Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка системы движений




Построение системы движений

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ ДВИЖЕНИЙ

Овладение физическим упражнением с точки зрения биомеханики Представляет собою формирование новой системы движений. Этот про­цесс включает первоначальное построение системы движений (овладе­ние движениями) и дальнейшую перестройку ее (совершенствование движений).

Построение новой системы движений происходит на основе:

а) использования ранее сформированных подсистем; б) подавле­ния старых подсистем, непригодных для решения новой задачи;

в) формирования совершенно новых подсистем; г) установления структуры новой системы движений.

Человек обладает сравнительно небольшим количеством прирож­денных безусловных двигательных рефлексов: например, па растяжение мышца отвечает напряжением, на болевое раздражение конечность от­вечает сгибанием. По мере созревания нервной системы и накопления двигательного опыта на эту основу постепенно наслаиваются условно-рефлекторные связи, обеспечивающие стояние, ходьбу и многие другие системы движений.

Возникновение новой системы означает образование новых взаимо­действий, объединяющих частные движения в новую систему, соответ­ствующую новой задаче и условиям действия. Человек исполь­зует подсистемы движений, сформированные ранее для решения других задач, приспосабливая их к новой за­даче. Одновременно подавляются (тормозятся) другие ранее сформированные подсистемы, которые не могут быть ис­пользованы, так как мешают выполнению новой задачи. Кроме того, формируются совершенно новые подси­стемы движений, необходимые именно для решения новой дви­гательной задачи. При построении новой системы движений сочетаются все перечисленные процессы, что приводит к возникновению новых взаимодействий как внутренних, так и особенно взаимодействий с внешним окружением. При объединении всех частных структур подсистем движений возникают большие трудности. Они зависят от различий в характере подсистем движений, обусловленных их происхождением. От этих различий зависят взаимная совместимость подсистем, быстрота согласования, устойчивость к помехам, возмож­ности осознаваемого контроля над ними и др.

Перестройка систем движений обусловлена всеми видами двига­тельной деятельности, в особенности целенаправленным физиче­ским воспитанием, а также возрастным физическим развитием; с изменениями в двигательном и управляющем аппаратах пере­страиваются и системы движений.

Становление новых систем движений представляет собой перестрой­ку функциональных отношений в организме. Совершенствование дви­гательной деятельности также целиком построено на перестройке ко­ординационных отношений.

Под воздействием физического воспитания повышается уровень физического развития, что проявляется и в морфологических особен­ностях и в функциональных возможностях. В результате тренировоч­ной работы реализуются возможности воспитания двигательных за­датков.

Доказано, что способности организма к морфологической и функ­циональной перестройкам зависят от возраста. При правильном физи­ческом воспитании для каждого возрастного периода характерны опти­мальные сдвиги в обеспечении совершенства двигательной деятель­ности. Пути и средства перестройки координационных структур будут рассмотрены позже.

7.Развитие двигательной активности и координации движе­ний

У ново­рожденных двигательный аппарат имеет определенную степень зрелости, что позволяет выполнять целый ряд простейших движе­ний (рис. 15.27).

В первые недели жизни у ребенка появляются условные рефлек­сы, которые отличаются крайней непрочностью, слабостью, и при­обретают относительное постоянство лишь к 3—4 месяцам.

Развитие двигательной активности и координации движе­ний. Двигательная активность и координация движений у новорож­денного далеко не совершенна. Набор движений весьма ограничен и носит безусловно-рефлекторный характер. В этом возрасте выражен плавательный рефлекс, максимальное проявление его наблюдается к 40-му дню, и в воде ребенок способен совершать движения и держаться на воде до 10—15 мин. Но ребенка необхо­димо поддерживать за голову, так как его мышцы шеи еще очень слабы (он еще не держит голову). В дальнейшем безусловные реф­лексы угасают, а им на смену формируются различные двигатель­ные навыки..

Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет двухмесячному ребенку, положенному на живот, поднимать голову. К 2,5—3 ме­сяцам начинается развитие движений рук в направлении к видимо­му предмету (игрушке), а к 5—6 месяцам ребенок точно протяги­вает руку к предмету, с какой бы стороны он ни находился.

В 4 месяца развиваются движения перевертывания со спины на бок, а в 5 месяцев — на живот и с живота на спину.

В возрасте 4—6 месяцев ребенок ползает, в положении на жи­воте поднимает голову и верхнюю часть туловища.

В 6—7 месяцев начинает вставать на четвереньки. С развитием мышц туловища и таза ребенок в возрасте 6—8 месяцев начинает сидеть и делает попытки вставать, стоять и опускаться, придер­живаясь руками за опору.

