Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Порядок деятельности Правительства РФ

Федеральным конституционным законом «О Пра­вительстве Российской Федерации» от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ Правительство РФ определяется как высший исполнительный орган государственной власти России. Деятельность правительства подзаконна, связана жес­ткими рамками правовых ограничений. Но это не оз­начает, что оно полностью выведено из законотворчес­кого процесса и должно только исполнять предписан­ное. В некоторых вопросах, по которым законодатель принимает решения, наибольшей компетенцией обла­дает именно правительство. Последнее обязано давать свои заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпус­ке государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также на другие законо­проекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Организационная самостоятельность Правительства РФ проявляется в том, что федеральные законодатель­ные и судебные органы практически никак не влияют на его формирование, не считая назначения Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Госу­дарственной Думы. Однако даже в этом случае решаю­щее слово принадлежит не парламенту, а Президенту РФ.

Сказанное не означает, что органы исполнительной власти бесконтрольны. Правительство призвано действо­вать независимо, самостоятельно, но в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с российской Кон­ституцией и законами. Правом принимать организаци­онные решения по каждому члену Правительства, ми­нистру, вплоть до роспуска всего Правительства, наде­лен глава государства.

Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной влас­ти страны. Принципами деятельности правительства являются: верховенство Конституции Российской федерации, фе­деральных конституционных законов и федеральных за­конов; народовластие; федерализм; разделение властей; ответственность; гласность; обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В состав Правительства РФ входят Председатель, за­местители Председателя и федеральные министры. Пред­седатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия нижней палаты парламента Государственной Думы в следующие сроки:

· не позднее двух недель после вступления в долж­ность вновь избранного Президента РФ;

· не позднее двухнедельного срока после отставки Пра­вительства РФ;

· в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума имеет право дважды без ка­ких-либо для себя правовых последствий отклонить кан­дидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом РФ. Если же Государственная Дума в тре­тий раз не утвердит представленную кандидатуру, то Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Вновь назначенный Председатель Правительства РФ представляет Президенту свои предложения по струк­туре федеральных органов исполнительной власти и кан­дидатурам на должности своих заместителей и федераль­ных министров.

Ограничения статуса членов правительства связаны с реализацией принципа разделения властей и направ­лены на минимизацию возможности злоупотребления своим должностным положением. Поэтому закон зап­рещает членам правительства:

1. быть членами Совета Федерации, депутатами Госу­дарственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборных орга­нов местного самоуправления;

2. занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и об­щественных объединениях;

3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе уча­ствовать в управлении хозяйствующим субъектом не­зависимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства обязаны передавать в довери­тельное управление под гарантию государства на вре­мя своего пребывания в составе правительства нахо­дящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в по­рядке, установленном федеральным законом;

4. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кро­ме преподавательской и научной;

5. быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

6. использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена правительства;

8. получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предус­мотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

9. принимать без разрешения Президента Российской Федерации почетные и специальные звания, награ­ды и иные знаки отличия иностранных государств;

10. выезжать в служебные командировки за пределы рос­сийской территории за счет физических и юриди­ческих лиц, за исключением служебных команди­ровок, осуществляемых в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности феде­ральных органов государственной власти с государ­ственными органами иностранных государств, меж­дународными и иностранными организациями. Наибольший объем полномочий сосредоточен в ру­ках Председателя Правительства РФ, который опреде­ляет основные направления деятельности правительства и организует его работу. Он ведет заседания правитель­ства, обладая правом решающего голоса; представляет Президенту РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий или об их поощрении; рас­пределяет обязанности между своими заместителями: подписывает акты правительства.

Председатель правительства обладает представитель­скими функциями в Российской Федерации и за ее пре­делами.

Заседания Правительства РФ проводятся не реже од­ного раза в месяц. Заместители Председателя и федераль­ные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях правительства, в выработке и реализации его политики; готовят постановления и распоряжения пра­вительства, обеспечивают их исполнение. На открытых заседаниях вправе участвовать представители палат Фе­дерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Вер­ховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Ге­неральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Цент­рального банка России и иные лица. Отдельные вопросы могут рассматриваться на закрытых заседаниях. Реализацией принципа гласности является положе­ние о том, что Правительство РФ информирует граж­дан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых ре­шениях.

Оперативные вопросы решает Президиум Правитель­ства (образуется по предложению его Председателя). За­седания Президиума проводятся по мере необходимости.

Решения президиума Правительства РФ принима­ются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на засе­даниях правительства. Правительство РФ вправе отме­нить любое решение этого президиума.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнитель­ной власти и контролирует их деятельность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституционный статус Правительства РФ | Вопрос 3. Компетенция Правительства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.