Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Система органов государственной власти РФ




В своей совокупности государственные органы Рос­сийской Федерации образуют единую систему. Соглас­но Конституции Российской Федерации (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Российской Фе­дерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Россий­ской Федерации обусловлено тем, что она основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Россий­ской Федерации проявляется в разграничении предме­тов ведения и полномочий между органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой систе­мы действуют совместно, находятся в тесной взаимо­связи, взаимодействии и взаимозависимости.

Единство системы государственных органов Россий­ской Федерации усиливается еще и тем, что отдельные ее составные части сами образуют единые системы орга­нов. Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполни­тельной власти и органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Как уже ранее отмечалось, государственная власть в российской Федерации осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судеб­ную. В соответствии с этим и система органов Россий­ской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция Российской Федерации (ст. 10) предус­матривает наличие органов: законодательной, испол­нительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих нее звеньев.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законо­дательные собрания, государственные собрания респуб­лик в составе Российской Федерации; думы, законода­тельные собрания, областные собрания и другие зако­нодательные органы власти краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и ни­каким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации. Представительные органы государственной власти принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению все­ми другими органами соответствующего уровня, а так­же всеми нижестоящими органами государственной вла­сти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федераль­ные и региональные (субъектов Федерации). Федераль­ным законодательным и представительным органом Рос­сийской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган госу­дарственной власти, действующий в масштабах всей Рос­сийской Федерации. Все другие законодательные орга­ны, функционирующие на территории Российской Фе­дерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Органы исполнительной власти — это, прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство Российской Федерации; другие федераль­ные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их пра­вительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему ор­ганов исполнительной власти, возглавляемую Правитель­ством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти — президента­ми или главами администраций, либо избираются непос­редственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федера­ции, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Предсе­дателя Правительства — заместителей Председателя Пра­вительства и федеральных министров. Главы админист­раций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосо­вании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы исполнительной власти осуществляют осо­бый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они не­посредственно исполняют акты представительных ор­ганов государственной власти, указов Президента Рос­сийской Федерации, организуют исполнение этих ак­тов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, кон­ституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав ад­министрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов ис­полнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по террито­рии деятельности на федеральные и субъектов федера­ции. Федеральные — это Правительство Российской Фе­дерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Феде­рации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государ­ственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнитель­ной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами испол­нительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и пра­вительства субъектов федерации, ко вторым — мини­стерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компе­тенции по характеру своей компетенции могут быть так­же подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осу­ществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом — государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной вла­сти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные — это Правительство Российской Федерации и правитель­ства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполни­тельной власти.

Органы судебной власти — Конституционный Суд Рос­сийской Федерации, Верховный Суд Российской Федера­ции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов Рос­сийской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судеб­ную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление су­дебной власти посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией Российской Федера­ции (ст. 125) судебным органом конституционного кон­троля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопро­изводства, является Конституционный Суд Российской Федерации.

Высшим судебным органом по гражданским, уголов­ным, административным и иным делам, подсудным су­дам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126), Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствую­щие суды в объектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относя­щихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов в сфере государственного управления, эконо­мической деятельности и охраны прав и свобод граж­дан; за исполнением законов органами дознания и пред­варительного следствия; за соответствием закону судеб­ных актов; за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при ис­полнении наказаний и иных мер принудительного ха­рактера, назначаемых судом: за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и

учреждениями.

Особую функцию прокуратуры образует участие про­куроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осу­ществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав личности потерпевшего от преступного посягательства. Она участвует в право-творческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федера­ции (ст. 129) Генеральный прокурор Российской Феде­рации назначается на должность и освобождается от дол­жности Советом Федерации по представлению Прези­дента Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором по со­гласованию с субъектами Федерации, Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Фе­дерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяются фе­деральным законом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.