъективное вменение, являясь основополагающим началом уголовного права, означает, что юридическая оценка деяния и применение к лицу мер уголовно-правового воздействия возможны лишь в том случае, когда содеянное явилось результатом его воли и сознания. Значение принципа вины усиливается закрепленным в ч. 2 ст. 5 УК положением о том, что объективное вменение, т. е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Понятие невиновного причинения вреда раскрывается в ст. 28 УК. Указанные положения имеют существенное практическое значение. Какими бы тяжкими ни были последствия, если они причинены невиновно, уголовная ответственность за них исключается. Принцип справедливости, как указано в ст. 6 УК, означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Данный принцип также находит свое воплощение во многих нормах уголовного права: в частности, ст. 43 УК одной из целей наказания считает восстановление социальной справедливости, ст. 60 УК к общим началам назначения наказания относит назначение справедливого наказания. Являясь основой демократического правосудия, справедливость в определенной степени аккумулирует в себе другие важнейшие принципы уголовного права, и в первую очередь принцип законности. Если лицо привлечено к уголовной ответственности незаконно, то тем самым нарушается и принцип справедливости. В отношении принципа справедливости выделяется два аспекта: уравнительный (справедливость уравнивающая) и дифференцирующий (справедливость распределяющая). Первый предполагает изначальное равенство всех граждан перед законом, второй — индивидуализацию наказания. Распределяющий аспект справедливости нашел свое закрепление в ст. 6 УК. УК содержит ряд положений, направленных на обеспечение справедливого наказания. Прежде всего это закрепленные в уголовном законе общие начала назначения наказания, обязывающие суд учитывать характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи. На достижение справедливости направлены и закрепленные уголовным законом условия назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, за преступление, совершенное в соучастии, и т. д. Назначение справедливого наказания обеспечивается достаточно широким перечнем его видов, законодательной формулировкой уголовно-правовых санкций и т. д. Таким образом, справедливость, выступая характеристикой наказания, будет выражаться в его законности, целесообразности, смягчении мер уголовно-правовой репрессии, в гуманности. Несправедливое наказание согласно уголовно-процессуальному законодательству влечет изменение или отмену приговора. В ч. 2 ст. 6 УК по существу воспроизводится норма ст. 50 Конституции Российской Федерации: никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение в полной мере можно было бы отнести к принципу законности. Принцип гуманизма в уголовном праве характеризуется двумя обстоятельствами. Суть первого состоит в том, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК); суть второго в том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК). Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о двуединой направленности гуманизма, исключающей одностороннюю его трактовку как снисхождения к лицам, совершившим преступления, назначения им мягкого наказания, предоставления им различных послаблений и льгот. Гуманизм уголовного права в первую очередь должен проявляться в обеспечении уголовно-правовыми средствами неприкосновенности личности, собственности от преступных посягательств. В этих целях Особенная часть уголовного права содержит конкретные виды преступлений, за которые виновные подлежат достаточно суровому наказанию. Гуманным будет любое справедливое наказание. Вместе с тем гуманизм направлен и в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления. В частности, закон запрещает применять к ним пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания либо унижающие человеческое достоинство. В мировой практике соблюдение принципа гуманизма оценивается в первую очередь отношением к преступнику. Гуманизм нашел предметное воплощение и в специальной главе 14, посвященной уголовной ответственности несовершеннолетних. Так, с учетом возраста и особенностей психологии лиц, не достигших совершеннолетия, предусматривается значительное смягчение применяемых к ним мер уголовно-правового воздействия вплоть до полного освобождения от уголовной ответственности. Данный принцип проявляется и в резком сокращении применения смертной казни, которая в настоящее время может назначаться только за особо тяжкие преступления против жизни (ст. 20 Конституции Российской Федерации), а в ближайшем будущем должна быть отменена совсем.
Лекция 2. Уголовный закон
1. Понятие и значение уголовного закона. Структура уголовно-правовой нормы Уголовный закон – это федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливающий основания и принципы уголовной ответственности и наказания, а также иные общие положения уголовного законодательства, определяющий преступность и наказуемость общественно опасных деяний, закрепляющий условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовный кодекс РФ, являясь кодифицированным законодательным актом, представляет в целом уголовное законодательство Российской Федерации и содержит все действующие в стране уголовно-правовые нормы. Принятый Государственной Думой новый уголовный закон подлежит обязательному включению в УК РФ. Уголовный закон – форма выражения уголовно-правовых норм. Следовательно, они соотносятся между собой как форма и содержание. Уголовное законодательство, являясь совокупностью уголовно-правовых норм, входит составной частью в общее понятие уголовного права. Уголовное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права. Оно выражает волю народа. Это проявляется как в закрепленном Конституцией РФ порядке рассмотрения и принятия уголовного закона, его содержании, отражающем общечеловеческие ценности, моральные, нравственные, гуманистические, политические и правовые идеи, так и в его социальном назначении – быть важным средством охраны личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов, обеспечения мира и безопасности человечества от преступных посягательств. Конечно, борьба с преступностью не сводится только к применению уголовно-правовых мер, но это нисколько не умаляет роли уголовного закона. Закрепляя критерии и пределы криминализации и декриминализации деяний, основания и принципы уголовной ответственности и наказания, он тем самым создает необходимую юридическую базу для наступления на преступность. Уголовный закон, таким образом, социально обусловлен. Его содержание в конечном счете определяется условиями материальной жизни общества, его интересами и потребностями. Уголовный закон – исторически изменчивая категория. По мере изменения экономики, политики и идеологии, состояния преступности, ее форм и видов происходит непрерывный процесс совершенствования законодательства. Уголовный закон является источником уголовного права. Только он устанавливает преступность и наказуемость деяния. Уголовный закон применяется лишь в случае совершения конкретного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 5 УК). Только на основании и в пределах уголовного закона решается вопрос о назначении или освобождении от наказания. Никакие другие акты органов государства не могут содержать норм уголовно-правового характера. Приговоры, определения и постановления по уголовным делам также не могут быть источниками уголовного права. Судебный прецедент и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ не создают новой нормы; они либо отражают факт применения уже имеющейся уголовно-правовой нормы, либо, толкуя ее, раскрывают истинный смысл нормы. Уголовный закон призван не только охранять общественные отношения, но и регулировать их. С одной стороны, он под страхом наказания запрещает совершение преступлений, с другой – обязывает государство в лице соответствующих органов устанавливать в содеянном признаки конкретного преступления, привлекать виновных к ответственности и назначать справедливое наказание, а при наличии законных оснований – освобождать от ответственности и наказания. Уголовный закон выполняет предупредительную и воспитательную функции. Предупредительная функция законодательно закреплена в ч. 1 ст. 2 УК, где говорится о задачах Уголовного кодекса, и в ч. 2 ст. 43 УК, посвященной целям наказания. Надо сказать, что данная функция выражена не только в запрещающих нормах, но и в нормах, которые побуждают лицо: а) активно противодействовать преступлению и преступнику (необходимая оборона, задержание преступника и т.д.); б) к отказу от доведения до конца начатого преступления или к восстановлению нарушенного блага (добровольный отказ, примечания к ст. 126, 205, 206, 208 УК и др.). Воспитательная функция уголовного закона в первую очередь реализуется при его применении. Совершение преступления вызывает негативную морально-политическую оценку со стороны не только государства, но и членов общества. Применение уголовного наказания, комплекса исправительных мер оказывает воспитательное воздействие как на преступников, так и на неустойчивых лиц. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 г. и введенного в действие с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс, являясь кодифицированным актом, представляет систему взаимосвязанных между собой уголовно-правовых институтов и норм, расположенных в определенной последовательности в зависимости от их сущности, содержания и характера. Как и всякую систему, Кодекс отличает внутреннее единство и взаимосвязь элементов, его составляющих. Данная система не является застывшей. Она изменяется в зависимости от изменения социально-экономических, политических, идеологических и культурных потребностей и интересов общества. Кодекс построен по пандектному принципу и состоит из двух подсистем, или структурных подразделений, – Общей и Особенной частей, которые, в свою очередь, объединяют разделы и главы, а последние – статьи, содержащие уголовно-правовые нормы. Общая часть охватывает шесть разделов (15 глав) и посвящена: а) уголовному закону и принципам уголовного законодательства РФ; действию уголовного закона во времени и в пространстве; б) преступлению и его видам; предварительной преступной деятельности; соучастию в преступлении; обстоятельствам, исключающим преступность деяния; в) наказанию, его видам и назначению; г) освобождению от уголовной ответственности и наказания; д) уголовной ответственности несовершеннолетних; е) принудительным мерам медицинского характера. Особенная часть Уголовного кодекса содержит описание конкретных преступлений и предусматривает наказания, назначаемые лицу, виновному в их совершении. Она также состоит из шести разделов, поделенных на 19 глав. В статьях УК формулируются уголовно-правовые нормы. Таким образом, статья есть форма отражения, словесного выражения нормы вовне. Статьи Уголовного кодекса могут состоять из одной, двух и более частей. Если преступление не дифференцируется по степени общественной опасности, то оно определяется в одной части статьи. Если же законодатель выделяет отягчающие или смягчающие обстоятельства, являющиеся конструктивными признаками данного состава преступления, то они описываются в нескольких частях статьи и располагаются при этом, как правило, по мере повышения общественной опасности. В связи с этим выделяются квалифицированные и особо квалифицированные виды преступлений. Общая и Особенная части Уголовного кодекса, будучи структурными элементами одной системы, взаимосвязаны и находятся в неразрывном единстве. Применение нормы Особенной части требует обращения к нормам Общей части, и наоборот. Положения Общей части относятся ко всем без исключения нормам, содержащимся в Особенной части УК. Структура норм Общей и Особенной частей различна. В нормах Общей части не выделяются ее элементы; гипотеза, диспозиция и санкция в них не обозначены[1]. В зависимости от содержания и целей нормы, закрепленные в Общей части, можно дифференцировать на нормы-определения, нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-правила, обязывающие и управомочивающие. Специфическими чертами характеризуются нормы, включенные в Особенную часть УК. Они состоят из двух структурных элементов: диспозиции и санкции. Диспозиция – это структурный элемент уголовно-правовой нормы, в котором указаны признаки преступления; санкция – структурный элемент нормы, в котором закреплены вид, срок или размер наказания. Нормы Особенной части непосредственно не формулируют гипотезы, т.е. условия, при котором действует данная норма. Гипотеза для всей Особенной части общая, и вытекает она из положений Общей части (в частности, ст. 8 УК). Диспозиции бывают простые (назывные), описательные, бланкетные, ссылочные и комбинированные. Простая диспозиция называет деяние, не раскрывая его признаков. Такую диспозицию еще именуют назывной. Например, простая диспозиция содержится в ст. 291 УК, где указывается лишь на само деяние без описания его характерных черт: дача взятки. Подобный вид диспозиции в законодательной технике используется крайне редко, лишь в тех случаях, когда смысл посягательства ясен без специального пояснения в законе. Описательная диспозиция содержит более или менее развернутое определение наиболее существенных признаков преступления. Так, в ст. 213 УК говорится: «Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия». Описательная диспозиция более предпочтительна перед другими видами. Бланкетная диспозиция формулирует лишь общий запрет, содержание которого можно уяснить, обратившись к нормам других отраслей права. Например, такая диспозиция указана в ст. 263 и 264 УК. В них говорится о нарушении правил движения и эксплуатации транспорта, но в чем они выражаются, в диспозиции не описывается. Для уяснения этого необходимо обращаться к нормативным актам, регулирующим функционирование транспортных средств, и устанавливать, какие конкретно правила нарушены. Бланкетные диспозиции применяются в тех случаях, когда проявления деяния многочисленны, из-за чего их невозможно описать в уголовном законе, и они уже зафиксированы в других нормативных актах. Ссылочная диспозиция для определения признаков данного преступления отсылает к другой статье или части статьи уголовного закона. Такая диспозиция содержится, например, в ст. 112 УК (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью). Для уяснения ее сути необходимо обращаться к ст. 111 УК, в которой дается понятие тяжкого вреда здоровью. Ссылочная диспозиция позволяет избегать повторений, дает возможность взаимно увязывать уголовно-правовые нормы, делать законы более компактными. В Уголовном кодексе РФ встречаются статьи, которые формулируют смешанные диспозиции, состоящие из комбинации названных выше видов, получившие название комбинированные. Санкции могут быть относительно-определенными, с альтернативно указанными видами наказаний и кумулятивными. Относительно-определенная санкция указывает наказание, фиксируя его нижний и верхний пределы. Она бывает двух видов: с указанием минимума и максимума наказания (на срок «от» и «до») и с указанием лишь максимума наказания (на срок «до»). В последнем случае низшим пределом наказания выступает минимальный размер данного вида наказания, закрепленного в Общей части УК (например, для лишения свободы – два месяца). Относительно-определенная санкция используется в абсолютном большинстве норм Особенной части УК как наиболее отвечающая потребностям правоприменительной практики. Санкция с альтернативно указанными видами наказания содержит два или более вида основного наказания. Например, в санкции ст. 143 УК закреплены три вида наказания: штраф, исправительные работы и лишение свободы. Суду в этом случае предоставляется право выбора одного из них. Кумулятивная (суммированная, увеличенная) санкция предусматривает возможность применения к преступнику, наряду с основным, дополнительного наказания. Его назначение либо является обязательным (например, ч. 3 ст. 264 УК), либо оно зависит от усмотрения суда (например, ч. 3 ст. 158 УК). Число кумулятивных санкций, исходя из их большого предупредительно-воспитательного значения, постоянно растет. Все элементы уголовно-правовой нормы, являясь относительно самостоятельными, выполняя лишь присущие им функции, тем не менее взаимосвязаны и взаимообусловлены. В первую очередь такая тесная связь существует между диспозицией и санкцией нормы. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: а) когда закрепленные нормой положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует[2]. Федеральный закон от 16 июня 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» подчеркивает, что международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты[3].
