КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Конституционно-правовой статус РФ
Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее конституционно-правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, характер взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Вместе с тем, она свидетельствует также и о том, что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации. Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее территориальное единство. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов и включающую в себя сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы устанавливается Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является единое гражданство Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности, наличием единой денежной и кредитной систем. Согласно Закону Российской Федерации «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. А также к числу наиболее важных элементов конституционно-правового статуса РФ относится: существование Вооруженных сил РФ, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности страны; право на международные отношения с иностранными государствами; государственные символы РФ, а также статус находит свое выражение в предметах ведения. Вопрос 4. Компетенция Российской Федерации Государственный суверенитет проявляется в деятельности органов государственной власти по реализации внутренних и внешних функций государства. Только через основные функции государственной власти суверенитет воплощается в жизнь, становится фактическим свойством власти. Для того чтобы выполнить данные функции, государство должно обладать определенной компетенцией. Компетенция — это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. По отношению к государству — это круг прав и обязанностей в определенных сферах общественных отношений. Компетенция государства может быть реализована не только через органы государства, но и через референдум и другие институты прямой демократии. Федеративное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. Компетенция государственного органа по устоявшемуся в юридической науке мнению определяется через предметы ведения и полномочия. При этом предмет ведения государственного органа — это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено соответствующими нормативными актами к компетенции данного органа. Тогда как полномочия органа государственной власти включают в себя права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов и осуществления иных государственно-властных действий в определенной сфере общественных отношений. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. компетенция государственных органов Федерации и ее субъектов разграничивается на: • исключительную компетенцию федеральных органов власти; • совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов; • исключительную компетенцию органов государственной власти Субъектов Федерации. К исключительной компетенции федеральных органов власти относятся все вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране (энергетическая, космическая системы, денежная система и др.)» федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют права вторгаться в исключительную компетенцию федеральных органов. Предметы совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении Федерации, предполагают, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий. Исходя из смысла ст. 72 Конституции РФ, предметы совместного ведения можно условно подразделить на несколько групп. 1. Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод: · обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции России и федеральным законам; · защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; · защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; · установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Вопросы регулирования, экономики, социального и культурного развития: · разграничение государственной собственности; · установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской федерации; · общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; «охрана памятников истории и культуры; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. 3. Вопросы экологии и экологической безопасности: · вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; · природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, · особо охраняемые природные территории; · осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. 4. Вопросы деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы: · кадры судебных и правоохранительных органов; · адвокатура, нотариат; · административное, административно-процессуальное трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. 5. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. Здесь действует правило о том, что если международный договор Российской Федерации затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта Федерации, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты Федерации вправе представлять федеральным органам государственной власти рекомендации о заключении международных договоров, касающихся их интересов. Уже сложилась определенная иерархия правовых источников, регулирующих совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Здесь определяющим актом является федеральная Конституция. На ее основе принимаются федеральные законы, которым не могут противоречить законы субъектов Федерации. Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. к числу нормативных актов данной сферы правового регулирование отнесены договоры и соглашения менаду органами госу-1 дарственной власти Российской Федерации и органами! государственной власти субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Проблемы определения прав Федерации и ее субъектов в рамках их совместной компетенции, как показывает практика, являются одними из самых трудноразрешимых в федеративном строительстве. С одной стороны, здесь не предполагается жесткая регламентация на уровне федерального законодательства, с другой стороны, конституционный принцип равноправия субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти диктует необходимость установления на уровне Федерации единых принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Данную задачу сейчас решает упомянутый ранее Федеральный закон, который сформулировал в качестве руководящих начал регулирования данной сферы отношений следующие принципы. · Принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, в том числе договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ как предметы исключительного ведения Российской Федерации, так и предметы совместного ведения. При этом данные нормативные правовые акты не могут содержать положений, которые ведут к изменению конституционно-правового статуса субъекта Федерации, ущемлению или утрате основных прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности России и единства системы государственной власти. · Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, который предполагает, что в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям российской Конституции, федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, должны действовать положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов. · Принцип равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий который закрепляет равенство прав всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений. · Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов Российской Федерации не должно ущемлять права и интересы других субъектов Федерации. · Принцип согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов федерации, который реализуется в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов федерации, заключения договоров, соглашений. · Принцип добровольности заключения договоров, соглашений. · Принцип обеспеченности ресурсами, который определяет, что при разграничении предметов ведения и полномочий должен решаться вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий. · Принцип гласности заключения договоров, соглашений. Под договором указанный Федеральный закон понимает правовую форму разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Тогда как соглашение — правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий. Договор охватывает комплекс основных проблем разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном государстве, конкретизируя их, устанавливая условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий, а также формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора. Договор призван учитывать при регламентации предметов совместного ведения особенности политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных факторов развития субъектов Российской Федерации. Значимость договора подтверждается особой процедурой его принятия и подписания. Так, после разработки проект договора направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в Совет Федерации. О результатах рассмотрения проекта договора в этих представительных органах сообщается Президенту РФ, который учитывает их мнение при решении вопроса о подписании договора. Договор подписывается Президентом РФ и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание договора. В отличие от договора соглашение имеет целью перераспределить отдельные полномочия в конкретных областях предметов совместного ведения в части передачи осуществления ряда полномочий, определения условий и порядка такой передачи, установления материально-финансовых основ и форм взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения. При этом сторонами соглашения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а не федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы государственной власти этого субъекта. Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ. Иными словами, следует обратить внимание на то, что при разработке и заключении соглашения представительные органы как Федерации, так и субъектов не задействованы. После одобрения Правительством РФ соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на его подписание. Споры, связанные с разграничением полномочий, стороны должны решать путем переговоров, через согласительные комиссии, а в случае необходимости — в Конституционном Суде РФ. При этом ранее заключенные договоры и соглашения должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством, на что новый Федеральный закон отводит достаточно большой срок — 3 года. Спецификой конституционного разграничения предметов ведения в Российской Федерации является применение в Конституции РФ децентрализованного подхода к определению предметов ведения собственно субъектов Федерации. Содержание вопросов ведения самих субъектов Федерации основывается на принципе «все, что не запрещено, то разрешено», то есть все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов. Такая позиция федеральной Конституции свидетельствует о прогрессивном, демократичном характере распределения объеме полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, разрешая последним обладать всей полнотой государственной власти в рамках своей компетенции.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 6753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |