Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О методологии оценки эффективности информационной борьбы




Одной из ключевых проблем, решение которой позволит существенно подвинуться в направлении развития теории информационной борьбы, следует считать разработку методологии оценки ее эффективности. Только после решения этой проблемы с последующей практической апробацией и уточнением полученных результатов теория информационной борьбы приобретет требуемую фундаментальность и относительную завершенность.

В самом общем смысле в структуре методологии, на наш взгляд, следует выделить два основных уровня. Первый (высший) включает методологию оценки эффективности информационной борьбы в войнах и вооруженных конфиктах в целом, второй — частные методологии оценки эффективности информационной борьбы в операциях (боевых действиях). Кроме того, методология (на каждом из уровней) имеет общую и специальную части. Общая предназначена для оценки эффективности собственно информационной борьбы (как самостоятельного вида борьбы в войне), специальная для оценки эффективности действий, в интересах которых ведется информационная борьба. Например, это может быть методология оценки эффективности разрешения вооруженных конфликтов методами информационной борьбы или методология оценки эффективности операций общевойсковых объединений в условиях информационной борьбы.

Ввиду сложности изложения в рамках одной лекции всех аспектов методологии оценки эффективности информационной борьбы считаем целесообразным остановиться лишь на основных положениях ее общей части. Содержание специальной части может стать темой отдельной лекции или серии лекций.

В состав общей части методологии должны входить метод и методика оценки эффективности информационной борьбы, а также показатели и критерии ее эффективности.

Исходя из цели информационной борьбы, заключающейся в завоевании и удержании превосходства над противником в уровне информированности об обстановке, предлагается в основу метода оценки эффективности положить математическое моделирование процесса обеспечения информацией соответствующего органа управления (ОУ) войсками. Это позволит получать количественные значения показателей информированности противодействующих сторон и рассчитывать степень информационного превосходства одной из них над другой.

В свою очередь методика оценки эффективности информационной борьбы, на наш взгляд, должна включать ряд взаимосвязанных этапов: формирование информационного кадастра органов управления противоборствующих сторон; оценку характеристик информации об обстановке, поступающей органам управления, ее селекцию и классификацию; сравнительную оценку величины показателя информированности органов управления своими войсками и войсками противника.

В ходе подготовки и ведения информационной борьбы могут складываться различные ситуации, характеризующиеся определенной степенью информированности противоборствующих сторон об обстановке. Эта степень зависит от эффективности обеспечения ОУ сведениями, необходимыми для принятия оперативного решения. В целом вся совокупность сведений, используемых при подготовке и ведении боевых действий, представляет собой информационный кадастр (ИК) органа управления. ИК можно представить в виде двумерной матрицы, столбцы которой соответствуют тематическим разделам кадастра (противник, свои войска, соседи, местность и т.п.), а строки — их характеристикам (состав, обеспеченность, расположение и т.п.).

Результативность информационного обеспечения ОУ зависит от множества факторов и условии, в конечном счете оказывающих влияние на два основных взаимосвязанных элемента: информирование ОУ и восприятие полученной им информации.

Под информированием будем понимать акт передачи ОУ определенной текущей информации. В зависимости от ее содержания информирование можно классифицировать следующим образом: правильное информирование; правильное дезинформирование; трансинформирование; трансдезинформирование. Сущность правильного информирования заключается в передаче ОУ неискаженной информации об истинной обстановке. Правильное дезинформирование состоит в передаче ОУ неискаженной информации о ложной остановке. В ходе трансинформирования ОУ передается трансинформация, т.е. информация об истинной обстановке, трансформированная в информацию о ложной обстановке. Трансдезинформирование — это проведение обратной процедуры, т.е. передача ОУ трансдезинформации (информация о ложной обстановке, преобразованная в информацию об истинной обстановке). Кроме того, возможна ситуация отсутствия информирования. Она возникает, как правило, вследствие блокирования или запаздывания информации.

