КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отталкивание
Подготовка к отталкиванию в прыжках заключается в переходе в начальное положение отталкивания, а также в необходимых случаях в накоплении кинетической энергии (разбег, разгон). Подготовка н отталкиванию БИОДИНАМИКА ПРЫЖКА Основное назначение прыжка с точки зрения биомеханики — преодоление расстояния полетом. Во всех прыжках со взлетом осуществляют отталкивание, после которого следует полет (собственно прыжок) и после приземления — амортизация. В прыжках на максимальное расстояние в большей части случаев используют кинетическую энергию, накопленную перед отталкиванием. В легкоатлетических прыжках выполняют разбег, в прыжках на лыжах с трамплина — разгон (на горе разгона). Разбег применяют и в некоторых других видах прыжков, даже когда не ставится задача преодолеть полетом максимальное расстояние. Иногда разбег завершается напрыгиванием на упругую опору (трамплин). Каков бы ни был разбег или разгон, во всех случаях к началу фазы отталкивания принимают наиболее целесообразное начальное положение. Это положение, как правило, является мгновенным положением в движении. Для разбега характерны направление и особенности наращивания скорости. Он обеспечивает накопление кинетической энергии, необходимой для взлета после отталкивания. Но роль разбега не только механическая. Одна из наибольших трудностей разбега для прыгунов — выработка ритма шагов. Шаги разбега, особенно последние, неравной длины. Длина каждого шага, а стало быть, его продолжительность и скорость закономерно отклоняются от средней. Задачи отталкивания в различных видах легкоатлетических прыжков различны, вследствие чего начальное положение отталкивания также бывает различным. Отталкивание в прыжках вызывает ускорение ОЦТ тела спортсмена и перемещает его в направлении последующего полета. В фазе отталкивания выпрямление толчковой ноги (или обеих ног) отдаляет ОЦТ тела спортсмена от места опоры, придает ему кинетическую энергию, необходимую для отрыва от опоры. Отталкивание ногой почти всегда сопровождается маховыми движениями свободных конечностей (рук и переносной ноги). Эти движения также смещают и ускоряют ОЦТ тела и повышают эффект выпрямления толчковой ноги. Перед выпрямлением ноги обычно происходит подседание на ней. Из неподвижного исходного положения оно выполняется сначала с увеличением скорости; далее возникает амортизация (погашение совместного действия сил инерции и тяжести) при замедлении подседания. Когда отталкивание следует после приземления (в движении), амортизация, как замедление подседания, происходит с самого момента приземления (контакта с опорой). Принято амортизацию вместе с выпрямлением ноги включать в фазу отталкивания, хотя, строго говоря, сама амортизация еще не отталкивание, а только служит подготовкой к нему. При амортизации, совершая уступающую работу, растягиваются и напрягаются мышцы, которые потом сокращаются при отталкивании. Отталкивание обусловливает вертикальную и горизонтальную скорость к моменту отрыва от опоры в различных сочетаниях (различные углы вылета ОЦТ). После разбега в прыжках в длину, тройном и некоторых других горизонтальная скорость не увеличивается, а уменьшается. В фазе амортизации потери горизонтальной скорости больше, чем последующее ее приращение от выпрямления ноги и маховых движений. Так называемая стопорящая постановка ноги (под острым углом к опоре) вызывает потери горизонтальной скорости, но помогает созданию вертикальной. Ст о п о р я щ а я сила (горизонтальная составляющая опорной реакции) создает двойной эффект: 1) замедляет продвижение тела (действие реакции Ry, перенесенной в ОЦТ— S) и 2) обусловливает опрокидывание его вперед с подниманием вверх на толчковой). Кинетическая энергия тела прыгуна, затраченная на подъем тела вверх, переходит в потенциальную энергию (в гравитационном поле), создается вертикальная скорость подъема тела — стопорящий подъем. Рис. 71. Стопорящая сила (Rx) и ее момент (Rx h) Стопорящая постановка толчковой ноги на опору после разбега, снижая горизонтальную скорость, способствует напряжению мышц толчковой ноги. Кроме того, упругие деформации мышц стопорящей ноги обусловливают накопление и потенциальной энергии упругой деформации. Упругие силы в соответствующее время еще более «подбрасывают» теловверх. Во многих прыжках в последующей фазе полета происходят вращения тела спортсмена вокруг осей, проходящих через его ОЦТ. В большей части случаев необходимые начальные вращения создаются уже во время отталкивания. Они происходят вследствие: а) отталкивания ногой в направлении не к ОЦТ и б) движений туловища и свободных конечностей. Согласование движений отталкивания ногой, маховых, создающих начальное вращение и стопорящего подъема, зависит от задачи и условий прыжка. Наибольшие усилия ноги, выполняющей отталкивание, приходятся на момент максимума сгибания ее в коленном суставе (граница между подседом и выпрямлением). У мастеров высшей квалификации с этим моментом совпадают максимумы ускорений рук и переносной ноги (рис, 72). Суммарное ускорение ОЦТ, вызванное выпрямлением ноги и маховыми движениями, продолжается на определенном пути. При сохранении усилий увеличение пути ускоренного движения повышает начальную скорость взлета. Это достигается приближением ОЦТ к опоре к началу ускорения (подседание) и наибольшим отдалением его к концу ускорения (к моменту отрыва полное выпрямление толчковой ноги и полный размах маховых движений). Рис. 72. Согласование движений маховых и отталкивания: а •— у новичка; б — у мастера спорта (по Ю. В. Верхошанскому)
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |