Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Система права




ПЛАН

1. Понятие, признаки и виды правоотношений.

2. Субъекты и содержание правоотношений.

3. Объекты правоотношений.

4. Юридические факты.

 

В государственно-организованном обществе люди вступают в различные виды отношений: экономические, политические, идеологические, семейные, религиозные, юридические. По мнению Г.В.Плеханова, общественные отношения – это отношения между людьми, наделенными сознанием и волей и преследующих определенные цели. Особым видом отношений выступают правоотношения.

Чем более развито государство и права, чем выше степень доверия населения к законодательству, тем чаще люди вступают в правоотношения.

Проблема дискуссионна, начиная с понятия правоотношений, объекта, субъектов, кончая – правосубъектности, правового статуса, абсолютных и относительных правоотношений.

Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Правоотношения – это сознательно-волевые отношения, возникающие на основе нормы права и юридических фактов между людьми и их организациями и представляющие собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников.

Предпосылки правоотношений:

I. материальные – действия (бездействия) людей, в основе которых лежат их интересы и потребности. В широком смысле – это система социально-экономических, политических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования общественных отношений.

II. юридические:

1) нормы права;

2) правосубъектность;

3) юридические факты.

Безусловно, не все общественные отношения могут регулироваться нормами права и стать правовыми. Есть интимные, дружеские, семейные, соседские, бытовые, религиозные и другие отношения, которые правом не регулируются. Правом регулируются наиболее важные с точки зрения государства отношения государственной власти, собственности, распределения, юридических прав и обязанностей физических и юридических лиц.

Признаки правоотношений:

1) отношения общественные, социально-необходимые между социальными субъектами, имеющие общественную значимость;

2) отношения персонифицированные, между конкретными лицами, обладающими качествами субъектов права;

3) в них четко определяются не только состав субъектов, но и взаимные права и обязанности;

4) они возникают на основе норм права и юридических фактов;

5) в их основе лежит сознательно-волевая деятельность людей, организаций и государства;

6) они возникают по поводу реальных благ, материальных и духовных ценностей, которые являются предпосылкой и целью;

7) они санкционируются государством, его правореализующей способностью;

8) это основной легитимный путь достижения человеком, организацией, государством цели, реализации интересов и намерений в рамках действующего правопорядка и законности.

Виды правоотношений:

1) по предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, административные, уголовные, налоговые, хозяйственные и т.д.;

2) по методам правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные и др.;

3) по функциональной роли – регулятивные и охранительные;

4) по характеру обязанностей – активные (совершать действия) и пассивные (воздержаться от действия);

5) по специфике правового регулирования – материально-правовые и процессуальные;

6) по степени определенности субъектов – абсолютные (право собственности, авторское право) и относительные (договор купли-продажи, подряда и т.д.);

7) по составу участников – простые (два субъекта) и сложные (несколько субъектов);

8) по продолжительности – кратковременные (мены) и долговременные (гражданства).

Структура правоотношений включает в себя: субъекты, содержание и объекты.

Субъектами правоотношений являются те субъекты права, которые вступают в правоотношения и между которыми возникают субъективные права и обязанности. Участник правоотношения, которому принадлежит право – является управомоченным, а лицо, на котором лежит обязанность – обязанным субъектом.

Речь может идти об индивидуальных и коллективных субъектах (организациях). В особых, предусмотренных законодательством случаях, народ, нация, профессиональная группа, трудовой коллектив являются субъектами правоотношений (на референдуме, при заключении генерального, тарифного, коллективного трудового соглашения и т.д.)

Однако, не все люди могут быть субъектом права. Так раб по римскому праву не был субъектом права, толпа, митинг, семья – тоже не являются субъектами права.

Чтобы быть субъектом права необходимо обладать:

1) именем;

2) свободой, автономией личности;

3) способностью самостоятельно принимать решения и выражать свою волю;

4) иметь официальное наименование, быть персонифицированным, зарегистрированным, т.е. стать юридически признанным субъектом права.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений в Республике Беларусь: государство, административно-территориальные единицы, физические лица, юридические лица, а также организации, не обладающие правом юридического лица.

Особое место среди субъектов занимает государство:

1) оно обладает властными полномочиями и суверенитетом;

2) не зависит от других субъектов права;

3) устанавливает статус всех участников правоотношений;

4) выступает как субъект международных отношений.

Физические лица – это граждане, лица без гражданства (апатриды), иностранцы, беженцы и т.д.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 44 ГК Республики Беларусь).

Признаки юридического лица:

1) организационное единство (структура, иерархия, органы управления). Организационное единство закрепляется учредительными документами (уставом или учредительным договором);

2) имущественная обособленность;

3) принцип самостоятельной правовой ответственности по своим обязательствам;

4) выступает в правоотношениях от собственного имени (приобретает и осуществляет права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде);

5) имеет собственное имя, счет в банке, баланс, печать;

6) проходит государственную регистрацию.

Виды юридических лиц: государственные и частные, коммерческие и некоммерческие. Коммерческие – имеют цель извлечение прибыли, некоммерческие – преследуют иные некоммерческие (благотворительные) цели.

Согласно ГК Республики Беларусь выделяют следующие виды юридических лиц: полное товарищество, коммандитное товарищество, ООО, ОДО, АО, производственные кооперативы, унитарные предприятия, некоммерческие организации и т.д. Для того, чтобы участвовать в правоотношениях нужно обладать правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность.

Правоспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта иметь, быть носителем юридических прав и обязанностей. Эта возможность быть носителем прав и обязанностей определяется в объективном праве. Правоспособность физического лица как правило возникает с момента рождения и заканчивается смертью. Правоспособность накапливается по мере достижения определенного возраста (избирать и быть избранным, получать пенсию и т.д.). В конституционном праве правоспособность в полном объеме наступает с 18 лет, в трудовом – с 16 лет, уголовном – с 16 лет (по некоторым составам - с 14 лет) и т.д.

Дееспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта своими действиями приобретать, реализовывать права и налагать на себя юридические обязанности.

Дееспособность физического лица возникает с достижения возраста (определенного уровня психической зрелости), когда подросток приобретает способность осознавать значение своих поступков и руководить ими (осуществлять действия, обязанности, осознавать их и нести юридическую ответственность).

Дееспособность бывает полная и неполная. Полная дееспособность с 18 лет. Неполная с 14 до 18 лет. С 14 до 18 лет несовершеннолетний в праве самостоятельно, без согласия своих законных представителей, распоряжаться своим заработком, стипендией и иными собственными доходами, осуществлять авторские права, вносить денежные средства в банки, совершать бытовые сделки (ст. 25 ГК Республики Беларусь).

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия – по решению суда (ст. 26 ГК Республики Беларусь).

Гражданин также приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак (брачный возраст может быть понижен, но не более чем на 3 года).

За несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних) сделки, могут совершать только от их имени законные представители – родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки, сделки направленные на безвозмездное получение выгод не требующие нотариального удостоверения, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями. Имущественную ответственность несут родители, усыновители или опекуны (ст. 27 ГК Республики Беларусь).

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности судом. Он вправе совершать мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.

Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека (ст. 29 ГК Республики Беларусь).

Элементом дееспособности является деликтоспособность.

Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные им правонарушения. Деликтоспособностью не обладают недееспособные, малолетние и невменяемые. В уголовном праве она возникает в 16 лет, но за наиболее тяжкие преступления (убийство, разбой, изнасилование) с 14 лет, в административном с 16, в отдельных случаях с 14.

У юридических лиц, организаций, правоспособность и дееспособность, как правило, неразделимы и возникают с момента их образования, государственной регистрации – внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и прекращается с момента их ликвидации.

Содержание правоотношений – это единство субъективных прав и юридических обязанностей их участников. Содержание – это взаимодействие сторон правоотношения, направленных на достижение законного результата.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения субъектов.

Субъективное право включает в себя следующие правомочия:

- возможность совершать определенные действия самому;

- возможность требовать определенных действий от другого;

- возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью;

- возможность обратиться за защитой к органам государства.

Субъективное право – это средство удовлетворения собственных интересов путем совершения определенных действий, требований и притязаний.

Субъективное право – как право выбора наиболее выгодного, приемлемого варианта поведения возможно только в рамках объективного права, существующей системы законодательства.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения субъектов. Она предусмотрена нормами права и обеспечена государственным принуждением.

Юридическая обязанность включает в себя следующие элементы:

- необходимость совершать определенные действия – активная обязанность;

- необходимость воздержаться от определенных действий – пассивная обязанность;

- необходимость нести юридическую ответственность при совершении правонарушения – негативная обязанность.

Это средство удовлетворения чужих интересов путем совершения необходимых действий, воздержания от определенных действий и претерпевания негативных санкций (обязывание действием, исполнением, претерпеванием)[20].

Объект – это то, на что оказывается воздействие. В философии объект определяется как явление или процесс материального мира, которые существуют реально независимо от сознания и воли человека.

Проблема объекта правоотношений дискуссионна. Данное понятие раскрывает смысл правоотношений, показывает ту цель, ради реализации которой субъекты вступают в правоотношения.

«Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения».[21]

Объекты правоотношений – это те предметы и явления окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности их участников.

Объектами правоотношений могут быть:

- природные объекты (земля, недра, водные ресурсы, леса);

- вещи (строения, автомобили, мобильные телефоны, телевизоры, фотоаппараты, мебель и т.д.);

- ценные бумаги и документы (деньги, валюта, акции, дипломы, аттестаты и т.д.);

- продукты творчества (произведения искусства, литературы, живописи, науки, результаты авторской и изобретательской деятельности);

- личные нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, имя, достоинство, тайна переписки);

- результаты действий участников правоотношений (доставка грузов, перевозка пассажиров, обеспечение сохранности имущества, выполнение договора подряда и т.д.);

- действия обязанного лица (оказание производственных и бытовых услуг, услуг по обучению, воспитанию, медицинскому обслуживанию, концертному исполнению и т.д.);

- общесоциальные блага и ценности (общественный порядок, независимость и территориальная целостность государства, благоприятная экологическая обстановка, национальная безопасность и т.д.).

Одно и то же благо может быть объектом различных правоотношений. Так, созданная автором статуя является объектом авторского права, при ее продаже – объектом купли-продажи, при ее покупке – объектом права собственности, при ее охране – объектом охраны и т.д.[22]

Таким образом, объект правоотношений – это те явления внешнего мира, которые способны удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающие в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношений в рамках своих юридических прав и обязанностей.

Для возникновения правоотношений, кроме наличия правовых норм, необходимы юридические факты.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Признаки:

- предусмотрены нормативными правовыми актами;

- вызывают определенные правовые последствия (лишение свободы, вступление в наследство, отзыв доверенности);

- объективированы (т.е. выражены во вне в виде справки, договора, записи, доверенности надлежащим образом оформленных и зафиксированных в установленной в законе процедурно-процессуальной форме). Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, эмоции, переживания, события духовной жизни человека. Однако правоприменитель может учитывать субъективную сторону поступка (вину, мотив, интерес, цель), как элемент сложного юридического факта;

- наличие либо отсутствие определенного явления (предмета) материального мира. При этом юридическое значение могут иметь не только позитивные явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие отпечатков пальцев, следов взлома, отношений родства, другого зарегистрированного брака и т.д.);

- имеют социальную значимость, т.к. затрагивают интересы личности, общества, государства, несут информацию о состоянии общественных отношений;

- конкретны, индивидуальны, происходят (имеют место) в определенном месте и в определенное время.

Юридические факты являются одной из важных предпосылок возникновения правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе правовых норм. Благодаря им, у субъектов права возникают определенные права и юридические обязанности.

Юридические факты могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По характеру юридических последствий:

- правообразующие (приказ о зачислении в число студентов ВГУ);

- правоизменяющие (академический отпуск в связи со службой в армии);

- правопрекращающие (отчисление из вуза, в связи с окончанием учебы и распределением на работу).

2. По волевому признаку:

- события – явления природы, обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека (ливни, лавины, землетрясения, эпидемии). При этом выделяют относительные события, которые в своем зарождении могут зависеть от воли человека (рождение человека, его смерть, пожар и т.д.) и абсолютные события (извержение вулкана, наводнение, снегопад), которые от воли человека не зависят. Если события предусмотрены в законодательстве, то они могут порождать определенные правовые последствия (договор страхования от несчастного случая), если нет, то не порождают наступление, изменение, прекращение правоотношений (форс-мажорные обстоятельства). В свою очередь действия могут быть правомерными (соответствовать нормам права) и неправомерными – нарушать требования юридических норм, наносить вред личности, обществу, государству.

Среди неправомерных, выделяют преступления (уголовно-наказуемые деяния) и проступки: гражданско-правовые, административно-правовые и дисциплинарные. Их также можно классифицировать: по отраслям права (уголовные, административные, гражданско-правовые и т.д.); по форме вины (умышленные и неосторожные); по мотиву (корыстные, хулиганские, иные); по объекту (преступления против личности, государства, общественной безопасности и общественного порядка, преступления против собственности); по субъекту (индивидуальные, групповые, совершенные организованной группой или преступным сообществом); по социальным признакам (должностные, преступления, совершенные военнослужащими); по возрастному критерию (преступления, совершенные несовершеннолетними и т.д.).

Правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты (некоторые авторы выделяют также сделки). Юридические поступки – это действия, которые совершаются без намерения вызвать (породить) юридические последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона (авторское право, находка чужого имущества).

Юридические акты – это действия, направленные на достижение правового результата. Совершают юридические акты граждане, государственные органы и другие субъекты (заключение брака, кража имущества, возбуждение уголовного дела, постановление суда и т.д.)

Нередко для возникновения правоотношения необходим не один юридический факт, а их совокупность, т.е. фактический состав (например, для призыва на воинскую службу в Республике Беларусь необходимо наличие белорусского гражданства, возраст, здоровье, отсутствие установленного законом права на отсрочку и т.д.)

В ряде случаев роль юридических фактов играют презумпции и фикции.

Юридические презумпции – это предположение о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов (презумпция невиновности, презумпция отцовства, презумпция добропорядочности и т.д.).

Юридические фикции – это заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и способствуют реализации норм права (снятие, погашение судимости).

Выделяют также главные и подчиненные факты, расчетные факты (индексы, коэффициенты, графики и т.д.), оформленные, неоформленные, латентные (скрытые) и др.

Преюдиция – это юридические факты, вступившие в законную силу, которые при повторном рассмотрении не требуют доказательства и считаются установленными, истинными, не нуждающимися в новой проверке и оценке.

Таким образом, юридические факты являются связующим звеном между правовыми нормами и правоотношениями, в результате которых абстрактные правовые нормы превращаются в конкретные права и обязанности участников. Юридические факты выполняют роль сигнала для участников, информируя о правомерных либо неправомерных последствиях. То есть их знание способствуют правовому регулированию общественных отношений, укреплению законности и правопорядка.

 

Словарь основных понятий

Правоотношения – это отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Правоотношения – это сознательно-волевые отношения, возникающие на основе нормы права и юридических фактов между людьми и их организациями и представляющие собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников.

Субъектами правоотношений являются те субъекты права, которые вступают в правоотношения и между которыми возникают субъективные права и обязанности. Участник правоотношения, которому принадлежит право – является управомоченным, а лицо, на котором лежит обязанность – обязанным субъектом.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений в Республике Беларусь: государство, административно-территориальные единицы, физические лица, юридические лица, а также организации, не обладающие правом юридического лица.

Физические лица – это граждане, лица без гражданства (апатриды), иностранцы, беженцы и т.д.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта иметь, быть носителем юридических прав и обязанностей.

Дееспособность – это установленная в законе (праве) способность субъекта своими действиями приобретать, реализовывать права и налагать на себя юридические обязанности.

Деликтоспособность – это способность лица нести юридическую ответственность за совершенные им правонарушения.

Содержание правоотношений – это единство субъективных прав и юридических обязанностей их участников.

Субъективное право – это вид и мера возможного поведения субъектов.

Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения субъектов.

Объекты правоотношений – это те предметы и явления окружающего мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности их участников.

Объект правоотношений – это те явления внешнего мира, которые способны удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающие в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношений в рамках своих юридических прав и обязанностей.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Юридические поступки – это действия, которые совершаются без намерения вызвать (породить) юридические последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона (авторское право, находка чужого имущества).

Юридические акты – это действия, направленные на достижение правового результата.

Юридические презумпции – это предположение о наличии обстоятельств, имеющих силу юридических фактов (презумпция невиновности, презумпция отцовства, презумпция добропорядочности и т.д.).

Юридические фикции – это заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и способствуют реализации норм права (снятие, погашение судимости).

Преюдиция – это юридические факты, вступившие в законную силу, которые при повторном рассмотрении не требуют доказательства и считаются установленными, истинными, не нуждающимися в новой проверке и оценке.



ПЛАН

1. Понятие системы права и ее значение.

2. Элементы системы права.

3. Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права.

4. Публичное и частное право.

5. Основные отрасли права Республики Беларусь.

6. Система права и система законодательства.

7. Правовые системы мира.

 

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».

Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», «составленное из частей». С философской точки зрения система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.

Единство системы права – специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права.

Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права – явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы.

Элементы системы права.

1. Нормы права – это элемент системы права, его «атом», более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» – определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотезу и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее образование – институты права.

2. Институт права – это основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

В силу этих свойств всякий институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права. По своему содержанию институты права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институты залога, проведения игр и пари в гражданском праве.