В результате восприятия текущей информации в ОУ формируются представления об обстановке, включая ее качественные и количественные параметры. Наиболее существенные характеристики при этом — отличительные признаки истинных и ложных элементов обстановки. Степень соответствия представлений ОУ об этих характеристиках их исходным величинам и создает предпосылки для возникновения различных ситуаций информационной борьбы. Эти предпосылки реализуются в зависимости от того, насколько поступающая информация соотносится с образами истинных и ложных элементов обстановки, хранящимися в ИК. Разнообразие ситуаций информационной борьбы будет определяться степенью соответствия априорной и текущей информации об обстановке. Оценка степени такого соответствия должна проводиться на модели принятия ОУ информационного решения (ИР), под которым будем понимать единичный акт восприятия ОУ текущей информации об обстановке и ее отнесения к какому-либо сведению ИК. Процесс принятия ИР предшествует всем другим этапам мыслительной деятельности человека или этапам обработки информации в кибернетических устройствах, применяемых в современном вооружении и военной технике.

Моделирование информационного решения основано на представлении ОУ в виде самообучающейся кибернетической системы восприятия текущей информации об обстановке. Процедура принятия ИР заключается в последовательной селекции и классификации текущей информации. В результате селекции текущей информации определяется ее принадлежность к информационному кадастру. Классификация селектированной информации имеет целью отнесение ее к конкретному сведению ИК. Селекция и классификация осуществляются с использованием тезауруса априорной информации, основу которого составляет ИК. Полученная в результате принятия ЙР информация пополняет тезаурус и изменяет степень информированности ОУ об обстановке.

При построении математической модели селекции целесообразно использовать один из основных постулатов теории информации, гласящий, что неопределенность относительно неизвестных явлений всегда значительно больше, чем известных. Поэтому количество информации о каком-либо новом явлении обстановки, содержащейся в сообщении, будет больше, чем о явлении, ранее уже известном. В то же время количество информации об известном явлении не может быть бесконечно большим. Существует его пороговое значение, при котором априорная неопределенность относительно известного ранее явления снимается полностью. Превышение этого порога свидетельствует о том, что наблюдаемое явление относится к категории неизвестных, а значит, сведения о нем не должны включаться в И К.

Модель классификации поступающей ОУ информации, в отличие от рассмотренной выше, основана на следующем, если количество информации, содержащейся в принятом сообщении относительно какого-то определенного сведения ИК., превышает количество информации, касающейся любого из остальных сведений, то принимается решение о ее отнесении к этому сведению. При этом вероятность правильной классификации информации возрастает прямо пропорционально росту разности между количеством информации, свидетельствующей в пользу данного сведения и против него.

На основе сведений, составляющих ИК, можно оценить степень информированности ОУ. При этом показатель информированности должен иметь интегральный характер и отражать полноту и достоверность всей информации, необходимой для оценки обстановки. Таким показателем, например, может быть коэффициент правильной информированности ОУ

(1)

где D — количество характеристик тематического раздела ИК;

R — количество тематических разделов ИК;

Pij показатель правильной информированности ОУ о i- й характеристике j -го раздела ИК (0 £ Pij £ 1).

Согласно формуле (1) информированность ОУ может изменяться от 0 до 1. Причем нижнее значение коэффициента соответствует полной дезинформированности ОУ, а верхнее — состоянию исчерпывающе достоверного знания обстановки.

В качестве критерия эффективности информационной борьбы предлагается использовать соотношение информированности противоборствующих сторон, отражающее степень информационного превосходства одной над другой.

Численное значение критерия эффективности определяется по формуле:

(2)

В числителе здесь показатель информированности первой, а в знаменателе — второй противоборствующей стороны. Превосходство первой стороны над второй достигается в том случае, если F > 1, и наоборот.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на основе использования общей части методологии можно решать ряд взаимосвязанных задач оценки эффективности информационной борьбы. В частности, к ним относятся: оценка степени информированности ОУ по заданной совокупности сведений об обстановке и данных текущей информации о значениях признаков, раскрывающих эти сведения; обоснование требований к источникам первичной (признаковой) информации в интересах повышения качества информированности ОУ о заданной совокупности сведений; обоснование требований к степени блокирования и модификации текущей признаковой информации при разработке мероприятий информационного противодействия; отбор наиболее информативных признаков, раскрывающих сведения информационного кадастра; оптимизация временного цикла обновления текущей информации и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.