Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К лекциям по истории стран Востока в новое время




 

 

Лекция I.Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий

1. Дайте характеристику трём великим цивилизациям Востока накануне Нового времени.

2. Перечислите причины «отставания» Востока или «опережения» Запада с учетом достижений отечественной и зарубежной исторической науки.

3. Что собой представляла политическая карта Азии и Африки накануне Великих географических открытий?

4. Какие три периода колониальной экспансии выделяются в отечественном востоковедении?

 

Лекция II.Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.)

1. Что собой преставляла Япония в период установления сёгуната Токугава?

2. Каковы причины стагнации и упадка экономики Японии в XVIII- пер. пол. XIX вв.?

3. Чем бым вызван политический кризис и гражданская война в Японии (1863-1869)?

4. Используя материал лекции и новейшие исследования в отечественном востоковедении (см. работы В.Э Молодякова), дайте характеристику Мэйдзи исин.

Лекция III.Япония во второй половине XIX – начале XX вв.

 

1. На какие политические этапы делится «период Мэйдзи» в современной исторической науке?

2. Что собой представлял японский вариант модернизации экономики и политической системы? Когда были образованы первые политические партии и принята конституция Японии?

3. Проанализируйте принципы и основные направления внешней политики Японии в «период Мэйдзи».

 

Лекция IV.Китай под властью маньчжурской династии Цин (XVII – XIX вв.)

1. Используя материал лекции и новейшие достижения отечественной историографии (см. работы О.Е. Непомнина), изучите чередование династических циклов в истории Китая.

2. Как происходило завоевание Китая маньчжурами?

3. Что собой представляла традиционная экономика цинского Китая?

4. На основании материала лекции составьте диагностическую схему политического устройства и внешней политики маньчжурской династии Цин с 1644 по 1850 гг.

5. Какие программы были выработаны в ходе крестьянской войны тайпинов (1850-1864)? Дайте историографию вопроса.

 

Лекция V.Китай во второй половине XIX в. Усиление колониальной экспансии, попытки реформ

 

1. Что происходило с традиционной экономикой Китая в ходе его колонизации?

2. Каковы причины, цели и результаты политики «самоусиления» и «ста дней» реформ в цинском Китае второй половины XIX в.?

3. На основании текста лекции изучите традиционализм и новаторство в политической концепции Кан Ювэя.

4. Составьте таблицу «Раздел Китая на сферы влияния (1898)».

 

Лекция VI. Китай в начале XX века. Власть и оппозиция

 

1. Чем было вызвано усиление политического кризиса Цинской империи в начале XX в.?

2. Сравните программы оппозиционных партий-организаций и их роль в подготовке Синьхайской революции.

3. На основании «Трех народных принципов» определите в чем проявился демократизм Сунь Ятсена.

4. Какие оценки содержатся в работах историков советской школы и современной российской историографии на события в Китае 1911-1913 гг.?

 

 

Лекция VII.МогольскаяИндия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.)

 

1. Дайте характеристику экономичекого и политического состояния империи Великих Моголов накануне колонизации.

2. Чем был вызван рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в.?

3. Выделите основные этапы английского колониального завоевания Индии. Какую роль играла в нем Ост-Индская компания?

4. Изучите эволюцию форм земельной собственной в Индии в период колонизации. Кто такие джагирдары, заминдары, раджпуты?

5. Как оценивается народное восстание (1857-1859) в современной отечественной историографии?

 

Лекция VIII. Индия во второй половине XIX – начале XX вв.

 

1. Каковы особенности становления индийского капитализма?

2. Что такое индийская реформация? Каков вклад Рамакришны, Вивекананды в реформацию индуизма?

3. Проанализируйте программу Индийского национального конгресса. Чем отличались взгляды либералов и т.н. «крайних» по ключевым пунктам программы?

4. Какие точки зрения на раздел Бенгалии доминируют в современном отечественном востоковедении?

 

Лекция IX. Ганди и гандизм

 

1. Изучите биографию М. Ганди.

2. Что такое ахимса, сатьяграха, свадеши, сварадж?

3. Какую роль сыграл М. Ганди в национально-освободительном движении Индии?

4. Перечислите основные точки зрения на деятельность Ганди и гандизм в отечественной историографии XX в.

 

Лекция X. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии

 

1. На основании текста лекции и литературы к ней изучите политический строй Афганистана в период правления династии Дуррани.

2. Что являлось экономической основой державы Дуррани?

3. Каковы причины англо-русского соперничества в Средней Азии?

4. Сравните причины, ход и результаты первой и второй англо-афганских войн.

 

 

Лекция XI. Иран в XVIII – первой половине XIX вв.

 

1. Что собой представляла Иран (Персия) накануне нового времени?

2. Охарактеризуйте традиционные формы земельной собственности в Иране и их эволюцию на протяжении XIX – начала XX вв.

3. Докажите, что политическое устройство Ирана времени правления Каджаров не противоречило исламской традиции.

4. Можно ли рассматривать бабидские восстания (1848-1852) как попытку реформации ислама?

 

Лекция XII.Иран во второй половине XIX – начале XX в. Иранская революция 1905-1911 гг.

 

1. На основании текста лекции выделите сферы англо-русского соперничества в стране.

2. Почему иранскому правительству в 50-70-е годы XIX в. не удалось реформировать государство?

3. Была ли сплоченная политическая оппозиция режиму? Если нет, то почему?

4. Сравните точки зрения М.С. Иванова, Л.С. Васильева, З.А. Арабаджяна на иранскую революцию 1905-1911 гг.

5. Чем объяснить руководящую роль исламского духовенства в этих событиях?

Лекция XIII. Османская империя в XVIII – середине XIX вв.

 

1. На основании текста лекции и исторической карты изучите геополитическое положение державы Османидов в XVI – XIX вв.

2. Что собой представляла военно-лённая система? Перечислите причины ее кризиса.

3. Дайте определение т.н. «Восточному вопросу», какова роль России в борьбе за «османское наследство»?

4. В чем существенное отличие реформ Селима III и Махмуда II от танзимата?

 

Лекция XIV. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция

 

1. Докажите, что режим Абдул-Хамида II привел страну на грань катастрофы.

2. Почему в 1878 г. султан отменил конституцию?

3. Перечислите основные положения программы партии «Единение и прогресс»?

4. Какие оценки есть в отечественном востоковедении по поводу событий 1908-1909 гг.? Это революция или военный переворот? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Лекция XV. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны.

 

1. Кем и когда были совершены географические открытия в Центральной Африке?

2. На основании текста лекции и рекомендованной литературы составьте сравнительную таблицу: «Колонии Великобритании, Франции, Германии, Италии, Португалии в Африке».

3. Каковы были планы европейских государств в Африке?

4. Дайте определение метрополии, колонии, зависимого государства.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….3

Лекция I.Страны Востока накануне и во время Великих географических открытий. …………………………………………………………………….6

Лекция II.Япония в период правления сёгунов дома Токугава (XVII – XIX вв.) …………………………………………………………………………….....22

Лекция III.Япония во второй половине XIX – начале XX вв. …………37

Лекция IV.Китай под властью маньчжурской династии Цин (XVII – XIX вв.). ………………………………………………………………………………….49

Лекция V.Китай во второй половине XIX века. Усиление колониальной экспансии, попытки реформ …..67

Лекция VI. Китай в начале XX века. Власть и оппозиция ……………..79

Лекция VII.МогольскаяИндия накануне колонизации. Борьба английской Ост-Индской компании за Индию (XVII – середина XIX вв.) ……….. 87

Лекция VIII. Индия во второй половине XIX – начале XX вв. ……..106

Лекция IX. Ганди и гандизм …………… ………………………….....122

Лекция X. Афганистан в новое время. Англо-русское соперничество в Средней Азии ……………………………………………………………128

Лекция XI. Иран в XVIII – первой половине XIX вв. …….……………..136

Лекция XII.Иран во второй половине XIX – начале XX вв. Иранская революция 1905-1911 гг. … ………………………………………………….153

Лекция XIII. Османская империя в XVIII – середине XIX вв. … ….......166

Лекция XIV. Османская империя во второй половине XIX – начале XX вв. Политический кризис и младотурецкая революция …………………………...184

Лекция XV. Страны Азии и Африки накануне Первой мировой войны 199

 

Приложения

Приложение 1. Базовые ценности цивилизаций Востока …………….207

Приложение 2. Хронологическая таблица …………………………….210

Приложение 3. Терминологический словарь …………………………..215

Приложение 4. Вопросы и задания к лекциям по истории стран Востока в новое время ……………………………………………………………………. 233

 

 

Учебное издание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.