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются, так называемые субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением. Кроме названных, принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

3. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент – подотрасль права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

4. Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права – это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты – группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию предполагает одновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственные органы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (непредоставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции права на информацию, в национальном законодательстве – корреспондирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, – означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права. Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. В качестве таковых выступают предмет и метод правового регулирования.

Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная потребность в их урегулировании.

В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);

б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;

в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: диспозитивный и императивный

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Государство не ставит своей целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.

Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые опосредуются нормами ряда отраслей. Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).

Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы. Если бы основанием для деления права служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы: а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.); б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития. Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она даёт субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.

В хозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что по отношению к субъектам хозяйствования частной формы собственности властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

Публичное и частное право. Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для правовых систем стран СНГ, которые длительное время не знали деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная защита прав и свобод человека и гражданина получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву? Сущность частного права выражена в его принципах – независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право – это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Публичное право – это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы. К отраслям публичного права относят конституционное, уголовное, административное, и другие отрасли права.

Частное право – это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. К частному праву относят, например, гражданское, семейное, трудовое право.

Безусловно, что абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право, консолидируются в единую ветвь публичного права – процессуальное право.

Основные отрасли права Республики Беларусь.

Конституционное право – ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования – исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия – установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений – конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях.

Административное право – отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения власти – подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения – это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права – налогового, банковского.

Уголовное право – отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права – это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения – уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи – защиту от преступлений личности, общества, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право – относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В систему публичного права входят и процессуальные отрасли права – уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел.

Международное публичное право – не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Гражданское право – ведущая, базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право – многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такие подотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.

Предметом регулирования семейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье.

Трудовым правом как частью системы частного права регулируются отношения по применению труда на государственных и частных предприятиях, в учреждениях и организациях на основе сочетания интересов их участников. Предметом регулирования в трудовом праве являются отношения работника с нанимателем по поводу его труда.

Земельное право – это отрасль права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли.

Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия.

Международное частное право – совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в Республике Беларусь регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств, Международное частное право – это, таким образом, специфическая отрасль национального права.

Система права и система законодательства. В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма. Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства – детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства – отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное и некоторые другие; 3) отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права.

Правовые системы мира. Право – явление мировой цивилизации, в рамках которой сформировалось и действует множество правовых систем. Для того чтобы понять правовое развитие в целом, как составную часть прогресса мировой культуры, необходим такой угол зрения на право, который позволил бы соотнести правовую систему с конкретным историческим временем и регионом, национальной, религиозной спецификой той или иной цивилизации. Для обозначения связи этих факторов развития общества с правовым регулированием в его исторической перспективе необходимо сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм. Такое сопоставление, основываясь на сравнительно-историческом методе познания, позволяет выявить общее и специфичное в правовых явлениях, встречающихся в мире, ступени и тенденции их формирования и функционирования, что дает возможность свести все многообразие конкретно-национального регулирования в определенную «периодическую систему» мирового права, где элементарной, исходной частицей выступает уже не норма права, а целостная национальная правовая система и даже их группа (тип, семья). Все это нужно в конечном счете для углубления наших представлений о природе права, его закономерностях, генезисе, свойствах.

Такие аспекты изучения права выступают предметом сравнительного правоведения. Результатом применения сравнительного метода является группировка – классификация – правовых систем мира по различным признакам. Классификация означает распределение национальных систем нрава по классам (типам) в зависимости от тех или иных критериев. В этом плане классификация (типология) – важный способ научного познания, позволяющий под дополнительным углом зрения раскрыть как внутренние (структурные) взаимосвязи права, так и его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений.

Если система права – своеобразная «внутренняя карта» национального права, то типология (классификация) правовых систем создает своеобразную «правовую карту мира», раскрывающую специфику институтов, используемых для юридического регулирования в тех или иных странах, и показывающую, каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара.

По вопросу типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии и соответственно формироваться различные типологические группы правовых систем. Критерии и типологии могут сочетаться в определенных комбинациях. В настоящее время, как правило, используются основания для классификации правовых систем, опирающиеся главным образом на этно-географические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Наличие правовых явлений в их системной, концептуальной организации свидетельствует об известном уровне правовой жизни общества, его правосознания, юридической образованности и т.д. Поэтому далеко не все государства имеют развитые и особенно правокультурно-самобытные и целостные юридические системы, выступающие источниками накопления правовых ценностей для всей мировой цивилизации.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые семьи: общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую (индусское право), славян




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.