2. История уголовного законодательства России Глубокое осмысление современных явлений невозможно без обращения к истории. Это в полной мере относится и к уголовному праву. Принцип историзма позволяет выявлять основания возникновения того или иного института уголовного права, тенденции развития уголовного законодательства и уголовно-правовой доктрины, делать прогнозы дальнейшего совершенствования уголовных законов. Проблема периодизации уголовного законодательства бывшего Советского Союза и Российской Федерации, осуществляемая по различным основаниям и критериям, еще не нашла своего окончательного разрешения в теории уголовного права. Исходя из социально-экономических факторов, предлагается четырех-, шести- и десятиэтапная периодизация[4]. В первые годы советской власти не только уголовный закон являлся источником уголовного права, но и иные правовые акты: обращения к населению, декреты, воззвания, постановления съездов, наказы местных Советов, инструкции Наркомюста, а также судебная практика[5]. Так, в Декрете о земле от 26 октября 1917 г. была сделана первая попытка материального социально-классового определения преступления: «Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом». Для становления уголовного законодательства большое значение имели Декреты о суде № 1, № 2 и № 3. Декрет о суде № 1, принятый СНК 24 ноября 1917 г., разрешил применять судам дореволюционное уголовное законодательство, если оно не было отменено революцией и не противоречило революционной совести и революционному правосознанию. Декрет № 2 от 2 марта 1918 г. отменил уголовную ответственность и тюремное заключение несовершеннолетних в возрасте до 17 лет и, наряду с помилованием и восстановлением в правах, ввел условное и досрочное освобождение от наказания. Декрет о суде № 3 от 20 июля 1918 г. уже не содержал положения об использовании прежнего законодательства. А Декрет ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «О народном суде РСФСР» категорически запретил судам ссылки в приговорах на законы свергнутых правительств. Таким образом, на первом этапе становления советского уголовного законодательства шел постепенный отказ от дореволюционных уголовно-правовых норм и процесс создания новой системы уголовного права. 12 декабря 1919 г. Наркомюстом РСФСР были изданы Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В них обобщался двухлетний законодательный опыт нормотворчества по уголовному праву, правоприменительную деятельность судов и военных трибуналов, и они, по существу, явились прототипом Общей части советского уголовного права. Руководящие начала впервые постулировали задачи уголовного права как охрану системы общественных отношений; дали материальное определение преступления, сочетавшееся с правовым его признаком; содержали ранее не известные законодательству виды наказания (например, внушение, выражение общественного порицания, принуждение к прохождению курса обучения, исключение из объединения, объявление под бойкотом и т.д.[6]); ввели дифференциацию преступников; регламентировали стадии совершения преступления; указали виды соучастников и описали формы соучастия; предусмотрели групповое преступление; определили принципы действия уголовного закона в пространстве. Принципиальное значение для становления и развития советского уголовного законодательства имел первый Уголовный кодекс РСФСР, принятый 24 мая 1922 г. и вступивший в силу 1 июня 1922 г. Кодекс был построен по пандектному принципу, т.е. состоял из Общей и Особенной частей[7]. Причем нормы Общей части занимали лишь одну четвертую часть Кодекса (56 статей из 223). Вместе с Особенной частью она представляла собой относительно стройную систему уголовно-правовых норм. Общая часть Кодекса объединяла пять разделов, регламентирующих: пределы действия Уголовного кодекса; общие начала применения наказания; определение меры наказания; роды и виды наказаний и других мер социальной защиты; порядок отбывания наказания. Введение в УК таких понятий, как «социально опасные элементы» и «меры социальной защиты», входило в противоречие с провозглашенным в Кодексе же принципом виновной ответственности (ст. 11), устанавливало расплывчатые, неконкретные критерии связи с преступной средой и оценки прошлой деятельности, по существу смешивало административно-правовые меры воздействия с уголовно-правовыми, привело к необоснованному отказу от дополнительных мер уголовного наказания. Особенная часть кодекса состояла из восьми глав, расположенных в зависимости от оценки законодателем тяжести преступлений. В связи с образованием 30 декабря 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик начинает разрабатываться общесоюзное уголовное законодательство. 31 октября 1924 г. принимается первый такой общесоюзный акт – Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик. В них в первую очередь устанавливались единые принципы и общие начала советского уголовного права. Сохранив в целом достижения уголовного законодательства первых семи лет его становления и кодификации, Основные начала уточнили и развили многие институты и нормы уголовного права. Так, наряду с материальным определением преступления была введена классификация преступных деяний на две категории: 1) направленные против основ советского строя и потому признаваемые особо опасными; 2) все остальные преступления. Основные начала полностью отказались от понятия наказания, неудачно перейдя к термину «меры социальной защиты», которые подразделялись на меры судебно-исправительного характера и меры медицинского характера. Меры судебно-исправительного характера применялись в отношении лиц, которые умышленно или по неосторожности совершили преступления. Меры медицинского характера подлежали применению к лицам, совершившим преступления в состоянии хронической душевной болезни или в таком болезненном состоянии, когда не могли давать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в отношении тех, которые хотя и действовали в состоянии душевного равновесия, но к моменту вынесения приговора заболели душевной болезнью. Меры социальной защиты медико-педагогического характера подлежали обязательному применению к малолетним; несовершеннолетним они назначались в случаях замены ими мер судебно-исправительного характера. Таким образом, по своей юридической природе они являлись принудительными мерами воспитательного характера. Наряду с безусловно прогрессивными положениями Основные начала содержали нормы, свидетельствовавшие об отходе от достигнутых ранее позиций в законотворчестве и, более того, об усилении репрессий в отношении невиновных лиц. Так, неудачной была конструкция неоконченного преступления, недостаточно четко формулировались нормы о необходимой обороне и крайней необходимости. По закону предусматривалась возможность официального объявления судом предостережения лицу при постановлении в отношении него оправдательного приговора, т.е. при отсутствии уголовно-правовых оснований. Но, самое главное, была не только сохранена норма о ссылке и высылке лиц, признанных судом общественно опасными по прошлой деятельности и связи с преступной средой, т.е. не совершивших преступления, но и распространено ее действие на оправданных лиц, при этом срок ссылки с трех лет был увеличен до пяти. К компетенции Союза ССР относилось принятие законодательства об уголовной ответственности за государственные, воинские и некоторые иные преступления. В связи с этим в один день с Основными началами было принято первое Положение о воинских преступлениях. 27 июля 1927 г. оно отменяется, и постановлением ЦИК и СНК СССР издается новое Положение о преступлениях воинских. Несколько раньше, 25 февраля 1927 г., утверждается Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления). Согласно Общим началам в союзных республиках начался процесс принятия новых кодексов, который продолжался вплоть до 1940 г. В Российской Федерации с 1 января 1927 г. был введен в действие Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г., просуществовавший до 1961 г. Уголовный кодекс 1926 г. явился значительной вехой в развитии уголовного законодательства Российской Федерации. Его Общая часть состояла из пяти разделов и в целом базировалась на Основных началах. Однако следует отметить, она не механически воспроизводила нормы Основных начал, в необходимых случаях они уточнялись и дополнялись. Так, материальное определение преступления было дополнено важным примечанием: «Не является преступлением действие, которое хотя формально и подпадает под признаки какой-либо статьи Особенной части настоящего Кодекса, но в силу явной малозначительности и отсутствия вредных последствий лишено характера общественно опасного» (ст. 6). В систему мер социальной защиты было включено возложение обязанности загладить причиненный вред; уточнялись цели и принципы их применения; предусматривалась наказуемость приготовления к преступлению; впервые давалось понятие добровольного отказа от совершения преступления и т.д. Однако, как и в прежнем УК, сохранялась норма о лицах, «представляющих опасность по своей прошлой деятельности» (ст. 7 УК), что по сути явилось легальной основой для репрессий. Следует отметить, что законодательство 30–40-х гг. прошлого века вообще отличается неоправданной репрессивностью. В это же время принимаются законы, «легализовавшие» проведение антигуманной уголовно-правовой политики, кровавые репрессии против своего народа. 8 июня 1934 г. Постановлением ЦИК СССР были внесены дополнения в Положение о преступлениях государственных. В связи с этим Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1934 г. Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьями 58-1а, 58-1б, 58-1в, 58-1г, явившимися «юридической основой» широкого применения политических репрессий. Акцент в реализации уголовного закона был сделан на «опасную личность», а не на совершенное преступление. Совершеннолетние члены семьи изменника Родины (так называемые «ЧСИР»), совместно с ним проживающие или находящиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет. В 1957 г. в Конституцию СССР 1936 г. были внесены существенные изменения о компетенции союзных и республиканских органов, согласно которым к ведению Союза ССР отошло принятие Основ уголовного законодательства, законов о государственных и воинских преступлениях, а союзных республик – Уголовных кодексов. В соответствии с этим в 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В них нашли отражение принципы укрепления законности, демократизма, гуманизма и справедливости. В частности, в Основах 1958 г. четко формулировалось основание уголовной ответственности (ст. 3). Материальная характеристика преступления дополнялась правовым признаком – его противоправностью. Произошел отход от аналогии. Термин «наказание» был полностью возвращен закону, определены цели и принципы его применения. Юридически более совершенными стали конструкции форм вины, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, необходимой обороны, крайней необходимости и т.д. Максимальный срок лишения свободы с 25 лет был снижен до 10, и лишь за тяжкие преступления и к особо опасным рецидивистам предусматривалась возможность наказания до 15 лет. Смертная казнь признавалась исключительной и временной мерой, существенно ограничивался круг преступлений, за которые суд мог ее назначить. Основы 1958 г. явились законодательной базой, на основе которой в 1959–1961 гг. приняты республиканские кодексы. Уголовный кодекс РСФСР был принят 27 октября 1960 г., вступил в действие с 1 января 1961 г. Начавшиеся в 1985 г. в Советском Союзе преобразования потребовали коренного изменения уголовного законодательства. Практически с этого времени осуществлялась разработка новых Основ уголовного законодательства. Они должны были отражать приоритет общечеловеческих ценностей, соотношение международного и национального права, знаменовать новый уровень развития уголовного права, вобрать в себя достижения уголовно-правовой науки, стать основательной юридической базой для издания республиканских кодексов, действенным инструментом в борьбе с преступностью, принимающей новые формы и проявления. 2 июля 1991 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик были приняты Верховным Советом СССР. 1 июля 1992 г. их предполагалось ввести в действие, однако в связи с распадом СССР этого не произошло. Многие положения Основ 1991 г. были использованы при разработке Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г.