В период подготовки к ходьбе анатомо-физиологические особен­ности ребенка затрудняют процесс овладения равновесием: мы­шечная система нижних конечностей еще слаба, ножки короткие и полусогнуты; общий центр тяжести (ОЦТ) располагается более высоко, чем у взрослого человека; стопы также меньше, чем у взрослого. Поэтому в период обучения ходьбе очень важно помочь ребенку в поддержании равновесия. К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начинает самостоятельно ходить, Началом самостоятельной ходьбы можно считать тот день, когда ребенок впервые пройдет несколько шагов. Но в этот период устой­чивость его при ходьбе и прямостоянии незначительна. Равновесие ему удается сохранять, балансируя руками, разведенными в сто­роны и широко расставленными ногами.

К 3—4 годам совершенствуется координация движений, что позволяет ребенку при ходьбе и стоя сохранять равновесие, не при­бегая к помощи рук.

В возрасте 4—5 лет ребенку доступны разнообразные и сложные по координации движения: бег, прыжки, гимнастические и акроба­тические упражнения, катание на коньках и т. д. В этом возрасте ре­бенок осваивает и более точные движения, связанные с развитием мелких мышц кисти, предплечья и т. д.

К 6—7 годам заметно увеличивается сила мышц разгибателей туловища, бедра и голени. Важнейшим в формировании двигатель­ных факторов является ходьба, игры, бег и сочетание ходьбы с бе­гом, прыжками.

Развитие движений у ребенка обусловлено не только развити­ем ОДА и ЦНС, но и тренировкой (применение гимнастических упражнений, игр, закаливания и т. д.). Естественные локомоции (ходьба, лазание, игры, бег, прыжки и др.) и их координация фор­мируются у детей до 2—5 лет. При этом большое значение имеют систематические занятия гимнастикой, играми, особенно в пер­вый год жизни ребенка. Следует отметить, что координационные механизмы и в дошкольном возрасте еще несовершенны

В возрасте 5—8 лет заметно увеличивается точность и меткость движений (метание мяча и других предметов).

В период от 8 до 11 —12 лет продолжается дальнейшее совершен­ствование двигательных навыков, особенно в беге, ходьбе, прыжках, метании, гимнастических и акробатических упражнениях.

Вместе с тем, у школьников по сравнению с дошкольниками, уве­личивается время вынужденной неподвижности (гиподинамия). На этом этапе важной является роль активных движений как фактора здоровья (бег, игры, ходьба на лыжах, плавание и другие виды локомоций).

Показано, что у дошкольников и младших школьников при уве­личении возраста и скорости бега в фазе отталкивания увеличива­ется скорость выпрямления опорной ноги, а при более высокой скорости характерны также большой угол разгибания в коленном суставе и большее продвижение тела вперед от опорной ноги в мо­мент отрыва ее от земли. С возрастом, особенно у лиц преклонно­го возраста, эти показатели значительно меняются.

Центр тяжести (ЦТ) при беге движется по волнообразной ко­леблющейся кривой. С увеличением возраста величина подъема тела или вертикальное перемещение ЦТ, становится меньше, то­гда как горизонтальное перемещение увеличивается.

Формирование координационных механизмов движений за­канчивается к подростковому возрасту. При систематических тренировках происходит совершенствование движений и их коор­динация.

В старшем школьном возрасте пропорции тела уже приближа­ются к показателям взрослых. К 14—16 годам появля­ются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках. В 16 лет замедляется рост у девушек, а у юношей — в 17— 18 лет.

Чрезмерные физические нагрузки, особенно подъем тяжестей (гантелей, гирь, штанги и др.) ускоряют процесс окостенения и могут отрицательно влиять на рост и развитие. В подростковом и юношеском возрасте наблюдается возрастание мышечной мас­сы и силы. Физические перегрузки в 7—10—15-летнем возрасте могут привести к деформациям суставов нижних конечностей (стоп, голеностопных и коленных суставов) в связи с изменения­ми структуры ОДА, в том числе, и позвоночника. Девочкам в воз­расте 13—14 лет следует с осторожностью применять физические нагрузки с подъемом тяжестей (атлетизм, гантели, штанга и др.). В подростковом возрасте между мальчиками и девочками от­мечаются существенные различия в показателях мышечной силы.

Отмечены также возрастные изменения временной структуры шага; в частности, до 30 лет время опоры немного и постепенно увеличиваются, а затем остается приблизительно постоянным (K.U. Smith et al., 1960; K.U. Smit., D. Greene, 1962). У пожилых людей, занимающихся бегом, полного разгибания в тазобедренном и коленном суставах до завершения отталкивания не происходит. Кроме того, маховая нога выносится вперед незначительно, бегун держит ее вблизи опорной ноги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.