Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Нормы конституционного права, их виды и особенности

Читайте также:
  1. I вопрос
  2. I вопрос. Виды деформаций сооружений и их причины.
  3. I. В зависимости от отраслевой принадлежности: уголовно-правовые нормы.
  4. I. Вопросы для самопроверки
  5. I. История изучения вопроса.
  6. II. Вопросы лекции
  7. II. Вопросы лекции
  8. II. Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения.
  9. II. Основы конституционного строя
  10. III. Борьба за разрешение восточного вопроса.
  11. III. Учебные вопросы и расчет времени
  12. III. Учебные вопросы и расчет времени



Институты конституционного права

Нормы конституционного права являются исходны­ми для других отраслей права, представляя собой осно­ву для их развития.

Конституционно-правовые нормы — это установлен­ные или санкционированные государством общеобяза­тельные правила поведения, регулирующие конститу­ционные отношения. Наряду с тем, что нормам консти­туционного права присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.

Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация ко­торых имеет опосредованный характер. Нормы-принци­пы конкретизируются в других статьях Конституции, законов и подзаконных актов (например, базовый прин­цип разделения властей). Особенностью конституцион­ного права является то, что не все конституционные нормы способны породить правоотношения в силу на­личия большого количества декларативных норм, кото­рые реализуются не через конкретные правоотношения, а путем их провозглашения.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конеч­ном счете, определяются предметом самой отрасли.

По сравнению с нормами других отраслей права они отличаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных от­ношений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Осново­полагающие, наиболее значимые нормы выражены в осо­бом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе — в Конституции Российской Фе­дерации.

3. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нор­мы первично устанавливают обязательный для созда­ния всех правовых норм других отраслей порядок: оп­ределяют формы правовых актов, порядок их приня­тия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование при­нимаемых ими правовых актов. Нормы конституцион­ного права определяют и саму систему органов госу­дарственной власти.

4. Особым механизмом реализации. Многие консти­туционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

5. Специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди та­ких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

6. Особенностями структуры. Для них не характер­на трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санк­ция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.



При этом, учитывая многообразие конституционных норм, следует их классифицировать по следующим ос­нованиям:

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых об­щественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отно­шений, в которых выражаются основы конституцион­ного строя, другие с закреплением основ правового ста­туса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством, четвертые — с системой органов государ­ства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих от­носительно близкие сферы общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте вы­ражена та или иная норма, места правовых актов дан­ного вида в общей системе права, а также разграниче­ния предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выраже­ны в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы, федеральные законы. На ос­нове Конституции и федерального законодательства из­даются все другие правовые акты.

3. По территории действия. По этому признаку раз­личают нормы, действующие на всей территории Феде­рации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. От способа воздействия на субъекты права — управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъек­тов осуществлять предусмотренные в них действия, оп­ределяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Фе­дерации, ее субъектов, предметы ведения всех государ­ственных органов (ст. 71-73, 83-90 Конституции Рос­сийской Федерации).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъ­ектов соотносить свое поведение, свои действия с уста­новками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обя­занности граждан, а также все нормы, в которых ис­ключается иной вариант действия, чем тот, который пре­дусмотрен в норме. Так, например, ст. 107 Конститу­ции обязывает Президента Российской Федерации под­писать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Феде­рации он одобрен в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписани­ях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это оформляется обычно в пра­вовых становлениях такого рода: «запрещается», «не допускается, «обязаны», «не вправе» и т.п. Так, на­пример, Конституции Российской Федерации предусматривает запрещение создания и деятельности об­щественных объединений по указанным в ней основа­ниям. Определение вида нормы по характеру содержа­щегося предписания важно при ее применении для точ­ного понимания содержащегося в ней предписания, гра­ниц и рамок правообязанностей субъектов регулируемых отношений.

5. По методу правового регулирования. По этому при­знаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — такие, которые не допуска­ют свободы усмотрения субъекта в применении уста­новленного ими правила. В них однозначно определяет­ся вариант поведения субъекта в соответствующих об­стоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможно­сти выбора варианта действия субъекта с учетом ука­занных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содер­жащиеся в ст. 19 ФЗ «О гражданстве Российской Феде­рации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ (с изменениями на 18.07.2006г.). Пункт 2 содержит диспозитивную нор­му, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии пре­дусмотренных в норме условий. Пункт 3 закрепляет им­перативную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме ус­ловиях.

6. По назначению в механизме правового регулиро­вания. Принято различать материальные и процессу­альные нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специ­ализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный поря­док реализации норм. Однако применение многих норм данной отрасли сопряжено с необходимостью соблюде­ния достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (про­цедурных) нормах.

Если материальные нормы предусматривают содер­жание действия по правовому регулированию обществен­ных отношений, то процедурная норма определяет по­рядок, в котором она должна быть реализована, орга­низацию работы представительных органов, процедуру принятия законов и иных актов. В качестве специаль­ного свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных ак­тах о выборах депутатов представительных органов го­сударственной власти, о проведении референдумов.

Указанные выше критерии классификации консти­туционно-правовых норм не являются исчерпывающи­ми. В зависимости от целей, которые стоят при приме­нении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность ре­гулирующего воздействия нормы, ее специфику, соот­ношение с другими родственными ей нормами.

Нормы конституционного права объединяются в от­раслевые институты.

Институт конституционного права — это совокуп­ность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отно­шений в пределах данной отрасли права. Он объединя­ет в себе нормы различные по юридической силе, тер­ритории действия и другим признакам. Эти нормы мо­гут содержаться в Конституции РФ, законах, подзакон­ных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные инсти­туты. Комплексные институты включают в себя педин­ституты. Например, такой комплексный институт, как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя пединституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным институтом являет­ся народовластие, в который входят такие пединститу­ты, как референдум, избирательное право, система на­родного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конститу­ционного права, пединститутов (например, институт главы государства, правительства и т. д.).





Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1126; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.210.99
Генерация страницы за: 0.007 сек.