3. Действие уголовного закона во времени
Согласно ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления. Действие уголовного закона основано на конституционных принципах (ст. 54 Конституции РФ). Уголовный кодекс, закрепляя действие уголовного закона во времени, конкретизирует их. Действующим является уголовный закон, вступивший в силу в установленном порядке, если не истек срок его действия либо он не отменен и не изменен другим законом. Порядок вступления в силу закона определяется Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (в ред. от 1 декабря 1995 г.) и Федеральным законом от 14 июля 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22 октября 1999 г.). В соответствии с п. 2 ст. 35 Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. закон, предусматривающий наказание гражданина и ограничение прав, вступает в силу после его опубликования в официальном порядке. Это положение закреплено и в указанном выше законе. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием считается публикация полного текста закона в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Доведение закона до сведения иным образом (по радио, телевидению, телефону и т.д.) не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых последствий. По общему правилу, закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Однако самим законом или специальным актом палаты Федерального Собрания может быть установлен и иной порядок введения закона в действие. В этом случае дата вступления в силу указывается в тексте закона или в специальном постановлении Государственной Думы. Подобная практика в деятельности законодателя в последнее время стала преобладающей. Уголовный закон утрачивает силу, прекращает действие в результате: его отмены; замены другим законом; истечения срока, указанного в самом законе; изменения условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона. Конституционным судом Российской Федерации закон может быть признан неконституционным. Акт или его отдельные положения в этом случае утрачивают силу. Приговоры судов, основанные на законах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке (ст. 79 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Отмена или замена уголовного закона новым уголовно-правовым актом означает, что его уже нельзя применять. Однако если новый закон влечет усиление ответственности, то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон. Тем самым реализуется принцип, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время его совершения. Такое свойство закона называется ультраактивностью. Определение времени совершения преступления зависит от его характера, специфики. Временем совершения преступления признается время осуществления общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий. Ответственность за длящееся преступление наступает по уголовно-правовой норме, действовавшей в момент совершения первоначального акта данного посягательства, а за продолжаемое – по уголовно-правовой норме, действовавшей в момент пресечения преступного акта или в момент выполнения последнего из них самим виновным. При совершении преступления в соучастии оно считается оконченным с момента выполнения исполнителем его объективной стороны. Если преступление складывается из двух действий, в совокупности образующих объективную сторону посягательства, то содеянное оценивается по тому закону, который действовал в момент совершения последнего из них. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 10 УК). Под обратной силой уголовного закона следует понимать распространение его действия на деяния, совершенные до вступления закона в силу. Это свойство закона характеризует его ретроактивность. Уголовному закону придается обратная сила в случае: 1) устранения преступности деяния; 2) смягчения наказания; 3) иным образом улучшения положения лица, совершившего преступление. Преступность деяния устраняется различными путями: исключением его из числа уголовно наказуемых; внесением изменений в Общую часть УК (например, включением новых обстоятельств, исключающих преступность деяния; ограничением ответственности за приготовление и покушение; повышением возраста уголовной ответственности за некоторые преступления и т.д.); введением дополнительных условий уголовной ответственности и т.п. Смягчается наказание внесением изменений как в Общую, так и в Особенную части Уголовного кодекса. Это достигается в результате: снижения минимального и максимального размеров наказания; уменьшения размера удержания из заработка при исправительных работах; замены в санкции вида наказания на более мягкий; исключения из так называемой альтернативной санкции наиболее строгого вида наказания либо дополнительного наказания, введения в нее более мягкого вида дополнительного наказания и т.д. Иным образом улучшить положение лица, совершившего преступление, можно, например, изменением режима исполнения наказания, условий освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. В случае придания уголовному закону обратной силы, его действие распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. На лиц, в отношении которых судимость погашена или снята в установленном законом порядке, положения об обратной силе закона не распространяются. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, назначенное судом наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом (ч. 2 ст. 10 УК). Уголовный закон, который устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица, обратной силы не имеет. Устанавливает преступность деяния закон, в соответствии с которым преступным признается действие или бездействие, ранее не являвшееся таковым. Усиливает наказание закон, который увеличивает минимальный или максимальный пределы наказания или повышает сразу обе границы, либо, не меняя размера основного вида наказания, включает в санкцию дополнительное наказание и т.д. Иным образом ухудшает положение лица закон, согласно которому увеличиваются сроки погашения и снятия судимости, изменяется срок, по отбытии которого возможно условно-досрочное освобождение от наказания, и т.д.
4. Действие уголовного закона в пространстве
Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. В связи с этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является принцип территориальности. Он означает, что все лица, независимо от гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат ответственности по уголовному законодательству, действующему в месте совершения деяния. Данный принцип основан на незыблемости суверенитета России. Территория Российской Федерации устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета (Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. ФЗ от 24 декабря 2002 г.). Таким образом, в состав государственной территории входят: - сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства; - водная территория, которая включает как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды – прибрежные морские воды шириной 12 морских миль; - недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине; - воздушная территория, которую составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся: континентальный шельф – часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная исключительная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством Российской Федерации. Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в ее экономической зоне (искусственные острова, установки, сооружения, средства обеспечения безопасности морского судоходства). В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права. При совершении преступления на борту воздушного или морского судна, приписанного к порту Российской Федерации, вне государственной территории России уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военно-морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что, независимо от их местонахождения, преступления, совершенные на указанных судах, подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон Российской Федерации действует лишь в случае, если они находятся на территории России, а также в международном воздушном пространстве или международных водах. Преступление считается совершенным на территории Российской Федерации: 1) если преступные действия начаты и окончены на ее территории; 2) если преступное деяние осуществлено на территории России, а преступный результат наступил за ее пределами; 3) если приготовление и покушение совершены за границей, а преступление окончено или преступный результат наступил на территории России; 4) если организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории России; 5) если соучастие имело место на территории России, а исполнитель действовал за границей. В случае совершения преступления на территории нескольких государств по уголовному закону Российской Федерации наказываются лишь те посягательства, которые были пресечены на территории России. В уголовном законе закреплен дипломатический иммунитет. Он не устраняет противоправности и наказуемости деяния, совершенного дипломатом, а лишь устанавливает особый порядок реализации уголовной ответственности. Поэтому, строго говоря, дипломатический иммунитет носит уголовно-процессуальный, а не уголовно-правовой характер. Дипломатические представительства включают три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Не распространяется уголовная юрисдикция России на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций. На условиях взаимности иммунитетами от уголовной ответственности за границей обладают сотрудники делегаций иностранных государств. Вопросы применения законов Российской Федерации в отношении международных межправительственных организаций, постоянно функционирующих на территории России, представительств иностранных государств при этих организациях и их должностных лиц, определяются соответствующими международными договорами. Дипломатический иммунитет нельзя использовать в целях, несовместимых с функциями дипломатических представителей. Лица, злоупотребляющие правом неприкосновенности, объявляются персонами non grata, и им предлагается покинуть Российскую Федерацию. Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства. Он означает распространение юрисдикции Российской Федерации на граждан России и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В соответствии с ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 3 января 2006 г.) гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Федеральным законом. Иностранные граждане – это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лица без гражданства – лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»)[8]. Уголовной ответственности по УК РФ подлежат граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России, в том случае, если: а) деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено; б) эти лица не осуждались в иностранном государстве за содеянное. При определении указанным лицам наказания необходимо иметь в виду, что оно не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление. Юрисдикция Российской Федерации распространяется и на российских военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. В случае совершения преступления на территории иностранного государства – месте дислокации – военнослужащий несет ответственность по УК РФ. Изъятие из этого положения может быть установлено международным договором. Статья 12 УК РФ закрепляет и принцип универсальной юрисдикции. Универсальная юрисдикция вначале предназначалась в качестве дополнения к двум основным принципам – территориальности и гражданства, но в последующем стала выступать в качестве самостоятельного принципа действия уголовного закона в пространстве. Это обусловлено усилившейся координацией действий многих государств в борьбе с преступностью. Преступления, предусмотренные в международных конвенциях, государства-участники обязались пресекать независимо от места их совершения и гражданства преступника. Согласно ст. 12 УК «иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу… в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлечены к уголовной ответственности на территории Российской Федерации». Россия, являясь государством-участником ряда международных конвенций, договоров, во исполнение взятых на себя обязательств включила в уголовное законодательство нормы об ответственности за преступления, указанные в соглашениях (например, ст. 211, 227, 270 УК и др.). Эти деяния влекут ответственность по Уголовному кодексу РФ независимо от места совершения и гражданства лица, их совершившего. Наряду с указанными принципами при определении действия уголовного закона в пространстве необходимо руководствоваться и реальным принципом, суть которого состоит в том, что иностранные граждане, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, при совершении ими преступления за пределами России подлежит уголовной ответственности по УК РФ в том случае, если: 1) преступление направлено против интересов Российской Федерации; 2) лицо не было осуждено в иностранном государстве. Надо иметь в виду, что в ч. 1 и 3 ст. 12 УК речь идет о разных категориях лиц без гражданства: в первом случае – о постоянно проживающих в Российской Федерации лицах без гражданства; во втором – о таких же лицах, но не проживающих постоянно в России. Не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, оказавшиеся в Российской Федерации после совершения на территории другого государства преступления, не предусмотренного международным договором и не затрагивающего интересов России. Однако в силу международного договора они могут быть выданы другому государству, на территории которого было совершено преступление или против интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданами которого они являются.
5. Выдача лиц, совершивших преступление
Выдача лиц, совершивших преступление, – это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному уголовному и уголовно-процессуальному законодательству. Выдача (экстрадиция) возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения. Конституция РФ устанавливает: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации» (ст. 63). Условия и порядок выдачи регламентируется национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам. Согласно ст. 61 Конституции РФ, гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это положение нашло закрепление и в уголовном законе. Оно разделяется многими современными государствами. Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны либо обязанное отбывать наказание, находится в другой стране. Норма о выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории России, закрепленная в ст. 13 УК РФ, является конкурирующей по отношению к ч. 3 ст. 12 УК РФ. В связи с этим при наличии взаимного двустороннего договора предпочтение следует отдавать выдаче преступника, а не наказанию. Исключением из международных договоров о выдаче преступников является право убежища. «Российская Федерация, – говорится в ст. 63 Конституции, – предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами права». В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения.
6. Толкование уголовного закона
Реализация уголовного закона неразрывно связана с его толкованием. Под толкованием принято понимать уяснение или разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в целях точного его применения [9]. Толкование не является какой-либо стадией реализации закона. Оно выступает составной частью процесса применения уголовно-правовых норм. Необходимость в нем возникает главным образом потому, что закон носит общий характер, предусматривает типичные признаки, тогда как складывающиеся жизненные ситуации, реальные отношения всегда конкретны, отличаются рядом индивидуальных особенностей. Толкование закона способствует не только правильному его применению и, в связи с этим, укреплению законности, но и дальнейшему совершенствованию уголовного законодательства. Различается толкование закона: по субъекту, по приемам, по объему, по целям. По субъекту, разъясняющему закон, выделяется легальное, судебное и доктринальное толкование. Легальным признается толкование, даваемое органом, который в силу закона управомочен это делать. Исходя из смысла ст. 103 Конституции Российской Федерации, право толкования принадлежит Государственной Думе. Следовательно, легальным толкованием занимается только орган, принявший уголовный закон. Это может делаться лишь в форме постановлений Государственной Думы. Такое толкование обладает юридической силой, т.е. является обязательным для субъектов, реализующих уголовный закон. Некоторые авторы выделяют как самостоятельный вид аутентическое толкование (аутентический, аутентичный с греческого: подлинный, верный, основанный на первоисточнике). Данная позиция основана на том, что толкование, исходящее от законодателя, по существу представляет собой закон. Однако это не так. Толкование, даваемое в том числе и самим законодателем, не создает новую норму, оно ограничено рамками уже принятого акта и направлено на то, чтобы раскрыть смысл закона в целом, выяснить его цели и установить объем и границы действия. Следовательно, аутентическое толкование совпадает с легальным. Обязательность такого толкования для всех органов, учреждений, должностных лиц, граждан России не меняет его юридическую природу[10]. Судебное, или казуальное, толкование – это толкование, даваемое судом. Оно может быть двух видов. Во-первых, толкование, данное в приговоре, определении или постановлении суда любой инстанции по конкретному делу. Оно, безусловно, имеет обязательную силу, но ограничено рамками дела и имеет конкретных адресатов: осужденных или оправданных лиц, государственные органы, учреждения и организации, к которым эти решения в той или иной мере относятся. Во-вторых, толкование уголовного закона дается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Эти постановления принимаются лишь для нижестоящих судов, но они имеют значение и для других органов, применяющих уголовный закон (например, для органов прокуратуры при квалификации преступлений по расследуемым делам). К доктринальному толкованию относится разъяснение законов, даваемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками в докладах и лекциях, в газетных и журнальных статьях, в различного рода комментариях к уголовному кодексу, материалах обобщения судебной практики. Такое толкование не имеет обязательной силы, но оно способствует глубокому и правильному познанию уголовного законодательства, практики его применения, повышению качества отправления правосудия по уголовным делам, формированию и совершенствованию уголовных законов. Иногда доктринал
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |